litceysel.ru
добавить свой файл
1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА


КОМПОЗИЦИЯ

(магистратура)



Программа вступительных письменных испытаний

в помощь поступающему на направление подготовки «Дизайн»

в Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А.Шолохова


2010 г.

Программа вступительного экзамена соответствует дей­ствующим программам по изобразительному искусству и предполагает владение профессиональными знаниями и навыками по рисунку, живописи и композиции.


ПРОГРАММА


Тема 1. Введение

Предмет композиции. Базовые правила, приемы и средства композиции. Законы композиции.

Целостность в построении ком­позиции. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора: ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого; части не могут меняться местами без ущерба для целого; ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.

Два основных вида композиции в дизайне: объемно-пространственная и плоскостная. Важнейшие выразительные средства композиции (масштаб, пропорции, ритм и метр; контраст и нюанс; симметрия и асимметрия; цвет).

Правила, приемы и средства формальной композиции. Выразительность ритмов, статики или динамики форм, равновесия в композиции, выделение контрастов или нюансов, одного или нескольких композиционных центров.

Правила формальной композиции: передача движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

Приемы формальной композиции: передача ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Основные средства формальной композиции включают: формат, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, тон, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, передачу пространства на плоскости, целостность. Средства композиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.


Ритм в формальной композиции. Метрический и ритмический ряды. Ритм линий, пятен света и тени, цвета. Ритм как средство передачи движения.

Оверлеппинг – частичное совпадение или наложение одной формы на другую.

Один объект находится впереди другого, но контуры обоих предметов изображаются полностью, так как одно и то же пространство принадлежит сразу двум или нескольким объектам (выделение цветом, штриховкой или фактурой участков пересечения форм).

Один объект находится впереди другого и контур переднего изображается полностью, а находящийся на дальнем плане частично перекрыт и контур его прерывается.

Эстетически осмысленная взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством, т.е. его объемно-пространственная структура.

Целостность формальной композиции. Гармоничное соотношение частей и целого.

Выразительность формальной композиции. Контраст как универсальное средство выразительности формальной композиции.

Поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла.

Стилизация природных форм. Овладение аналитическими способами мышления. Оригинальное выражение натуры в трансформированных образах и формах, преломление натурных впечатлений через творческую индивидуальность.


Тема 2. Основные графические элементы в

композиции. Точка, пятно, линия

Создание формальной композиции:


  1. Создать композицию из точек, имеющих заданное расположение на плоскости (не менее 3-х работ).

  2. Создать композиции на основе контраста пятна и линии (не менее 3-х работ).

  3. Создать динамичную композицию на основе использования про­стых геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольни­ка (не менее 3-х работ для каждой фигуры).
  4. Создать статичную композицию на основе ис­пользования простых геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника и прямоугольника (не менее 3-х работ из одной, нескольких или всех фигур).




Тема 3. Тон. Контраст и нюанс

  1. Создать композицию из изобразительных элементов на основе ярко выраженного то­нального контраста (не менее 3-х работ на основе повтора одного или нескольких элементов).

  2. Создать композицию из геометрических элементов на основе ярко выраженного то­нального контраста (не менее 3-х работ из нескольких фигур).

  3. Создать композицию из изобразительных элементов на основе нюансных тональных отношений (не менее 3-х работ на основе повтора одного или нескольких элементов).

  4. Создать композицию из абстрактных элементов на основе нюансных тональных отношений (не менее 3-х работ на основе повтора одного или нескольких элементов).



Тема 4. Цвет. Контраст и нюанс

  1. Создать композицию из изобразительных элементов на основе нюансных цветовых отношений (3-7 работ).

  2. Создать композицию из изобразительных элементов на основе ярко выраженного цветового контраста (3-5 работ).

  3. Создать композицию из абстрактных элементов на основе нюансных цветовых отношений (3-7 работ).

  4. Создать композицию из абстрактных элементов в теплом колорите (3-5 работ).

  5. Создать композицию из абстрактных элементов в холодном колорите (3-5 работ).

  6. Создать композицию из изобразительных элементов в теплом колорите (3-5 работ).

  7. Создать композицию из изобразительных элементов в холодном колорите (3-5 работ).

  8. Создать серию композиций на основе образно-ассоциативного восприятия цвета (весело, грустно, сладко, кисло, жарко, холодно, утро, вечер и др.).



Тема 5. Композиционный центр

  1. Создать композицию из геометрических элементов с выделенным композиционным центром (контрастной формой, размером, цветом, тоном, композиционной паузой).
  2. Создать композицию из стилизованных растительных элементов с выделенным композиционным центром (контрастной формой, размером, цветом, тоном, композиционной паузой).


  3. Создать композицию из геометрических элементов с 2—3 выделенными композиционными центрами.

  4. Создать абстрактную композицию, используя тоновой и цветовой контраст, с выделенным композиционным центром.

  5. Создать композицию из букв или цифр с одним или несколькими выделенными композиционными центрами (5-9 работ).


Тема 6. Метр и ритм.

1. Создать ритмическую композицию из геометрических элементов в цвете (не ме­нее 10 работ).

2. Создать ритмическую композицию из растительных элементов в цвете (не ме­нее 10 работ).

3. Создать метрический ритм из изобразительных и геометрических элементов в полосе, прямоугольнике и круге (3-6 работ).

4. Создать ритмическую композицию в полосе, квадрате и прямоугольнике, используя геометрические или рас­тительные элементы (3-6 работ).

  1. Создать ритмическую композицию на основе контра­ста форм, используя геометрические или растительные элементы (3-6 работ).

  2. Создать абстрактную композицию с изменением ритмического построения по вертикали (2-3 работы).

  3. Создать абстрактную композицию с изменением ритмического построения по горизонтали (2-3 работы).

  4. Создать геометрическую композицию с усилением ритмической организации за счет тона (2-3 работы).

  5. Создать тематическую ритмическую композицию в полосе, квадрате и круге (5-9 работ).


Тема
7. Симметрия, асимметрия

  1. Создать симметричную композицию (разные виды симметрии) из геометрических фигур, букв или цифр (уравновесить пятна по массе, тону, цвету и др.).

  2. Создать асимметричную композицию из геометрических фигур, букв или цифр (избежать равновесия пятен по массе, тону, цвету и др.).
  3. Создать из одних и тех же геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) симметричные и асимметричные композиции вытянутые вверх или по горизонтали, с ярко выраженным ритмом и без него. Количество геометрических форм не ограничено.


  4. Создать из одних и тех же изобразительных форм симметричные и асимметричные композиции вытянутые вверх или по горизонтали, с ярко выраженным ритмом и без него. Количество используемых форм не ограничено.



Тема 8. Пропорции. Золотое сечение.

  1. Создать композицию из геометрических фигур по пропорциям зо­лотого сечения.

  2. Создать композицию из абстрактных фигур, букв или цифр без учета пропорции золотого сечения.

  3. Создать композицию из изобразительных форм без учета пропорции золотого сечения.

  4. Создать композицию из абстрактных фигур, букв или цифр по пропорциям зо­лотого сечения.

  5. Создать композицию из изобразительных форм, учитывая пропорции золотого сечения.


Тема 9. Оверлеппинг

1. Создать композицию из геометрических фигур с учетом явлений оверлеппинга. Один объект находится впереди другого, но контуры обоих предметов изображаются полностью, так как одно и то же пространство принадлежит сразу двум или нескольким объектам (выделение цветом, штриховкой или фактурой участков пересечения форм).

2. Создать композицию из геометрических фигур с учетом явлений оверлеппинга. Один объект находится впереди другого и контур переднего изображается полностью, а находящийся на дальнем плане частично перекрыт и контур его прерывается.

3. Изобразить натюрморт из 3-5 прдметов с учетом явлений оверлеппинга.

4. Изобразить натюрморт из 3-5 прдметов с учетом явлений оверлеппинга и ярко выраженным композиционным центром.

5. Создать композицию из букв с учетом явлений оверлеппинга.

6. Создать композицию из цифр с учетом явлений оверлеппинга.


Тема 10. Стилизация

  1. Зарисовка растения с натуры (цветок, дерево, лист и др.). Выразить форму зари­сованного растения силуэтно (не менее 5 вариантов).

  2. Выполнение декоративной стилизации растений с обобщением формы, изменением их контура, отказом от деталей или добавлением не существующих в натуре деталей (10—12 эскизов).


  3. Выполнение декоративной стилизации растений с заменой цвета натуры (10—12 эскизов).

  4. Выполнение декоративной стилизации растений с насыщением их орнаментом(10—12 эскизов).

  5. Выполнение декоративной стилизации без предварительной зарисовки растения (10—12 эскизов).



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ


Задание № 1. Формальная композиция из заданных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др.) с определенным в билете условием (ярко выраженный композиционный цент, статика, динамика, усиливающийся ритм и др.). Количество используемых фигур не ограничено.


Задание № 2. Стилизация заданных растительных элементов (лист, цветок, букет, дерево, ветка и др.) с предварительной зарисовки растения в цвете.


Объем экзаменационной работы:

  1. Эскизы формальной композиции (в соответствии с требованиями указанными в билете), карандашные наброски и пробы в цвете, размер ориентировочно 6x8 см, количество 3-10 эскизов.

  2. Основная работа. Наиболее удач­ный вариант формальной композиции по выбору автора выполняется размером примерно 10x10 см. (черно-белое решение или в 2—3 цвета).

  3. Стилизация заданных растительных элементов (3—4 эскиза, один из которых должен быть проработан более детально и в цвете).

Материалы – ка­рандаш, шариковая ручка, фломастер, тушь, гелиевая ручка, линейка, циркуль, шаблоны, бумага формата А4 – 2-4 листа.

Возможно применение техники коллаж (клеящий карандаш, макетный нож, ножницы, черная и цветная бумага).

Время исполнения задания – 4 академических часа.


Литература

Ветрова И.Б. Неформальная композиция. М., 2003.

Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1997.

Голубева О.Л. Основы композиции. М, 2001.

Дизайн. Словарь-справочник./Минервин Г.Б., Шимко В.Т., Ефимов А.В. и др., М., 2004.

Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов /Ефимов А.В. и др., М., 2004.

Иттен И. Искусство цвета. М., 2000.

Иттен И. Искусство формы. М., 2001.

Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1982.

Лаврентьев Александр. Лаборатория конструктивизма. М., 2000.

Лебедева Е.В., Черных Р.М. Искусство художника-оформителя. М., 1981.

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М., 2006.

Михайлов С.М., Кулеева Л. М. Основы дизайна. М., 1999.

Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М., 1994.

Проблемы композиции /Под ред. В.В.Ванслова и др. М., 2000.

Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., 2006.

Устин В.Б. Композиция в дизайне. М., 2006.

Хломянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. М., 1985.

Шевелев И.Ш. Принцип пропорции. М., 1986.

Шорохов Е.В. Композиция. М., 1986.