litceysel.ru
добавить свой файл
1

Урок физики в 10-м классе по теме: "Изопроцессы: изотермический, изобарный и изохорный"

Вязмитинов Валерий Евгеньевич, учитель физики

Статья отнесена к разделу: Преподавание физики



Цель урока: выяснение условий выполнения изопроцессов; выяснение теоретической зависимости трех макроскопических параметров; практическое доказательство этих параметров.

Задачи урока:


  1. Диагностика знаний учащихся по темам:
    “Основы молекулярно-кинетической теории”,
    “Основное уравнение молекулярно-кинетической теории”
    “Уравнение состояния идеального газа”.

  2. Коррекция теоретических знаний по данным темам.

  3. Виртуальное и экспериментальное подтверждение законов “Бойля-Мариотта”, “Гей-Люссака”, “Шарля”.

  4. Теоретическое обобщение и подтверждение зависимости макроскопических параметров

  5. Разработка алгоритма решения графических задач и перепостроения графиков в различные системы координат.

Формы и методы работы:

  1. Тестирование.

  2. Беседа.

  3. Лекция.

  4. Презентация.

  5. Виртуальная и практическая лабораторная работы.

  6. Решение графических задач.

Элементы образовательных моделей, используемых на данном уроке:

  1. Методическая система интенсивного обучения (В.Ф.Шаталов)

  2. Теория развития познавательного интереса (Г.И.Щукина)

  3. Теория оптимизации обучения (Ю.К.Бабанский, М.П.Поташник)

  4. Концепция поэтапного формирования умственных знаний (П.Я.Гольперин)

Тип урока - изучение нового материала.

Ход урока


I урок:

1. Организация урока - 2мин.

2. Постановка цели и задач урока - 3 мин.

3. Презентация - 12 мин.

4. Мотивация мысленной деятельности учащихся (работа по тестам и 2 учащихся у доски с аналогичными заданиями по пройденному материалу) - 12 мин.

5. Объяснение нового материала -15 мин.

А) изотермический процесс (закон Бойля-Мариотта)

Б) изобарный процесс (закон Гей-Люссака)

В) изохорный процесс (закон Шарля).

II урок:

1. Организация урока - 2 мин.

2. Постановка цели и задач урока - 3-5 мин.

3. Выполнение виртуальной лабораторной работы - 30 мин.

4. Обобщение полученных результатов - 3-5 мин.

III урок:

1. Организация урока - 2 мин.

2. Постановка цели и задач урока - 3 мин

3. Выполнение практической работы -10-2 мин.

4. Обобщение полученных результатов - 3-5 мин.

5. Алгоритмизация графических задач -15 мин.

6. Приемственность материала, подведение итогов, постановка задач на новый урок.

Домашнее задание: параграф 53(Касьянов), задачи 1-5, параграф 18(Пинский), задачи1-3, 4-5 по выбору.

ЭТАПЫ I УРОКА

1. Повторение и закрепление основных понятий и уравнений молекулярно-кинетической теории.

(Презентация раздела физики “Молекулярно-кинетическая теория”, выявление способностей учащихся практически и теоретически компоновать пройденный материал).

2. Диагностика знаний учащихся по данной теме (Варианты тестов см. Приложение3). Двое учащихся отвечают у доски, при этом проводят самооценку своих знаний. Каждый ученик после окончания тестирования сам оценивает свою работу на листке.

3. Объяснение нового материала:

Изопроцессы - процессы изменения состояния газов так, что один из трех макроскопических параметров (объем, давление, температура) остается постоянным, а два других параметра при этом изменяются.


а) Изотермический процесс- процесс изменения состояния определенной массы газа при постоянной температуре (m=const, T=const). Из уравнения Менделеева-Клайперона следует закон Бойля-Мариотта PV=CONST=m/V* RT. Это означает, что произведение начального давления Р1 на его первоначальный объем равно произведению этих параметров P2*V2 в произвольной момент времени P1*V1=P2*V2или P1/P2=V2/V1 следовательно Р - 1/V график- гипербола, название - изотерма.

б) Изобарный процесс - процесс изменения состояния определенной массы газа при постоянном давлении (m=const, P=const).Из уравнения Менделеева - Клайперона следует закон Гей-Люссака. V/T=const=mR/MP-это означает, что отношение первоначального объема газа к его температуре Т1 равно отношению этих параметров V2/T2 в произвольный момент времени. V1/T1=V2/T2 или V1*T2=V2*T1 следует V