litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 10 11
Профессиограммы



I. Рынок труда «Образование»

1. Мастер производственного обучения

2. Мастер по менеджменту

3.
Дизайнер мультимедийных образовательных программ (МОП)

4.
Педагог, средняя школа

5.
Педагог, профессиональный колледж

6. Педагог, организатор команды

II. Рынок труда «Семья»


7.
Сестра-геронтолог

8.
Домохозяйка-горничная

9.
Юрист-посредник в бракоразводном процессе

10. Консультант по социальному обеспечению

III. Рынок труда «Здоровье»

11.
Аллерголог

12.
Дантист

13. Консультант по наркотикам

14.
Семейный доктор

15.
Менеджер рынка здравоохранения

16. Менеджер учреждения здравоохранения

17. Ассистент-медик (лаборант)

18.
Народный целитель

19.
Медицинская сестра

20. Педиатр

21. Физиотерапевт

22. Психотерапевт

23. Радиолог

IV. Рынок труда «Строительство»

24. Архитектор

25. Мастер по очистке зданий

26. Координатор по строительству

27. Инженер по строительству

28. Строитель-эколог

29. Инженер отопительных систем

30. Ландшафтист

31. Инженер по солнечной энергии

V. Рынок труда «Консультирование»

32. Менеджер по рекламе

33. Аудитор

34. Менеджер по организации конференций, выставок и ярмарок

35. Бизнес-консультант

36. Экономист

37. Консультант по использованию энергии


38. Менеджер по недвижимости

39. Менеджер по франчайзингу

40. «Охотник за головами» (специалист по поиску менеджеров высшей квалификации)

41. Юрист

42. Помощник юриста

43. Менеджер по связям с общественностью

44. Агент по продаже недвижимости

45. Менеджер по безопасности

46. Консультант по налогам

VI. Рынок труда «Информация»

47. Журналист

48. Дизайнер средств массовой информации

49. Информационный брокер

50. Исследователь рынка

51. Менеджер средств массовой информации

52. Дизайнер мультимедиа

53. On-line-редактор

54. Продюсер

55. Сценарист

56. Неофициальный автор – спичрайтер

57. Технический редактор

58. Web-мастер

VII. Рынок труда «Военная служба»

59. Офицер

VIII. Рынок труда «Деньги»

60. Аналитик

61. Консультант по работе с клиентами

62. Менеджер фондов

63. Страховой брокер


I. Рынок труда «Образование»


1. Мастер производственного обучения (Образование)

1. 1. Виды ответственности:


  • посещение клиентов;

  • консалтинг;

  • убеждение клиентов в необходимости производственного обучения;

  • предложение методов обучения;

  • создание атмосферы, способствующей производственному обучению;

  • организация курсов производственного обучения;

  • подготовка персонала в офисе;

  • коммуникативность;
  • координация занятий;


  • ведение бухгалтерского учета;

  • реклама;

  • выставление счетов;

  • работа в офисе.

1.2. Описание видов работ

На международном рынке труда традиционное отвлечение рабочей силы на занятия по тому или иному необходимому для работы учебному курсу считается достаточно дорогостоящим и малоэффективным делом. Гораздо более эффективно пригласить в фирму мастера производственного обучения, осуществляющего свою работу внутри производственного процесса фирмы, не нарушая, а, напротив, совершенствуя и стимулируя его. Как, например, происходит обучение работе на компьютере? Мастер вначале уточняет содержание работ - знакомится с описанием видов работ фирмы и выслушивает пояснения клиента, а затем решает, какую часть работ можно выполнить на ПК и какое программное обеспечение может быть использовано. Затем он разрабатывает индивидуальный курс для пользователя ПК и реализует его: садится рядом с клиентом (сотрудником фирмы) за компьютер и вместе с ним делает его работу. Опытный мастер, таким образом, может вооружить пользователя необходимыми ему умениями и навыками за 3-5 дней, т.е. в предельно сжатые сроки и, естественно, весьма качественно. В дальнейшем мастер осуществляет консультационное сопро­вождение пользователя, выделяя для этого точно фиксированное время.

Педагоги-мастера необходимы во всех сферах деятельности общества, практическая же востребованность в них определяется потребностями рынка труда и готовностью фирм добиваться устойчивого развития за счет непрерывного совершенствования технологических умений и навыков своих сотрудников.

1.3. Требования к кандидату

Личностные качества:

  • аналитические способности;

  • логическое мышление;

  • творческий подход к делу;

  • педагогический талант;

  • общительность;

  • сочувствие людям;
  • терпеливость;


  • психологическая устойчивость;

  • сильный и твердый характер.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • способность к импровизации;

  • самомотивация;

  • умение убеждать;

  • организационные способности;

  • владение техническими средствами;

  • умение ставить и решать проблемы;

  • умение работать в команде;

  • умение работать в экстремальных ситуациях;

  • владение менеджерской техникой;

  • навыки практической психологии;

  • профессиональное образование и опыт работы по специальности;

  • отличное знание программного обеспечения;

  • базовые знания в методике обучения, компьютерных технологиях, бизнес-администрировании;

  • опыт обучения;

  • готовность служить клиенту;

  • умение продвигать товары и услуги.

1.4. Образование

Университетское образование по специальности. Дополнительные курсы по методике обучения, компьютерным технологиям, бизнес-администрированию.

1.5. Место работы

Образовательные центры и фирмы, консультационные компании, крупные фирмы производители техники и программного обеспечения, государственные и частные предприятия.

1.6. Возможная карьера

Обычной должностной карьеры у педагога-мастера нет. Однако опыт и мастерство открывают хорошие перспективы для профессионального признания, а также дают возможность создать свою школу.

1.7. Тенденции

Развитие рынка в России, активный выход компаний на российский и международный рынки, внедрение стандартов на виды работ меняет и систему обучения. Внутрипроизводственное обучение становится эффективной формой подготовки и переподготовки специалистов.

2. Мастер по менеджменту (Образование)


2.1. Виды ответственности:


  • посещение клиентов;

  • консалтинг;

  • сотрудничество с менеджерами компаний;

  • разработка принципов и техники менеджмента;

  • создание атмосферы освоения менеджмента;

  • продажа услуг;

  • подготовка учебного материала;

  • разработка курсов;

  • представление новых методов освоения менеджмента;

  • организация курсов;

  • подготовка менеджеров;

  • общение с клиентами и участниками;

  • ведение дел бухгалтерского учета;

  • контроль;

  • реклама;

  • выставление счетов;

  • работа в офисе.

2.2. Описание видов работ

Все можно изучить и всех можно научить: мастер по менеджменту раскрывает универсальные принципы организации дела, технологию достижения успеха в каждой профессии с учетом ее особенностей.

Когда компания за рубежом нанимает мастера по менеджменту для обучения своих сотрудников и платит более 3000 долларов за один час, то она ожидает от него соответствующего уровня мастерства. Каждая его фраза должна быть информативной, каждый жест под контролем. Мастер должен найти подход к аудитории, изменить эту аудиторию, развить представления присутствующих, не затрагивая своей критикой амбиций и т.д. Сочувствие, предрасположенность к поддержке здесь также крайне необходимы.

Мастер сообщает необходимые знания, расширяет социокультурное видение, раскрывает технологию менеджмента в самых различных сферах. Он отрабатывает умение вести деловую беседу, тренирует качества лидера, формирует навыки саморазвития и самопродвижения, показывает способы решения проблем, возникающих в различных деловых ситуациях. Мастер по менеджменту готовит свои семинары неторопливо и очень тщательно. На самих занятиях он активно использует видеокамеру для демонстрации делового поведения обучаемых: ролевые игры, мастерские, тренинги и т.п. Как правило, план семинаров разрабатывается совместно с клиентами для того, чтобы учесть потребности, специфические особенности обучаемых и сделать максимально мотивированным (а, следовательно, результативным) процесс их обучения.


2.3. Требования к кандидату

Личностные качества:


  • аналитические способности;

  • логическое мышление;

  • творческий подход к делу;

  • общительность;

  • бережливость;

  • способность к овладению техническими средствами;

  • психологическая устойчивость;

  • сильный и твердый характер;

  • гибкость.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • организационные способности;

  • умение убеждать;

  • готовность служить клиенту;

  • самомотивация;

  • наличие профессионального чутья;

  • умение ставить и решать проблемы;

  • владение техническими средствами;

  • владение иностранными языками;

  • отличные знания в теории менеджмента, практический опыт владения им;

  • базовые знания в психологии, социологии, развитии человеческих ресурсов, бизнес-администрировании, естественных науках, инжиниринге;

  • навыки проведения мультимедиа-презентаций;

  • ораторское мастерство;

  • готовность работать в экстремальных ситуациях;

  • опыт продаж.

2.4. Образование

Университетское образование в одной из смежных профессий бизнес-администрирования с акцентом на развитие человеческих ресурсов (психология, социология, экономика, право, менеджмент, гуманитарные науки). Курс специальной подготовки. Успешный опыт практической менеджерской работы.

2.5. Место работы

Учебные заведения, предлагающие курс (специальность) менеджмента, консультационные компании, отделы компаний по развитию человеческих ресурсов.

2.6. Возможная карьера

Очень редки случаи, когда мастер по менеджменту переходит с учебной на практическую работу (т.е. обратно). Максимальной перспективой является открытие собственной школы.


2.7. Тенденции

Развитие рынка, малого и среднего бизнеса в России, переход государственных предприятий на рыночные методы работы объективно созда­ют «революционную ситуацию» в сфере управления. На Западе революция менеджеров произошла в 20-30-х годах. Россия же только на пороге этой революции. Востребованность подготовки менеджеров компаний будет неуклонно возрастать.


3. Дизайнер мультимедийных образовательных программ (МОП) (Образование)

3.1. Виды ответственности:


  • консалтинг;

  • разработка структур и форм МОП;

  • макетирование МОП;

  • создание МОП;

  • профессиональное владение персональным компьютером;

  • подготовка программ и публикаций;

  • поиск новых технологий;

  • использование нового программного обеспечения;

  • сотрудничество с авторами и педагогами;

  • учет, классификация и координация использования различных программ.

3.2. Описание видов работ

Классно-урочная технология обучения уходит в прошлое. На смену ей приходит интерактивная, виртуальная технология образования с использованием телекоммуникационных сетей. Как, например, сегодня фирмы, компании, организации могут наиболее оптимальным способом обучать своих сотрудников эффективно продвигать товары и услуги? Только по­средством компьютерных мультимедийных программ, уже широко используемых для внутрипроизводственной подготовки: на индивидуальных терминалах возможные ситуации могут быть воспроизведены и обработаны практически без отрыва от производства.

Дизайнер мультимедийных образовательных программ и занимается разработкой программных средств для пользователей - педагогов. Комбинируя цвет, звук, текст, создает полное ощущение реальности изучаемой ситуации, поведения обучаемого этой ситуации. Дело это, естественно непростое. Как правило, месяцы необходимы дизайнеру для того, чтобы вместе с командой создать необходимую программу. Началом же работы является посещение клиентов компании и выяснение содержания обучения.


Задачи виртуального обучения постоянно усложняются. Сегодня даже университетское образование обращается к телекоммуникационным формам обучения, к мультимедийным средствам такого обучения. Наше будущее - это телекоммуникационная среда, в которой средства мультимедиа займут основное место.

3.3. Требования к кандидату

Личностные качества:


  • логическое мышление;

  • аналитические способности;

  • творческий подход к делу;

  • общительность;

  • сочувствие людям;

  • способность к овладению техническими средствами;

  • способность к овладению иностранными языками;

  • творческое воображение.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • качество исследователя;

  • умение убеждать;

  • готовность служить клиенту;

  • самомотивация;

  • умение ставить и решать проблемы;

  • владение иностранными языками;

  • умение экономить средства организации, клиента;

  • отличное знание компьютера и мультимедийных средств;

  • базовые знания в технологии программного обеспечения и методике обучения;

  • готовность к сервисному обслуживанию;

  • умение работать в команде;

  • опыт продуктивной работы.

3.4. Образование

Сегодня нет формального образования для дизайнера образовательных мультимедийных программ. Университетская подготовка в сфере педагогики, хорошее знание информатики, дизайнерские способности и отличные навыки работы с компьютером - таков образовательный багаж специалиста. Однако наверняка подобная специальность будет вскоре официально принята в вузах. Сегодня этому препятствует их крайне неудовлетворительная материальная база.

3.5. Место работы

Компании, производящие мультимедийное программное обеспечение, издательства, сервисные компании, государственные организации и частные фирмы.


3.6. Возможная карьера

Будущее принадлежит новаторам. Этот сектор экономически только начинает развиваться. Формальные карьерные лестницы пока не выстроены. Однако ясно, что дизайнеры образовательных мультимедийных программ становятся ведущими специалистами в издательском мире, в дистанционных формах образования, в профессиональной внутрипроизводственной подготовке, в сферах практической деятельности, ориентирующихся на мультимедийные образовательные продукты.

3.7. Тенденции

И по сей день 95% обучающихся сидят в классах и слушают педагогов, записывая содержание уроков. Дистанционное обучение станет реальной альтернативой в ближайшем будущем. На смену традиционному методисту в этом случае придет дизайнер образовательных мультимедийных программ.


4. Педагог, средняя школа (Образование)

4.1. Виды ответственности:


  • консалтинг;

  • разработка учебных курсов;

  • предложения по индивидуальным методам обучения;

  • создание творческой атмосферы на занятиях;

  • подготовка и проведение занятий;

  • подготовка учащихся к жизни, их адаптация;

  • внедрение новых методов и средств обучения;

  • организация встреч со школьниками и родителями;

  • развитие индивидуальных способностей;

  • адекватная оценка успехов учащихся;

  • подготовка и переподготовка по преподаваемым курсам;

  • контроль за домашней работой учащихся, результатами их тестирования;

  • общение с родителями, учащимися, другими педагогами и руководством;

  • участие в конференциях, семинарах.

4.2. Описание видов работ

Сегодняшние школьники не только технологически, но и по образу мышления оказываются не адаптированными к бурно развивающимся жестким реалиям жизни. Однако и сами педагоги находятся в такой же ситуации. Поэтому формальная педагогика - педагогика интерпретации школьных учебников, педагогика натаскивания и контроля оказывается непригодной. Сегодня, как никогда ранее, оказывается востребованной способность школьника учиться самому и, прежде всего, тому, что позволяет успешно адаптироваться к реалиям рынка.


В условиях крайне недостаточного бюджетного финансирования в России реальное решение подобной задачи возможно только в системе дополнительного развивающего и профессионального обучения на основе инвестиций родителей и организаций-спонсоров. Однако работа в этой системе предъявляет к педагогу качественно иные (в сравнении с традиционным государственным всеобучем) требования: знание реальных требований рынка труда, постоянное изучение и внедрение новых технологий обуче­ния, использование современной компьютерной мультимедийной техники, создание на занятиях атмосферы самомотивации и самообразования. Цель такого педагога — не предмет (физика, география и т.д.), а овладение учащимся современными (универсальными) способами и средствами освоения данного (и любого другого) предметного содержания.

4.3. Требования к кандидату

Личностные качества:


  • логическое мышление;

  • творческий подход к делу;

  • качества лидера;

  • психологическая устойчивость;

  • терпеливость;

  • трудолюбие;

  • общительность;

  • сильный и твердый характер;

  • здравый смысл;

  • сочувствие людям.

Общепрофессиональные умения и навыки:

  • качества исследователя;

  • организационные способности;

  • умение убеждать;

  • конструктивные идеалы;

  • социальная ответственность;

  • навыки практической психологии;

  • умение ставить и решать проблемы;

  • самомотивация;

  • отличное знание своего предмета;

  • базовые знания в психологии, социологии, экономике, мультимедийной технологии обучения;

  • готовность работать в экстремальных ситуациях;

  • владение техническими средствами;

  • наличие профессионального чутья;

  • опыт продуктивной работы.


4.4. Образование

Университетское педагогическое образование, специальные курсы или самообразование в сфере актуальных технологий обучения и других необходимых областях знания.

4.5. Место работы

Государственные и частные школы, курсы, система дополнительного образования.

4.6. Возможная карьера

Педагог может стать методистом, руководителем или сотрудником более высокого ранга в системе образования. Квалифицированные педагоги имеют хорошие перспективы в частном секторе образования.

4.7. Тенденции

Во всем мире более 28% выпускников сразу же после школ начинают деловую карьеру. Школы России в лучшем случае готовят к поступлению в вуз, после которого также вряд ли возможна без дополнительной подготовки деловая карьера. Бурное движение страны к рынку, колоссальные изменения на рынке труда требуют качественно иных выпускников школ. А это невозможно сделать без педагога нового типа. Уменьшение рождаемости, появление частного сектора в образовании, развитие домашнего образования, экстерната и т.п. все это создает ситуацию конкуренции в школьном образовании, которая и служит главным стимулом выдвижения и продвижения педагогов и школьных администраторов нового типа.



следующая страница >>