litceysel.ru 1 2 ... 12 13



В. В. ОКСАМЫТНЫЙ


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЗАКОНА


Учебное пособие

для студентов юридического факультета


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2009

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и истории государства и права
и Научным центром сравнительного правоведения


Оксамытный В.В.

Сравнительная теория закона: Учебное пособие. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 78 с.


Дисциплина «Сравнительная теория закона» конкретизирует актуальные проблемы современной теории права. В ней на компаративистской основе раскрываются сущность и назначение закона как исходной формы права, рассматриваются взаимосвязи права и закона, излагается принцип верховенства закона как важнейшего принципа права, а также освещаются зарождение и развитие закона как юридического феномена, его место и роль в системах источников права современных государств. Широко привлечены наработки российской правовой науки, использованы достижения зарубежной юриспруденции.

Пособие предназначено для студентов юридического факультета, слушателей иных форм правового обучения, стремящихся углубить свои знания в области юриспруденции, аспирантов и преподавателей, а также всех тех, кто вовлечен в реальные процессы правотворчества и применения закона в жизни.




© Оксамытный В.В., 2009

Введение

В Институте международного права и экономики имени А.С. Грибоедова с 1998 г. читается новационный для современного юридического образования специальный курс, посвященный проблемам закона как важнейшего понятия юриспруденции1. Необходимость его введения обусловлена актуальностью тематики, связанной с возрастающей ролью закона в условиях формирования новой российской государственности. Цель настоящего учебного пособия – помочь студентам-юристам в освоении излагаемого в курсе материала, в подготовке к семинарским занятиям и сдаче зачетов по итогам изучения теории закона.


Законодательство было и остается сердцевиной, стержневым элементом правовой системы во всяком государственно-организованном обществе. Знаменательно, что первому в мире официальному учебнику права (533 г.) было предпослано обращение императора Юстиниана со словами «Cupidae legum juventuti» («Юношеству, желающему изучать законы»). А ранний из опубликованных первым российским профессором права С.Е. Десницким курсов лекций имел название «О пользе знания отечественного законоискусства» (1778 г.). Не менее существенным предстает сегодняшнее обращение к той части правового наследия различных народов, которая отражается в законодательном массиве их государств, в теоретических обобщениях законоведов.

Дисциплина «Сравнительная теория закона» конкретизирует важнейшие положения современной общей теории права. В нем на компаративистской основе раскрываются сущность и назначение закона как исходной формы права, рассматриваются взаимосвязи права и закона, излагается суть верховенства закона как важнейшего принципа права, а также освещаются зарождение и развитие закона как юридического феномена, его место и роль в системах источников права современных государств.

Аккумулированная в изложенном суть учебной дисциплины дает возможность сформулировать основные ее направления, которые обобщены в определении названия курса. Сравнительная теория закона (компаративистская легиспруденция) – это совокупность знаний о становлении, оформлении и действии законов на основе мировых правовых традиций и опыта отдельных стран. Ее предметом, соответственно, предстают:

- общие закономерности становления, оформления и функционирования законов в историческом и современном аспектах проявления;

- понятийно-категориальный аппарат данной юридической науки;

- законотворческая техника, вбирающая в себя совокупность принципов и способов оформления законодательного материала;

- законодательство как совокупность нормативных правовых актов общегосударственного значения;


- основные процессы реализации законов в реальной жизни, включая их толкование и эффективность действия.

Сравнительная теория закона, являясь составной частью общетеоретической юридической науки, использует ее методологию, включающую в себя разнообразные приемы, формы и способы познания феномена закона, среди которых выделяются:

- общенаучные методы исследования правовой реальности (анализ и синтез, структурно-системный и функциональный подходы, методы прогнозирования, моделирования и эксперимента);

- специальные научные методы, основанные на процессах и результатах усвоения окружающего мира конкретными науками или группами наук, которые объединяют по признаку принадлежности к определенной сфере знаний (общественных и естественных, технических и математических науки и т. д.);

- частные (собственные) методы юридической науки, выработанные на протяжении всего ее развития либо привнесенные современностью.

Среди юридических подходов к познанию феномена закона при составлении курса, преподавании и усвоении соответствующей юридической дисциплины более востребованы:

- формально-юридический подход, который предполагает изучение, в частности, закона в идеально-обобщенном виде – таким, каким он должен быть в качестве достижения мировой цивилизации, отделенным от «наростов» своего субъективного проявления в исторически прошлом или настоящем;

- сравнительно-правовой подход, включающий в себя методы юридической компаративистики, с помощью которых сопоставляются нормативно-правовые системы различных стран для определения общих свойств и специфических черт современного проявления закона. Сравнение может предполагать исследование сопоставимых характеристик закона и законодательства, действующих в настоящее время в различных правовых семьях или отдельных правовых системах (синхронное сравнение). Для сравнения могут быть избраны соизмеримые законодательные акты (микросравнение), более сложные компоненты их объединения (институционное, отраслевое и межотраслевое сравнение), а также правовые системы в целом (макросравнение);


- историко-сравнительный подход, дающий возможность исследования сопоставимых характеристик закона и законодательства, существовавших в прошлом (историческое или диахронное сравнение);

- социоюридический подход, основанный на методах социально-правовых исследований, в том числе наблюдения за законотворчеством и законоприменением, сбора и анализа различных источников информации о законе, опроса (анкетирования и интервьюирования), социально-правового эксперимента, устанавливающего степень эффективности вступившего в силу либо прогнозирующего действенность готовящегося или вводимого закона;

- интерпретационный подход, заключающий в себе методы толкования законодательных предписаний. С их помощью выявляются истинное содержание и конкретный смысл норм закона, а также определяется и разъясняется зафиксированная в юридически обязательных велениях воля государства.

Структурно курс вбирает в себя как историко-правовую часть, исследующую зарождение закона и оформление его теории, так и обращение к его современному состоянию, роли и месту в системе источников права современного государства, путям его формирования в настоящее время, к сравнительной характеристике законотворческого процесса, законодательной техники и систематизации законодательства, сложившихся в различных правовых системах и семьях, а также к процедурам действия и толкования закона, к показателям его результативности в процессе правового регулирования личности, общества и государства в целом.



следующая страница >>