litceysel.ru
добавить свой файл
1 ... 3 4 5 6

Точка невозврата


Еще свежи воспоминания, когда престарелый финский дипломат Мартти Ахтисаари наведывался к Ниязову с многочисленными «историческими» визитами, и потом уверял весь мир, что идет диалог, и что вот-вот в Туркменистане начнутся демократические преобразования… Не начались.

Нечто похожее на преобразования начались, только когда М. Ахтисаари отправился, наконец-то, на покой, а его туркменский визави – в небытие.

Однако уходящий год показал, что начавшиеся было в 2007 году преобразования, достигнув набившего оскомину политически бесперспективного выражения «идет диалог», сначала притормозили, а потом явно и резко пошли в обратную сторону.

Внутриполитический аспект

Имитация реформ нужна была Г. Бердымухамедову только для того, чтобы утвердится у власти. Ведь не говоря уже о каких-то результатах заявленных реформ, не видно даже продуманных шагов в их осуществлении, демонстрирующих осознанную последовательность действий властей. Поэтому-то осуществляемая руководством страны деятельность является только имитацией реформ, а не реальным реформированием сложившейся при Ниязове системы.

Поэтому нет, и не может быть, сколь-нибудь ощутимых позитивных результатов ни в сельском хозяйстве, ни в системе образования, ни в свободе интернета – предполагаемое реформирование именно этих сфер позволяло новым «ахтисаарям» в очередной раз надеяться на демократизацию Туркменистана.

Вопреки этим надеждам проявились совершенно противоположные результаты:

Это лишь небольшой перечень тех шагов, которые реально осуществлены туркменскими властями за последние полтора-два года. Не исполнение обещанных демократических преобразований, а вот эта жестокая по отношению к собственному населению практика, характеризует нынешний политический режим в Туркменистане.


Если кто-то полагает, что власти, борясь против нелояльных граждан, «подозрительных» объединений и «нетрадиционных» религиозных групп, обеспечивают тем самым стабильность в стране, то это, мягко говоря, глубокое заблуждение. Для обеспечения стабильности надо решать социальные проблемы, а не проводить заседания совбеза, на котором министр национальной безопасности докладывает президенту «о проводимой работе по поддержанию и дальнейшему укреплению в стране общественно-политической стабильности».

Почему именно МНБ и каким образом оно укрепляет в стране стабильность, объяснять, наверное, не нужно.

Зато видимость лояльности всего населения создается во время многочисленных празднеств, торжеств, поездок президента. Все, включая учеников и студентов, должны часами стоять на жаре или морозе, изображая искреннее ликование. А чтобы это ликование выглядело естественным, людей, отрывая от учебы и работы, тренируют по нескольку дней, а то и недель. И все это преподносится через СМИ, как всенародную любовь к президенту и всеобщее одобрение его политики. Хотя на самом деле подобные мероприятия рождают ненависть населения и к президенту и к чиновникам.

Социальный аспект

Не надо предоставлять населению бесплатную воду, газ, соль (а теперь и канализацию), а надо дать населению работу и возможность получать достойную зарплату, чтобы оплачивать коммунальные услуги.

Почему только за последний месяц и только в одном городе (Дашогузе) наложили на себя руки в общей сложности 15 мужчин в возрасте от 19 до 35 лет? Трое из этого числа сделали это 8 и 9 декабря! Это не были наркоманы, это были обычные люди. Люди, которые ушли из жизни от безысходности, не сумев найти работу, не сумев продолжить обучение после школы или армии, не сумев выехать в другие страны на заработки. А выехать многие не могут не только из-за того, что у них нет денег на дорогу, а и потому, что Туркменистан ввел со всеми странами, включая страны СНГ, визовые отношения. И визу получить практически нереально, не имея на руках приглашение на работу или учебу.


А власти почти всю прибыль, которую приносят стране «несметные запасы» углеводородов, тратят на возведение отелей, дворцов и пустующую большее время года, туристическую зону. Да, иностранные компании, которые получают подряды на эти многомиллионные стройки, нанимают туркменских граждан. Но как только объект достроен, все местные жители опять становятся безработными.

Решить проблему безработицы, достигающей по различным оценкам от 40 до 60 процентов трудоспособного населения, не так тяжело. Достаточно возродить (в эпоху-то великого возрождения) существовавшие некогда ремонтно-строительные управления с участием государственного, частного и, почему бы нет, иностранного капитала. В стране тысячи школ и больниц, тысячи километров дорог, линий связи, газопроводов и электропередач, которые не ремонтировались десятилетиями. А в сельской местности дороги до сих пор грунтовые и отсутствует водопровод. Это непочатый край работы и десятки тысяч потенциальных рабочих мест! Если эти тысячи, начнут работать и получать регулярную зарплату, у них и их семей появится (повысится) спрос на товары и услуги, что в свою очередь даст толчок для развития частного предпринимательства. Ну и далее, по цепочке, начнется развитие нормальной, а не командно-административной, экономической системы.

Бизнес и политика

Но именно того, что экономика начнет развиваться по своим законам, а не по хотению власть имущих и опасается верхушка туркменского руководства. И напрасно надеются западные дипломаты, что растущее количество зарубежных предпринимателей, посещающих Туркменистан в надежде наладить взаимовыгодный бизнес, приведет к постепенному смягчению сначала экономической политики, а затем и к отказу от тоталитарных методов руководства страной.

Надо полагать, горький опыт работы российского МТС на туркменском рынке научит иностранных бизнесменов и отрезвит оптимистично настроенных зарубежных политиков. Впрочем, многие известные компании еще до истории с МТС опасались инвестировать деньги в нашу страну.


Страной уже правит не один президент, а целый клан. И если при Ниязове, по крупным проектам, достаточно было договориться с ним, то теперь даже не министры, а их заместители возомнили себя всемогущими. И, разумеется, никакие законы и международные соглашения им не указ.

Ожидать, что президент как-то сможет обуздать аппетиты своих родных и близких, дорвавшихся до власти, не приходится. В первые годы, пока Бердымухамедов тасовал правительство, потихоньку убирая ставленников предыдущего президента и стараясь не нарушать выстроенную Ниязовым структуру власти, державшуюся (как утверждают многие эксперты) на «святой троице» – Умнове, Храмове и Жадане – ему удавалось сохранить систему управления.

Но теперь в этих троих особой нужды нет. Умнова отстранили от дел, его ближайший друг во власти – теперь уже бывший заместитель главы государственной налоговой службы страны Пряничников – фактически находится под следствием. Есть сведения, что и другие «люди Умнова» арестованы.

Очевидно, скоро, невидимые глазу, но влиятельные пока советники и приближенные Бердымухамедова, которые старались придавать хоть какой-то цивилизованный вид действиям нынешнего руководства, будут отстранены от дел. Останутся те, кого президент набрал еще во времена «дефицита квалифицированных кадров», как он сам выражался в начале своей президентской карьеры.

Кадры быстро нашлись, из числа родственников и друзей, а о «квалификации» речь уже не идет. Правда у них очень своеобразное представление о расцвете и возрождении Туркменистана.

Все более и более разрастающаяся коррупция, которую очень хорошо чувствуют представители зарубежных бизнес-компаний, тоже одна из наиболее серьезных проблем страны, но опыт Грузии показывает, что и с этим злом можно довольно успешно бороться. Стоит только захотеть. Но не захотят, как пить дать, не захотят.

Внешнеполитический аспект

Все эти, уже необратимые, «преобразования» не хотят видеть те, кто пришел на место М. Ахтисаари. Дипломаты из международных организаций или отдельных стран, когда говоришь с ними о вышеописанных вещах, прячут головы, не в песок, а любимое ими выражение – «идет диалог»…


Первое, что приходит в голову, чтобы объяснить самому себе, почему так беззубо по отношению к туркменским властям ведут себя эти политики – защитники демократии и прав человека – это элементарное желание Европы получать газ. Но, возможно, что не так все просто, как кажется. Да, газ конечно важен. Но уже понятно, что Бердымухамедов предпочел Иран и Китай, а теперь – Афганистан, Пакистан и Индию. И уже нет особых надежд на Набукко.

К тому же история показывает, что диктаторы уходят, а нефть, газ, алмазы и прочие ОЧЕНЬ полезные ископаемые, остаются.

Возможно, что страны-шахматисты – если уж наш регион назван великой шахматной доской – поддерживают (или как минимум не мешают) Бердымухамедова, опасаясь, что в противном случае находящаяся по соседству «горячая точка» – Афганистан – может превратиться в горячую кляксу. Ведь еще неизвестно, что станет и с другим соседом Туркменистана – Узбекистаном в ближайшее время.

Понятно, что шахматистам – США, Китаю, Турции и, возможно, России – «горячая клякса» не нужна. Но ведь есть и Иран. Которому, в определенный момент может оказаться очень даже на руку, если сильные мира сего вынуждены будут заниматься решением более актуальных проблем в этом регионе, нежели иранской ядерной программой.

Возвращаясь к Туркменистану

До сих пор силы, нелояльные туркменскому режиму, хоть и разрозненные, действовали или пытались действовать в цивилизованных рамках. Не имея возможностей прямого воздействия на решения принимаемые властями, они апеллировали к международному сообществу. Теперь оппозиционеры, диссиденты, правозащитники, представители религиозных и национальных меньшинств потеряли надежду на «внешнее политическое давление» в лице ОБСЕ, ЕС, ООН, как на фактор решения хотя бы небольших проблем.

Не приведет ли сверхосторожная политика – дежавю, ведение вечного и бессмысленного диалога, к тому, что туркменистанцы перейдут к радикальным действиям? Или это так и задумано?


В общем, наступает цейтнот, и либо «шахматистам» придется объединиться и заставить Бердымухамедова играть по правилам, либо объединятся туркмены. И игра пойдет без всяких правил…

Пока, правда, туркмены предпочитают сводить счеты с собственной жизнью. Поодиночке. Но их кровь, как и кровь тех, кто скончался в тюрьмах, брошенных туда еще при Ниязове, уже на руках нынешнего режима.

Точка невозврата пройдена. И всем это уже понятно. Но видимо не всем понятно, что с этим делать.

Фарид Тухбатуллин, Туркменская инициатива по правам человека


Представляем новые издания

Вышла в свет книга «Реформа милиции:

оценки и ожидания граждан»


В предлагаемом вашему вниманию издании «Реформа милиции: оценки и ожидания граждан. Результаты социологических исследований и комментарии экспертов» представлены результаты социологических исследований, проведенных Фондом «Общественный вердикт» и Аналитическим центром Ю. Левады в последние несколько лет.

В этих исследованиях мы ставили перед собой задачу изучить мнение граждан о качестве работы милиции, степень информированности общества о работе милиции и ее разных структурных подразделений, а также ожидания граждан от деятельности милиции, узнать, есть ли запрос со стороны общества на реформу и если да, то в чем он состоит. Тема реформы милиции является ключевой для нашей организации с момента ее создания. Мы исходим из понимания, что для достижения максимального и устойчивого результата в защите и восстановлении прав пострадавших от нарушений со стороны правоохранительных органов помощь по конкретным делам должна сопровождаться продвижением системных преобразований. Именно такие преобразования могут коренным образом изменить принципы работы правоохранительных органов и обеспечить более полное соблюдение прав человека в их деятельности.


Стратегия Фонда по содействию реформе правоохранительных органов и милиции включает в себя комплекс мероприятий. В частности, в стратегию входят разработка рекомендаций для органов власти, переговоры с представителями органов исполнительной и законодательной власти, развитие и укрепление возможностей российских правозащитных организаций, например, для участия в подготовке и реализации реформы, тренинги для сотрудников правоохранительной системы, создание и развитие разных переговорных площадок, содействие расширению возможностей межсекторного диалога по вопросам реформирования правоохранительной системы, создание условий для участия граждан в процессе реформирования.

Мы убеждены, что реформирование правоохранительной системы должно исходить из принципов уважения прав человека, прозрачности и открытости, как процесса реформирования, так и работы обновленной структуры. В результате реформы милиция в своей работе должна исходить из приоритета службы обществу, а не обслуживания государственных интересов. Это получится в том случае, если общество будет не только пассивным наблюдателем, но и активным участником на всех этапах работы милиции, начиная с постановки задач и заканчивая оценкой результатов работы. Именно для правильного выстраивания такой цепочки участия общества полезно понимать, что сами граждане думают о задачах и принципах работы милиции, какой ее хотят видеть, как сами готовы содействовать сотрудникам милиции и других государственных служб, работающих для создания безопасной среды. Ответы на эти вопросы дают проведенные нами социологические исследования. Эти ответы не исчерпывающие, но важные для начала полноценного процесса реформы.

В целом «Общественный вердикт» уделяет много внимания исследовательским программам, в том числе и социологической работе. Первый общероссийский опрос был проведен нами в первые месяцы нашей работы, и с того времени мы разрабатываем и совместно с российскими социологическими институтами проводим замеры общественного мнения. Такая работа позволяет нам не только быть постоянно в курсе текущих настроений и оценок общества, но и поддерживать обратную связь с гражданами, в интересах которых работает Фонд.


В наших ближайших планах – провести комплексное изучение стандартов эффективного расследования жалоб граждан на пытки и жестокое обращение, разобраться, как соотносятся международно признанные стандарты эффективного расследования со стандартами эффективности расследования в понимании российских следственных органов. По результатам исследования будут разработаны рекомендации о принятии ряда управленческих и практических изменений в организации работы правоохранительных органов, направленных на повышение эффективности работы следственных органов при российской прокуратуре и, соответственно, на более полное выполнение обязательств, которые взяла на себя Россия при ратификации международных договоров по правам человека.

Второе, планируемое нами на ближайшую перспективу исследование, связано с изучением представлений и точек зрения сотрудников правоохранительных органов относительно того, как может быть устроена система оценки деятельности милиции. Сейчас, в рамках запущенного реформирования милиции, этот вопрос опять стал актуальным и ему посвящено отдельное внимание и усилия. Фонд «Общественный вердикт» считает эту работу одной из приоритетных. Изменение системы оценки деятельности сотрудников и подразделений милиции – важнейшее преобразование, без которого никакие реформы не дадут ожидаемых результатов. Мы надеемся, что выводы планируемого нами исследования и разработанные по его итогам рекомендации позволят наполнить квалифицированным содержанием диалог властей и правозащитного сектора при поиске ответов на этот ключевой вопрос.

Наталья Таубина, директор Фонда «Общественный вердикт»

Реформа милиции: оценки и ожидания граждан ( 8809_53999_Реформа милиции оценки и ожидания граждан.pdf, 648.7 КБ )



<< предыдущая страница