litceysel.ru
добавить свой файл
1
Урок 10 класс. Тема: Фенолы.


Этап обучения: начальный

Цели: познакомить учащихся с классом фенолов, на основе строения

спрогнозировать свойства и применение фенола.

Задачи
.

Образовательные:


  • изучить состав, свойства и применение фенолов;

  • познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами фенола, изучить качественные реакции на фенолы;

  • используя межпредметные связи, рассмотреть области применения фенола и его роль в жизни человека (положительную и отрицательную) Развивающие:

  • продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы (познаваемость, управление химическими процессами);

  • развивать умения наблюдать, анализировать, делать выводы Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к своему здоровью, умения работать в парах, группах c дополнительными источниками информации Тип урока: урок изучения нового материала

  • Приёмы обучения: раскрытие причинно-следственных связей, постановка межпредметных вопросов, наблюдение

  • Технологии: метапредметный подход «Знак». Формы организации познавательной деятельности: фронтальные, самостоятельная работа, способ развернутой «кооперации» Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, таблицы, презентация; на столах учащихся: пробирки с экстрактами чая, реактив-хлорид железа(3), баночки с гуашью, акварельные краски, кисти, альбомные листы, дополнительные источники информации(«Википедия», «Химическая энциклопедия»), кластеры. Прогнозируемые результаты обучения: учащиеся должны:

  • знать: состав, свойства фенола, его применение, влияние фенола на живой организм;
  • уметь: работать с химическим оборудованием и реактивами, соблюдать технику безопасности, устанавливать причинно-следственные связи, составлять логические схемы


Ход урока.

Учитель. Здравствуйте ребята!

Я вам предлагаю вам совершить небольшую экскурсию в музей живописи.

(слайды1-2)

Какая связь между экскурсией и сегодняшним уроком химии?

Ученики: краски (слайд3)

Учитель: ни одна картина не обходится без красок. Каждый из вас хоть раз в жизни брал в руки кисть и краски. А вы никогда не задумывались над тем, какие вещества входят в состав этих красок? С одним из удивительных веществ мы познакомимся на уроке, а также с его составом, строением и свойствами. (слайд4)

Это вещество было открыто в 1771 году. Сразу после открытия его стали использовать в качестве красителя. Текстильщики красили им свои ткани. И только в 1841 году Огюст Лоран установил его формулу (слайд 5)

Как вода и спирты молекула этого вещества имеет гидроксогруппу. Как толуол она имеет бензольное кольцо. Пожайлуста, попытайтесь сами вывести формулу этого удивительного вещества. Составляя формулу, помните, что вещество дружит и с гидроксогруппой и бензольным кольцом.

Учитель: обменяйтесь своим мнением с соседом по парте, обсудите в четверке.

Кто готов? Пожалуйста, запишите формулу фенола на доске (слайд6)

Ученики записывает формулу на доске (одновременно учащиеся заполняют логическую схему на листках)

Проверьте правильность формулы. Это вещество - фенол. (слайд7)

И так тема урока: Фенол (запись в виде смысловой, логической схемы- кластер)

Как можно дать определение: что такое фенолы. Подумайте, обменяйтесь мнением с соседом по парте, обсудили в четвёрке.

Ученики: Фенолы - это органические вещества, у которых гидроксильная группа связана с ароматическим кольцом.

Учитель: А вот какое определение фенолов даётся в «Википедии»,«Химической энциклопедии», найдите это определение.


(слайд 8)

Учитель: Познакомимся со свойствами фенола.

(Демонстрация физических свойств фенола)

Ребята, что представляет собой данное вещество по внешнему виду, как оно растворяется в воде?

Ученики: Фенол-белое кристаллическое вещество, плохо растворимое в воде.

Учитель: Фенол имеет характерный запах. Его можно почувствовать, если понюхать краски. Откройте баночки с гуашью. Вы чувствуете специфический запах. Так пахнет фенол.

А сейчас, рассмотрим химические свойства фенола (слайд 9)

Демонстрация опыта 1

Фенол взаймодействует со щелочами, обесцвечивая их растворы. Какие вещества взаимодействуют со щелочами, при этом происходит обесцвечивание растворов?

Ученики: кислоты.

Учитель: Значит, фенол проявляет свойства кислоты. Составьте уравнение данной реакции.

Кроме этого, для фенола характерна качественная реакция- взаимодействие с хлоридом железа (3). Какие реакции носят названия качественных?

С её помощью можно определить конкретное вещество. Проделайте, пожайлуста данную реакцию. У вас на столах находятся пробирки с экстрактами чая, в пробирку добавьте 1-2 капли раствора хлорида железа(3). Что наблюдаете?

Ученики: темно-фиолетовое окрашивание

Демонстрация опыта 2

Учитель: Фенол взаимодействует с белками. Посмотрите, что происходит с белком, если добавить фенол.

Свертывание, разрушение белка. Какой вывод можно сделать о влиянии фенола на живые организмы?

Фенол – ядовитое вещество!

Вот как описывал А.П.Чехов в своём рассказе «Враги» действие фенола на организм человека. (слад 10)

«По случаю дифтерита вся прислуга еще с утра была выслана из дому. Кирилов, как был, без сюртука, в расстегнутой жилетке, не вытирая мокрого лица и рук, обожженных карболкой, пошел сам отворять дверь».


Вопросы:


  • Почему у доктора Кирилова были обожжены руки?

  • Чем опасен фенол?

  • Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при работе с ним?

Ученики: при воздействии на кожу, фенол вызывает ожоги, поэтому работать с ним необходимо в перчатках.

Учитель: фенол и его производные очень тесно сотрудничают с медициной. Карболовая кислота обладает дезинфицирующими свойствами, 5%-ный раствор её используют для обеззараживания помещений, хирургических инструментов.

Попадание на кожу фенола очень опасно для человека.

Фенол вызывает ожоги, некрозы тканей. Очень токсичное вещество.

(слайд 11)

Учитель: Всегда ли фенолы ядовиты? Где ещё применяют фенол? Поработайте с источниками информации. (слайд 10)

Сделайте вывод, какое значение имеет фенол в нашей жизни. Он играет не только отрицательную, но и положительную роль. Какую?

(слайд 17)

Рефлексия.

А в завершение нашего урока, заполните пробелы на карточках. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас используя акварели, которые созданы благодаря фенолу, выразил своё настроение, полученное от урока.

Ученики рисуют. (слайд 18)

Урок окончен! Всех благодарю за работу! (слайд 19)