litceysel.ru
добавить свой файл
1
Государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации


«Утверждаю»

/Заведующий кафедрой

«___» ____________20__ г.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студентов

2 курса специальность 060201.65 Стоматология

по учебной дисциплине нормальная физиология


Тема Физиология сенсорных систем.

Занятие№ 1. Общие свойства сенсорных систем.

Физиология зрительной сенсорной системы.

.


Обсуждена

на заседании кафедры

«___» ____________20__ г.

Протокол №______


г. Ставрополь, 2012

Тема: Сенсорная функция челюстно-лицевой области.

Занятие№ 1. Общие свойства сенсорных систем. Физиология зрительной сенсорной системы.

Учебные и воспитательные цели

а) общая цель:

- научить студентов применять систему знаний о функционировании, общих свойствах сенсорных систем, о зрительной сенсорной системе в профессии врача-стоматолога.

б) частные цели:

- сформировать теоретическую базу знаний об общих свойствах сенсорных систем, принципах их работы

- сформировать теоретическую базу знаний об особенностях организации работы зрительного анализатора

- сформировать у студентов представления об оптической, рецепторной системах глаза, зрачковом рефлексе,

- сформировать представления о методах исследования зрительного анализатора

Учебные вопросы занятия:

а) Теоретическая часть занятия


  1. Понятие сенсорной системы. Понятие анализатора с позиции учения И.П. Павлова.
  2. Классификация, механизм возбуждения рецептора. Особенности организации проводникового, коркового отделов сенсорной системы.


  3. Морфофункциональная характеристика отделов зрительной сенсорной системы.

  4. Понятие рефракции, аккомодации глаза, механизмы этих процессов. Зрачковый рефлекс.

  5. Общее представление о сенсорной функции челюстно-лицевой области.

б) Практическая часть занятия

  1. Определение зависимость ощущения от изменения силы раздражителя.

  2. Определение остроту зрения

  3. Определение поле зрения.

  4. Опыт по выявлению слепого пятна в сетчатке глаза.

  5. Выявление нарушений цветоощущений.

  6. Наблюдение прямой и содружественной зрачковой реакции у человека.

Место проведения занятия - база кафедры нормальной физиологии

Материально-лабораторное обеспечение: лабораторная база кафедры нормальной физиологии - таблицы, диапозитивы, видеофильм по теме занятия, таблицы Сивцева, указка, рулетка на 5 м., периметр Форстера, марки различных цветов, картонные прямоугольники черного цвета размером 5,0х10,0 см. с изображением белого круга и крестика, линейки, цветные карандаши, стандартные бланки полей зрения, таблицы для определения цветоощущения под ред. Рабкина.

В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны

З Н А Т Ь:

  • функциональную организацию анализаторных систем, их значение в познании окружающего мира, роль в жизнедеятельности организма;

  • структурно-функциональную характеристику отделов зрительной сенсорной системы;

  • организацию оптической системы глаза, ее аномалии, механизмы;

  • характеристику рецепторного отдела зрительного анализатора, его функции;

  • понятия о зрачковом рефлексе, его клинико-диагностическом значении в практике врача-стоматолога.

У М Е Т Ь:


В Л А Д Е Т Ь:

- методом периметрии;

- методом определения остроты зрения;

-методом определения зрачкового рефлекса;

О Б Л А Д А Т Ь Н А Б О Р О М К О М П Е Т Е Н Ц И Й

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а)Общекультурных

-способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук, освоенные при изучении нормальной физиологии, физиологии челюстно-лицевой области, в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

б)Профессиональных:

-способности и готовности выявлять естественно - научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

-способности и готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний по нормальной физиологии, физиологии челюстно-лицевой области и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

-способности и готовности интерпретировать отдельные приемы клинического обследования, результаты современных лабораторно - инструментальных исследований больного (ПК-5) на основе данных, полученных при изучении дисциплины;

-способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-21), на основе знаний, полученных при изучении нормальной физиологии, физиологии челюстно-лицевой области.


И М Е Т Ь П Р Е Д С Т А В Л Е Н И Я:

- о механизмах кодирования информации в сенсорных системах, теориях формирования цветоощущения.

Рекомендуемая литература:

а ) обязательная


  1. Физиология человека под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф.-М.: «Медицина,2003»,с.541-562

  2. Физиология челюстно-лицевой области, учебник под ред. С.М. Будылиной, В.П. Дегтяров.-М.: «Медицина2000», с.24-27

  3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. Под ред. Будылиной С.М., Смирнова В.М. – М.: «АСАDЕМА», 2009, с.232-233, с.233-235, с.236, с.255-256, с.236-237.

б) дополнительная

  1. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов. Под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М. – М.: «Медицина», 2006, 735с.

  2. Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии .М., «Высшая школа». 2009.

  3. Основы физиологии человека. Учебник для высш. учеб. заведений в 2-х томах. (Ассоциация преподавателей физиологии высш. учеб. заведений).- СПб. 1994. 409 с.

  4. И.Петров Ю.М., Федунов Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах: Уч. пособие для самоподготовки и программы для компьютерного тестирования. Краснодар. 1996. 265 с.

  5. Орлов Р.С. Нормальная физиология: уч. пос. с СD. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.-696 с.

  6. Орлов Р.С. Нормальная физиология: уч. пос.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.-696 с.- Электронный учебник.

  7. Основы физиологии человека. В 2-х т. / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб.: Международный фонд истории науки, 1994.- Т.1: 567с., Т.2: 413с.

  8. Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, 2003.-656с.
  9. Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. - М., «Мир», 1996.- Т.1: 323с., т.2: 641с, т.3: 875с.


  10. Шеперд Г. Нейробиология в 2-х томах/ Пер. с англ. М.: Мир. Т.1. 1987. 454 с.

  1. При подготовке к данному занятию

а) теоретическая часть

При подготовке к теоретической части занятия необходимо проработать материал ранее изученных базовых дисциплин: анатомии, гистологии зрительного анализатора. Обратить внимание на усвоение базовых знаний по анатомии глаза, его структур оптической системы, зрительного нерва, проводящих путей, зрительной коры больших полушарий. Обратить особое внимание на усвоение базовых знаний по гистологии сетчатки.

Проработайте рекомендуемую литературу по нашей дисциплине, обратите внимание на схемы строения глаза, его структур оптической системы, на схемы строения эметропического, миопического, гиперметропического глаза. Ответьте на учебные вопросы занятия. Решите тесты 1-10 и ситуационные задачи 1-10. Заготовьте в рабочей тетради рисунки схематического изображения зрительного анализатора. Они Вам пригодятся при работе на занятии. Данное занятие имеет особое место по владению знаниями по общей физиологии анализаторов, их роли в жизнедеятельности организма, по функциям зрительного анализатора, аномалиям рефракции, о зрачковом рефлексе, овладению методами периметрии, определения остроты зрения, цветоощущения, что является важным в работе врача-стоматолога.

При наличии возможностей ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с аппаратурой и препаратами. Заблаговременно приготовьте униформу.

Будьте готовы ответить на следующие вопросы:

  1. Понятие сенсорной системы. Понятие анализатора с позиции учения И.П. Павлова.
  2. Классификация, механизм возбуждения рецептора. Особенности организации проводникового, коркового отделов сенсорной системы.


  3. Морфофункциональная характеристика отделов зрительной сенсорной системы.

  4. Понятие рефракции, аккомодации глаза, механизмы этих процессов. Зрачковый рефлекс.

  5. Общее представление о сенсорной функции челюстно-лицевой области.

При отработке 1 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформировать у себя понятие анализаторов по И.П. Павлову, современные представления о сенсорных системах, их организации, свойствах, значении в жизнедеятельности человека, в познании окружающего мира.

При отработке 2 учебного вопроса Вы должны освоить классификацию рецепторов, разобрать механизм возбуждения рецепторов, понятие об общих свойствах сенсорных систем.

При отработке 3 вопроса учебного занятия обратить внимание на особенности морфофункциональной организации отделов зрительной сенсорной системы и роль дорецепторного отдела этой системы в функции зрения. Зарисуйте схему органа зрения, схематически представьте организацию зрительного анализатора.

При отработке 4 вопроса учебного занятия Вам необходимо усвоить понятия аккомодации глаза, рефракции, ее аномалий и механизмы этих процессов. Схематически представить эметропический, миопический, гипермитропический глаз.

При отработке 5 учебного вопроса вам необходимо освоить понятие сенсорной функции челюстно-лицевой области, ее особенности, связанные с характером информации от органов челюстно-лицевой области и специфики функционирования рецепторов этой области.

б) практическая часть

При выполнении практической части занятия надо проверить рабочее место на предмет наличия всего необходимого для выполнения работ. При необходимости обратитесь к преподавателю.

При отработке 1 задания практической части занятия под руководством преподавателя Вам необходимо пронаблюдать зависимость ощущения от изменений силы раздражителей.

При отработке 2 задания практической части занятия Вам необходимо обратить внимание на освещенность таблицы Сивцева, расстояние от испытуемого до таблицы-5м. Положение указки должно быть ниже буквы, чтобы она ее не закрывала. При получении данных об остроте зрения у испытуемого сравните их с нормой.


При отработке 3 задания практической части занятия обратите внимание на правильность расположения испытуемого перед периметром Форстера, нахождение нужного градуса на бланке полей зрения. Обратить внимание на разные поля зрения для различных цветов, для правого и левого глаз. Сравнить полученные данные у разных испытуемых и зарисуйте поля зрения в протоколах.

При отработке 4 задания практической части занятия Вам необходимо получить разъяснение от преподавателя как правильно надо держать, а затем приближать к глазу карточку для выявления слепого пятна на сетчатке. Объясните суть опыта.

При отработке 5 задания практической части занятия под руководством преподавателя Вы используете полихроматические таблицы Рабкина с целью определения у себя цветоощущения.

При отработке 6 задания практической части занятия Вам необходимо освоить под руководством преподавателя выявление прямой и содружественной зрачковой реакции у человека.

По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что вызвало у вас затруднение.

3. При проведении заключительной части учебного занятия

Решить тестовые задания №№1-10 (приложение) и решите ситуационные задачи.

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично.

Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой.

Попрощайтесь с преподавателем.