litceysel.ru 1


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации


«Утверждаю»

/Заведующий кафедрой

«___» ____________20__ г.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студентов

2 курса специальность 060201.65 Стоматология

по учебной дисциплине нормальная физиология


Тема: Физиология сенсорных систем.

Занятие № 2 Сенсорная функция полости рта.


Обсуждена

на заседании кафедры

«___» ____________20__ г.

Протокол №______


г. Ставрополь, 2012

Тема: Физиология сенсорных систем.

Занятие № 2 Сенсорная функция полости рта.

Учебные вопросы занятия:

а) Теоретическая часть занятия

1. Соматосенсорный анализатор, тактильная рецепция полости рта

2. Температурная карта полости рта

3. Вкусовая сенсорная система. Механизм рецепции вкуса. Функциональные элементы органа вкуса

4. Роль рецепторов полости рта в регуляции активности различных систем организма.

5. Структурно-функциональная организация обонятельной сенсорной системы.

б) Практическая часть занятия


  1. Определение порога вкусовой чувствительности.

  2. Ольфактометрия.

  3. Термоэстезиометрия.

4. Эстезиометрия кожи и слизистой оболочки полости рта.

Место проведения занятия - база кафедры нормальной физиологии

Материально-лабораторное обеспечение: лабораторная база. кафедры нормальной физиологии - ольфактометр, флаконы с растворами сахара, хлорида натрия, хлористоводородной кислоты и хинина в концентрациях 0,001%, 0,01%, 0,1% , 1%, пипетки, флакон со спиртом, вата, таблицы, диапозитивы, видеофильм по теме занятия.


Учебные и воспитательные цели

а) общая цель - научить студентов применять систему знаний о функционировании соматосенсорного, обонятельного, вкусового анализаторов в работе врача-стоматолога.

б) частные цели

- сформировать теоретическую базу знаний о морфофункциональной организации температурного, тактильного анализаторов

- сформировать теоретическую базу знаний по особенностям организации работы вкусового и обонятельного анализаторов

В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны

З Н А Т Ь:

- общую структурную и функциональную организация тактильной, температурной, сенсорных систем

- функциональную организацию вкусовой, обонятельной сенсорной системы, их значение в работе врача-стоматолога;

- Роль рецепторов полости рта в регуляции активности различных систем организма

УМЕТЬ:

- определить пороги чувствительности обонятельного и вкусового анализатора;

- определить остроту осязания кожи и слизистой оболочки полости рта;

-определить пороги температурной чувствительности;

ВЛАДЕТЬ:

- методом ольфактометрии;

- методом определения пороги чувствительности вкусового анализатора;

О Б Л А Д А Т Ь Н А Б О Р О М К О М П Е Т Е Н Ц И Й

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а)Общекультурных

-способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук, освоенные при изучении нормальной физиологии, физиологии челюстно-лицевой области, в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

б)Профессиональных:

-способности и готовности выявлять естественно - научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);


-способности и готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний по нормальной физиологии, физиологии челюстно-лицевой области и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

-способности и готовности интерпретировать отдельные приемы клинического обследования, результаты современных лабораторно - инструментальных исследований больного (ПК-5) на основе данных, полученных при изучении дисциплины;

-способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-21), на основе знаний, полученных при изучении нормальной физиологии, физиологии челюстно-лицевой области.

И М Е Т Ь П Р Е Д С Т А В Л Е Н И Я:

-о теориях слуха, теориях формирования вкуса, запахов.

Рекомендуемая литература:

а ) обязательная


  1. Физиология человека под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф.-М.: «Медицина,2003»,с.571-581

  2. Физиология челюстно-лицевой области, учебник под ред. С.М. Будылиной, В.П. Дегтяров.-М.: «Медицина2000», с.27-42

  3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. Под ред. Будылиной С.М., Смирнова В.М. – М.: «АСАDЕМА», 2009, с.249-250, с.247-248, с.243-244, с.245-246

б) дополнительная

  1. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов. Под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М. – М.: «Медицина», 2006, 735с.
  2. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем: Руководство./ Серия «Мир медицины». СПб.: Изд-во «Лань», 1999. 224с.


  3. Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии .М., «Высшая школа». 2009.

  4. Общий курс физиологии человека и животных. Кн.1. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем./ Под ред. Ноздрачев А.Д. Л. Наука. 1991. 503 с.

  5. Основы физиологии человека. Учебник для высш. учеб. заведений в 2-х томах. (Ассоциация преподавателей физиологии высш. учеб. заведений).- СПб. 1994. 409 с.

  6. И.Петров Ю.М., Федунов Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах: Уч. пособие для самоподготовки и программы для компьютерного тестирования. Краснодар. 1996. 265 с.

  7. Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. Косицкого Г.И., Полянцева В.А. М., «Мед-на». !988. 288 с.

  8. Тамар Г. Основы сенсорной физиологии./ Пер. с англ. - М., Мир, 1976. 202

  1. При подготовке к данному занятию

а) теоретическая часть

При подготовке к теоретической части занятия Вам необходимо проработать материал ранее изученных базовых дисциплин: анатомии, гистологии соматосенсорного, обонятельного, вкусового, анализаторов. Обратите внимание на усвоение базовых знаний по гистологии рецепторных отделов соматосенсорного, вкусового, обонятельного анализаторов. Обратите внимание на механизмы рецепции вкуса, функциональные элементы органа вкуса. Рекомендуем запомнить температурную карту полости рта. Проработайте рекомендуемую литературу по нашей дисциплине, обратите внимание на схемы строения вкусового, обонятельного анализаторов, кортиевого органа, рецепторного отдела вестибулярного анализатора. Ответьте на учебные вопросы занятия. Решите тесты 1-10 и ситуационные задачи 1-10. Заготовьте в рабочей тетради рисунки схематического изображения, обонятельного, вкусового, слухового, анализаторов. Они Вам пригодятся при работе на занятии Данное занятие имеет особое место по владению знаниями по функциям соматосенсорного, обонятельного, вкусового, анализаторов, овладению методами определения пространственного порога кожного анализатора термоэстезиометрии, ольфактометрии, определения порогов чувствительности обонятельного и вкусового анализатора, что является важным в работе врача- стоматолога


При наличии возможностей ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правил и меры безопасности при работе с аппаратурой и препаратами. Заблаговременно приготовьте униформу.

Будьте готовы ответить на следующие вопросы:

1. Соматосенсорный анализатор, тактильная рецепция полости рта

2. Температурная карта полости рта

3. Вкусовая сенсорная система. Механизм рецепции вкуса. Функциональные элементы

органа вкуса

4. Роль рецепторов полости рта в регуляции активности различных систем организма.

5. Структурно-функциональная организация обонятельной сенсорной системы.

2. По выполнению программы учебного занятия:

а) Теоретическая часть занятия:

При отработке 1 учебного вопроса Вы должны сформировать у себя представления о структуре соматосенсорного анализатора, особое внимание уделить тактильной рецепции полости рта .

При отработке 2 учебного вопроса учебного занятия особое внимание Вам необходимо обратить на структурно-функциональную организацию вкусовой сенсорной системы, характеристику рецепторов вкуса, механизм рецепции вкуса. Особое внимание уделить рассмотрению функциональных элементов органа вкуса.

При отработке 3 учебного вопроса Вы должны сформировать у себя понятие о температурной карте полости рта.

При отработке 4 учебного вопроса Вам необходимо сформировать представление о роли рецепторов полости рта в регуляции активности различных систем организма, их роль в работе пищеварительной системы.

При отработке 5 вопроса учебного занятия воспользуйтесь знаниями гистологии обонятельных рецепторов, обратите внимание на особенности морфофункциональной организации обонятельной сенсорной системы, механизмы формирования обонятельных ощущений..

б) практическая часть


При выполнении практической части занятия надо проверить рабочее место на предмет наличия всего необходимого для выполнения работ. При необходимости обратитесь к преподавателю.

При отработке 1 задания практической части занятия для получения объективных данных Вам необходимо помнить, что нельзя пользоваться одной пипеткой из флаконов разных растворов;что после определения порога вкуса для одного вещества надо проводить полоскание рта; растворы нельзя смешивать. После выполнения работы внести результаты опытов в таблицу, форму которой показывает на доске преподаватель, полученные данные оформить в протоколе.

При отработке 2 задания практической части занятия под руководством преподавателя Вам необходимо определить виды запаха, которые издает вещество, находящееся в ольфактометре, и сравнить пороги обонятельного анализатора у различных испытуемых.

При отработке 3 задания практической части занятия необходимо обратить внимание на то, чтобы кончики тероэстезиометров были сухими, а сами они были заполнены достаточно ледяной или очень горячей водой. По результатам термоэстезиометрии зарисуйте карту топографии холодовых и тепловых рецепторов на различных участках кожи.

При отработке 4 задания практической части занятия вы должны помнить о правилах личной гигиены. Обратить внимание, что испытуемый должен сидеть на стуле с закрытыми глазами и бранши эстезиометра должны прикасаться к коже или слизистой оболочке одновременно и с одинаковым давлением. Пространственные пороги определяют на ладонной, тыльной поверхности кисти, кончике пальцев, слизистой оболочке кончика языка и центрального десневого сосочка верхней челюсти. Результаты исследования занесите в таблицу.

По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что вызвало у вас затруднение.

3. При проведении заключительной части учебного занятия

Решить тестовые задания №№1-10 (приложение ) и решите ситуационные задачи.

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично.

Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой.

Попрощайтесь с преподавателем.