litceysel.ru
добавить свой файл
1
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС – 9



«КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»

(17 часов)


Тема №1 «Теория электролитической диссоциации»




1

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.







2

Реакции в растворах электролитов - реакции ионного обмена. Полные и сокращенные ионные уравнения. Свойства электролитов – свойства ионов. Понятие качественной реакции. Определение катиона водорода и гидроксид-аниона.







3

Реакции, протекающие с образованием осадка (лабораторная работа).







4

Реакции, протекающие с образованием газов (лабораторная работа).







5

Реакции, протекающие с образованием слабых электролитов (лабораторная работа).







6

Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач на реакции ионного обмена».


Тема №2 «Качественные реакции на анионы».





7

Определение хлорид-, бромид-, иодид-, сульфат-, фосфат-, хромат-анионов (лабораторная работа).







8

Определение нитрат-, силикат-анионов (лабораторная работа).







9

Определение карбонат-, сульфит-, сульфид-анионов (лабораторная работа).







10

Практическая работа №2 «Распознавание неорганических веществ по анионам».




Тема №3 «Качественные реакции на катионы».




11

Определение катионов меди (II), железа (II, III), никеля (II), аммония (лабораторная работа).







12

Определение катионов бария, кальция, магния, серебра (I), калия, натрия (лабораторная работа).







13

Определение катионов алюминия, цинка, хрома (III) (лабораторная работа).





14


Практическая работа №3 «Распознавание неорганических веществ по катионам».




Тема №4 «Экспериментальное определение состава вещества».




15

Практическая зачетная работа №4 «Идентифицировать растворы данных веществ».







16

Практическая зачетная работа №5 «Идентифицировать растворы данных веществ без использования дополнительных реактивов».







17

Защита зачетных работ.






ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


«КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»


Программа элективного курса «Качественный анализ неорганических веществ» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно-ориентированный характер.

Содержание курса раскрывает основы аналитической химии – науки о методах исследования состава вещества, знакомит с методами качественного анализа, помогающими установить, какие химические элементы содержатся в изучаемом объекте.

Практические работы по определению содержанию катионов и анионов в растворе дополняют теоретические знания по неорганической химии по теме «Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена. Признаки необратимости химических реакций».

Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, а также самостоятельные проектные работы с использованием различных источников информации, что поможет учащимся в выборе профиля обучения.


Учащиеся должны знать методы качественного анализа, классификацию ионов, уметь проводить химический эксперимент по обнаружению катионов и анионов в растворе, составлять отчет о проделанном эксперименте.

Программа элективного курса рассчитана на 17 часов.


Тематическое планирование курса


Тема №1 «Теория электролитической диссоциации»

1

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

2

Реакции в растворах электролитов - реакции ионного обмена. Полные и сокращенные ионные уравнения. Свойства электролитов – свойства ионов. Понятие качественной реакции. Определение катиона водорода и гидроксид-аниона.

3

Реакции, протекающие с образованием осадка (лабораторная работа).

4

Реакции, протекающие с образованием газов (лабораторная работа).

5

Реакции, протекающие с образованием слабых электролитов (лабораторная работа).

6

Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач на реакции ионного обмена».

Тема №2 «Качественные реакции на анионы».

7

Определение катионов меди (II), железа (II, III), никеля (II), аммония (лабораторная работа).


8

Определение катионов бария, кальция, магния, серебра (I), калия, натрия (лабораторная работа).

9

Определение катионов алюминия, цинка, хрома (III) (лабораторная работа).

10

Практическая работа №2 «Распознавание неорганических веществ по катионам».

Тема №3 «Качественные реакции на катионы».

11

Определение хлорид-, бромид-, иодид-, сульфат-, фосфат-, хромат-анионов (лабораторная работа).

12

Определение нитрат-, силикат-анионов (лабораторная работа).

13

Определение карбонат-, сульфит-, сульфид-анионов (лабораторная работа).

14

Практическая работа №3 «Распознавание неорганических веществ по анионам».

Тема №4 «Экспериментальное определение состава вещества».

15

Практическая зачетная работа №4 «Идентифицировать растворы данных веществ».

16

Практическая зачетная работа №5 «Идентифицировать растворы данных веществ без использования дополнительных реактивов».

17

Защита зачетных проектных работ.

Темы проектных работ и сообщений учащихся.

  1. Исследование проб воды в различных источниках.


  2. Использование качественного анализа в медицине.

  3. Жесткость воды, ее качественное определение.

  4. Методы качественного анализа.

  5. Обнаружение катионов тяжелых металлов в почвенных растворах.


Литература.


  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – Москва. Дрофа. 2005.

  2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – Москва. Дрофа. 2005.

  3. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. – Москва. Дрофа. 2002.

  4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – Москва. Дрофа. 2002.

  5. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа. – Москва. Просвещение. 1972.

  6. Астафуров В.И. Основы химического анализа. – Москва. Просвещение. 1982.


Учитель химии Смывина Е.Ю.

2006-2007 учебный год

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Воскресенск Московская обл.