litceysel.ru
добавить свой файл
1



Тема урока

Срок

Содержание материала

Основные понятия

Оборудование

Умения, соответ. содер. КИМов

Контроль

Координ. сроков

1 четверть

Раздел 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19-нач. 20 в. 9 ч.


1


2

Романтизм в художественной культуре Европы 19 в. Литература.

Романтизм в художественной культуре Европы 19 в. Изобразительное искусство.

2.09


9.09

Романтизм как многогранное направление в развитии европейской художественной культуры 19 в.


Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов.


Романтизм, лирический герой,



Иллюстрации


Умение определять особенности романтического направления



Сообщения доклады




3

Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма

16.09

Внутренний мир человека в романтическом музыкальном искусстве. Гении музыки романтизма. творч. наследие композиторов, романтиков

Симфония, соната, фортепианная музыка, баллада, опера

Иллюстрации, записи музык. произв.


ИКТ


Умение понимать музыкальное произведение

Сообщение «Шедевры музык-го романтизма».




4

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты

23. 09

Возникновение импрессионизма. Певцы «ускользающей красоты». Творчество импрессионистов :Дега, Клода Моне, Ренуара, Клода Дебюсси, М.Равеля.

Импрессионизм, модернизм

Иллюстрации,

Умение написать эссе на заданную тему

Эссе по теме «Французский импрессионизм»




5

Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма

30.09

Понимание сущности экспрессионизма, знакомство с худ. средствами экспрессионистов, с творчеством художников данного направления

Экспрессионизм, пессимизм,

Иллюстрации

Умение состав-лять рассказ по картине, опред. особенности экспр-ма

Сообщ., доклад




6


7

Мир реальности и мир «Новой реальности»: традиционный и нетрадиционные течения в искусстве конца 19 нач 20 вв.Архитектура. Скульптура.

Мир реальности и мир «Новой реальности»: традиционный и нетрадиционные течения в искусстве конца 19 нач 20 вв.Изобразительное искусство.

7.10



14.10




Символизм как философская «сверхидея» искусства конца 19нач.20в.,влияние символиз ма на другие худ. течения. Символизм в творчестве писателей, поэтов, скульпторов, архитекторов, художников



Символизм, сверхидея, натурализм, модернизм



Иллюстрации


ИКТ



Умение опред. особенности худ. направления



Сост. доклад, презентацию




8

Контрольная работа по теме: «Основные течения в европейской художественной культуре 19 нач. 20 вв.»


21.10

Характеристика осн. худ. направлений, выполн. практич. заданий по творчеству художников







Умение давать характеристику худ. направлению







9

Обощение изученного по теме»Европейские художествееные направления 19-нач.20 в.»

28.10










Умение извлекать информацию из различных источников, выступать перед аудиторией.







2 четверть


Раздел2.Художественная культура России 19-нач. 20в. 10 ч

10


11


Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры 1 пол.19в.

Шедевры русской художественной культуры 1 пол.19в Архитектура, скульптура.

11.11


18.11




Литературное наследие пушкинского периода. Музыка, архитектура, скульптура. Актуальные проблемы, волновавшие русское общество первой пол. 19 в.Основные направления в искусстве

Славянофильство, западничество, критический реализм, классицизм, русский ампир, романтизм, академизм



Иллюстрации

Умение определять худож. направление произведения искусства

Сообщение, реферат




12


13

Художественная культура России пореформенной эпохи. Живопись.

Художественная культура России пореформенной эпохи. Музыка, архитектура, скульптура

25.11

2.12

Классики русской литературы второй половины 19 в. Творчество художников-передвижников.


Музыкальная культура пореформенного периода, архитектура, скульптура


художники-передвижники


Симфония, опера, романсы



Иллюстрации, ИКТ

Умение определять сходство и различие, выражать свое отношение

Сообщение на тему: «Народ в произв. Русской культуры второй пол. 19 в.»




14

Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»


9.12

Художественные направления «серебряного века», мастера искусства этого периода русской культуры

«серебряный век» символизм, акмеизм, футуризм, кубизм

Иллюстрации, ИКТ

Умение определять черты, признаки стиля, сравнивать

Сообщение по теме




15

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

16.12

Новаторство в области искусства нач. 20 в., творчество художников общества «Бубновый валет»

Авангардизм, абстракционизм, футуризм

Иллюстрации

Умение выделять характерные особенности стиля, составлять сообщение по произв. искусства

Сообщение, презентация




16

Контрольная работа по теме «Художественная культура России 19 – нач. 20 в.»

23.12










Умение анализировать, составлять сообщение о произведении живописи







3 четверть


17


18

В поисках утраченных идеалов: классицизм и поздний романтизм

В поисках утраченных идеалов: классицизм и поздний романтизм Новое в русской архитектуре, живописи







Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка вернуться к традиционной «вечной красоте художественных образов» Акмеизм в поэзии. Новое в русской архитектуре, живописи



Неоклассицизм, акмеизм, модерн


Иллюстрации, ИКТ


ИКТ



Умение определять худ. направление произв. искусства, извлекать информацию

Подг. сообщение о наследии А.А.Ахмато-вой, Мандельшта-ма





Раздел 3.Европа и Америка :художественная культура 20в. 7 ч.




19-


20

Европа и Америка: художественная культура 20 в. Литературная классика




Модернистские течения, возникшие после Первой мировой войны. Творчество основных представителей зарубежной литературы

Экзистенциализм, постмодернизм, сюрреализм, «интеллектуальный роман»

Иллюстрации

Умение определять худож. черты, основную мысль произведения

сообщение




21

Музыкальное искусство: в нотах и без нот




Зарубежные композиторы 20 в. Национальные композиторские школы. Рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музык-й авангард

Симфония, кантата, ория, реквием, поп-музыка, рок-н-ролл, рок- опера


Иллюстрации

Умение выделять своеобразие музыкальных жанров, направлений







22

Театр и киноискусство 20 в.: культурная дополняемость




Развитие режиссерского театра, великие режиссеры 20 в. Киноискусство: проблема элитарности и массовости. Поиск смысловых ориентиров

Эпический театр, театр абсурда, «театр жестокости», психодрама, неореализм

Иллюстрации

Умение извлекать информацию







23

Художественная культура Америки: обаяние молодости




Художественная культура стан американского континента как молодое образование. Художественная культура США. Роль переселенцев из России в становлении профессиональ-ного искусства Америки

Рэгтайм, спиричуэл, блюз, джаз, функционализм

Иллюстрации, ИКТ

Умение определять особенности стиля







24

Проверочная работа по теме «Европа и Америка. Художественная культура 20 в.»







Тестовые задания



Умение рассуждать, высказывать свое мнение








Раздел 4.Русская художественная культура 20 в. : от тоталитаризма до возвращения к истокам.10ч.

25-


26

Русская худож-я культура 20 в.: . Социалистический реализм: глобальная политизация худо-й культуры.




Идеология большевизма: утопические лозунги и реальность. Крушение многовековых традиций развития худож-й культуры. Политизация изобразительного искусства

Конструктивизм, традиционализм

Иллюстрации, ТСО

Умение рассуждать, высказывать свое мнение


сообщение






4 четверть

27


28

Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 в.

Образы войны в искусстве второй половины 20 в.






Новые и темы и образы в советской художественной культуре военных лет. Наиболее яркие произведения о ВОВ, о героизме, патриотизме народов нашей страны .

Военная тематика в произведениях послевоенной поры.

Кукрыниксы, симфония



Иллюстрации, ИКТ, ТСО



Умение извлекать информацию из разных источников

Сообщения «Худож. летопись ВОВ»




29


30

Общечеловеческие ценности и «русская» тема в советском искусстве периода «оттепели».

«Русская» тема в других в искусстве 50-60-х г.




Произведения периода 50-60-х г., вышедшие за пределы заданности «социалистического реализма». Творчество Б.пастернака, поэтов-шестидесятников. «Русская» тема в других видах искусства 50-60-х г.

«оттепель», , «шестидесятники»

Иллюстрации, ТСО

Умение определять основную идею произвед-я , составлять доклад

Доклады по теме




31-


32

Противоречия в отечественной художественной культуре периода «застоя».последних десятилетий 20 в.

Отечественной культура 1990-х- начала 21в.





Основные тенденции в советской культуре периода «застоя» и худож отечественной культуры 90-х- начала 21в.


«застойные годы», рок-музыка, «интеллектуальная проза»



иллюстрации


Умение давать характеристику этапу в развитии культуры

Сообщение «Лагерная тема в отечественной культуре»




33


34



Повторение по теме «Художественная культура 20-нач.21 в.»

Контрольная работа по теме: «Художественная культура 20-нач.21 в.»



Иллюстрации, тесты

Умение выражать свое отношение, выполнять творческие задания















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»

________________________________________________________________________________________

627050, Тюменская обл., Ялуторовский р-н, с.Новоатьялово, ул.Школьная,20, т 34-160


Согласовано: Утверждаю:

заместитель директора по УВР директор МБОУ

___________________ ________________

Кадырова А.И Исхакова Ф.Ф.

Дата: Дата:


Рабочая программа по мировой художественной

культуре (среднее (полное ) общее образование)

11 класс


Составитель: Хайруллина Р.А.-учитель истории и

обществознания высшей категории


Год разработки: 2011


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре и авторской программы «Мировая художественная культура» Рапацкой Л.А. 2006 г. в сборнике «Мировая художественная культура. Программы курса» М., «Владос», 2006. Рабочая программа рассчитана на использование учебника: »Мировая художественная культура» 11 класс, Л.А.Рапацкая, М., «Владос», 2008.

Цель курса:

Сформировать у учащихся целостные представления о роли и месте, о значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса, об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира в их соотнесенности с наследием русской художественной культуры.


Задачи: раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности, вобравший в себя исторический опыт народов мира, отразивший религиозные, нравственные, философские, эстетические установки разных эпох; истоки и основные этапы исторического развития русской художественной культуры в диалоге с художественными культурами зарубежных стран;

показать духовно-нравственный смысл основных течений и направлений художественной культуры, их интерпретацию в творчестве русских и зарубежных мастеров;

выявить в многогранном историческом наследии мировой художественной культуры наиболее значимые явления и обобщить их в контексте культурологических представлений о художественной картине мира разных эпох;

познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставившими наиболее заметный след в истории художественной культур;

проанализировать шедевры русского и зарубежного искусства (литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки) с позиций эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов.

Овладение умениями познавательной, информационной, коммуникативной, практической деятельности.

Формы и методы организации учебного процесса: лекция учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся, работа с разными источниками инфомации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы интернета), написание творческих работ: докладов, рефератов, сообщений.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать: основные положения разделов курса, основные термины и понятия. Получить целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса, об истоках и основных этапах ее, выявить закономерности эволюции мировой и русской художественной культуры. Понимать духовно-нравственный смысл основных течений и направлений художественной культуры. Их интерпретацию в творчестве русских и зарубежных мастеров.


Должны уметь: извлекать информацию из различных источников, давать определения, объяснять изученные положения на конкретных примерах, приводить доказательства, определять стиль и направление художественного произведения.

Владеть приемами исследовательской деятельности, писать доклады, рефераты, владеть основными видами публичных выступлений ( высказывание, монолог, дискуссия и др.). Пользоваться мудьтимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания презентации.




Учебно-тематический план


Название раздела

Количество часов

Контрольных

Практиче-ских

Лабораторных

Раздел 1.Романтизм в художественной культуре Европы 19-нач.20 в.

9

1







Раздел 2. Художественная культура России 19-нач. 20в.


9

1







Раздел 3.Европа и Америка :художественная культура 20в.

6

1






Раздел 4.Русская художественная культура 20 в. : от тоталитаризма до возвращения к истокам.


10

1







Всего разделов: 4

34

4









Список использованной литературы


1.Астахов А.Ю.50 великих русских художников. М,. «Белый город», 2010.

2. «Искусство» Энциклопедия. «Росмэн», 2006.

3. Мировая художественная культура.» Т.В. Челышева, Ю.В. Яникс. М. «Владос», 1999г.

4. «Лучшие рефераты по архитектуре». Сост. Е. Хахонин. Изд. Ростов - на – Дону, 2006

5. «Основы художественной культуры. Мировая художественная культура. Тесты». М. «Владос», 1999, под ред. Н.А. Селезнёвой.

6.Шайхтдинова Н. «Деревянная резьба Тюмени».Средне-Уральское книжное издательство, 1984 г.

7.Художники Тюмени. Изд-во Тюменская областная организация союза художников России. 1994 г.