litceysel.ru
добавить свой файл
1
ЕГЭ-2012 рус. яЭ-2012 рус. Прочитайте текст и выполните задания.


1.


(1)Как и с чем можно сравнить его красоту? (2)Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона…

(3)И всё-таки у Природы, как единого творца, есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью.(4)Таков, вне всякого сомнения, и Байкал.(5)Ведь это озеро не зря называют жемчужиной Сибири.

(6)Безусловно, Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом.(7)Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота не погубленной, воздух не засорённым, а жизнь в нём и вокруг.

(8)Это прежде всего необходимо нам. (По В.Г.Распутину)

1.В каком предложении заключена основная мысль текста?

1) 2; 2) 3; 3) 6; 4) 7

2.Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Байкал как «хрустальная печень страны» необходим нам.

2) Нельзя загрязнять Байкал, он создан Природой не для производственных потребностей человека.

3) Байкал – одно из настоящих чудес Природы, не зря его «называют жемчужиной Сибири».

4) Прекраснее Байкала нет ничего на свете!

3.Определите тип речи текста?

1) описание

2) описание с элементами повествования;

3) рассуждение

4) повествование

4.Определите стиль текста?

1) публицистический

2) художественный

3) научный

4) официально – деловой

5. В каком значении употребляется слово ДЕРЖАВНЫЙ в 6 предложении?

1) державный – порфироносный;

2) державный – августейший;


3) державный – величественный;

4) державный – грандиозный.

6. Какое из предложений 2-3 абзацев связано с предыдущим с помощью частицы и описательного оборота?

7. Выпишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте. Номера укажите в порядке возрастания, через запятую.

1) оценочная лексика

2) лексический повтор

3) синтаксический параллелизм

4) градация

5) метафора

6) сравнение

7) риторический вопрос

8) бессоюзие

Прочитайте текст и выполните задания.

2.

(1)Август – самый тихий, самый спокойный, уравновешенный месяц. (3)Ведь лето уже сделало своё дело. (4 )Всё, что родилось, выросло, созрело, всё сияет цветами румяной, солнечной спелости. (5) У августа – улыбка тихого увядания.

(6)Ещё немало цветов красуется на лугах, лесных полянах, но много растений венчают уже семена.(7)На поляне непролазные травы тронуты желтизной – сединой зрелости .(8 )Как обгоревшие факелы, над этим ковром возвышаются кустики конского щавеля, стеной у межи стоит цепкий репейник, желтеют кружева пахучего донника .(9) Тронешь дудку ломкого стебля и сразу почувствуешь запах свежести и лесного здоровья. (10)Но главный запах в лесу – грибной.

(11) Куда ни глянешь – горят костры рябины. (12) Разве можно оторвать взгляд от красного бисера, от щедрой вышивки по зелёному?! (13) Узор этот будет держаться долго. (14) Уронит лес листья, продуто всё будет осенним ветром, всё в лесу полиняет, поблекнет, а эта алая дробь будет висеть. (15) И будут слетаться к деревцам – кормильцам дрозды, пока не останется ни одной красной ягодки – бусинки. (По В.Пескову)

1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Август хорош тем, что всё уже созрело и сияет цветами румяной, солнечной спелости.

2) Август запоминается улыбкой тихого увядания.


3) Много запахов в предосеннем лесу, но главный запах – грибной.

4) Август хорош, но весенние месяцы более по душе.

2. Определите тип речи текста?

1) описание

2) повествование с элементами описания и рассуждения

3) рассуждение с элементами повествования

4) описание с элементами рассуждения

3. Определите стиль текста?

1) публицистический

2) художественный

3) разговорный

4) официально – деловой

4. С помощью какого языкового средства связаны 12 и 13 предложения?

1) контекстуальный синоним

2) лексический повтор

3) лексический синоним

4) контекстуальный антоним

5. В каком предложении 1 – 2 абзацев все слова употреблены в прямом значении?


6. В каком ряду перечислены все средства выразительности, которые используются в первом абзаце текста?


7. Выпишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте. Номера укажите в порядке возрастания.

1) оценочная лексика

2) антитеза

3) контекстуальные синонимы

4) синтаксический параллелизм

5) сравнение

6) языковые антонимы

7) риторический вопрос

8) градация


Прочитайте текст и выполните задания

3.

(1)Поговорим о читателе. (2) О нём говорят редко и мало. (3) А между тем читатель- лицо незаменимое. (4) Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера , Данте, Шекспира, Гёте, Пушкина – всего лишь немая груда бумаги.

(5) Отдельные читатели могут иной раз ошибочно судить о книгах ,но за Читателем в большом , собирательном значении этого слова – и притом на протяжении более или менее продолжительного периода времени – всегда остаётся последнее слово в оценке литературного произведения.


(6) Правда, оценка книги, утвердившаяся на известный срок, очень часто меняется .(7) Какая-нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали.(8) Но рано или поздно мы осознаём этот обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в более правильных масштабах.

(9) Время идёт, одно поколение приходит на смену другому, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее

до него литературное наследство . (10) И если прозаик или поэт сохраняют своё значение

и вес в течение веков, то это объясняется не тем, что они были однажды зачислены в ряды гениев и классиков или увековечены воздвигнутыми в их честь монументами, а тем, что и новые поколения признают их ценными и нужными для жизни.

(11) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у нас полке, постепенно и незаметно теряет своё обаяние. (12) Она как бы уничтожается, сливаясь с другими, ей подобными.

(13) Решает судьбу книги живой человек, читатель. (С.Я.Маршак.)


1. Какова основная тема текста?

1) Книга в нашей жизни.

2) Судьба лучших произведений мировой литературы.

3) Роль талантливого читателя в оценке литературных произведений.

4) Значение литературы в жизни человека.

2. Определите стиль и тип речи текста.

1) разговорный стиль; рассуждение

2) научно – популярный стиль; рассуждение

3) публицистический стиль; повествование

4) публицистический стиль; рассуждение

3. Какое значение имеет слово СУДИТЬ в предложении 5?

1) осуждать, укорять, обвинять в чём – нибудь

2) рассматривать чьё – либо дело в судебном порядке

3) составлять, высказывать какое – нибудь мнение, суждение

4) предназначать

4. В каком предложении использована метафора?

1) 3 2) 11 3) 4 4) 5

5. Какие из предложений 1 – 7 связаны с предыдущим с помощью личного местоимения?



6. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в тексте?

1) метонимия

2) эпитет

3) ряды однородных членов

4) синтаксический параллелизм

5) градация


Прочитайте текст и выполните задания.

4.

(1) Компьютерные игры некоторые специалисты называют новым языком культуры. (2) Он развивается у нас на глазах, и это похоже на взрыв. (3)В чём секрет того, что компьютерные игры столь стремительно завоёвывают всё новых и новых поклонников?

.(4) Опыт душевной жизни других людей мы постигаем через символы- знаки, которые становятся основой языка культуры. (5) Сначала люди использовали в качестве « букв» языка культуры статичные знаки-мазки кистью, алфавит.(6) Затем динамичные символы вошли в нашу жизнь вместе с театром, кинематографом. (7) Компьютерный язык вобрал в себя все прежние символы: он может стать и страницей книги, и экраном кинотеатра, и картиной.(8) Но, главное, новый язык культуры может использовать не только подвижные или неподвижные символы, но и интерактивные. (9) Интерактивность- взаимодействие- является отличительной чертой этого языка.

(10) Известный философ Михаил Бахтин говорил, что наше сознание- это диалог и произведение искусства тоже диалог. (11) Компьютерная игра вовлекает человека в такой диалог, заставляя постоянно высказываться. (12) Таким образом, игра- интенсивный темпераментный разговор на новом языке культуры.

(13) Сейчас растёт поколение , которое привыкает не только воспринимать новый язык, но и самовыражаться., думать на нём. (14) Многие специалисты- журналисты, психологи, преподаватели- спорят о судьбе этого поколения. (15) Кто- то объявляет компьютер злом, кто- то благом. (16) Но нельзя не признать появления нового языка- языка компьютерных игр. (17) Нужно только помнить, что этим языком можно написать прекрасное стихотворение, а можно - нецензурное слово.(18) Винить в этом нужно не компьютер- человека. ( Из журнала )


1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) компьютерный язык сочетает в себе подвижные, неподвижные и интерактивные символы

2) язык компьютерных игр – новый язык культуры

3) интерактивность – основная черта языка компьютерных игр

4) новый язык опасен для подрастающего поколения

2. Определите стиль и тип речи текста.

1) научный стиль; описание

2) публицистический стиль; рассуждение – размышление

3) художественный стиль; рассуждение и повествование

4) научный стиль; рассуждение с элементами описания

3. Какое значение имеет слово ЯЗЫК в предложении 1.

1) подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека участвующий в образовании звуков речи

2) речь, способность говорить

3) система звуковых, словесных и грамматических форм, объективирующая работу мышления

4) система знаков, передающая информацию

4. В каком предложении автор использует контекстуальные антонимы?

1) 4 2) 17 3) 15 4) 8

5. Среди предложений 1-9 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения? Напишите его номер.

6. Какие из перечисленных ниже языковых средств используются в тексте?

1) языковые антонимы

2) оценочная лексика

3) метафора

4) термины

5) градация




Прочитайте текст и выполните задания.

5.

(1)Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.

(2)Природа – это материал для хозяйства всего человека и зеркало пути каждого из нас к истине. (3)Стоит только хорошо задуматься о своём пути и потом из себя поглядеть на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств.


(4)Вот как просто, кажется, бегут, догоняя друг друга по проволоке, капельки воды дождевой: одна задержалась, другая нагнала её, обе слились в одну и вместе упали на землю. (5)Так просто! (6)А если задуматься о себе, о том, что переживают люди в одиночку, пока не найдут друг друга, и с этими мыслями исследовать капли в их слиянии…

(7)И если посвятить себя этому изучению, откроется, как в зеркале, жизнь человека и то, что природа есть зеркальный свидетель жизни целиком человека – царя.

(8)В природе вода лежит, и её зеркало отражает небо, горы и лес.(9)Человек мало того что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя, и стал всматриваться в своё изображение.

(10)Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя.

(11)Понять себя самого в зеркальном изображении скорее всего может только человек.

(12)История культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и всё будущее наше в том, что ещё в этом зеркале он увидит. (М.Пришвин)

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) В самых простых вещах, если к ним присмотреться внимательнее, пристальнее, обнаруживается сложное и удивительное.

2) История культуры отражает взаимосвязь человека и природы.

3) Зеркальным отражением внутренней жизни человека является природа: пристально вглядываясь в неё, человек познаёт самого себя.

4) Действия человека по отношению к природе не всегда разумны.

2. Определите стиль и тип речи текста.

1) научно – популярный стиль; описание

2) художественный стиль; рассуждение

3) публицистический стиль; рассуждение

4) публицистический стиль; повествование и описание

3. Какое значение имеет слово ХОЗЯЙСТВО в предложении 2?

1) производство, экономика

2) оборудование какого-нибудь производства

3) совокупность предметов, необходимых в быту


4) всё, чем живёт человек

4. В каком предложении автор использует пословицу в качестве выразительного средства?

1) 3 2) 12 3) 2 4) 10

5. Среди предложений 7-12 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью однокоренных слов и лексического повтора.

6. Какие четыре из перечисленных ниже выразительных средств используются в тексте? (Цифры пишите в порядке возрастания.)

1) развёрнутая метафора

2) лексический повтор

3) синтаксический параллелизм

4) олицетворение

5) лексический параллелизм (сопоставление)

Прочитайте текст и выполните задания.


6.


(1)Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

(2)Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. (3)Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.

(4)Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криков, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.(5)В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными, но далёкими и непережитыми.(6)Раньше они вызывали только один обычный скудный образ.(7)А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов.

(8)Какие же это слова?(9)Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.(10)Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

(11)Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами – полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни(проливни).

(12)Но одно дело – знать умозрительно, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.(13)Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнуть, наполняются выразительной силой.(14)Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

(15)Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.(16)Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (К.Паустовский).


1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Умение живописать словами зависит от способности писателя видеть жизнь словно в первый раз.

2) Чтобы не потерять чувство языка, писателю необходимо общение с людьми, с природой.

3) Если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну.

4) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то читателю предоставляется возможность пофантазировать и самому дорисовать картину в воображении.


2. Определите стиль и тип речи текста.

1) художественный стиль; описание, повествование и рассуждение

2) публицистический стиль; описание

3) художественный стиль; рассуждение, повествование

4) разговорный стиль; повествование, рассуждение


3. Какое значение имеет слово СЛЕПЫЕ в предложении 11.

1) лишенный зрения, способности видеть


2) неотчётливый. Плохо различимый

3) безрассудно действующий или совершающийся без разумного основания

4) совершаемый без видимых ориентиров, без участия зрения.


4. В каком из перечисленных предложений все слова перечислены в прямом значении?


1) 4 2) 11 3) 5 4) 9


5. Какое из предложений 7 – 10 связано с предыдущим с помощью личного местоимения.


6. Какие из перечисленных ниже выразительных средств используются в тексте?



  1. ряды однородных членов

  2. 2) эпитеты

  3. 3) развёрнутое сравнение

  4. 4) метафоры

  5. лексический повтор



Прочитайте текст и выполните задания.

7.

(1) В отличие от других классиков, от классиков - романистов прежде всего, Гоголь никогда не говорит о счастье. (2) Этого понятия у него нет. (3) Слова – тоже. (4) И не в том даже дело, что его герои счастливы или несчастливы, а само понятие счастья для них слишком неопределённо, разве только осуществление мечты Акакия Акакиевича о новой шинели делает его на миг счастливым. (5)Но не более того.

(6)Между тем русская классическая литература не обходилась без этого понятия, оно было для неё как бы внутренней движущей силой.

(7)Достоевский видел счастье в очищении души (8)Толстой – в полноте и естественности чувства.(9)Короленко – в благородстве натуры.(10)Пушкин – как бы даже и овеществлял счастье, и сам чувствовал его в своей крови.(11)У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет, так страстно не убеждён, что оно должно быть.

(12)Но счастье и Гоголь как будто даже не совместимы, и хотя у нас ни на минуту не закрадывается сомнение в том, что все, что им сделано, - сделано ради человека, ради человечества и его судеб, но тем не менее никак нельзя уловить, что же Гоголь понимает под словом «счастье»?(13)Как сам его чувствует?


(14)Может быть, это опять-таки объясняется его склонностью к сатире и гиперболе, которые обладают какой-то своей собственной философией и чужды этой категории?(15)Но может быть и по другому.

(16)Век 19, самоуверенный, ощущающий приход науки как приход нового Христа-Спасителя, всё-таки сомневался в себе и своём будущем такими умами, как Гоголь: спаситель мог оказаться наделённым апокалипсическими чертами.(17)А это – тот рубеж, достигнув которого гений уже как бы лишается понятия счастья.(18)В мировом искусстве без особого труда можно различить этот священный орден прорицателей и всех тех, кто к нему принадлежал.

(С.Залыгин)


1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) в произведениях Н.В.Гоголя мы не встретим определения «счастье»

2) у каждого русского писателя-классика всегда было своё представление о счастье

3) для русской литературы понятие счастья было как бы внутренней жизненной силой

4) Гоголь был слишком несчастен, чтобы писать о счастье


2. Определите стиль и тип речи текста.

1) разговорный стиль; рассуждение

2) публицистический стиль; рассуждение

3) научно-популярный стиль-рассуждение

4) публицистический стиль; повествование


3. Какое значение имеет слово КЛАССИЧЕСКИЙ в предложении 6?

1) типичный, характерный

2) следующий методам классицизма

3) античный

4) выдающийся, образцовый, общепризнанный


4. В каком предложении автор использует метафору?


1) 4 2) 11 3) 14 4) 12


5. Какое из предложений первого и второго абзацев связано с предыдущим с помощью описательного оборота (указательное местоимение + контекстуальный синоним)? Напишите его номер.


6. Какие из перечисленных ниже выразительных средств используются в тексте?

1) синтаксический параллелизм

2) олицетворение

3) развёрнутое сравнение

4) гипербола

5) градация


О Т В Е Т Ы:

1.


1


2


3


4


5


6


7

3

4

3

1

3

5

1, 2, 5, 6, 7


2.



1



2



3



4



5



6



7



4


4


2


1


10



3


1, 3, 4, 5, 7, 8


3.

1


2

3

4

5

6

3

4

3

2

2, 4

2, 3


4.

1

2

3

4

5

6

4

2

4

2

2

1, 2, 3, 4



5.



1



2



3



4



5



6



4



3



4



4



12


1, 2, 4, 5


6.





1


2


3


4


5


6

4

3

2

4

9

1, 2, 4, 5.