litceysel.ru
добавить свой файл
1
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________20 г. «___»_______________200 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине: Экология

По направлению подготовки: 060201 «Стоматология»

Курс 1

Вид промежуточной аттестации: зачет

Кафедра гигиены и медицинской экологии

Трудоемкость дисциплины 72 (час) / 2 (зач.ед.)


Архангельск, 2012


  1. Цель и задачи освоения дисциплины


Цель изучения дисциплины - обеспечить базисную теоретическую подготовку в области охраны природы.


Задачи изучения дисциплины:

    1. освоение студентами научных основ экологии и охраны природы;

    2. формирование фундаментальных знаний в суперсистеме ЧЭБС: «Человек – Экономика - Биота – Среда»;

    3. развитие экологического сознания у студентов;

    4. овладение навыками работы с законодательными и инструктивными материалами в области охраны природы;

    5. освоение приемов разработки программ охраны природы.



2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060201 «Стоматология». Дисциплина включена в раздел вариативной части.

Для освоения данной дисциплины необходимо параллельное освоение биологии, физики, химии.



3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-1

способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы естественнонаучных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК-2

способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем


ОК-7

способность и готовность использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции


ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-11

способность и готовность использовать методы оценки природных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию



В результате освоения дисциплины


Студент должен знать:


  • основные закономерности взаимодействия сообществ живых организмов (в том числе – и человеческого социума) с природной средой;

  • особенности воздействия разных отраслей хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;


  • основные виды загрязнения окружающей среды;

  • последствия загрязнения окружающей природной среды для человека и населения в целом;

  • основные пути реализации природоохранной деятельности.

  • основные нормативы качества окружающей среды;

  • основные законодательные акты России и международные соглашения.


Студент должен уметь:

  • грамотно анализировать и самостоятельно и оценивать экологическую ситуацию в мире и в России;

  • выявлять факторы риска основных заболеваний человека, связанных с загрязнением окружающей природной среды;

  • делать обоснованные, доказательные выводы;

  • планировать типовые мероприятия по охране природы;

  • разрабатывать практические рекомендации по сохранению природной среды;

  • применять нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;

  • самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой.


Студент должен владеть:

  • навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи;

  • методами оценки природных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков;

  • навыками организационно-методической работы, планирования в области охраны природы;

  • навыками работы с законодательными и инструктивными материалами в области охраны природы.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.

Вид учебной работы


Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

48

1

В том числе:







Лекции (Л)

14

1

Практические занятия (ПЗ)

34

1

Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

24

1

Зачет




1

Общая трудоемкость (час.)


72

1



5. Содержание дисциплины:


5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п


Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Концептуальные основы экологии

Тема 1. Концептуальные основы общей экологии (практическое занятие).

Тема 2. Основные понятия экологии, структура, функционирование и продуктивность экосистем (практическое занятие).

Тема 3. Учение о биосфере и ноосфере Вернадского В.И. ( практическое занятие).

Тема 4. Экологическое образование, воспитание (практическое занятие).

Тема 5. Экологическое сознание и экологическая культура (практическое занятие).

2

Основные виды антропогенного воздействия на биосферу

Тема 6. Основные источники загрязнения окружающей природной среды (практическое занятие).

Тема 7. Основные виды антропогенных воздействий на биосферу. Химическое, физическое и биологическое загрязнение окружающей среды (практическое занятие).

Тема 8. Радиационное загрязнение окружающей природной среды (практическое занятие).

3

Основы охраны окружающей природной среды

Тема 9. Антропогенные воздействия на атмосферу. Природоохранные мероприятия (практическое занятие).

Тема 10. Антропогенные воздействия на гидросферу. Природоохранные мероприятия (практическое занятие).

Тема 11. Антропогенные воздействия на литосферу. Природоохранные мероприятия (практическое занятие).


Тема 12. Антропогенные воздействия

на биотические сообщества.

Природоохранные мероприятия (практическое занятие).

Тема 13. Основы рационального природопользования (практическое занятие).

Тема 14. Организация обращения с медицинскими отходами в ЛПО (практическое занятие).

Тема 15. Особо охраняемые природные территории (практическое занятие).

Тема 16. Экологические проекты (практическое занятие).




5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Концептуальные основы экологии

6

6











12




Основные виды антропогенного воздействия на биосферу

4

14













18




Основы охраны окружающей природной среды

4

14













18



6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Концептуальные основы экологии

- тренинг (по теме «Основные понятия экологии, структура, функционирование и продуктивность экосистем»)

- кейс-методы (по теме «Экологическое сознание и экологическая культура»)


2

4

2

Основные виды антропогенного воздействия на биосферу


- ролевые игры (по теме «Основные источники загрязнения окружающей природной среды»)

- кейс-методы (по теме «Радиационное загрязнение окружающей природной среды»)

2

2

3

Основы охраны окружающей природной среды

- ролевые игры (по теме «Антропогенные воздействия

на биотические сообщества.

Природоохранные мероприятия»

2


Итого (час.)

12

Итого (% от аудиторных занятий)

25%



7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Концептуальные основы экологии

Написание реферата по темам:

  1. «Учение о биосфере В.И. Вернадского».

  2. «Учение о ноосфере В.И. Вернадского».

Тестовый контроль,

проверка рефератов

2

Основные виды антропогенного воздействия на биосферу

Написание реферата по темам:


  1. «Характеристика влияния основных отраслей промышленности Архангельской области (целлюлозно-бумажная промышленность, лесо- деревообрабатывающая промышленность) на окружающую природную среду».

  2. «Влияние состояния окружающей природной среды на здоровье населения».

Просмотр фильма «О Чернобыльской катастрофе»

Тестовый контроль, проверка рефератов


обсуждение

Фильма на семинаре

3

Основы охраны окружающей природной среды

Написание реферата по темам:

  1. Экологическая характеристика нетрадиционных методов получения энергии

  2. Современные приемы и методы обращения с отходами потребления, медицинскими отходами.

Просмотр фильма «Кенозерский национальный парк Архангельской области»

Просмотр экологических мультиков: «берегите электроэнергию», «берегите воду», «обращение с пластиковыми отходами» и др.



Тестовый контроль, проверка рефератов


обсуждение

фильмов на семинаре

8. Формы контроля


8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад, защита проектов)

- письменные (проверка тестов, контрольных работ, курсовых работ, рефератов, конспектов)

- Перечень тем рефератов, докладов приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Этапы проведения экзамена (зачета):

1. Этап – Итоговый тестовый контроль знаний


  1. Этап- Зачет (зачетная письменная работа)

Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».



9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

9.1. Основная литература

1. Коробкин В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2011 – 602 с.

2. Садовникова Л.К., Орлов Д.С., Лозановская И.Н. Экология и охрана окружающей среды при химическом загрязнении. – М: Высшая школа, 2006. – 334 с.

3. Росляков П.В. Методы защиты окружающей среды: учебник для вузов / П.В. Росляков. – М.: Издательский дом МЭИ, 2007. – 336 с.: ил.


9.2. Дополнительная литература

1. Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды / А.С. Степановских. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2005. – 751 с.

2. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России / В.Ф. Протасов. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 672 с.

3. Горелов А.А. Экология: Учебное пособие / А.А. Горелов – М.: Центр, 1998. – 240 с.


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

Учебно-методический раздел кафедры гигиены и медицинской экологии на сайте СГМУ

Поисковые системы:

1. Google

2. Yandex

3. Rambler

4. Yahoo

5. Bing

Интернет ресурсы

- «Научная электронная библиотека» http://www.elibrery.ru

- «Центральная научная медицинская библиотека» http://www.scsml.rssi.ru

- «Медицинские Интернет Ресурсы» http://www.it2med.ru/mir.html

- издательство «Медицина» http://www.medlit.ru

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Аудитории (5 практикумов). Экранно-звуковые пособия: мультимедийный проектор, компьютер, ноутбук, колонки. Методические пособия и т.д.


11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине


Примерная анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)


Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________


4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?


____________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Доцент

Анциферова О.А.




Ассистент

Быкова М.С.




Ассистент

Завьялова А.А.






Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись