litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
КАФЕДРЕ



ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


МГУ им. М.В. Ломоносова


70 ЛЕТ


ПОД РЕДАКЦИЕЙ

КОВАЛЕВА Н.К., УВАРОВА В.А.


2003


Кафедра физического воспитания, организованная в 1933 году, является одной из старейших и ведущих кафедр физвоспитания в высших учебных заведениях страны.

Среди учебных кафедр Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова кафедра физического воспитания и спорта занимает особое положение, являясь межфакультетской. За столь долгий период существования кафедры ее коллектив постоянно обновлялся, но многие сотрудники посвятили ей значительную часть своей жизни, отдали студентам свои знания и опыт, внесли огромный вклад в воспитание и укрепление здоровья многих поколений университетских студентов.

Для более совершенной организации учебной, спортивной и оздоровительной работы в 2002 г был организован Учебный физкультурно-оздоровительный Центр МГУ ( директор Центра -доцент Митянин Ю.П.), в структуру которого вошли кафедра физвоспитания и спорта ( заведующий кафедрой -профессор, кпн Ковалев Н.К.) для организации и проведения учебной и спортивной работы и отдел внебюджетной оздоровительной работы ( руководитель отдела – доцент Василевский Ю.И.) для организации и проведения оздоровительной работы в МГУ..

В настоящее время кафедра физического воспитания и спорта объединяет 8 учебных отделений: спортивных игр (руководитель отеления - ст.пр. Логвинова Л.К.), легкой атлетики ( Засл.тренер РФ, доцент Пращук В.Н.) , единоборств ( доцент, кфн Куприянов В.А.), гимнастики ( ст.пр.Ворончихина Т.К.), водных видов спорта ( доцент Василевский Ю.И.), лыжного спорта ( ст.пр. Першакова Т.В.), подготовительных ( ст.пр. Смирнова Л.Б.) и специальных медицинских групп ( ст.пр. Кузьменко Т.А.). В структуру кафедры так же входят научно-исследовательская лаборатория проблем физического воспитания студенческой молодежи ( заведующий – снс, доцент, кпн –Уваров В.А.) и административно-хозяйственный отдел (руководитель Роттенберг Г.Н.). На кафедре работают 103 штатных преподавателя, в том числе 1 профессор, 17 доцентов, 52 старших преподавателей и 33 преподавателя. Кроме того, 15 преподавателей работают на условиях почасовой оплаты. Спортивная база кафедры включает: 12 спортивных залов, 2 плавательных бассейна, легкоатлетический манеж, футбольный и бейсбольный стадионы, теннисные корты, открытые спортивные площадки и 2 лыжные базы. Общая площадь закрытых спортивных сооружений 7 тыс. кв. м, открытых спортплощадок – около 50 тыс. кв. м. Учебный процесс на спортивных базах обеспечивают 140 сотрудников.



ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ



Во второй половине 20-х годов во многих вузах страны были созданы кружки физической культуры (секции по видам спорта), одна­ко занимались в них только 10—12 % от общего числа обучаю­щихся, т. е. лишь один из десяти студентов был приобщен к фи­зической культуре.

19 июля 1929 года было подписано постановление Совета Народных Комиссаров «О введении физической куль­туры в учебные планы высших учебных заведений как обяза­тельного предмета». Появление такого правительственного акта было обусловлено рядом объективных причин, и главной среди них являлось резкое ухудшение состояния здоровья студентов в процессе обучения в вузе.

В Московском университете проведение академических занятий по физическому воспитанию и организация физкультурно-массовой и оздоровительной работы с 1929/1930 учеб­ного года была возложена на группу преподавателей военной кафедры: Соколовского В.В. — глав­ного преподавателя по физической культуре университета, Иванова С.С. — старшего преподавателя, ответственного за работу по физическому воспитанию на факультете советского строительства и права, Карабанова А.В. — старшего преподава­теля историко-философского и литературного факультетов, Селивохина В.Д. — старшего преподавателя физического и механико-математического факультетов, а также преподавате­лей Чижову В.П., Никитину М.И., Евсееву Г.С. и Захаревич В.И.

Определенным толчком в деле дальнейшего развития преподавания физической культуры в МГУ явился приказ ректора университета Б.М. Касаткина. В нем, в частности, говорилось: «В целях широкого развертывания физической культуры в МГУ с января 1933 года создана самостоятельная кафедра физической культуры при военном кабинете. Основными задачами физической культуры являются:

а) создание благоприятных условий труда и быта учащихся;

б) физическое развитие и совершенствование как один из факторов укрепления здоровья и поднятия производительности труда;


в) коррекция и профилактика профессиональных вредностей;

г) привитие военно-прикладных навыков и совершенствование психофизических качеств бойца-командира РККА.

1. Утверждаю на 1933/34 учебный год следующий состав кафедры физической культуры: Царичанский Ф.А. — доцент, зав. кафедрой, Соколов Н.М., Карчевский М.О., Сопин Н.Н., Захаревич В.И., Тимофеев Н.М., Чижова В.П., Усков А.О.

2. Для установления большего контакта в работе кафедры физической культуры с работой учебных частей факультетов закрепить: Соколова Н.М. — за механико-математическим факультетом; Карчевского М.О. — за физическим; Захаревич В.И. — за химическим; Чижову В.П. — за почвенно-географи­ческим факультетом; Сопина Н.Н. — за биологическим факуль­тетом.

3. Физкультура проводится во всех академических группах дневного отделения в количестве 2-х часов в шестидневку в течение всего теоретического курса обучения на I, II, III и IV курсах. Категорически запрещаю освобождать от занятий физической культурой студентов без соответствующего заклю­чения врачебной комиссии».

Уже в 1937 году кафедра физической культуры в структуре университета получила статус общеуниверситетской, а ее руко­водителем был назначен Граменицкий Б.С.

В содержание курса физического воспитания входило выполнение обязательного для студентов I—IV курсов прог­раммного материала и овладение требованиями Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» I и II ступени (курс общей физической подготовки), а также выполнение дополнительного программного материала в объеме курса спортивного совершенствования по одному из избранных видов спорта.

Кроме обязательных занятий физической культурой студен­тов дневного отделения I—IV курсов в Московском универси­тете в довоенное время широкое развитие получили спортив­ные школы и секции по видам спорта, в которых тренирова­лись студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники МГУ. Так, архив МГУ (ф.1, оп.10, ед. хр. 346, № 92) свидетельствует о том, что в 1936 году в Московском университете работали 18 спо­ртивных школ и секций.


В предвоенном году большое внимание в университете, как и во всей стране, уделялось оборонно-спортивной подго­товке. Ее достижением явился мотопробег студентов по мар­шруту Москва — Минск — Львов — Киев — Москва, проведен­ный летом 1940 года (руководитель — профессор Ильюшин А.А.), а также успех женской волейбольной команды МГУ, за­нявшей I место среди вузов Москвы.

В сентябре 1940 года в Сокольниках был проведен кросс им. Ворошилова на дистанциях 1; 3; 5 и 10 км для мужчин и 0,5; 1 и 2 км для женщин, а в ноябре состоялся военизированный лыжный переход московских студентов. На старт вышло 26 мужских и 17 женских команд. Первое место заняла мужская сборная МГУ (в составе 10 человек, капитан — Прокофьев); женская сборная МГУ (капитан — мастер спорта Алексеева) за­няла второе место. В январе 1941 года МГУ проводил лыжный кросс. Среди женских команд на дистанции 7 км лучшей оказалась команда географического факультета. В феврале этого же года в лыжном кроссе университета участво­вали 1300 студентов.

Перед кафедрой физической культуры и спортклубом МГУ стояла задача подготовить в 1940 году 700 значкистов ГТО I ступени и 150 — II ступени. Зимой 1941 года при кафедре было открыто консультационное бюро, предлагавшее во время каникул двух-трехдневные лыжные туристские маршруты, а затем маршрут выходного дня. Активно работала по приему норм ГТО лыжная база в Сокольниках. В каникулы свыше 100 студентов отправились в дальние походы на Урал, в Карпаты и другие районы страны.

В то время университет не располагал своими спортивными базами. Их приходилось арендовать. Занятия по легкой атлетике проходили на стадионах «Правда» и «Труд», лыжные занятия — на базе ЦДКА (до войны) и на Ширяевом поле в Сокольниках (после войны), пловцы занимались на водной станции союза «Рабпрос» и в бассейне на Мироновской улице. В период межсезонья учебные занятия проводились в двух гимнастических залах, созданных на базе четырех аудиторий. Вечерами в них велась секционная работа по гимнастике и игровым видам спорта.


В 1937 — 1938 годах кафедра пополнилась новыми педаго­гами и среди них – Шлезингер А.Н. и Сергеев В.Б. (проработали на кафедре более 50 лет).

Во время Великой Отечественной войны почти весь муж­ской состав кафедры находился в рядах Красной ­Армии или в ополчении. На фронтах войны погибли Витшас В.В., Соколов Н.М., Северин И.И., Черников Г.М.

Несмотря на эвакуацию большей части профессорско-пре­подавательского состава и студентов в Ашхабад и Свердловск занятия с оставшимися в Москве студентами не прекращались. Их прово­дили Самарин Д.А., который был заведующим кафедрой физвоспитания МГУ в 1941 — 1950 гг., и Шлезингер А.Н. Им помо­гали студенты — мастера спорта Миллер И., Музыченко Н. и Лебедева Т.

В предвоенные и послевоенные годы на кафедре трудились преподаватели, ставшие впоследствии крупными специалистами и организаторами физкультурного движения, такие как Граменицкий Б.С., Дудник В.К., Хоменков Л.С., Пашкевич Н.Н. и др.

В 40-е годы на кафедру пришли работать преподаватели Гуревич Е.Б., Сергеев Вл.Б., Хорош Н.М., Пикельнер М.Б., Иванов Э.Б., которые проработали в МГУ многие годы и внесли огромный вклад в развитие физической культуры и спорта.

В 1953 году, когда было завершено строительство нового комплекса зданий МГУ на Ленинских горах, кафедра физического воспитания, наконец, получает те мате­риальные условия, без которых нельзя говорить о высокой культуре занятий физическими упражнениями и спортом.

Кафедра, перебазировавшись на Ленинские горы, получила по тем временам идеальные условия, как для академических занятий, так и для секционной работы по многим видам спорта. В распоряжении студентов появились: 8 спортивных залов (игровые, гимнастические, бокса, борьбы и др.), плавательный бассейн, зимний легкоатлетический манеж, стадион, 6 летних баскетбольных и 4 волейбольных площадки, теннисные корты, каток для массового катания, лыжно-конькобежно-велосипедная база, парусная база в Хлебникове.


Преподавательский коллектив кафедры пополнился. В эти годы начали работать Ефремкин Ю.Г., Дмитриева Т.В., Мардарейкина Т.Ф., Хохлов В.М., Лемзаль Р.Р., Мокиенко Г.С., Казанцев А.П., Синани Н.Д., Васильев Л.А., Моторина (Федотова) Л.Н., Раков Н.Е., Сенько А.С., Шаншаев К.М.

В этот же период на кафедре трудились высококвалифицированные специалисты в различных видах спорта: плавание — заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР, доцент Мешков Л.К.; бокс — заслуженный тренер СССР Огуренков В.И.; спортивная гимнастика — заслуженный тренер СССР Волчков Л.В.; волей­бол — мастер спорта Филип­пов В.Т.

Физическое воспитание студентов осуществлялось на основе директивы Министерства высшего образования №11—135 от 1955 года. Согласно ей для студентов, отнесенных по степени физической подготовки и состоянию здоровья к основной медицинской группе, должны были быть организованы спортивные отделения. В университете в соответ­ствии с приказом Министерства высшего образования СССР № 89 от 23 января 1956 года вместо спортивных отделений были соз­даны 4 кафедры: кафедра легкой атлетики и зимних видов спорта (зав. кафедрой Масляков В.А.); кафедра гимнастики и прикладных видов спорта (зав. кафедрой доцент Мозниченко В.Д.); кафедра водных видов спорта и туризма (зав. кафед­рой доцент Бутович Н.А.); кафедра спортивных игр (зав. ка­федрой Давидсон А.Н.). Общее руководство 4 кафедрами и 2 отделениями осуществлялось председателем совета заведую­щих этими кафедрами и отделениями доцентом Журавле­вым Е.П. Четыре кафедры развернули свою работу в направлении подготовки спортсменов-разрядников, охватив ею около 50 % студентов. Физическое воспитание наиболее ослабленных студентов было организовано в двух отделениях. Создалась довольно сложная и громоздкая структура кафедры, которая усложнила организацию, управление и руководство физичес­ким воспитанием студентов, мешала полнее, экономичнее и правильнее использовать кадры преподавателей и спортив­ную базу университета, бюджетные ассигнования.


В связи с тем, что опыт работы 4 кафедр спортивной направ­ленности себя не оправдал, была утверждена новая структура единой кафедры физического воспитания, которая начала функционировать с сентября 1959 года. Заведующим кафедрой был назначен доцент Масляков В.А., он руководил ею до 1965 года.

Организацию процесса физического воспитания осуществлял учебно-спортивный отдел под руководством заместителей заведую­щего кафедрой по учебной (Ножкин Л.И) и спортивной работе (Болотов А.П.).

Для повышения эффективности работы все факультеты университета были разделены на три отделения:

- отделение полевых факультетов, имеющих специ­фику обучения студентов в полевых условиях и экспедициях (геологический, географический и биолого-почвенный). Заве­дующим этим отделением был назначен старший преподаватель, кандидат педагогических наук Резцов С.Л.;

- отделение естественных факультетов (механико-матема­тический, физический и химический). Заведующий отделением — старший преподаватель Новиков Б.Д.;

- отделение гуманитарных факультетов, которое объединяло все гуманитарные факультеты в старом здании университета на Моховой улице. Заведующий отделением — старший преподаватель Крупников А.Г.

Приказом ректора МГУ, академика Петровского И.Г. на заведующих отделениями была возложена ответственность за все разделы физического воспитания студентов с учетом обеспечения специальной физической подготовки к их будущей профессиональной деятельности.

В целях улучшения методики преподавания, повышения эффективности учебного процесса, а также для проведения массовой оздоровительной и спортивной работы при учебно-спортивном отделе кафедры были созданы методические комиссии. Председателями методических комиссий приказом ректора МГУ были утверждены:

  • по работе со специальными группами, объединяющими студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, — старший преподаватель Шлезингер А.Н.;


  • по водным видам спорта — доцент Мешков Л.К.;

  • по гимнастике — старший преподаватель Волчков Л.В.;

  • по легкой атлетике — преподаватель Васильев Л.А.;

  • по лыжному спорту — старший преподаватель Пикельнер М.Б.;

  • по спортивным играм — старший преподаватель Нигачев Н.Н.

Несколько позже к этим методическим объединениям кафедры добавились методические комиссии подготовитель­ных групп и единоборств.

С целью организации научно-исследовательской работы по проблемам физического воспитания и спорта, повышения квалификации преподавателей кафедры и более продуктивного внедрения результатов научных исследований в практику приказом по Московскому университету № 1500 от 17 декабря 1960 года в структуре кафедры были созданы научно-методи­ческий сектор и научно-методической совет. В научной работе участвовали ведущие преподаватели кафедры, а также ряд преподавателей и научных сотрудников других кафедр МГУ, проводящих научно-исследовательскую и методическую работу по темам, близким к тематике исследова­ний кафедры физического воспитания.

Для улучшения работы по физическому воспитанию в Московском государственном университете приказом по Мини­стерству высшего и среднего специального образования РСФСР от 11 марта 1963 года № 144 при кафедре физического воспита­ния была создана научно-исследовательская лаборатория.

В начале 1975 года согласно плану реализации решений кол­легии Минвуза СССР от 1973 года и решения Административно­го Совета МГУ от 18 февраля 1974 года при кафедре был орга­низован научно-методический кабинет. В разные периоды методическим кабинетом заведовали: ст. преп., к.п.н. Костин А.А. (1975—1980 гг.), доцент, к.п.н. Резцов С.Л. (1980—1985 гг.), ст. науч. сотр., к.п.н. Еремин Ю.С. (1985—1986 гг.), доцент, к.б.н. Мокиенко Г.С. (1986—1990 гг.), ст. науч. сотр., к.м.н. Рубцов А.Т. (с 1994 г. по настоящее время).


Одна из главных задач методического кабинета состояла в обеспечении кафедры научной и методической литературой по различным аспектам физического воспитания и спорта. В 80-е годы методический кабинет налаживает тесные кон­такты с кафедрой кино Московского университета, с лаборато­рией кинофикации МГУ. Методический кабинет участвует в подготовке научно-мето­дических конференций кафедры, оформляет стенды методических комиссий, центральных секций.

С 1965 по 1976 год кафедру физвоспитания и спорта МГУ возглавлял заслуженный тренер РСФСР, доцент Елфимов И.Т. В этот период в Московском университете значительно возрос как объем, так и качество учебно-спортивной работы. Ректорат и общественные организации Московского университета стали рассматривать работу по физическому воспитанию и спорту в качестве одного из важных элементов учебного и воспитатель­ного процесса, укрепления здоровья студентов и поддержания у них на протяжении всего периода обучения высокой работо­способности, обеспечения разностороннего физического разви­тия студентов, обучения их современной спортивной технике и на этой основе достижения ими высоких спортивных резуль­татов.

Уровень учебной и спортивной работы зависит от квалифи­кации кадров. Поэтому ректорат МГУ и руководство кафедры обращают постоянное внимание на улучшение качественного состава преподавателей кафедры физвоспитания и спорта.

В разные годы на кафедре работали и работают ведущие тренеры страны: по футболу — мастер спорта Жарков Г.И.; по классической борьбе — заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер РСФСР Крутьковский В.К.; по боксу – чемпион СССР Евстигнеев И.; по спортивной гимнастике — заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер РСФСР Беляков В.Т., заслуженный мастер спорта, заслуженный деятель искусств РСФСР Се­рый Н.П., заслуженный тренер РФ Алексеев, заслуженный тренер РФ Воробьев В.Е.; по лыжному спорту — заслуженный мастер спорта, заслу­женный тренер СССР Карпов А.А.; по тяжелой атлетике—заслуженный тренер СССР Ро­ман Р. А.; по водному поло — заслуженный тренер СССР Рыжак М.М. и заслуженные тренеры РСФСР Бартяев В.Н., Шувалов М.А.; по плаванию — заслуженный тренер РСФСР Корнеев А.А., заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер РСФСР Мешков Л.К.; по легкой атлетике — заслуженный мастер спорта Кузне­цов В. Д.; заслуженный тренер РФ Елфимов И.Т.; заслуженный тренер РФ Паращук В.Н.; мастера спорта, чемпионы СССР Осьминкин, Говоров Г.И., Башлыков Ю.И.; по конькобежному спорту – чемпионка Олимпийских игр Гусева К.; по армрестлингу – заслуженный тренер РФ Усанов Е.И.


Благодаря напряженному и творческому труду этих и ряда других преподавателей кафедры университетский спорт был поднят на высокий уровень.

Кафедра проводит большую работу по профессионально-прикладной физической подготовке со студентами естественных факультетов. На протяжении многих лет значительный вклад в этот раздел работы внесли: доценты Резцов С.Л., Нагорный А.Г., Даниленко В.В.; старшие преподаватели Ефремкин Ю.Г., Филатов В.П., Федотов Ю.П., Шелевич В.М., Казанцев А.П., Конюшко В.П.

Постоянно расширялась и реконструировалась спортивная база МГУ. В 1971 году были введены в строй новая лыжная база, тир, база проката туристского инвентаря. Были покрыты искусственным покрытием типа «Тартан» комплекс игровых площадок и легко­атлетический манеж. В 1973 году вошел в строй еще один 25-метро­вый плавательный бассейн в Доме аспирантов и стажеров МГУ.

С 1976 по 1979 год кафедру физического воспитания воз­главлял доцент Синани Н.Д., много сделавший для улучше­ния содержания и качества проведения учебного процесса по физическому воспитанию со студентами.

С 1980 по 1987 год кафедрой руководил заслуженный тренер СССР, доцент Рыжак М.М., а с сен­тября 1987 года по настоящее время ее возглавляет заслуженный работник физической культуры РФ, профессор Ковалев Н.К.

В течение 90-х годов кафедра физического воспитания и спорта МГУ столкнулась с трудностями при прохождении ее преподавателями конкурсной переаттестации, поскольку данная процедура (рассмотрение на Большом Ученом совете МГУ) стала громоздкой и трудоемкой. В связи с этим в декабре 1993 г. ректор МГУ утвердил Положение о кафедре физического воспитания и спорта, которое было разработано и принято на заседании коллектива кафедры. В соответствии с ним на кафедре был избран Ученый совет, который является высшим органом самоуправления, осуществляющим общее руководство кафедрой. В состав Ученого совета входят: зав. кафедрой (председатель), его заместители по учебной, научной, спортивной и административно-хозяйственной работе, председатель профкома, выборные представители педагогического состава. Ученый совет кафедры рассматривает конкурсные вопросы, представления к присвоению ученых званий, решает проблемы учебной, научно-методической и спортивной деятельности кафедры.


В состав кафедры входят учебные отделения (бывшие методические комиссии): спортивных игр, водных видов спорта, легкой атлетики, единоборств, гимнастики, зимних видов спорта, подготовительных и специальных медицинских групп; научно-исследовательская лаборатория проблем физического воспитания студенческой молодежи, учебно-спортивный и административно-хозяйственный отделы.

Кафедра физвоспитания проводит учебные занятия по физ­культуре с учетом интересов студентов. Значительно расширились занятия игровыми видами спорта, аэробикой, восточ­ными единоборствами, теннисом и др. Однако на сегодняшний день из-за ограниченности спортивной базы полностью удовле­творить всех студентов занятиями физкультурой по их интере­сам не представляется возможным.

В процессе освоения учебного материала на учебных заняти­ях студенты овладевают необходимыми жизненными двигатель­ными навыками, повышают уровень физической подготовлен­ности, овладевают теоретическими знаниями по использованию средств физического воспитания для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне умственной работо­способности, приобретения навыков самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.

У студентов формируется потребность к систематическим занятиям физической культурой и спортом, прививаются на­выки здорового образа жизни, даются знания и навыки органи­зации самостоятельных занятий физической культурой и спор­том. Самостоятельные занятия дополняют обязательные, что помогает обеспечить каждому студенту объем двигательной активности не менее 6 – 8 часов в неделю.

Организация обязательных учебных занятий требует наиболее эф­фективного использования спортивных баз. В связи с этим занятия ежедневно начинаются 8.30 ч и заканчиваются в 20 – 21 час, что дает возможность охватить регулярными занятиями физичес­кой культурой около 13 тысяч студентов.

Нет необходимости доказывать, что регулярные занятия физической культурой и спортом способствуют укреплению здоровья человека, а разнообразные средства физической куль­туры позволяют сохранить на высоком уровне не только фи­зическую, но и умственную работоспособность, помогают избе­жать нервных напряжений от стрессовых нагрузок.


К сожалению, в силу многих причин в последние годы на­блюдается заметное увеличение числа студентов, имеющих раз­личные отклонения в состоянии здоровья. Данные поликлиники МГУ свидетельствуют, что в последние годы в Московском университете резко увеличилось количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Если ранее на I курсе к специальной медицинской группе относилось только 10 – 12 % студентов, то в последние годы этот показатель возрос до 20 – 30%. Надеяться на уменьшение заболеваемости крайне трудно, поскольку сами студенты не ориентированы на укрепление своего состояния здоровья. Анализ ценностных ориентаций студентов показал, что состояние личного здоровья для них не является значимой ценностью.

Для того, чтобы занятия по физическому воспитанию вызывали у сту­дентов интерес и доставляли им удовольствие, необходимо не­прерывно совершенствовать организацию и методику проведе­ния учебных занятий. Первостепенными задачами в дальнейшей работе кафедры являются совершен­ствование учебного процесса по физвоспитанию с учетом инте­ресов студентов, расширение спортивной базы, осна­щение ее современным техническим оборудованием.

Кафедра физического воспитания МГУ испытывает большие трудности при проведении физкультурно-массовой, спор­тивной и учебной работы, особенно при организации обязатель­ных занятий по физвоспитанию на старших курсах. Основной причиной, мешающей дальнейшему расширению занятий по физвоспитанию, являются ограниченные возможности спортив­ной базы. Если в 1953 году, когда был введен в строй новый комп­лекс на Ленинских горах, Московский университет занимал одно из первых мест по количеству крытых спортивных площадей на одного студента, то в настоящее время этих площадей недостаточно. Это объясняется тем, что за прошедшие пятьдесят лет количество студентов МГУ возросло почти вдвое, а спортивная база увеличилась незначительно. В последнее время предпринимаются шаги по дальнейшему расширению спор­тивной базы. В 1989 году вступил в строй современный бей­сбольный стадион МГУ, дар ректора — президента университета Токай (Япония) Сигэеси Мацумаэ. Введение в строй бейсбольного стадиона дало возможность организовать учебные занятия для студентов по этому интерес­ному, но еще малоизвестному виду спорта.


В 1988 году началось строительство раздевалок и лыжной базы под трибунами стадиона, однако в ноябре 1990 года из-за отсутст­вия средств строительство этого объекта было приостановлено. Можно надеяться, что в ближайшем будущем будет завершено строительство подтрибунных сооружений, что даст возможность оборудовать тренажерные залы и специализированный зал для занятий со студентами специальных медицинских групп.

Предусматривается расширение спортивной базы МГУ на новой территории. Наряду со строительством научных и учеб­ных корпусов на новой территории МГУ планируется постро­ить большой стадион, 50-метровый плавательный бассейн, ком­плекс различных спортивных залов и игровых площадок, наме­чено строительство спортивных залов в учебных корпусах, что даст возможность заниматься физической культурой не только студентам, но и преподавателям и сотрудникам университета.

В структуре кафедры имеется административно-хо­зяйственный отдел. В настоящее время его возглавляет Роттенберг Г.Н. Более 120 сотрудников кафедры обеспечивают учебный процесс по физическому воспитанию и спорту среди студентов. Некоторые из них работают на кафедре с начала 50-х годов: участник Великой Отечественной войны Раков Н.Е., Слесарева Т.С., Казанцев А.П. Всем им присвоено почетное звание «Заслуженный работник Московского университета». Сорок лет работает на кафедре Тимофеева Е.Р. («Заслуженный работник Московского университета»), около 40 лет – Титова Т.А., более 30 лет – Тарасова М.Ф. («Заслуженный работник Московского университета»). Семнадцать сотрудников этого отдела награждены медалью «Ветеран труда». Кроме того, Казанцев А.П., Роттенберг Г.Н., Слесарева Т.С. и Тимофеева Е.Р. отмечены медалью «В память 850-летия г. Москвы».

С целью дальнейшего совершенствования учебной, спортивной и физкультурно-оздоровительной работы в 2002 году в Московском университете был создан Учебный физкультурно-оздоровительный Центр (УФОЦ), руководителем которого назначен доцент, мастер спорта международного класса Митянин Ю.П. Кафедра физического воспитания и спорта стала структурной единицей УФОЦ.






УЧЕБНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ


Кафедра физвоспитания и спорта МГУ организовывает и проводит занятия 12000 студентами 25 факультетов МГУ и с учащимися подготовительного отделения МГУ. Занятия проводятся в соответствии с требованиями Программы Министерства образования РФ 2000 г. и Программы кафедры физвоспитания и спорта МГУ 2000 г. Аттестация студентов проходит каждый учебный семестр. При этом для получения зачета студентам основных и подготовительных групп необходимо регулярно посещать занятия, освоить теоретический раздел программы и сдать контрольные нормативы, объединенные в комплекс «Спортивный знак МГУ», разработанные научно-исследовательской лабораторией и учебными отделениями кафедры.

Организация учебной работы кафедры физического воспитания имеет глубокие традиции, которые заложены в начале 50-х годов. Суть традиций заключается в том, что, начиная с I курса, почти все студенты могут приступить к занятиям физическим воспитанием в каком-либо виде спорта.

Однако не все студенты интересуются отдельными видами спорта. В таких случаях они занимаются в группах общей физической подготовки, основу занятий в которых составляют разнообразные физические упражнения и элементы различных видов спорта.

Третье направление учебной работы связано с организацией процесса физического воспитания со студентами, относящимися по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Следует отметить, что принципов организации процесса физического воспитания студентов по специализациям кафедра придерживалась вопреки критике бывшего Министерства образования СССР (1963-1975 гг.). В настоящее время кафедра предлагает студентам специализацию по 18 видам спорта, для которых имеются необходимые условия.

Одним из факторов при распределении студентов по учебным группам является медицинская группа состояния здоровья, которая устанавливается при прохождении медицинского осмотра в поликлинике № 202 г. Москвы при МГУ. Следует отметить, что 60-65% студентов по состоянию здоровья относятся к основным медицинским группам, 10-15% - к подготовительным, 25% - к специальным медицинским группам и 1%- к группам лечебной физкультуры.


В начале учебного года после первой лекции, посвященной истории и задачам физической культуры и спорта, и организационного собрания проводится анкетирование, оценка уровня развития физических качеств и плавательной подготовленности. Как правило, в них участвуют около 5 тыс. студентов-первокурсников.

В анкетах студенты представляют свои основные данные (фамилию, имя, отчество, год рождения, домашний адрес, телефон, факультет, номер учебной группы), указывают медицинскую группу, уровень спортивной подготовки (вид спорта, специализация, спортивный разряд) и указывают желание заниматься в учебных группах общей физической подготовки, группах спортивной специализации или группах спортивного совершенствования. На основании этих данных производится распределение студентов по группам.

Оценка развития физических качеств студентов происходит путем тестирования. В качестве тестов используются нормативы физкультурного комплекса «Спортивный знак МГУ». Результаты тестирования дают возможность организовывать однородные по уровню физической подготовленности учебные группы.

Проверка умения плавания осуществляется в бассейне главного корпуса МГУ. Студентам предлагается проплыть 50 м вольным стилем .и. В зависимости от результата и количества проплываемых метров формируются учебные группы, где студенты обучаются плаванию кролем на спине и на груди и простейшим прыжкам в воду. После завершения курса обучения плаванию студенты возвращаются в свои учебные группы. Обычно курс обучения плаванию длится один учебный семестр.

В учебных группах спортивной специализации студенты занимаются избранным видом спорта, общей и специальной физической подготовкой. При комплектовании групп учитываются не только желания студентов, но и их физические данные, и материально-технические возможности кафедры. В учебных группах спортивной специализации занимается больше половины всех студентов.

Самая важная особенность занятий по выбранной спортивной специализации – это возможность заинтересовать студента определенным видом спорта, повысить уровень спортивного мастерства, что позволит со временем перейти в группу спортивного совершенствования по этому виду спорта, где он будет заниматься 3 – 4 раза в неделю. Занятия по специализации облегчают комплектование факультетских команд и позволяют проводить соревнования на первенство МГУ с достаточным количеством участников, на более высоком организационном и спортивном уровне.


В процессе занятий у студентов может возникнуть желание изменить специализацию. Для того, чтобы не терялся интерес к предмету, преподаватели не препятствуют этому. Однако такие переходы разрешаются только после окончания учебного года или, в порядке исключения, в конце семестра. Переходы студентов из группы в группу - явления не массовые и рассматриваются в каждом частном случае, поскольку всегда находятся студенты, которые ищут не интересных занятий, а более легких – для получения зачета.

Хотя учебные занятия являются самой распространенной формой физического воспитания в вузе, наиболее эффективными и привлекательными считаются занятия в спортивных группах, т.е. в секциях по видам спорта. Поэтому важное значение имеют правила приема и перехода из учебного отделения в спортивное. В МГУ имеется определенная система, облегчающая этот процесс. Так, еще в начале первого семестра проводятся соревнования первокурсников по футболу, баскетболу, волейболу, легкой атлетике, плаванию и другим видам спорта, а также зачетные соревнования в конце семестра в группах по специализации, просмотр которых позволяет преподавателям, работающим с группами спортивного отделения, отобрать наиболее перспективных студентов-спортсменов для занятий конкретным видом спорта.

В МГУ более 40 лет функционирует учебное отделение подготовительных групп, в которых занимаются свыше 2 тысяч студентов. Занятия в этих группах строятся на чередовании различных видов спорта. Так, если в сентябре по программе они занимаются легкой атлетикой, то в октябре – спортивными играми, в ноябре – общефизической подготовкой, в декабре, феврале и в марте – лыжной подготовкой. Затем переходят к общефизической подготовке, спортивным играм и легкой атлетике. При этом в мужских группах предпочтение отдается футболу, баскетболу и волейболу, а в женских группах занятия по баскетболу и волейболу дополняются теннисом и бадминтоном.

Если занятия по легкой атлетике и лыжам способствуют совершенствованию быстроты и выносливости, занятия по ОФП направлены, в основном, на развитие силы и гибкости, то спортивные игры повышают не только координационные возможности, но и обеспечивают получение положительных эмоций от занятий.


Чередование видов спорта также содействует повышению интереса студентов к занятиям и позволяет каждому из них к концу обязательного курса выбрать наиболее интересный вид занятий. Если студенты подготовительных отделений редко могут соперничать в своей подготовке в конкретном виде спорта со студентами групп специализаций, то в плане разносторонней подготовки при сдаче нормативов комплекса «Спортивный знак МГУ» они часто превосходят их.

В течение десятилетий создавалась система занятий со студентами специальных медицинских групп. Большим достижением в методике работы с этими студентами можно считать переход от одно-предметного к комплексному использованию средств физической культуры (например, легкоатлетические виды спорта чередуются со спортивными играми, гимнастика с подвижными играми и т.д.). Круглогодичное проведение занятий на открытом воздухе способствует закаливанию студентов и заметно повышает оздоровительную направленность занятий.

Важный раздел работы со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, - связь с врачами поликлиники при МГУ. Это необходимое условие правильной организации учебно-тренировочного процесса для достижения максимальной эффективности занятий физической культурой.

Ежегодно в специальную медицинскую группу направляется до 25% студентов от числа поступивших учиться в МГУ. В конце учебного года из специальных групп переводятся в подготовительную и основную группы до 15-30%, т.е. до 800 человек. За время существования кафедры с помощью занятий физической культурой более 12 тысяч студентов были переведены в подготовительную и основную группы, то есть в категорию практически здоровых людей.

Уровень показателей здоровья, физической подготовленности у большинства студентов, по данным поликлиники при МГУ и научно-исследовательской лаборатории кафедры, заметно повышается к концу второго года обучения. Улучшаются антропометрические данные, результаты функциональных проб и углубленных обследований, снижается заболеваемость, повышаются результаты выполнения контрольных упражнений, заметно улучшается самочувствие, снижается утомляемость, раздражительность, нормализуется сон, повышается общая и умственная работоспособность. Наряду с другими факторами значительную роль в этом играют систематические занятия физической культурой в течение первых двух курсов.


На основных местах занятий по физическому воспитанию: в главном корпусе МГУ, где расположено 5 залов и бассейн, в трехзальном корпусе и в легкоатлетическом манеже работают медпункты, где не только оказывается первая помощь, но также можно провести измерение веса, жизненной емкости легких, динамометрию, измерить кровяное давление и т.п.

Кафедра также проводит для студентов теоретический курс физической культуры в объеме 10 лекций за 2 года (по 5 лекций на каждом курсе, из них на I и II курсах - по две поточных, а остальные лекции – групповые). Однако при организации и проведении лекций кафедра испытывает определенные трудности, связанные с нехваткой лекционных аудиторий.

Для отстающих студентов и студентов, пропустивших свыше 30% занятий, кафедра проводит дополнительные занятия в декабре, январе, мае, июне и в августе, чтобы они смогли ликвидировать свои задолженности.

Ежегодно в московском университете до 200 студентов освобождаются от практических занятий по физической культуре по медицинским показаниям. Для таких студентов предусмотрено написание и защита рефератов по вопросам физической культуры и спорта. Эта работа проводится на кафедре с 1998 г.

В МГУ отработана практика подготовки общественных спортивных кадров из числа студентов, занимающихся в учебные часы. Для получения звания судьи по спорту студент, прослушав на занятиях правила соревнований по данному виду спорта и изучив дополнительно специальную литературу, участвует в судействе как минимум 3 соревнований на факультете или на первенстве МГУ.

Не меньшее значение имеет подготовка инструкторов (тренеров-общественников) по спорту. Студенты в учебных группах прослушивают теоретический курс, в который входят и разделы, связанные с деятельностью инструкторов по видам спорта. На II курсе, когда в большинстве случаев большая часть теоретического курса уже прочитана, студенты начинают проводить со своей группой занятия: подготовительную часть (разминку) или полностью все занятие. Эту работу выполняют, как правило, все студенты группы. Однако присвоение звания тренера-общественника по спорту не носит формальный характер. Звание присваивается только тем, кто действительно имеет знания в области физической культуры и спорта, а также достаточную физическую подготовку и усвоил основы методики занятий по данному виду спорта.



следующая страница >>