litceysel.ru
добавить свой файл
1

powerpluswatermarkobject1


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 54

с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла».


ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«СОДРУЖЕСТВО.

РАБОТА С СЕМЬЁЙ»

на 2005 – 2010 г.


г. Магнитогорск

ВВЕДЕНИЕ



Несмотря на то, что много проблем возникло перед школой в трудное, нестабильное время, школы продолжают свою творческую работу. Период кардинального изменения социально-экономических и политических отношений усложняется в сфере образования еще и глубокими внутренними противоречиями. Осуществлять выход из кризиса образования в условиях социально-экономических изменений возможно, только имея детально проработанную стратегию, учитывая как реальную ситуацию, сложившуюся в сфере образования, действующие в ней тенденции и отношения, так и различные сценарии будущего развития общества.

«Рождается ребенок. В общество приходит его новый собрат. Он мал, слаб, неразвит, ничего не знает ни о мире, ни о себе. Это, конечно, человек, но человек будущий, потенциальный». (Н. Бердяев).

Все зависит от условий социальной среды, в которую попадет ребенок, и тогда он станет или развитой, творческой личностью или существом, способным лишь к потреблению или разрушению всего созданного.

Вся жизнедеятельность ребенка начинается в семье и продолжается только в ней до 6 лет - до момента поступления ребенка в школу. Но и здесь продолжается процесс образования , обучения и воспитания ребенка.

Главное назначение семьи - воспитание ребенка. Семья - это персональная среда жизни и деятельности ребенка, качество которой определяется несколькими параметрами, такими как демографический, гигиенический, экономический. На одно из первых мест в семье можно поставить культуру быта и взаимоотношений между родителями.


Согласно Конвенции о правах ребенка, четко определяются взаимоотношения ребенка и его родителей, так же устанавливается равная ответственность родителей за содержание, воспитание и развитие детей, даже в тех случаях, когда родители проживают отдельно.

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Но государство стремиться и помочь семьям сохранить своё единство, укрепить и повысить значимость семьи в глазах общественности.

В современном обществе наиболее полно взаимодействует с семьей средняя школа - взаимодействие начинается еще до момента поступления ребенка в школу и не заканчивается с выдачей аттестата.

Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Непременным условием стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок.

Главная задача школы при этом - найти такое взаимоотношение с родителями ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с минимальными психологическими затратами..

Система воспитательной работы нашей школы находится в стадии развития. Школа взаимодействует с родителями в следующих направлениях: информационное, воспитательно-развивающее, формирующее, охранно-оздоровительное, контролирующее, бытовое.

При этом полное взаимодействие невозможно без педагогического и психологического изучения семьи.

Изучение семьи, ученика проводится, как правило, классным руководителем. Многое может почерпнуть из этого и учитель - предметник. Изучение семьи позволяет понять стиль жизни ребенка, познакомиться с ним, понять уклад жизни семьи, ее традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями, бабушками и дедушками, младшими и старшими братьями и сестрами.


После анализа проведенного исследования классные руководители составляют характеристику класса и определяют цели и задачи в работе с семьей на год.

В школе родительская общественность представлена родительскими комитетами классов, родительским комитетом школы.

Родительские комитеты классов формируются на добровольной основе из родителей учащихся класса, обычно родительский комитет состоит из 5 - 7 человек. Выбирается родительский комитет класса общим голосованием родителей. Из родительского комитета выбирается председатель, который входит в состав родительского комитета школы.

Родительские комитеты классов помогают классному руководителю организовать различные мероприятия с участием детей и родителей, привлекают к работе интересных людей, помогают в организации и проведении экскурсионной работы, организуют совместную работу родителей и учащихся над проектами и творческими работами.

Родительский комитет школы состоит из представителей родителей учащихся от каждого класса и представляет интересы каждого класса.

Основные задачи в работе родительского комитета школы - координация взаимодействия учеников, родителей и учителей. Основные задачи в работе родительского комитета школы - организация досуга, профилактика правонарушений, профилактика асоциального поведения, здоровье учащихся.

Вся деятельность родительской общественности строго документирована. В работе родительских комитетов классов используются протоколы родительских собраний.

Родительский комитет школы помимо протоколов заседаний имеет положение о родительском комитете школы.

Работа с родителями ведется не только в традиционных направлениях - организованная работа родителей в составе родительских комитетов, но и на родительских лекториях.

Родительский лекторий позволяет создавать более комфортную обстановку для жизнедеятельности учащихся, для организации досуга учащихся, воздействия на личность ученика без физического или психического давления, родительский лекторий ставит перед собой цель научить родителей быть родителями - воспитателями, друзьями своим детям, рассказать родителям о многообразии мира ребенка, о его особенностях. Родительский лекторий дает родителям учащихся необходимые знания не только о возрастных особенностях детей, но и психологическом состоянии ребенка, о путях взаимодействия с ребенком, особенно с детьми асоциального поведения, учит родителей любить своих детей, вне зависимости от их поведения или состояния их учебы, находить прекрасное и отталкивать все недоброжелательные явления.


Не случайно В.А. Сухомлинский организовал при своей Павлышской школе родительский университет, где родители получали широкие знания по вопросам семейного воспитания. Обучение родителей должно носить несколько опережающий характер - это естественный потребностно-целевой блок в работе с родителями учащихся.

Большую роль здесь играет именно родительская любовь - полное, сложное, сильное и нежное чувство к своему ребенку. Мы даем родителям знания, как справиться с чувством безграничной любви и суметь воспитать достойного гражданина нашей страны, как увидеть в ребенке прекрасное и как заметить нарастающие проблемы, с которыми ребенок уже не в состоянии справиться, и помочь ему.

Как проводить родительские собрания? Чтобы была реальная воспитательная отдача - это извечная проблема школы. Это ведь ненормально, когда родители, получая вызов в школу, идут туда как на суд. Родительские собрания - это тоже урок. Только к нему нужно готовиться еще более тщательно.

Совместные педагогические мероприятия, характеризующие образовательный уровень школы - один из путей преодоления противоречий между семьей и родителями. То есть, ознакомление родителей с содержанием и методикой - первая функция работы классного руководителя в работе с семьей.

Важно привлечение к проведению родительских собраний педагогов -психологов.

Для сложной работы, отнимающей много времени при подготовке, высоко квалифицированный педагогический коллектив школы проводит не только подготовку к родительским собраниям, но и педагогические конференции, круглые столы по обмену опытом, приглашает для проведения лекций специалистов, повышает свою квалификацию в специализированных институтах и университетах.

Ведется активная работа по родительскому всеобучу. Работа родительского всеобуча строится по принципу ступенчатости, начиная с начальной школы. Начальная школа является практической. Теоретизация обучения приводит к практической беспомощности детей. Об этом должны знать и родители. Когда учащиеся встречаются со своими сверстниками, то им есть что показать: начальная школа вырабатывает ряд умений и навыков. У детей в начальных классах так же следует вырабатывать твердые жизненные устои.


Но все это возможно только при содействии семьи, при полном взаимодействии семьи и школы. Взаимодействие семьи и школы как правило находится на тонкой грани уважения и доверия, когда педагог и родитель не только уважают друг друга, но и доверяют друг другу в воспитании ребенка, и не забывают о том, что они делают вместе единое дело - воспитывают одного ребенка, которому предстоит вскоре стать самостоятельной личностью и так же воспитывать своих детей.

Очень часто родители в школах получают мало информации о состоянии обучения и воспитания своего ребенка, находятся в так называемом информационном вакууме, когда информации от ребенка недостаточно, а классный руководитель или учитель - предметник почему-то не спешит донести важную информацию до родителей. И воспитательный момент бывает упущен.

В современном информационном мире получение информации возможно по различным каналам. Родители наших учеников получают оперативную информацию о посещении учащимися школы, о поведении ученика на уроке, об успеваемости ребенка, в случае проблемных ситуаций родители связываются с учителем лично, о состоянии дел ребенка их обычно информирует классный руководитель.

Родители в любой школе помогают в организации мероприятий, но что же может родитель? На самом деле, родители, при правильной организации труда и должной помощи педагогов могут все! И это действительно так. Просто иногда с силу личной загруженности на работе или некоторой стеснительности (а вдруг не получится) родители отказывают классному руководителю в помощи. Но задача классного руководителя остается прежней - организация досуга детей при помощи родителей.

Классные руководители нашей школы организуют с помощью родителей не только родительские собрания, но и вечера, праздники, чаепития, концерты, проводят активную экскурсионную работу. И отличная оценка получается лишь тогда, когда ученик совместно со своими родителями готовится к этому мероприятию, ведь детям важно знать на деле, что они нужные, любимые и самые важные в жизни родителей.


Сами родители порой признают, что не всегда в своей жизни видели столько, сколько успели узнать за время обучения их детей, - ведь мир постоянно меняется, появляется новое, уходит старое. Видят перед собой пример, образец для подражания, и им могут быть их родители.

Но работа с родителями это не только безоблачной горизонт, но порой и споры, и даже конфликты.

Причиной конфликта может стать элементарное нежелание педагога или родителя слышать друг друга, усталость, загруженность, недостоверная информация. Как правило, выход из такой ситуации только один - разрешение конфликта мирным путем. Но сколько бед удалось бы избежать, если бы и тут учитель не защищал свою позицию, а родитель не настаивал на услышанном ранее и не пытался доказать свою правоту.

Противоречие в том, что образовательный уровень родителей неуклонно растет, что влечет за собой уверенность родителей в непогрешимости их педагогической позиции. Этот вопрос можно рассмотреть и с другой позиции. Какому конструктору (врачу, продавцу) придет в голову звать на помощь педагога? Кто посмеет заявить, что педагоги обязаны оказывать помощь представителю той или иной профессии? А педагоги полагают, что в обязанности родителей (которые являются врачами, конструкторами, продавцами) входит помощь классному руководителю. Не странно ли это? Классный руководитель, если он обладает профессиональным мастерством, сам справляется со своим профессиональным делом, никого не зовя на помощь, и не считает постороннюю помощь составной частью своего профессионального дела. По крайней мере, такая постановка вопроса кажется честной и логически оправданной.

Сегодня многие родители не могут понять, что почти 20летний перерыв со времени их собственного обучения и окончания школы заметно поменял цели и содержание образования, так как появились новые общественные потребности. Они подчас рассматривают школу как «камеру хранения», где ребенок почти автоматически должен получать конкретные знания. Семейное же воспитание по природе своей основано на чувстве. Семья изначально зиждется на чувстве любви, которая и определяет нравственную атмосферу, стиль, тон взаимоотношений в семье.


Другой особенностью семейного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители 2-х, 3-х, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, критерии оценок, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Следующая особенность семейного воспитания - широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, года.

В подавляющем числе случаев родители за критерий благополучия школьного детства принимают «отметки», при этом они весьма болезненно относятся к психологической диагностике образовательного процесса. В чем-то это справедливо: обычно родители не могут в полном объеме справиться с учебными заданиями детей, многое забыли или считают ненужным. Поэтому вынужденное оказание помощи ребенку вызывает у них раздражение, а вменяемый школой контроль выполнения домашних заданий порой усиливает рассогласование между семьей и школой.

Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся - работа классного руководителя с семьей. Первый аспект - оказание педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий учащихся. Другое направление - оказание родителям педагогической помощи в решение трудных проблем семейного воспитания, разрешения противоречий подросткового возраста, профилактика формирования вредных привычек.

Большой вклад родители вносят в профилактическую работу с учащимися, ведь многие вредные привычки приобретаются детьми спонтанно, подвлиянием сверстников или улицы. Родители принимают участие в реализации плана и программы профилактической работы с учащимися не только с вредным привычкам, но и по правонарушениям среди несовершеннолетних. В заключении несколько высказываний:

«Добро порождает добро». В.А. Сухомлинский.

«Если вы правильно выберете себе труд, то счастье само вас отыщет...» К..Д. Ушинский.

Идея программы: установление доверительных партнёрских отношений с семьёй каждого ученика.


Цель программы: активное приобщение родителей к воспитанию детей.

Задачи программы:


  1. Выработать единые установки в подходе к воспитанию в школе и в семье.

  2. Создать благоприятную воспитывающую среду детей и родителей.

  3. разработать и пропагандировать лучшие модели воспитания в семье.

  4. разработать методические рекомендации по воспитанию школьников в семье.

Сроки реализации: 2005 – 2010 гг.

Принципы в работе с семьёй:

  • системность

  • уважительность

  • единство общественного и семейного воспитания

  • оптимальность сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм повышения педагогической культуры родителей.

Задачи работы с семьёй:

  • просветительская – повышение педагогической культуры родителей

  • консультативная совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребёнка

  • коммуникативная – обогащение семей опытом по воспитанию детей

Ожидаемые результаты:

    1. Овладение учащимися культурой семейных отношений.

    2. Укрепление взаимосвязей в семье.

    3. Повышение педагогической культуры родителей.

    4. Активное участие родителей в общешкольных мероприятиях.

    5. Соблюдение единства требований педагогов и родителей в воспитании подрастающего поколения.



ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ

(комплекс приоритетных мероприятий)


Подготовительный этап (2005 – 2006 учебный год)

  1. Информационный поиск и знакомство с опытом включения родителей в повседневную жизнь школы
  2. Оценить ресурсные возможности школы для создания сообщества детей и взрослых


  3. Выявить мнение родителей и детей о жизни школы и их посильной лепте в улучшении уклада (анкеты, беседы, сочинения и другие формы)

  4. Повышение квалификации педагогов по данной проблеме и обеспечение методического сопровождения

Практический этап (2006 – 2009гг.)

Обучение

Воспитание

Соуправление

Привлечение родителей к организации и проведению познавательных курсов и бесед


Ежегодная организация, подготовка и проведение коллективных творческих проектов

Родительский комитет класса и школы

Привлечение учащихся и родителей к экспертизе качества образования


Проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья»

Родительский комитет школы

Изучение образовательных запросов детей и родителей, а также возможностей педагогов


Проведение концерта для родителей

Общешкольная конференция

Организация учебных экскурсий по месту деятельности родителей

«Школа для родителей» (тематические беседы специалистов: медиков, представителей правоохранительных органов, психологов, юристов…)


Родительский комитет класса и школы

Привлечение родителей для профориентационной работы со школьниками

Отчётные концерты студий, кружков, спортивных секций для родителей, учащихся, педагогов


Родительский комитет класса и школы

Обеспечение информационной образовательной среды:

  • создание сайта школы

  • систематизация банка электронных адресов семей учащихся




Создание семейных клубов по интересам

Родительский комитет класса и школы

День открытых дверей для родителей (проведение открытых уроков, консультации педагогических работников, самопрезентация школы)


Совместное проведение традиционных школьных мероприятий

Родительский комитет класса и школы

Работа педагогического университета для родителей

Активная работа совета лидеров из состава учащихся

Родительский комитет класса и школы

Учёба ученического актива класса и школы

Выпуск школьной печатной газеты

Презентация портфолио учащихся, педагогов и родителей

Обобщающий этап (2009 – 2010 учебный год)

  1. Обобщение опыта семей по достойному воспитанию детей

  2. Презентация родителей, педагогов, учащихся, ведущих активный поиск и способствующих созданию воспитательной системы школы

  3. Создание фонда идей, технологий, банка данных о положительном опыте

  4. Обновление и коррекция воспитательной системы с учётом социальных потребностей


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ


ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ



Месяц

Мероприятие

Ответственный


сентябрь


-Родительские собрания «Единые требования к школьному коллективу».

-Общешкольное родительское собрание «Профилактика дезадаптации у первоклассников».

-Изучение социального состава семей, создание и корректировка информационного банка данных

Администр.

Кл. рук.

Шк. психолог


Соц. педагог


октябрь


-Консультации для родителей «Возрастные особенности 5-и классников. Трудности школьной адаптации».

Шк. психолог


ноябрь


-Родительские собрания и вечера, посвящённые Дню Матери «Заклинаю: берегите маму! Дети мира, берегите мать!».


Кл. рук.



декабрь


-Общешкольное родительское собрание «Требования по допуску к итоговой аттестации» (9,11 классы).

Администр.


январь


-Консультации для родителей 8 – 9 классов «Возрастные особенности подростков».

-Консультации для родителей 9 – 11 классов «Профессиональная ориентация».

Шк. психолог



Шк. психолог



февраль


-Спектакль – концерт для родителей и жителей микрорайона.

Учителя эстетического блока


март


-Родительские собрания и вечера, посвящённые Международному женскому дню 8 Марта «Земное в ней очарованье…».


Кл. рук.


апрель


-Родительские собрания по проблеме уровня воспитанности учащихся.

Кл. рук.



май


-Родительские собрания в 9,11 классах «Знакомство с решениями педагогического совета по итогам окончания учебного года, требованиями к подготовке к итоговой аттестации, расписанием экзаменов».

Кл. рук

Администр.



В течение учебного года:

-работа по программе «Содружество» (кл. руководители);

-индивидуальные встречи с родителями, чьи дети составляют «группу риска» (администрация)

Общешкольные родительские собрания:

  • Рациональное питание школьников

  • Подросток и соблазны

  • Сохраним здоровье наших детей

  • Создание благоприятных условий в семье и школе для подготовки и успешной сдачи экзаменов


Районные родительские собрания


Классные родительские мероприятия:

  • Лектории и кинолектории по пропаганде ЗОЖ
  • Привлечение родителей-медиков, специалистов д/п №6 и работников правоохранительных органов для проведения лекций и бесед с учащимися и родителями


  • Индивидуальные консультации для родителей учащихся, склонных к употреблению ПАВ

  • Тематические лекции

  • Спортивные праздники

  • Консультации для родителей 9,11 классов по вопросам профориентации

  • Организация экскурсий на места работы родителей

  • Проведение общешкольных и классных творческих мероприятий

  • Педагогическое просвещение родителей