litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 18 19 20 21 22

7. Глоссарий

Гуманизм – социально-ценностный комплекс взглядов, убеждений, идеалов.

Основные характеристики педагогического процесса: целенаправленность, двусторонность, целостность.

Функции педагогического процесса: Образовательная, развивающая, воспитательная.

Закономерность – связи, зависимости, отношения, которые существуют объективно, независимо от сознания и воли человека.

Принцип – исходное, начальное положение, которым руководствуется педагог в своей практической деятельности и поведении.

Система педагогических принципов – это единство принципов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе. (Принципы научности; систематичности; связи теории с практикой; сознательности и активности; наглядности; доступности; прочности усвоения знаний; учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей; целеустремленности, воспитанности в коллективе и через коллектив; гуманизация педагогического процесса).

Воспитанность - интегративная особенность личности, характеризующая объемом и характером усвоенных знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств, реализуемых в деятельности.

Основные средства педагогического процесса: виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности.

Коллектив - группа людей, которая характеризуется следующими основными признаками: равноправием; единством общественно ценной и личностно значимой цели; единством действий по достижению этой цели; наличием органов самоуправления.

Медиаобразование – процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации.

Метод – это основной способ взаимодействия учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника), направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.


Прием – это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода.

Система педагогических методов – это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.

Гностическая деятельность – это проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности.

Методика педагогического мониторинга – это совокупность методов, способов педагогических действий, направленных на отслеживание хода и результатов педагогического процесса и образующая их единство.

Организаторская деятельность – это деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса.

Организационная структура педагогического процесса _ это определенный отрезок времени педагогического процесса, своеобразный по назначению, конструкции, содержанию.

Проектировочная деятельность – это определение цели, задач, содержания педагогического процесса, это замысел его протекания.

Педагогическая диагностика (от греч. «способность распознавать»), процесс постановки диагноза, установление воспитанности, развития и образования школьников.

Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития).

Педагогическое прогнозирование это предвидение будущих изменений в развитии, образовании, формировании личности; это определение путей совершенствования личности; это проектирование хода развития педагогического процесса.

Педагогическая технология – организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой.

План – заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

Система организации педагогического процесса – это целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом.


Форма педагогического процесса – это внешний вид, устройство педагогического процесса.

Содержание педагогического процесса – это объем и характер знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимо индивиду для выполнения общих (универсальных) для всех граждан социальных функций, детерминированных определенной системой ценности общества.

Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

Задача – конкретное выражение цели.

Идеал – совершенное воплощение чего-нибудь.

Модель – образец (эталон, стандарт).

Концепция – совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких-либо видов деятельности, явлений.

Многоуровневость содержания педагогического процесса: ориентировочный, концептуально – моделирующий, конкретно – нацеливающий, предметный.

Функциональная грамотность – умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности.

Умственное воспитание – это совокупность последовательных действий учителя и учащихся (воспитателя и воспитанника), направленных на формирование научного мировоззрения, развитие психических процессов, познавательных сил и способностей и привитие культуры умственного труда.

Нравственное воспитание – это совокупность последовательных действий воспитателя и воспитанника, направленных на формирование морали.

Мораль (или нравственность) – это совокупность норм и принципов, которыми руководствуется человек в своем поведении, в отношении к труду, продуктам труда, к обществу, государству, природе, к другим людям, к самому себе.

Физическое воспитание – это совокупность последовательных действий воспитателя и воспитанника, направленных на гармоничное развитие форм тела, укрепления здоровья, на развитие физической силы, ловкости и выносливости.


Эстетическое воспитание – это совокупность последовательных действий учителя и ученика, направленных на привитие умения воспринимать, понимать, чувствовать прекрасное в действительности и искусстве, а также развитие вкусов, потребности и способности воспроизводить это прекрасное в действительности и в искусстве.

Трудовое воспитание – это совокупность действий учителя и ученика, направленных на психологическую подготовку к труду, вооружению трудовыми знаниями, умениями и навыками, а также привитие культуры умственного и физического труда.

Педагогическая антропология – система педагогических взглядов, основанная на данных наук, изучающих человека.

Развитие – поступательное движение, переход от старого к новому, процесс смены низших ступеней высшими. Развитие ребенка – процесс становления его как члена общества, процесс формирования и совершенствования его как личности.

Формирование – становление личности под воздействием различных факторов; результат на данный момент (какой-то уровень стабилизации, приобретения формы – комплекса свойств, качеств личности).

Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

Основные факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание, саморазвитие при активной деятельности самой личности.

Наследственность – сохранение и передача биологического сходства родителями своему потомству.

Среда – социально – экономические, исторически сложившиеся условия жизни общества. Среда в педагогическом плане – микросреда – это мир взаимосвязанных предметов, явлений и людей, которые постоянно окружают ребенка и обуславливают его развитие.

Саморазвитие личности – внутренне необходимое самопроизвольное ее изменение, определяемое внутренними противоречиями.


Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психологического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических и психологических изменений.

Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидуальных свойств человека, отличающее его от других людей.

Личность – социальная сущность человека.

Объект – тот, на кого направлены мысли и действия.

Субъект – тот, кто познает, мыслит и действует.



<< предыдущая страница   следующая страница >>