litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИННОВАЦИЙ

Хотя инновационная практика существует много тысячелетий, но предметом специального научного изучения инновации стали лишь в 20 веке. Теория инноваций -дитя ушедшего века.

В формировании и развитии теории инноваций вырисовываются три значимых этапа: 10-30-е годы -формирование фундаментальных основ теории (период базисных инноваций в этой сфере научного познания); 40-60-е годы - развитие и детализация базовых инновационных идей предыдущего периода; с середины 70-х годов - новый теоретический прорыв, связанный с освоением и распространением пятого технологического уклада, волной эпохальных и базисных инноваций в период становления постиндустриального общества Этот период охватит, вероятно, и первые десятиле­тия XXI в. Рассмотрим вкратце основные осо­бенности и достижения каждого периода

Формирование основ теории инноваций происходило в рамках становления общей тео­рии циклов и кризисов прежде всего в эконо­мической и технологической сферах. Предпосылки для понимания роли инноваций в выхо­де из экономических кризисов вытекают из понимания М.И. Туган-Барановским решаю­щей роли колебаний инвестиций в смене фаз промышленного цикла [15]. Ведь инвестиции обычно сопровождаются инновациями. Один из классиков кейнсианства, Э. Хансен, высоко оценил вклад М.И. Туган-Барановского в раз­витие теории циклов и кризисов. «Господству­ют над циклом и управляют им, таким образом колебания размеров инвестиций; потребление же поднимается и падает в результате этих колебании. Такова была в высшей степени ори­гинальная и по существу новая для того времени теория, выдвинутая Туган-Барановским” (16.С.90).

Мощный краеугольный камень в фундамент теории инноваций заложил Н.Д. Кондратьев. Излагая учение о больших циклах конъюнкту­ры примерно полувековой длительности он обосновал закономерную связь «повышатель­ных» и «понижательных» волн этих циклов с волнами технических изобретений и их прак­тического использования: «Перед началом по вышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом ее начале, наблюдаются зна­чительные изменения в основных условиях хо­зяйственной жизни общества. Эти изменения обычно выражаются (в той или иной комбина­ции) в глубоких изменениях техники производ­ства и обмена (которым в свою очередь пред­шествуют значительные технические изобрете­ния и открытия), в изменении условий денеж­ного обращения, в усилении роли новых стран в мировой хозяйственной жизни» [1. С. 370-371]. По сути дела речь идет о волне техноло­гических и экономических инноваций.


Н.Д. Кондратьев увязывает эти волны с ра­дикальными переменами в других сферах жизни общества: «Периоды повышательных волн больших циклов, как правило, значитель­но богаче крупными социальными потрясения­ми и переворотами в жизни общества (револю­ции, войны), чем периоды понижательных волн» [1. С. 374]. И дальше: «Таким образом, и войны, и социальные потрясения включаются в ритмический процесс развития больших цик­лов и оказываются не исходными силами этого развития, а формой его проявления. Но раз возникнув, они, конечно, в свою очередь ока­зывают могущественное, иногда пертурбирующее влияние на темп и направления экономи­ческой динамики» [1. С. 383].

Таким образом, можно сделать вывод, что Н.Д. Кондратьевым заложены основы общей теории инноваций, охватывающей не только технологию и экономику, но и социально-поли­тическую сферу, а также раскрывающей меха­низм взаимодействия инноваций в различных сферах общества.

Основоположником теории инноваций счи­тается Йозеф Шумпетер, который подхватил и развил основные идеи Н.Д. Кондратьева в этой области. Шумпетер сконцентрировал свое внимание на экономических инновациях, высо­ко оценил роль предпринимателя — новатора в экономическом прогрессе. «Функция пред­принимателей заключается в том, чтобы рефор­мировать или революционизировать производ­ство, используя изобретения, или в более общем смысле, используя новые технологичес­кие решения для выпуска новых товаров или производства старых товаров новым способом, открывая новые источники сырья и материалов или новые рынки, реорганизуя отрасль и т.д. Начало строительства железных дорог, произ­водство электроэнергии перед. Первой мировой войной, энергия пара и сталь, автомобиль, колониальные предприятия — все это яркие образцы большого семейства явлений, включа­ющего также и бессчетное множество более скромных представителей — вплоть до выпус­ка новых сортов колбас и оригинальных зуб­ных щеток. Именно такого рода деятельность и есть главная причина периодических «подъ­емов», революционизирующих экономический организм, и периодических «спадов», возника­ющих вследствие нарушения равновесия при производстве новых товаров или применении новых методов. Делать что-то новое всегда трудно, и реализация нововведения отражает самостоятельную экономическую функцию, во-первых, поскольку все новое лежит за преде­лами рутинных, понятных всем задач и, во-вторых, поскольку приходится преодоле­вать сопротивление среды...» [17. С. 183-184].


Я привел эту длинную цитату, ибо в ней в сжатой форме выражены основы теории инно­ваций II. Шумпетера: инновационная деятельность как важнейшая функция предпринимате­лей; различение инноваций-продуктов и ннноваций-процессов, радикальных (базисных) и улучшающих, технологических и экономичес­ких инноваций; место инноваций в цикличной динамике экономики; неизбежность преодоле­ния силы инерции, сопротивления среды.

Друг и единомышленник Н.Д. Кондратьева Питирим Сорокин заложил основы теории ин­новаций в социокультурной сфере, понимая ее в широком смысле — не только искусство и культуру, социальные и политические отноше­ния, но и динамику научных открытий и изо­бретений, межгосударственных и гражданских войн, В опубликованном в 1937-1941 гг. четырехтомнике «Социальная и культурная дина­мика» [3] он исследовал, в частности, тенден­цию динамики технических изобретении более чем за 5 тысячелетий истории общества, а также наиболее крупные нововведения, наблю­давшиеся за тысячелетия в других сферах ду ион лизни общества. Отмечая наличии дол­госрочных колебании в социокультурной дина­мике, выражающихся в смене преобладания идеационального, чувственного и интегрально­го социокультурных типов. Питирим Сорокин отрицал наличие общего тренда исторического прогресса, считал эти колебания (флуктуации) бесцельными, с чем трудно согласиться. Им даны количественные оценки инновационных волн в ряде сфер духовного воспроизводства.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что за три десятилетия XX в. были заложены фундаментальные основы теории инноваций, особенно технологических и социокультурных.

Второй период развития теории иннова­ций — с 40-х до середины 70-х годов — не характеризуется столь фундаментальными прорывами в этой области познания. Этому помешали Вторая мировая война и послевоен­ная гонка вооружений, когда усилим были на­правлены на освоение и распространение ба­зисных инновации IV Кондратьевского цикла и адекватного ему технологического уклада; исследования носили более практический, при­кладной характер. Однако теория инноваций существенно продвинута вперед.


Среди фундаментальных работ этого перио­да следует отметить крупную монографию вы­дающего английского ученого Джона Бернала «Наука в истории общества» (Science in His­tory), изданную в Лондоне в 1954 г. и в СССР в 1956 г. [18]. Хотя в центре внимания иссле -дователя находится прогресс научного позна­ния за все исторические эпохи, он раскрывает неразрывную взаимосвязь этого прогресса с развитием техники, начиная с палеолита. Дж. Бернал отмечает смену периодов подъемов и упадков в развитии науки и ее технологичес­ком применении: «Прогресс науки является чем угодно, только не единообразием в про­странстве и времени. Периоды быстрых темпов ее развития чередуются с более продолжитель­ными периодами застоя и даже упадка. С тече­нием времени центры научной деятельности перемещались и обычно скорее следовали за перемещением центров торговли и промышлен­ной деятельности, нежели направляли его. Ва­вилон, Египет и Индия были центрами древней науки. Греция становится их общей наследни­цей, и там, как нам известно, впервые был выработай рациональный базис для пауки... В Риме науке уделялось мало внимания, и она совершенно отсутствовала в западноевропей­ских королевствах варваров. Наследие Греции вновь вернулось на Восток, откуда оно и при­шло. В Сирин, Персии и Индии и даже в далеком Китае ощущались новые веяния в науке, слившиеся затем в великолепном синте­зе в странах ислама. И только отсюда наука и техника пришли в средневековую Европу» и привели к «великой вспышке созидательной активности» [18. С. 9]. Наука смогла эффек­тивно содействовать переменам в области промышленности и транспорта с помощью элект­ричества, машин и химических препаратов.

В монографии раскрывается связь между научными, техническими и социальными ново­введениями на всех этапах истории развития общества. Дж. Бернал отмечает, что «периоды расцвета науки обычно совпадают с периодами усиления экономической активности и техни­ческого прогресса» [18. С. 30]. И хотя на пер­вых этапах наука скорее использовала иннова­ции, чем инициировала их, в современном об­ществе именно научные инновации служат от­правным пунктом инноваций в технике и технологии и в других сферах общества. И если первые эпохальные нововведения — ис­пользования огня, применение гончарного круга, ткачества, колеса и корабля — появи­лись без помощи науки, то «в наш век новое знание и опыт в деле управления материаль­ным миром значительно опережают развитие соответствующих форм культурной, полити­ческой и экономической жизни» [18. С. 663].


Однако прогресс науки, осуществляемые по ее инициативе инновации имеют не только со­зидательный, но разрушительный характер. «И ныне, в этот век науки, как ужасно мало новые знания, мастерство и изобретательность используются для какого-либо улучшения ус­ловий жизни человека и как много — для совершенствования орудий разрушения!» [-18. С. 667].

В этот период большое внимание уделялось взаимосвязи инноваций с экономическим рос­том. Этой проблеме была посвящена нобелев­ская лекция Саймона Кузнеца, прочитанная им в декабре 1917 г. В ней сформулирован ряд новых подходов к теории инноваций, развива­ющих идеи Йозефа Шумпетера и Джона Бсрнала.

Во-первых, С. Кузнец ввел понятие эпо­хальных нововведений, лежащих в основе пере­хода от одной исторической эпохи к другой, о чем речь шла выше.

Во-вторых, революционное ускорение тем­пов экономического роста в индустриальную эпоху вызвано, по мнению С. Кузнеца, эпо­хальным нововведением — новым источником роста стало ускоренное развитие науки. «Мас­совое применение технологических нововведе­ний, составляющее в значительной степени суть современного экономического роста, тесно связано с дальнейшим прогрессом науки, кото­рый, в свою очередь, образует основу дальней­шего технического прогресса... Применение но­вовведений не только дает дополнительные экономические ресурсы для фундаментальных и прикладных исследований с долгим сроком разработки и значительными затратами капи­тала, но, что следует отметить особо, позволяет создавать новые эффективные средства для исследований "и дает дополнительную инфор­мацию об изменениях в природных процессах, происходящих под влиянием изменений в про­изводстве» [1.С. 110].

В-третьих, обсуждая социальные последст­вия нововведений, С. Кузнец отмечает, что они могут нести как положительный, так и отрица­тельный характер. Государство должно прини­мать участие в предупреждении и разрешении возникающих при этом конфликтов. Экономи­ческая функция государства — стимулировать рост и структурные изменения, анализировать, отбирать или отбрасывать правовые и институ­циональные нововведения, предлагаемые как способы и направления использования нового потенциала производства. Без нововведений наука хиреет и чахнет; инновационная волна служит питательной почвой для расцвета науч­ных исследований.


В-четвертых, технологические нововведе­ния взаимосвязаны с нововведениями в других сферах общества: «Постоянное появление тех­нологических нововведений, что характерно для современного экономического роста, и со­путствующие им социальные нововведения, об­легчающие необходимую адаптацию, являются главными факторам воздействия па структуру экономики и общества», ведут к «нововведени­ям в области права, в институциональных структурах и даже в идеологии» [1. С. 113]. В первую очередь это относится к развивающим­ся странам: «Заметный прогресс в экономичес­ком развитии развивающихся стран может по­требовать изменений в существующих произ- водственных технологиях и, вероятно, еще более существенных нововведений в полити­ческих и социальных структурах» [1. С. 119].

Исследования технологических нововведе­ний осуществлялось также в плане управления улучшающими инновациями. Можно назвать переведенную на русский язык книгу Брайяна Твисса [19], первое издание которой опублико­вано в 1974 г. Б. Твисс отмечает значение идей Н.Д. Кондратьева для понимания неравномер­ности динамики инноваций и решающую роль последних в обеспечении экономического роста. «Характер технического развития меня­ется. В последние годы получили новое при­знание работы Н. Кондратьева, высказавшего предположение о существовании длинных волн экономического развития... Г. Менш, исследо­вавший частоту научно-технических нововведе­ний, также подтвердил наличие полувековых циклов, активные нововведения в фазе наибо­лее глубокой депрессии. В каждом случае новые технологии лежали в основе формирова­ния новых отраслей, обеспечивающих ускоре­ние экономического роста. В свете этих идей важность научно-технических нововведений как источников экономического роста возрас­тает» [19. С. 25].

В книге приводится высказывание Джеймса Брайта, характеризующее уникальную роль инноваций в развитии общества: «Единствен­ный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление, — это процесс научно-тех­нического нововведения. В нем воплощаются те знания, которые компетентный руководи­тель, эффективно работающий ученый, умный чиновник и просто образованный член общест­ва должен иметь завтра. Это процесс преобра­зования научного знания в физическую реаль­ность, изменяющую общество» [19. С. 30].


Б. Твисс подчеркивает суть нововведения как процесса, в котором изобретение или науч­ная идея приобретают экономическое содержа­ние, творческий характер инновационной дея­тельности, выявляет факторы, определяющие успех нововведений: рыночная ориентация, со­ответствие целям корпорации, методы оценки, эффективное управление проектом, творчест­во, инновационная обстановка и наличие «за­щитника проекта», характеризует особенности инноваций на разных стадиях жизненного цикла отрасли, методы оценки эффективности инновационных проектов.

Опыт технологических инноваций обобщал­ся национальными [20] и международными [21] экономическими организациями, что спо­собствовало повышению эффективности инно­вационной деятельности, но в основном на эволюционной стадии распространения улуч­шающих инноваций.

Современный этап в развитии теории инно­ваций (третий ее долгосрочный цикл) ведет отсчет с публикации монографии немецкого ученого Герхарда Менша «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию» [6] и последовавших за ней публикаций и между­народных конференций, посвященных теории длинноволновых колебаний в экономике Ни­колая Кондратьева и Йозефа Шумпетера. Следует отметить монографии Я. Ван Дейна «Длинные волны в экономической жизни» [22], А. Клайнкнехта «Инновации в периоды кризиса и процветания» [23], К. Фримена, Дж. Кларка, Л. Сутэ «Безработица и техничес­кие нововведения. Изучение длинных волн экономического развития» [24], Ивана Нико-лова «Длинные волны Кондратьева» [25]. Международный институт прикладных систем­ных исследований провел серию международ­ных конференций по проблемам длинноволно­вых колебаний в экономической динамике в Сиене, Веймаре [26], Мониелье [27], Новоси­бирске (1998 г.).

В разработку теории циклов и инноваций активно включились советские ученые. Серию монографий по этим проблемам опубликовал Ю.В. Яковец - в 1978 г. [28. гл. IV], 1984 г. [29], 1988 г. [30]. В этих работах инновации рассматривались как непременная часть науч­но-технических и экономических циклов (сред­несрочных, долгосрочных, сверхдолгосроч­ных), основа выхода из кризиса, исследова­лась взаимосвязь научных, технических, инно­вационных, экономических, образовательных, организационно-управленческих циклов и их инновационных фаз.


следующая страница >>