litceysel.ru
добавить свой файл
1

Введение в проблему интенсификации процесса обучения

Это занятие посвящено проблеме интенсификации процесса обучения. Как учить быстрее? Как учить интереснее? Как учить лучше? Вот проблема, которая сегодня всех волнует. И первый вопрос, который здесь возникает: “А не находимся ли мы на пределе возможностей человека для усвоения новой информации?” Но исследования ученых показывают, что возможности мозга человека значительно превышают то, что сегодня реально используется. Мозг только одного субъекта (одного человека) позволяют записать такой объем информации, которые содержатся сейчас в самых крупных библиотеках мира, например, библиотеке им. В.И. Ленина или библиотеке Конгресса США. Так почему мы с таким трудом всю жизнь “грызем гранит науки” и в школе и во всех других учебных заведениях? А дело в том, что Природа, наделив человека разумом, наделила его защитными механизмами, которые предохраняют человека от перегрузки ненужной ему информации, создавая, так называемые “информационные барьеры”.

Болгарский ученый, доктор наук Г.Лозанов еще в 60-тые годы провел такой эксперимент. Он давал учащимся в течение одного урока различные объемы информации и исследовал как она усваивается. Если предъявить за одно занятие до 20-30 новых понятий, они, как правило, усваиваются. Если предъявить 50 новых понятий - кривая идет книзу. Если предъявить массив информации вдвое больший, то при некоторых условиях кривая усвоения растет. Затем где-то около 250 новых понятий опять наблюдается спад. А затем при увеличении предъявляемого массива кривая усвоения опять растет. Лозанов изучил и обосновал эти барьеры. Первый из них он назвал “Критически-логический”, а второй он назвал “Интуитивно-аффективный”. Вот эти барьеры благодаря существующей системе воспитания и развития человека предохраняют мозг от перегрузки ненужной ему информации. Но нельзя ли эти барьеры преодолеть, когда это нужно? В учебных целях, например? Лозанов разработал специальную методику, которую назвал “Суггестопедия”, в которую воплотилась возможности преодоления этих барьеров. Суггестия - наука о внушении, об использовании неосознаваемых механизмов деятельности мозга. Благодаря специально построенному внушению в игровых формах обучаемые у Лозанова преодолевают эти информационные барьеры. Наилучший результат Лозанова - 1000 новых слов (новых понятий) за один урок обучения при использовании методики суггестопедии. Притом суггестия - внушение у Лозанова используется не в медицинском варианте, известным многим как гипноз. Суггестия используется в игровых формах и представляет собой фактически хорошо отрежиссированную актерскую игру преподавателя. В данном случае речь идет о суггестии как форме искусства. Вообще, надо сказать искусство обладает суггестивной силой. Например, мы смотрим кинофильм и знаем, что это все - заранее заснятая игра актеров. Но у нас непроизвольно появляются эмоции: радость, смех, иногда выступают и слезы. Вот это и есть суггестивное воздействие искусства!


Мы смотрим картину великого мастера кисти - мы проникаемся колоритом эпохи, представляем себя как бы в этой новой среде. У нас тоже появляются новые эмоции. Это - тоже суггестия! Музыка также действует на нашу подсознательную сферу - это тоже вид суггестивного воздействия! Вот на такого рода суггестивном воздействии строится методика преодоления информационных барьеров, притом в суггестивно-игровых формах.

На заре исследований интенсификации учебного процесса результат Лозанова (1000 слов за один урок) казался совсем невероятным. Мы решили повторить этот эксперимент, но на новой технической основе. Функции преподавателя вместе с суггестивным воздействием мы поручили автоматизированной системе. Мы взяли фонограмму учебника английского языка в объеме 1000 слов. Записали ее на одну дорожку магнитофона. На вторую дорожку записал синхронный русский перевод. В качестве зрительного ряда на экране на одной стороне экрана был дан английский текст, в правой колонке русский перевод. Под специальную музыку, используя психосаморегуляцию состояния по системе аутогенной тренировки и создав необходимые игровые условия для преодоления информационных барьеров, обучаемым весь учебный курс был предъявлен за один день обучения. После трехкратного повторения оказалось, что из 1000 предъявленных слов 980 слов они уже усвоили.

Тогда было предложено учащимся изучить не просто тексты учебника, а взяться за совершенно невероятную задачу: выучить наизусть словарь английского языка объемом 10000 слов! Задача практически непосильная для любого студента. Поэтому мы и взялись за такую задачу. Каково же было удивление, когда оказалось, что через три дня они смогли перевести 6300 слов из 10000 предложенных слов.

Самым последним экспериментом из этой серии было изучение трех словарей английского, немецкого и французского языков общим объемом 30000 слов. Оказалось, что через неделю учащиеся могли перевести в среднем 15000 слов из предложенных им 30000 слов. Заметьте, что когда предъявляемый массив составлял 1000 слов, процент усвоения составлял 98%. При росте предъявляемого массива процент усвоения падает - при 30000 слов он составил уже 50%. И хотя процент усвоения с ростом массива падает, но ведь 50% от 30000 слов - это 15000 слов. Таким образом выснилась первая посылка интенсификации обучения: нужно информацию предъявлять не мелкими блоками (как параграф, глава), а большими, даже скорее громадными массивами в объеме сразу целого учебника. Тогда при предъявлении таких массивов усвоение информации носит вероятностный характер. Но если использовать различные модификации учебного материала - предъявлять материал в различных игровых формах при большом количестве повторений, учащиеся и быстрее и лучше усваивают учебный материал.


Второй аспект интенсификации обучения - зависимость эффекта обучения от состояния обучаемого. Если измерить в процессе обучения хотя бы скорость чтения в курсе обучения скорочтению, а параллельно тестом САН оценить самочувствие, активность и настроение обучаемого, то оказывается, что состояние в курсе обучения практически определяет усвоение учебной информации в процессе обучения. Оказывается, все дело в том, в каком состоянии находится обучаемый в процессе обучения. И сразу напрашивается вывод, что необходимо уметь управлять состоянием обучаемого в процессе обучения. Тогда получается и управление усвоением информации, в частности, в таких объемах, о которых уже была речь.

Чтобы изучить эффективность управления состоянием в процессе обучения, был поставлен специальный эксперимент. На пленку в случайном порядке были записаны различные суггестивные формулы - это фрагменты аутотренинга. Были записаны различные фрагменты тормозного воздействия типа «Вы успокаиваетесь...» и различной силы активизирующего воздействия, например «Чувствуете бодрость, радость, вдохновение!» и т.д. Под специальную музыку диктором - психотерапевтом эти фрагменты были записаны а затем воспроизведены магнитофоном. В левой части графика показано распределение количества релаксирующих реакций, а в правой части распределение активизирующих реакций на различные по характеру воздействия. В результате напрашивается вывод: во всех случаях наблюдается тенденция: успокоение при релаксирующем воздействии и тонизация на активизирующее воздействие. Таким образом, имеет место управление состоянием в процессе обучения.

Такое управление необходимо, чтобы избежать стрессовой реакции при перегрузке информацией при интенсивном обучении. Ведь при обычном традиционном обучении при перегрузке информацией наблюдается неуправляемая стрессовая реакция. А избежать ее можно только за счет управления состоянием, в частности, средствами суггестивного воздействия - тормозного или тонизирующего.


Но, по-видимому, каждый субъект, каждая личность обладают разными суггестивными показателями. На первом графике на горизонтальной оси показана суггестивность (готовность к психической саморегуляции состояния) разных обучаемых. В зависимости от нее показан эффект обучения скорочтению. Здесь видно, что наибольший эффект обучения скорочтению наблюдается у тех учащихся которые обладают наивысшей суггестивностью - готовностью к психической саморегуляции состояния. На втором графике показана зависимость обучения машинописи от показателя суггестивности учащихся. Оказывается наибольший прирост в курсе машинописи наблюдается у обучаемого с наибольшей суггестивностью. Как явствует из графиков, у слабосуггестивных обучаемых при обучении скорочтению скорость чтения возрастает за курс всего в 1,5 раза, у сильносуггестивных скорость чтения возрастает в 6 раз. При обучении машинописи у слабосуггесивных прирост скорости работы на клавиатуре составляет около 30 ударов в минуту. Для сильносуггестивных этот прирост составляет около 100 ударов в минуту.

Но ведь от природы все люди имеют разную суггестивность, разную готовность к психической саморегуляции состояния. Мы измерили эти показатели на самом разном контингенте: были и учащиеся школы, учащиеся ПТУ, студенты, преподаватели, научные и руководящие работники. Оказалось, что примерно 75% среднего контингента обладает суггестивностью, достаточной для использования интенсивных методов обучения. Получается, что обычный человек в среднем обладает достаточными показателями готовностью к психосаморегуляции состояния - он адекватно (эмоционально) реагирует на произведения искусства. Что касается тех, у кого суггестивность низкая, то благодаря использованию специальных упражнений ее можно повысить, освоив тем самым приемы саморегуляции состояния. Таким образом, психическая саморегуляция состояния является необходимым атрибутом любых форм интенсификации обучения. Без нее невозможно управлять состоянием и, следовательно, избежать дистрессовой реакции на перегрузку учебной информацией.

  Следующим аспектом интенсификации обучения является использование неосознаваемых механизмов деятельности мозга. Если обычные учебные тексты обучаемые усваивают за счет обычного осознаваемого и логического восприятия, и этому виду усвоения свойственны различные барьеры, то для неосознаваемого восприятия таких барьеров не существует. Если информацию предъявлять между порогом осознаваемого восприятия и физиологическим порогом - в так называемой субсенсорной зоне, то эта информация может быть усвоена при некоторых условиях. Всем известны американские эксперименты, когда в фильмы монтировались кадры рекламного зарактера (25-ый кадр), когда после фильма выяснялось, что зрители осознанно прочесть врезку не могли, но в их действиях после просмотра фильма неспоримо проявлялся факт восприятия ими этой рекламной информации, притом превращенная в ощущение. Российский ученый доктор Костандов предъявлял испытуемым с помощью обычного диапроектора и фотозатвора различные по длительности вспышки с надписью, например «Горячо!». Пока экспозиция составляла несколько миллисекунд, испытуемые никак не реагировали на предъявляемые стимулы. Лишь когда эта экспозиция превзошла физиологический порог, а он составляет примерно 1/25 долю секунды, они стали ощущать, будто «на стуле стало сидеть как-то горячо». И лишь когда экспозиция превысила порог осознавания, они стали видеть на экране предъявляемое слово. Отсюда следует вывод, что информация усваивается в субсенсорной области, притом не на уровне осознаваемого восприятия или логики, а на уровне чувств. Кстати предъявление информации в субсенсорной области имеет еще одно преимущество - для такого канала не существует информационных барьеров, можно ею загружать подсознание в неограниченных объемах. А всплывет в сознании лишь та информация, которая будет востребована уже в деятельности человека. И создать такую деятельность удается очень эффективно с помощью игровых форм обучения. Таким образом, неосознаваемое восприятие является важнейшим компонентом интенсификации обучения. Загружать подсознание информацией можно практически без ограничения объема. Например, в современных курсах интенсивного обучения в самом начале курса вводится так называемая информационная стимуляция - предъявляется словарь родного (русского) языка в объеме 120000 слов за один урок обучения. Активизация лексического запаса на родном языке стимулирует усвоение лексики и других иностранных языков.


Таким образом, непроизвольное запоминание, использование неосознаваемой психической активности обучаемого, является существенным компонентом интенсификации процесса обучения.

Можно обобщить существующие подходы к интенсификации процесса обучения. Теоретической базой для интенсификации процесса обучения является прежде всего педагогика, кибернетика, физиология высшей нервной деятельности, психология и акмеология - наука о совершенстве человека в личностном и профессиональном планах. Эта проблема имеет несколько подходов. В частности, дидактический подход всем известный, поскольку он традиционный.

Психофизиологический подход основан на использовании неосознаваемой психической активности, суггестивной форме представления информации, управления состоянием, преодолением информационных барьеров и т.д.

Кибернетический подход позволяет объединить все указанные подходы в единую автоматизированную систему, использующую современные мультимедиа средства. Эти автоматизированные системы используют опосредованное предъявление учебной информации, т.е. она предъявляется не преподавателем с мелом у доски, а с экрана и через громкоговорители. Используется управление состоянием и восприятием учащегося средствами суггестивной и информационной стимуляции. Информация предъявляется в многоплановой форме для использования неосознаваемых и осознаваемых компонентов психической деятельности. Используется поэтапная организация учебной деятельности при условии, что на первых этапах информация предъявляется для неосознаваемого усвоения, а затем эта информация извлекается из подсознания в игровых формах для ее активизации. И кроме того, учитываются психофизиологические показатели обучаемого с помощью специальный психологических тестов.

Процесс интенсивного обучения представляет поэтапный процесс восхождения по уровням усвоения учебной информации. На начальном этапе подготовки к обучению обеспечивается «готовность» к процессу обучения с помощью освоения приемов психосаморегуляции состояния. На этапе информационной стимуляции достигается уровень «узнавания» с помощью усвоения приемов ускоренного чтения. Этап репродуктивной деятельности обеспечивает уровень «воспроизведения» за счет использования приемов конспектирования учебных текстов. Этап активизации обеспечивается ролевыми играми, в процессе которого обеспечивается уровень «применения» изучаемой информации. Уровень «творчества» обеспечивается на этапе импровизации за счет обеспечения различных творческих видов деятельности, типа соревнований, «мозгового штурма» и т.д. Такая этапность присутствует в любом процессе интенсивного обучения, но в процессе обучения любой дисциплине каждый из этапов представляет и самостоятельное значение. Для этапа психосаморегуляции создана специальная методика обучения аутотренингу - приемам психической саморегуляции. Для обеспечения второго этапа существует методика обучения динамическому (ускоренному) чтению. Для обеспечения следующего этапа существует методика рациональной работы с текстом, которая учит конспектированию на разных уровнях обобщения учебной информации. Для освоения этапа ролевых игр создана методика обучения тренингу общения, которая имеет и самостоятельное значение для обучения лучшему взаимопониманию между людьми.


Уровень «творчества» обеспечивается методикой «генерации идей», «мозгового штурма» и других формах активизации творческой деятельности типа творческих соревнований, КВН и т.д.

Все приведенные выше методик служат не только для обучения, но и для активизации процесса развития и воспитания в интенсивной учебной деятельности.

При обучении иностранному языку также используется поэтапное восхождение по уровням усвоения. На начальном этапе осуществляется тестирование, при котором обучаемые осваивают приемы психосаморегуляции состояния и проходят на модели первых нескольких уроков информационную стимуляцию. На первом этапе обучаемые слушают параллельные тексты на иностранном и родном языке и видят колонки этих текстов на экране. На втором этапе обучаемым предлагается переводить каждую предлагаемую фразу с родного языка на иностранный, при этом в наушниках они слышат отсроченный на несколько секунд правильный вариант перевода. На третьем этапе осуществляется деятельность по применению языка в ситуации игрового диалога. На экране инструкциями и рисунками задаются различные проблемные ситуации и обучаемые их разыгрывают их в игровом общении. В ситуации видеоконференции участники диалога и видят и слышат друг друга, их общение максимально приближено к реальному. На четвертом этапе активизируется творчество в использовании изучаемого языка. Оно строится на основе разыгрывания миниатюр, соревнований команд, коллективных игр. В дистанционном сеансе видеоконференции создается телемост между командами обучаемых, при этом все участники соревнования видят и слышат друг друга. В результате этого вида деятельности достигается уровень "творчества".

Как уже было сказано, в процессе интенсификации обучения, важное значение имеет умение обучаемого психической саморегуляции состояния. Владеть этими приемами полезно любому человеку, особенно сегодня, в эпоху стресса и страстей. Можно более подробно рассмотреть этапность процесса психической саморегуляции состояния. Каждый из этих этапов обеспечивается специальной суггестивной формулой, воспроизводимой с магнитофона голосом специалиста-суггестолога. Как правило, при этом организуются определенные виды деятельности в игровых формах. Освоением приемов психической саморегуляции обеспечивается начальный этап интенсивного обучения «готовность».


Свойственное первому этапу интенсивного обучения ускоренное чтение обеспечивается рядом приемов, которые создаются также в игровых формах. Их освоение обеспечивает возможность рациональной работы с учебными текстами. Обучение приемам динамического чтения осуществляется с помощью специальных упражнений, обеспечивающих общую активизацию способностей восприятия зрительной информации, расширение зоны внимания (от отдельных букв к объему целого абзаца и целых страниц), отвлечения внимания от мысленного проговаривания читаемого текста, отказ от возврата от уже прочитанного текста, "вживание" в содержание текста.

Рациональная работа с текстом обеспечивает возможность создание опорного конспекта - ориентировочной основы деятельности. Обычно приемам конспектирования не обучают ни в каких учебных заведениях, хотя это очень важный аспект учебной деятельности.

Вот как легко составить опорный конспект. При просмотре всего учебника сначала обучаемым предлагается в первую графу такого конспекта занести ключевые слова, план. При просмотре страницы, на что отводится всего 15 секунд, нужно записать несколько ключевых слов, которые определяют смысл данной страницы. При вторичном просмотре обучаемый должен выделить главное и сопоставить каждое понятие этой графы конспекта с ключевыми словами, т.е. провести анализ текста. В третьей графе конспекта, при просмотре текста от начала до конца, предлагается сделать соответствующие пояснения и связать их с предыдущими понятиями второй графы. В третью графу конспекта пишутся замечания, неясности и свое отношение обучаемого к данному тексту. Так образуется конспект на четырех разных уровнях анализа и обобщения. Известно, если учащийся самостоятельно и очень тщательно составил шпаргалку, но он вполне сможет сдать экзамен и без нее - ведь он уже основательно поработал с текстом на уровне его анализа и обобщения. В данном случае учащимся предлагается специальная методика рациональной работы с текстом по его анализу и синтезу на разных уровнях его анализа и обобщения. В процессе такой работы усваивается информация не только в виде отдельных понятий, но в их взаимосвязи.


Поэтому на следующем этапе обучения, когда все учащиеся разбиваются на пары, и в каждой паре из них играет роль «учителя», другой «ученика», происходит игровой диалог «учитель» - «ученик».

Ученик, пользуясь своим конспектом, пересказывает усвоенный текст. Учитель задает различные наводящие вопросы и даже оценивает знания своего подопечного. В реальном процессе такого диалогового общения состав таких учебных пар в учебной игре постоянно меняется. В процессе такого урока все обучаемые по очереди побывают и в роли «ученика», и в роли «учителя». Они испробуют разные виды деятельности учителя и ученика и в конечном итоге каждый «учитель» пообщается с каждым «учеником», каждый обучаемый побывает и в роли «ученика», и в роли «учителя».

Поэтому они все закрепят и активизируют полученные в предыдущих этапах знания. Все это очень позитивно сказывается и на воспитательном и на развивающем аспекте обучения.

И если рассматривать всю технологию обучения как процесс, то для каждого этапа этого процесса имеются специальные игровые формы учебной деятельности, которые приведены в сборнике «Игры - обучение, тренинг, досуг...». В частности, для этапа подготовки к обучению существуют игры психосаморегуляции состояния, психоэмоциональной разгрузки, активизации резервов подсознания и пр. Для обеспечения этапа «узнавания» имеется набор игр обучения скорочтению, рациональной работы с текстом, преподавательские игры, развивающе-развлекательные игры, игры-загадки и т.д. Для этапа «воспроизведения» имеются игры - тесты, лингвистические игры, развивающие игры, игры на воздухе, деловой тренинг и т.д. для этапа «применения» существуют игры - этюды, игры тренинга общения, воспитательные игры, активизации резервных возможностей личности и пр. Для этапа «творчества» существует игровая методика «генерации идей», игровые творческие вечера и праздники, игры суггестивного самосовершенствования и пр. Все эти игры могут быть организованы преподавателем непосредственно или с помощью автоматизированной системы с использованием аудио, видео, компьютерной техники и даже системы Интернет для дистанционного обучения.


Интенсивное дистанционное обучение позволяет обеспечить самые разные виды учебной деятельности, начиная от психической саморегуляции состояния и кончая коллективным творчеством в виде «генерации идей». При этом, обучаемые могут находиться не только не только в разных помещениях, но в разных городах, странах, разных континентах. С помощью современный мировой компьютерной системы Интернет преподаватель и каждый обучаемый могут видеть друг друга на мониторе компьютера, общаться друг с другом голосом и набором текста на клавиатуре в реальном масштабе времени, посылать оперативно друг другу различную информацию, в том числе рисовать друг другу на «удаленной» доске, пересылать мультимедийные файлы и участвовать в коллективном творчестве.

В отличие от традиционных курсов, интенсивные курсы весьма краткосрочные. Их продолжительность, как правило, измеряется в днях или даже часах занятий. Здесь показан результат обучения скорочтению за 8 часов занятий. На верхнем графике показано изменение скорости чтения группы обучаемых. Для сравнения показан график измерения скорости контрольной группы, проходящей только тестирование вместе с группой обучения, но не участвовавшей в процессе обучения.

За 10 дней обучения машинописи скорость работы на клавиатуре 10 пальцами слепым методом, как правило, составляет более 100 ударов в минуту. При этом, количество опечаток уменьшается с каждым днем.

При интенсивном обучении иностранным языкам используются различные формы игрового взаимодействия. В частности, наиболее эффективными оказываются занятия с «погружением» в языковую среду, когда все обслуживание осуществляется на иностранном языке. Преподаватели играют различные роли, например, официанта, культурника, спортинструктора и пр. Кроме 6-8 часов автоматизированных занятий, все остальное бытовое общение и в столовой, и на прогулках, и во время вечернего развлекательного клуба осуществляется только на иностранном языке. Получаемые таким образом знания тут же активизируется и используются в реальной бытовой деятельности. Здесь показаны результаты такого интенсивного обучения сразу трем иностранным языкам - английскому, немецкому, французскому. По каждому языку из графиков можно сравнить лексический запас до обучения и после окончания курса.