litceysel.ru
добавить свой файл
1
Урок физики в 7 классе


по теме: «Расчет массы и объема тела по его плотности».

Учитель физики МОУ «Лиманская СОШ № 1»

Игнатова Валентина Владимировна.


«Расчет массы и объема тела по его плотности»




Цели урока: продолжить формирование основных понятий (плотность, масса), закрепить приобретенные знания при решении задач различного типа; развитие способности выражать свои мысли, приводить аргументы для доказательства предположений (гипотез); вызвать желание постоянно пополнять свои знания, воспитывать интерес к предмету, показывая применение физики на практике.

План урока


Этап

Время, мин.

Приемы и методы

I. План работы

1-2

Сообщение учителя

II. Проверка домашнего задания

8-10

Тест. Взаимопроверка.

III. Совершенствование знаний и умений


20

Решение задач.

Записи на доске и в тетради.

IV. Контроль знаний


10

Работа в группах.

V. Подведение итогов.


3-4

Обобщение. Выводы. Записи на доске и в дневниках.



Ход урока.

Сообщается план урока, ставятся цели.

Учитель:

На прошлых уроках мы с вами изучали очень важное понятие. Какое это понятие?

Ученик:

Плотность.

Учитель:

Уровень усвоения этого понятия, поможет определить тест.

Ученики выполняют тесты по вариантам, ответы записывают на листочках. Затем, поменявшись своими листочками с соседом по парте, проверяют работы друг друга, (ответы высвечиваю на проекторе). Выставляются оценки. Прошу поднять руки тех, кто получил оценку 5, затем 4 и 3.Образец теста.


I

I. Плотность гранита 2600 кг/ м3 означает, что

1. 2600 кг гранита имеют объем 1 м3

2. 2600 кг гранита имеют объем 2600 м3

3. 1 кг гранита имеет объем 2600 м3

II. Цистерна вместимостью 20 м3 наполнена нефтью, масса которой 16000 кг. Вычислите плотность нефти.

1. 320000 кг/м3 2. 800 кг/м3 3. 0,05 кг/м3 4. 1,3 кг/м3 5. 320 кг/м3

III. Дубовый брусок объемом 0,002 м3 имеет массу 1,6 кг. Вычислите плотность дуба.

1. 0,032 кг/м3 2. 800 кг/м3 3.0,8 кг/м3 4.1,25 кг/м3 5. 125 кг/м3

IV. Плотность фарфора 2300 кг/м3 . Выразите ее в г/см3 .


1. 2,3 г/см3 2. 0,23 г/см3 3. 23 г/см3 4. 230 г/см3


V. Кусок парафина объемом 0, 5 дм3 имеет массу 450 г. Вычислите плотность парафина.

1. 9 г/см3 2. 0,9 г/см3 3.405 г/см3 4. 225 г/см3 5. 2,25 г/см3


На этапе актуализации темы и постановки проблемы, решаются следующие задачи:

Определите плотность картофеля. Оборудование: мензурка, стакан с водой, маленькая картофелина на нити, весы, гири.


Ученик:

Взвешиваем картофель, затем с помощью мензурки определяем объем.

Запись на доске и в тетрадях.

Дано: Решение:

m=16, 5 г

V=14 см3 p=m/V

Найти: p=16,5 г/14 см3

р p=1, 18 г/см3

Ответ: p=1, 18 г/см3


Учитель:

Определите плотность шоколадки. Только мне не хотелось бы, чтобы вы ее в мензурку с водой опускали.

Ученик:

Можно линейкой измерить длину, ширину и толщину шоколадки, а потом вычислить ее объем.

Запись на доске и в тетрадях.

Дано: Решение:

m=50 г V=авс

а=13 см V=13х4х1

в=4 см V=52 см3

с= 1 см p=m/V

Найти: p=50 г/52 см3

p p=0,961 г/см3

Ответ: 0,961 г/см3


Учитель:

Недавно по астраханскому телевидению показали сюжет: в одном крестьянском хозяйстве вырастили замечательную картошку. Даже из Москвы приезжают закупать. Но берут картофелины только определенного объема. Примерно вот такую картофелину я вам принесла на урок. Давайте, определим ее объем. Вот только в мензурку, да и в отливной стакан она не войдет. Как быть?

Ученик:

Можно порезать ее на такие кусочки, чтобы они входили в мензурку и потом сложить объемы кусочков, это и будет объем картошки.

Учитель:

Жаль портить такой урожай, давайте поищем другой выход.

Ученик:

Мы можем взвесить ее на весах. Потом, используя вычисленное нами значение плотности, вычислить объем по формуле.

Учитель:

Отлично. Это и есть тема нашего урока: Расчет массы и объема тела по его плотности. Запись на доске и в тетрадях:

Дано: Решение:

p=1, 18 г/ см3 V=m/p

m=248 г V=248 г/1, 18 г/см3

Найти: V=210 см3

V Ответ: 210 см3


Учитель:

Как найти объем тела, если известна масса тела и его плотность?

Ученик:

Чтобы найти объем тела надо массу разделить на плотность.

Учитель:

Здесь у меня есть еще одна шоколадка. Рассчитайте массу этой шоколадки, зная ее плотность.

Запись на доске и в тетрадях.

Дано: Решение:

p=0,961 г/см3 V=авс , m=pV

а=13 см m=0,961 г/см3 х104 см3

в=8 см

с=1см m=100 г

Найти:

m Ответ: 100 г.

Учитель:

Как найти массу тела, если известна его плотность и объем?

Ученик:

Надо плотность умножить на объем.

Учитель:

Далее рассмотрим задачу на сравнение двух значений физических величин и алгоритм ее решения. Задачи такого типа будут, часто встречаются в дальнейшем (даже и в старших классах). Если вы научитесь узнавать этот тип задач, то, применяя алгоритм, успешно их решите.

Задача:

Имеется два цилиндра - алюминиевый и стальной. Массы цилиндров одинаковы. Объем какого из цилиндров больше и почему?

Алгоритм.

- проанализируем данные и искомые величины и попытаемся найти связывающую их формулу.

Ученик: Нужно сравнить объемы цилиндров, зная, что их массы одинаковы. Плотность алюминия и стали различна. По формуле: V=m/p.

Учитель:

-проанализируем формулу V=m/p.

Ученик:

Из этой формулы видно, что при одинаковых массах объем больше у того тела, у которого плотность меньше.

Учитель:

-сформулируем обоснованный ответ.

Ученик:

Плотность алюминия меньше, чем плотность стали, поэтому объем алюминиевого цилиндра больше.


Далее ученикам предлагается работа в парах. Им раздаются карточки, разного уровня сложности, что позволяет, дифференцировано проверить и закрепить полученные знания, умения и навыки. Объясняется, в каком виде им надо сдать отчет по данной работе. Если позволяет время можно обсудить данную работу.


Карточка №1

Определите, что имеет большую плотность: вода или молоко?

Оборудование: сосуды с водой и молоком, стакан, весы, гири.

Карточка №2

Определите объем одной кнопки.

Оборудование: коробка с кнопками, мензурка с водой.

Карточка №3

Определите среднюю плотность крупы.

Оборудование: баночка с крупой, спичечный коробок, весы с гирями, линейка.


На этапе рефлексии ученики высказывают свои впечатления от урока.

Домашнее задание. П.22, для подготовки к контрольной работе: с.23 №198, с.24 № 228 (по Сборнику задач В. И. Лукашик). Желающим предлагается самим придумать интересную задачу на расчет плотности, массы или объема тела применяемого в быту.