litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 7 8

5. Культура и изобразительное искусство Древнего Египта (Новое царство)

НОВОЕ царство – 16-15 в. до н.э.

Изгнание азиатских племен положило начало эпохе Нового царства и возрождению египетского государства. Фараоны 18 династии установили господство Египта над многими соседними странами.

Фивы – город, ставший столицей ещё в эпоху среднего царства. Фивы стали центром почитания бога Амона-Ра. Располагались на 2 берегах Нила.

Известные ансамбли – храм царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри и фараона Рамсеса 2.

Храм царицы Хатшепсут – посвящен дочери бога Ра, богине Хатор. – стоит у подножья круто обрывающихся скал, расположен на 3 терасах, соединенных пандусами и обрамлен столбами и колоннами. Чтобы посетить храм, нужно было пройти по аллее сфинксов. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшупсут , колоны с капителями с головой богини Хатор. Росписи и рельефы.

Лучшие культовые ансамбли – храмы в Луксоре и Карнаке.

Храмы строились в течение многих столетий и отличались большой площадью и монументальностью.

Пилоны(каменное сооружение в форме усеченной пирамиды) обрамляют вход в храм .

В древности храмы были соединены аллеей сфинксов, по которой проходили процессии. Перед храмом Амона в Карнаке сохранилось 40 каменных сфинксов – с телом льва и Гловой барана.

Аллея подходила к входу в открытый двор, окруженный стенами, колоннами и статуями. Через второй вход попадали в гипостильный зал. То есть поддерживаемый колоннами. Более 130 колонн образуют 16 рядов. Капители в виде раскрытых цветов. Из зала можно было попасть в святилище.

Сохранилось множество рельефов и росписей на разнообразные сюжеты – от работ в мастерских до погребальных церемоний. Рельеф с толпой плакальщиков.

В сюжетах рельефов движение - кони, запряженные в колесницы, звени убегающие от стрел охотников, поверженные враги, лодка фараона,


Изобразительное искусство стремится к изысканности, больше внимания уделяется деталям, одеждам, прическам, драгоценностям. Тела удлиненные и гибкие.

Живопись обогащается различными цветами и сочетаниями, условность раскраски исчезает, оттенки становятся более близкими к реальным.

Фигурки слуг в гробницах заменяются ушЕбти ответчиками. Статуэтки из терракоты, камня, фаянса, дерева в форме мумий, изображают тех, кто отбыл за усопшими.

Храм в Луксоре значительно уступает в размерах Карнакскому храму, однако считается наиболее гармоничным и законченным храмовым сооружением периода Нового царства. Расположенный вдоль берега Нила в трех километрах к югу от храма в Карнаке, храм в Луксоре играл подчиненную роль по отношению к великому Карнакскому храму и использовался исключительно во время прохождения процессии, посвященной Амону и приуроченной к началу нового года.

Получает развитие скульптура колоссальных размеров. Создаются невиданные по размеру фигуры, именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и представляют собой две гигантские статуи сидящего на троне Аменхотепа III..

Конец 15 – начало 14 в. до н.э. обострение между фараоном и знатью. Стремясь ограничить власть жрецов, фараон Аменхотеп IV объявляет едино истинное божество солнечного диска Атон. Эхнатон – дух Атона- новое имя фараона.

Основал новую столицу в месте, называемом Амарна.

Отход от идеализации образа царя. Реалистическая тенденция. Портретные изображения фараонов, правдивое и близкое к натуре. Переданы лирические настроения, естественные человеческие чувства.

Рельеф - поклонение богу солнца (Эхнатон и Нефертити с дочерью) Изображения фараона с семьей.

Роспись – две царевны.

Здания из кирпича менее монументальные и торжественные. Дворец из 2 частей – официальной и неофициальной с переходом между ними.


При Тутанхамоне возврат к старым традициям. Восстановлен культ Амона-Ра. Вновь Фивы столица.

Возобновляется строительная деятельность.

При фараонах 19 династии — Сети I, Рамсесе II и Рамсесе III — военная мощь Египта была восстановлена. Архитектурные памятники этого периода отличаются колоссальными размерами, обилием колонн и статуй, богатством и пышностью убранства. В Абидосе, одном из крупнейших городов Верхнего Египта был сооружен заупокойный храм фараона Сети I, законченный его сыном Рамсесом II. Особую известность абидосскому храму принесли великолепные рельефы, покрывающие стены и колонны храма, а также врезанный в стену одной из галерей так называемый «Абидосский царский список» — перечень египетских фараонов.
         Самым выдающимся представителем XIX династии был Рамсес II, правивший в течение 67 лет (1317—1251 гг. до н.э.). Культ Рамсеса II, почитание его обожествленных изображений достигли предела возможного — это было время самых пышных славословий в честь фараона, богов и даже царской колесницы. Заупокойный храм Рамсеса II в Фивах, известный как Рамессеум, намного превосходил размерами храм его отца в Абидосе. Особенностью Рамессеума, дошедшего до наших дней в сильно разрушенном виде, было соединение в одном комплексе храма, дворца, жилых помещений, складов, конюшен. Фасад храма украшали колонны и огромные статуи Рамсеса II в облике Осириса.
         Традиция дворцово-храмовой архитектуры была продолжена в фиванском ансамбле Рамсеса III близ современного арабского селения Мединет-Абу. Окруженный двумя рядами зубчатых стен, храм напоминал крепость. По сторонам входных ворот стояли две башни, также увенчанные зубцами.

Самыми гигантским и впечатляющим памятником той эпохи считаются два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), построенные в ознаменование военных успехов фараона. Оба храма целиком вырублены в скале на левом берегу Нила. Фасад большого храма, посвященного Рамсесу II и богу Амону-Ра, украшают четыре двадцатиметровые статуи фараона, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи стоят фигуры матери и детей фараона. Храм включает целый ряд помещений, в том числе гипостильный зал и святилище. Малый храм, построенный в честь царицы Нефертари, представляет собой сооружение более простое и меньшее по размеру. На фасаде храма в глубоких скальных нишах стоят четыре статуи Рамсеса II и две статуи Нефертари, украшенной атрибутами богини Хатхор, которой, собственно, и была посвящена эта святыня.

         Поздний период в истории Древнего Египта — пора тяжелых войн и иноземных вторжений. Однако в целом произведения архитектуры, скульптуры и живописи этого периода свидетельствуют о том, что творческие силы древнейшей в мире цивилизации постепенно себя исчерпали.


6. Крито-микенская культура, гомеровский период, период архаики в культуре

Древней Греции.

Два виднейших центра крито-микенской культуры – остров Крит и город Микены в южной Греции.

(полуостров Пелопонес) – дали название этому искусству, но оно занимало большую территорию.

Материковая Греция, островная Троя, Микены.

Культура Критской цивилизации зародилась в начала 2 тысячелетия до н.э. Основной центр – остров Крит и острова Эгейского моря. Историки называют цивилизацию минойской от имени мифического короля Миноса.

Ахейцы – микентцы пришли в Грецию из Северной Европы. Микенцы являлись прямыми предками будущих греков.

Минойская цивилизация – открытая, мирная, морская, имела морские торговые пути, мощный флот, но не было оборонительных сооружений.

Кносский дворец – на холме, 5 этажей с одной стороны, 2 с другой, ориентирован по частям света как ритуальное сооружение.

Вся жизнь Крита была сосредоточена во дворце – город-дворец. Не было окон, вход через крышу, запутанные ходы – нет логичного плана. Принцип световых колодцев. Внутренний двор.

Западная часть ритуальная, восточная жилая.

Существовала канализация, водоснабжение.

Миф о Минотавре – Зевс в виде белого быка унес Европу на остров Крит – родился Минос. Жена Пасифая- от быка сын минотавр, которого поселили в лабиринрте. Требовал человеческих жертв.

Матриархальная власть жриц. Основные символы – бычьи рога, лабрис – двойной топор – символ власти.

Фрески с изображением ритуальных игр с быком. Ритуальное убийство быков – тавроболия.Таврокатапсия.

Яркая, праздничная, светлая культура – насыщена цветом (красный, синий, желтый). Живопись основана на пятне. Органичное, живое искусство.

Развита малая пластика – нет большой скульптуры.

В керамике стиль камарес – морские мотивы. Сосуды с каплеобразным дном.

Чашки с тонкими почти прозрачными стенками – называемой яичной скорлупой и двухметровые сосуды. Изображения на керамике – геометрические формы и образы живой природы. Часто изображали моллюсков, караловые рифы, осьминогов. Так же лилии, тюльпаны, крокусы. Стиль камарес по названию пещеры.

Отсутствие прямых линий. Колонные широкой стороной наверх – формы атектоничны.

Развита фреска, керамика.

Растительный культ. Внутренний двор. Священные сады.

Праздник Дионисия и богини Матери.

Женщина богиня, всегда ведущее лицо.

Ноги и голову изображали в профиль, туловище и глаза в фас.

Фрески и росписи. Часто изображение деревьев, трав, цветов. Для критян природа была священна.

. Фреска в кноссе – собиратель крокусов. Синяя птица. Лилии в саду. В коридоре процессе – ритуальный бой с богом-быком – фреска. Динамичная и живая. Богине подносят дары и новое одеяние. Фигуры тонкие и изящные.

Фреска Парижанка – изображение девушки в Кносском дворце.

Боксирующие мальчики. Святилище крокусов – на острове Феры. Стиль живой, многоплановый красочный .

16 в. до н.э. закат Критской культуры, расцвет материковой Греции.

МИКЕНЫ – город-крепость, располагались на горе, хорошо для обороны.

Циклопическая кладка.

Микенская культура – военная , патриархальная.

Но влияние острова Крит – фрески и сосуды.

Культ оружия, военная тематика. Крупная скульптура. А на Крите нет оружия, изображения батальных сцен.

Микены, Пилос, Тиринф, Троя – мощные оборонительные сооружения. 14-13- вв. –основные постройки.

Суровые бастионы из камней. Архитектура ориентирована на войну. Заимствовал у критских дворцов портики с колоннами, убранство, но не напоминают лабиринт – строгость и простота.

Львиные ворота – вход в Микены.

Каменные стелы – надгробные плиты с изображением военных битв – культ героя.

Холм акрополь – там храм и дворец правителя. Вокруг поселения, дома. В акрополе – мегарон – дом правителя -3 части – вестибюль с портиком с клонами, центральный зал с очагом посередине и троном и ещё одно помещение хранилище казны или священных вещей.

Росписи – тоже грифоны, сфинксы, львы. Но чувствуется грубоватая, менее искусная рука. Отсутствие природной среды. Застывшие, подчеркнуто декоративные стилизованные формы.

Памятники погребального искусства – шахтовые гробницы для членов царской семьи. На лице мужчин – золотые маски. Позже в 14 в. до н.э. в Микенах построены толосы – круглые в плане купольные гробницы. В гробницу вел узкий коридор и красиво оформленный портал.

К 8-7 в. до .э. дворцовая жизнь затухает, происходит какая-то катастрофа.

ГРЕЦИЯ –искусство древней Греции выросло из крито-микенского, создав на его основе новую традицию.

Идея – показать величие и красоту свободного человека. Языческие боги. Ограниченная демократия.

12-8- в. до н.э. – гомеровский период. Эпос, первые примитивные памятники изобразительного искусства, распад родовой общины.

ГОМЕРОВСКАЯ Греция – преемственность от Микен, Тиринфа, Пилоса. Языческие боги – Зевс, Посейдон, Афина.

Ремесла сельского характера. Греция поделена. Басилевс управляет общиной с советом старейшин.

Зарождается монументальная архитектура. Мегарон – зал, сени, портик. Треугольный фронтон с колоннами.

Вазы с геометрическими росписями. Напоминали амфоры. Носили ритуальный характер. Узоры линеарные простые, геометричные. Горизонатльные полосы. Ленточный орнамент, образованный изломанной под прямым углом прямой – меандр. Новые типы ваз амфоры и кратеры.


Строгие рисунки. Оплакивание усопших на вазах.

Период АРХАИКИ – 7-6 в. до н.э. - Рабовладельческий строй создается, города-государства – полисы активно развиваются. Власть басилевса ограничена аристократией.

Борьба античной культуры со старыми нереалистическими тенденциями.

Условность, схематизм, но уже путь реалистического развития. Начинает складываться ордерная система.

Ордер – система соотношений отдельных частей здания, которые соотносятся с целым.

2 школы – дорическая – материковая греция и ионическая – островная..

Новый тип - Греческий храм – типичное здание для общественных событий.

Дорическая система – самая древняя. Связана с мужским суровым стилем. Колонна без базы, широкий ствол с канелюрами, высокий массивный антаблемент. Основание – стереобат. 3 ступени – верхняя стилобат.Нет базы у колонны. Энтазис – расширение на колонне. Храм ориентирован на восток.

Виды – простиль, амфипростиль, периптер.

Храм Аппалона в Дельфах, храм Посейдона.

Ионическая система – колонна выше. Капитель с валютами (эхин и абак выше) , архитрав ступенчатый, нет триглифов и метоп на фризе. Более легкий, стройный, изящный.

Коринфский – капитель больше по высоте. Листья аканта со всех сторон капители.

Вазопись – разные формы – амфора, кратер, гидрия. Росписи – черное изображение на красном фоне, потом краснофигурная вазопись. Роспись не на сосуде целиком - на выделенном участке - Геракл и Цербер.

Скульптура 2 типов – рельефы и круглая пластика. Пропорции тела соблюдаются.

Статуя Геры – проработка ткани, прически, но застылость.

Артемида – богиня с гранатовым яблоком. Более живая.

Курос –мужская фигура. Коры – женские фигуры. Полимед – 6 в. до н.э. мастер.


7. Архитектура Древней Руси. Собор Св.Софии в Киеве и Св. Софии в Новгороде.

9 век –территории объединяются вокруг Киева. Столицей древней Руси становится Киев. Важно для культуры – принятие Христианства. Владимир с дружиной принимают. Начинают строиться деревянные христианские храмы, потом каменные.


Крестово-купольные сооружения – отличаются от базиликальных. Квадратные, 4 столпа в плане.3 нефное пространство. На востоке 1, 3 или 5 апсид скругленных. На пересечении равновесного греческого креста – над средокрестием купол на цилиндрическом барабане. Благодаря скругленным сферическим поверхностям –парусам тяжесть переходит на столбы. Стены храма разделены на отдельные пространства полуколоннами – пилястрами, лопостями. Верхняя скругленная часть стен – закомары.

1е каменное сооружение – десятинная церковь – церковь успения богородицы. 1/10 часть доходов Владимир отдает на строительство. Квадратная в плане, с 3 апседами, однокупольная.

1037-1045 –собор Софии Премудрой. При Ярославе мудром строится. Русь мнит себя преемницей Византии. Связь с Софией константинопольской. 13 куполов, крестово-купольная система. 5нефное пространство. 3 апседы. 2 лестничные башни на второй этаж на хоры или палати где располагался князь во время молитвы.- верхняя открытая галерея. Из кирпича плинфы – плоский невысокий кирпич, в основании квадратный. Кладка скрытого кирпича. Целянка – битый кирпичь и известь –закрывали лагуны в стене. Позакомарное покрытие. Вертикальные лопатки делят стену. С 3 сторон храм обнесен галереей.

Массивный тяжеловесный. Ширина намного больше высоты.

Новгород – укрепился к нач.12 века.

1045-1050 – храм Софии в Новгороде. Крестово-купольная система. С 3 сторон обнесен галереей. 3 апседы. Все стены разделены выступами – пилястрами в отличие от киевской. 1 лестничная башня. Центральный большой купол. 4 поменьше. 6 купол покрывал лестничный проем. Крыша с позакомарным покрытием.

Храм более высокий – по высоте выше чем по ширине. Более компактное и монолитное сооружение, монументальнее и суровее. Храм более темный. Барабаны более глухие. В нижней части – природный камень валун, а не кирпич.

8. Культура и изобразительное искусство Древней Греции (период классики и

эллинизма )

5- сер. 4 в. до н.э. – период наивысшего расцвета древней Греции.

Периоды – ранняя классика. Черты архаики уходят. Синтез архитектуры и скульптуры. Идея –отражение жизни свободного человека.

Ранняя классика – эпоха связана с борьбой против Персидской державы.

Один из величайших ваятелем был Мирон. – Дискобол – статуя метателя диска. Была бронзовой, сохранились только копии. «Афина в споре с Марсеем. » Имеют индивидуальные портретные черты.

Высокая классика – сер.4 в. до н.э. полоса расцвета. Заново отстроен афинский акрополь. Стоял на скале, поднимающейся над городом. Включал в себя ряд сооружений. Храм Ники Аптерос. Вершина греческой архитектуры - храм богини Афины построенный в V в. до н. э.. Здание Парфенона поставлено, как и большинство греческих храмов, на возвышенной и укрепленной части города — Акрополе. Его секрет в исключительной ритмичности и соразмерности частей. По торцевому фасаду -8 колонн, по боковым 17.Объединял в себе 2 ордера – дорический и ионический. Наружные колонные – дорического ордера. Стены венчал ионический физ. Украшен рельефами и скульптурами, скульптурными группами. . Напротив Парфенона – Эрехтейон – посвящен Афине и Посейдону. Со статуями кариатид – девушками, несущими перекрытия.

Скульптура частично уцелела и известна по римским копиям. Человеческое тело в динамике.

Фидий –идеальные черты лица, обобщение. Модели без изъянов. Колоссальная статуя Афины в Парфеноне. Статуя Зевса.

Поликлет – прославился статуями атлетов (Дорифор – с копьем).

Поздняя классика – кризис, развивается индивидуализм, исчезает дух патриотизма. В пластике духовная стойкость и бодрая энергия уступают место лирике, чувствам, драматическому пафосу.

ПраксИтель – сложные действия, динамические состояния в скульптуре, нежные изящные тела. Торс Афродиты, Гермес с младенцем Дионисом.

СкОпас – аммазономахия – битва амазонок, вакханка.


ЛеохАР – апалон Бельведерский.

Эпоха Эллинизма искусство эпохи после Александра македонского.– в архитектуре – строительство новых городов с множеством общественных сооружений. Стадионы, библиотеки, бани. Башня ветров в Афинах, маяк в Александрии. Самым красивым городом был Пергам – главная святыня – храм богини мудрости Афины. Известность Пергаму принес Алтарь. – был вынесен за предел храма и был самостоятельным сооружением. На высоком цоколе в виде прямоугольной ограды. Был украшен рельефами. Битва богов и гигантов. – напряжение, ломка классической идеальной системы. Лица искажены болью.

Лаокоон. Анатомия человека передана с мастерством.

Скульптура – Афродита милосская, Ника, Алтарь Зевса в Пергаме.

Новый интерес к личности, её эмоциям. Черты – динамичность и выразительность.

Интерес к духовному миру человека – портретные статуи, не скованы классической традицией, они стали более выразительны.



<< предыдущая страница   следующая страница >>