litceysel.ru 1

Библейская историография


Давид (Дмитрий) Копелиович


Вопросы для подготовки к экзамену (2010)


  1. Является ли, по-Вашему, историческое повествование в Танахе объективным отражением реальности? Докажите Вашу мысль на одном примере.

  2. В чем суть религиозного подхода к изучению истории согласно М. Даймонту («Евреи, Бог и история»)? В чем, по-Вашему, заключается историческое послание (главная историческая идея) Танаха?

  3. Почему Б.-Ц. Динур (статья «Основные идеи пророческой историографии») называет книги Ранних пророков «пророческой историографией»? Приведите примеры, иллюстрирующие это понятие.

  4. Как определяет автора Ранних пророков Й. Вейнберг («Введение в Танах. Пророки»), и как он аргументирует свое определение? Идет ли речь об одной личности или о коллективном авторстве?

  5. Книгу Йеошуа (Иисуса Навина) иногда называют «шестой книгой», дополняющей Пятикнижие (Тору), поскольку между ней и книгами Торы обнаруживается очень тесная связь. Докажите это утверждение, приведя два примера такой связи. Почему, по-Вашему, книга Йеошуа все-таки не является частью Торы?

  6. Какова скрытая идея рассказа о разведчиках в Йерихо (Йеошуа 2)? Кто подвергается критике в этом рассказе и почему?

  7. История о захвате Йерихо (Йеошуа 6): опишите вкратце происходящее и объясните, кто здесь определяет исход событий.

  8. Как связь между рассказом о захвате Йерихо и рассказом о сотворении мира (Берешит 1) оправдывает, в глазах автора книги Йеошуа, уничтожение Йерихо? Принимаете ли Вы это объяснение?

  9. Какова моральная дилемма, встающая перед современным читателем истории об Ахане (Йеошуа 7)? Существовала ли, по-Вашему, подобная дилемма у автора книги Йеошуа? Аргументируйте.
  10. В чем залог побед и поражений Израиля согласно книге Йеошуа (при ответе воспользуйтесь материалом глав 7-8)? Согласны ли Вы с таким подходом к историческому процессу? Аргументируйте свою точку зрения.


  11. Каково существенное различие между первым и вторым завещаниями Йеошуа (Йеошуа 23-24)? В чем заключается уникальность второго завещания?

  12. Как толкует образ Йеошуа р. А. Штайнзальц («Библейские образы»)? Согласны ли Вы с такой оценкой и почему?

  13. Можно ли утверждать, что отношение к Йеошуа остается неизменным на протяжении книги Йеошуа? Если оно меняется, то как и почему?

  14. Что характеризует эпоху Судей согласно Й. Кауфману («Библейская эпоха»)?

  15. Каково строение книги Судей? Что мы можем узнать отсюда о процессе составления книги?

  16. Перед Вами два утверждения: а) рассказы о подвигах судей Израиля начинаются с повествования об Отниэле, сыне Кеназа (Судьи 3: 7-11) и б) рассказ об Отниэле, сыне Кеназа, - поздняя вставка, сделанная редактором книги Судей, который составил вступление и заключение к книге. Какое из этих утверждений кажется Вам более правильным и почему?

  17. В чем своеобразие образа Деворы согласно р. А. Штайнзальцу («Библейские образы»)?

  18. Девора и Барак: кардинальное различие между ними (Судьи 4). Кто из них воплощает собой идеальную личность согласно автору книги Судей? Принимаете ли Вы такую оценку?

  19. Считаете ли Вы Гидона идеальным судьей (см. Судьи 6-8)? Почему? Какой точки зрения на этот счет придерживается А. Карив («Семь столпов Танаха»)?

  20. Почему Гидон отказывается от царства (Судьи 8:22-23)? Правильно ли, по-Вашему, поступил Гидон? Согласен ли с Гидоном автор-редактор книги Судей?

  21. Авимелех как антитеза образу Гидона: благодаря чему и ради чего он пришел к власти (Судьи 9)?

  22. Можно ли, по-Вашему, оправдать принесение Ифтахом своей дочери в жертву (Судьи 11:30-40)? Оправдывает ли его поступок автор книги Судей?
  23. В чем заключается противоречивость образа Шимшона? Проиллюстрируйте свой ответ одним примером из рассказов об этом герое (Судьи 13-16). Согласны ли Вы с анализом его образа, сделанным р. А. Штайнзальцом («Библейские образы»)?


  24. Как история с наложницей в Гиве Биньяминовой (Судьи 19-21) раскрывает смысл последней фразы в книге Судей: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему нравилось» (Судьи 21:25)? Поддерживал ли автор-редактор книги Судей идею царства, и идеологию какого колена он выражал?

  25. Ханна родила будущего пророка Шмуэля после того, как долгое время была бесплодна (1 Сам 1). Почему Танах заостряет внимание на этом факте? Приведите два подобных примера из Танаха.

  26. Какой предстает Хана – мать пророка Шмуэля – в интерпретации А. Карива («Семь столпов Танаха»)?

  27. Что явилось причиной падения святилища в Шило и гибели семьи священника Эли (1 Сам 4)?

  28. В чем состояло религиозное новаторство Шмуэля согласно р. А. Штайнзальцу («Библейские образы»)?

  29. Почему Шмуэль противился превращению Израиля в монархию (две причины – 1 Шмуэль 8)? Какова позиция Торы в этом вопросе (Второзаконие 17:14-20)?

  30. Кому подобает быть главой еврейского народа и почему с точки зрения р. Й.-Д. Соловейчика (статья «Кому подобает быть главой еврейского народа?» в книге «Катарсис»)? Согласны ли Вы с ним? Аргументируйте.

  31. Можно ли считать рассказы о помазании и воцарении Шауля (1 Шмуэль 9-11) единым повествованием, или же он представляет собой переплетение различных традиций? Аргументируйте.

  32. Как связь между рассказом о публичном воцарении Шауля (1 Шмуэль 10:17-27) и рассказом о преступлении Ахана (Йеошуа 7) выявляет скрытую критику автора книги Шмуэля в адрес Шауля?

  33. Оцените поведение Шауля и его сына Йонатана в рассказе о заклятии Шауля (1 Шмуэль 14: 24-45)? Кто из них, на Ваш взгляд, является в этой истории положительным героем, а кто отрицательным? Аргументируйте.

  34. За что Шауль был лишен царства? В каком рассказе повествуется об этом? Считаете ли Вы наказание, которому Бог подверг Шауля, оправданным и почему?
  35. Почему Шмуэль, пришедший в дом Йишая для избрания нового царя, сначала ошибся, указав на Элиава, старшего брата Давида (1 Сам 16)? Как эта ошибка связана с тем, что Шмуэль горевал о Шауле?


  36. Благодаря чему Давид одерживает победу в единоборстве с Гольятом (1 Шмуэль 17)? Покажите, как автор рассказа постепенно подводит нас к пониманию того, какое оружие является истинным. Разделяете ли Вы его точку зрения?

  37. Приведите пример того, как автор книги Шмуэля подчеркивает благородство и добросердечие Давида во время преследования его Шаулем.

  38. Р. Адин Штайнзальц считает, что Шауль – фигура трагическая («Библейские образы»). Как он это объясняет? Согласился ли бы с р. Штайнзальцем автор книги Хроник (см. 1 Хроники 10) и почему?

  39. В чем А. Карив («Семь столпов Танаха») видит сходство между Шимшоном и Шаулем?

  40. Почему Давид избирает Иерусалим своей столицей (несколько возможных объяснений)?

  41. Чему можно уподобить завет (союз) между Богом и Давидом (2 Шмуэль 7)? Аргументируйте.

  42. Почему, с точки зрения р. А. Штайнзальца («Библейские образы») совместная жизнь Давида и Михали, дочери Шауля, не принесла им счастья, несмотря на любовь? Согласны ли Вы с его интерпретацией? Аргументируйте.

  43. Каким образом автор книги Шмуэля создает у нас иллюзию отсутствия Бога в истории о преступлении Давида с Бат-Шевой (2 Шмуэль 11)? Зачем, по-Вашему, ему это нужно?

  44. Считаете ли Вы, что Давид должен был понести более суровое наказание за совершенное им преступление (лишение царства, смертная казнь)? Почему этого не случилось?

  45. Можно ли считать рассказ о восстании Авшалома (2 Шмуэль 15-19) наказанием Давиду за его грех с Бат-Шевой? Аргументируйте.

  46. В чем Г. фон Рад (статья «Начало историописания в древнем Израиле») видит различие между героическими сказаниями и древним историописанием? Как он аргументирует свою точку зрения?
  47. Как, по-Вашему, можно соединить два образа Давида, предстающие перед нами в Танахе: Давид-идеал и Давид-живой человек (при ответе воспользуйтесь анализом образа Давида, который предлагается в книге А. Карива «Семь столпов Танаха»)?


  48. В чем заключается кардинальное различие в изображении Давида в книге Шмуэля и в книге Хроник? Приведите примеры.

  49. Чем отличается рассказ о воцарении Шломо согласно книге Царей (1 Цари 1-2) от подобного рассказа в книге Хроник (1 Хроники 23:1; 28 – 29)? Какова причина этих отличий?

  50. Где в книге Хроник Й.-А. Зелигман (статья «Ростки толкования (мидраша) в книге Хроник») видит элементы мидраша? Приведите примеры.