litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Пензенский государственный университет имени В.Г. Белинского


Кафедра истории древнего мира, средних веков и археологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«АРХЕОЛОГИЯ РОССИИ»


СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050401 ИСТОРИЯ


Пенза 2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г.БЕЛИНСКОГО


ПРИНЯТО

На заседании Ученого совета

______________________________

наименование факультета


Протокол заседания совета факультета

№____ от «____» ______________ 200 г.

Декан

факультета _________ _______________

подпись Ф.И.О.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________ ___________________

подпись Ф.И.О.

«____» __________________200 г.



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.В.00 Дисциплины и курсы по выбору, устанавливаемые вузом:

«Археология России»

_________________________________________________

наименование дисциплины в соответствии с ГОС


050401 История

_____________________________________________________________________________

шифр специальности и ее название


исторический

________________________________________________________________________

наименование факультета


кафедра истории древнего мира, средних веков и археологии

________________________________________________________________________

наименование кафедры


Пенза - 2007

1. Требования ГОС по дисциплине и квалификационные требования:


1.1. Общие требования:


– соответствие специализации кафедры истории древнего мира, средних веков и археологии (специализация: «археология»);

– соответствие требованиям общеобразовательного стандарта по специальности: «история».


1.2. Требования к содержанию дисциплины:

Содержание курса излагается по разделам, соответствующим общепринятой археологической периодизации: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), энеолит и бронзовый век (ранний, средний и поздний) и железный век (ранний, поздний).

В археологии каменного века особое внимание обращено на синхронизацию собственно археологических данных с основными этапами антропогенеза, а также на экологические факторы в разные периоды становления и развития первобытного общества.

Археологию энеолита и бронзового века организует историко-металлургический подход. Он позволяет проследить общие закономерности в развитии археологических культур энеолита и бронзы, объединенных общностью металлургии.

Археология железного века — это изучение этнических, хозяйственно-культурных и исторических общностей (скифской, сарматской, славянской и т.д.). В этом же разделе рассмотрены наиболее яркие достижения древневосточной и античной цивилизаций. Особое внимание уделено археологии древней Руси.


1.3. Квалификационные требования:

В результате изучения дисциплины специализации выпускник исторического факультета должен

знать/понимать


  • факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие междисциплинарный уровень гуманитарного знания;

  • принципы научного познания в сфере социальной психологии и истории;
  • важнейшие методологические концепции исторического процесса в данном контексте, их научную и мировоззренческую основу;


  • особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

  • историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;



уметь

  • проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

  • классифицировать исторические источники по типу информации;

  • использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

  • различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

  • использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

  • систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

  • формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
  • участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;


  • представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, контрольной, курсовой работы, исследовательского проекта, публичной презентации / участие в научно-практических конференциях, дипломного проекта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

  • учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

  • осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.



2. Цели и задачи дисциплины:

Основная цель спецкурса, углубленное изучение археологии России, и в первую очередь тех археологических культур, с исследованием которых будущий специалист может столкнуться на практике. Спецкурс адресован студентам-старшекурсникам, специализирующимся по археологии.

Предлагаемый лекционный курс непосредственно связан с базовым циклом дисциплин университетского курса по специальности «История» и с другими спецкурсами в специализации по археологии.

Спецкурс начинается с темы, посвященной развитию и становлению основных научных направлений, существующий в российской археологии. Общим для всех направлений были те достижения, которые имели отношение к совершенствованию методики археологических раскопок или методов анализа находок

В основной части спецкурса на конкретных примерах рассматриваются наиболее важные проблемы, имеющие отношение к определению предмета археологии, специфики ее источников и места археологии в изучении прошлого. Многие из этих проблем являются дискуссионными. Студенты имеют возможность познакомиться с характером этих дискуссий, определить свое отношение к ним. Автор спецкурса подводит студентов к пониманию того, что дискуссии, противоречия мнений естественное состояние науки, ее двигатель, ибо наука всегда должна находиться в развитии.


Задачи курса:

- проследить становление и развитие понятия "археология";

- рассмотреть взгляды на задачи археологии в различные культурно-исторические эпохи;

- осуществить знакомство с основными археологическими источниками и теоретическими подходами к проблеме историко-культурных источников;

- рассмотреть теоретические аспекты методики археологических исследований;

- выделить ключевые моменты в истории отечественной археологии.


  1. Распределение нагрузки:




Вид учебной работы

Очное обучение

Заочное обучение

по всем специальностям

по всем специальностям

по семестрам

по семестрам

1

2

3

4

5

Общая трудоемкость, всего часов




51







Аудиторные занятия (АЗ)











Лекции (Л)





34







Практические занятия (ПЗ)




17







Семинары (С)













Лабораторные занятия (ЛЗ)













Другие виды аудиторных занятий













Самостоятельная работа (СР)




3







Контрольная работа













Компьютерное тестирование













Форма итогового контроля

(зачет)


5









4. Содержание дисциплины:

Тема. 1. Основные направления развития археологической науки в России

"Археологическая история" (А.А. Арциховский, Б.А. Рыбаков И.Е.Крупнов, Д.А.Крайнев, Б.Н. Граков ); "Археологическая этногенетика" (М.И. Артамонов, П.Н.Третьяков, В.В. Седов); "Археологическая социология" (В.М. Массон, В.И. Гуляев, В.А. Алекшин);. "Дескриптивная археология" (Г.А. Федоров-Давыдов, Д.В.Деопик, Б.И.Маршак, Я.А.Шер В.Ф.Генинг И.С.Каменецкий); "Археотехнология" (С.А.Семенов, Е.Н.Черных, Б.А.Колчин, Н.В.Рындина, А.А. Бобринский); "Археологическая экология" (палеоэтнологическая" школа Б.С. Жукова, Л.Н. Гумилев, П.М. Долуханов, А.М. Микляев, В.И.Тимофеев), "Эшелонированная археология" (Л.С. Клейн, Г.С.Лебедев, М.Б. Щукин, В.С. Бочкарев).

Тема. 2. Процедура исследования. Задачи и методы археологических реконструкций.

Реконструкции. Историческая интерпретация. Палеогеография. Модель памятника. Поселение, стоянка, погребальные комплексы. Критика археологических источников. Конвергентная и дивергенция. Культуроразличительные признаки. Интерпретационные возможности основных понятий археологии. Археологический комплекс. Технокомплекс. Миграции. Дискретность культур. Археологическая и историческая периодизация.

Тема. 3. Палеолит Европейской России.

Современная периодизация палеолита. Пути заселения территории России в палеолите. Мустьерская эпоха. Природные условия, растительный и животный мир. Стоянки Европейской части России и Южной Сибири. Стоянка Сухая Мечетка. Мустьерские жилища и самые ранние захоронения. Культурно-исторические зоны.

Верхний палеолит. Природные условия: климат, растительный и животный мир. Территория распространения верхнепа­леолитических памятников в России. Палеолитические поселения, жилища и погребения. Костенки, Авдеево, Зарайская стоянка. Комплекс погребений Сунгирь. Верхнепалеолитические культу­ры Среднерусской равнины Усовершенствование техники изготовления орудий. Изготовление ножевидных пластин, техника отжимной ретуши.


Палеолитическое искусство. Живопись в пещерах Урала. Костяные пластинки пластинки-бляшки из палеолитических памятников. Скульптурные изображения. Эстетические и религиозно-магические начала в искусстве палеолита.

Тема. 4. Мезолит Европейской России.

Послеледниковая фауна и флора. Открытие первых мезолитических стоянок в конце XIX в. и их дальнейшее изучение. Основные черты новой археологической эпохи. Микролиты, их разнообразие и назначение. Макролиты. Вкладышевая техника.

Человек и географическая среда в эпоху мезолита в различных регионах Евразии. Отдельные культурно-исторические общности эпохи мезолита. Отличия мезолитических памятников лесной и степной зоны. Мезолитические поселения Крыма и Кавказа. Особенности мезолита Восточнорусской равнины. Мезолитические стоянки Сурско-Мокшанского междуречья. Локальные особенности каменной индустрии.

Хозяйство людей эпоха мезолита. Предпосылки для перехода к производящему хозяйству.

Тема. 5. Ранний неолит.

Характеристика неолитической эпохи, хронологические рамки, основные признаки. Природные условия климатического оптимума. Изобретение глиняной посуды. Орнаментация керамики. Этническое содержание археологической культуры. Неолитизация и развитие ранненеолитических культур лесостепной зоны. Распространение керамических традиций. Диффузия навыков керамического производства. Елшанская ранненеолитическая культура: территория, хронология, происхождение. Лесостепная линия развития ранненеолитических культур. Развитие лесостепных памятников с гребенчато-накольчатой керамикой верхневолжского и камского облика.

Тема. 6. Поздний неолит.

Основные черты поздненеолитической эпохи. Изменения в кремневой индустрии. Поселения и жилища. Могильники. Культурно-историческая область памятников с ямочно-гребенчатой керамикой. Локальные варианты памятников с ямочно-гребенчатой керамикой. Памятники Примокшнья, Нижнего Поочья. Рязанского Поочья и Прихоперья. Хронология и периодизация памятников с ямочно-гребенчатой керамикой. Происхождение памятников с ямочно-гребенчатой керамикой лесостепной зоны. Древности дронихинского типа. Памятники Прихоперья с прочерченно-гребенчатой керамикой. Процессы взаимодействия культур позднего неолита.

Тема. 7. Ранний энеолит.


Характеристика энеолитической эпохи. Периодизация становления металлообработки. Металлургические провинции. Начало энеолитической эпохи. Лесостепные памятники с воротничковой и хвалынской керамикой. Поселения и могильники. Русское Труево, Веденяпино, Софьино, Шапкино, Пензенские стоянки. Изменения в кремневой индустрии. Памятники хвалынской культуры. Проблема соотношения воротничковых и хвалынских древностей. Взаимодействие автохтонного неолитического населения с южными культурами. Волго-Донской энеолитический очаг культурогенеза. Памятники алтатинского типа. Памятники среднестоговской культуры. Хронология и периодизация. Происхождение памятников алтатинского типа.

Тема. 8. Поздний энеолит


Характеристика позднеэнеолитической эпохи. Периодизация и хронологии. Памятники волосовского и позднестоговского типов. Медеплавильное производство. Соотношении волосовских и позднестоговских древностей. Позднестоговские поселения Верхнего Посурья. Пути и время расселения волосовских племен на территории Сурско-Окского междуречья. Каменная индустрия волосовских племен. Проблема культурного статуса и происхождения позднеэнеолитических древностей Посурья и Прихоперья, их культурная принадлежность. Памятники ямно-репинского типа. Проблема происхождения репинской культуры. Динамика развития культур на лесостепной территории Сурско-Окского междуречья. Памятники имеркской культуры. Каменный инвентарь. Металлобработка. Происхождение имеркских древностей.



следующая страница >>