litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8
Фонд оценочных средств



1. Общие положения


    1. Система контроля качества образования студентов электроэнергетического факультета по ООП направлений, уровней и профилей, разработанных в вузе в соответствии с ФГОС ВПО, включает описание задач, функций и условий формирования фонда оценочных средств по ООП, раскрывает содержание видов и форм контроля, включая традиционные, комплексные и инновационные оценочные средства, определяет механизм создания фонда оценочных средств.

    2. Фонд оценочных средств по каждой дисциплине и по ООП в целом определяет организацию и планирование результатов самостоятельной работы студентов и оценку качества освоения ООП.

    3. Все оценочные средства по дисциплине и по ООП в целом должны отражать результаты обучения и уровень (высокий, средний, низкий, примитивный) сформированных общих и профессиональных компетенций в соответствии со спецификой и видом профессиональной деятельности, отраженной в матрице компетенций.

    4. Все оценочные средства, а также описание форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения студентом учебного материала, являются неотъемлемой частью ООП в целом и УМК (в частности Рабочей программы) соответствующей дисциплины.

    5. Все оценочные средства должны быть внесены в Фонд оценочных средств по ООП.

    6. Результаты контроля учитываются в приложениях к рабочим учебным планам (учебный план-график, ведомость студента, ведомость группы, сводная таблица освоения ООП студентом, ведомость задолженностей преподавателя), анализируются заведующими кафедрами.


2.Задачи и условия формирования фонда оценочных средств

Фонд оценочных средств, включающий многокомпонентные системы оценки качества освоения ООП обучающихся и выпускниковрешает следующие задачи:
  • контроль и управление процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений и навыков, определенных во ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения учебных модулей, дисциплин, практик;


  • контроль (с помощью набора оценочных средств) и управление (с помощью элементов обратной связи) достижением целей реализации данной ООП, определенных в виде набора общих (универсальных, общекультурных) и профессиональных компетенций выпускников;

  • достижение такого уровня контроля и управления качеством образования, который бы обеспечил беспрепятственное признание квалификаций выпускников российскими и зарубежными работодателями, а также мировыми образовательными системами.


3. Методическими основами формирования фонда оценочных средств являются:

  • структурные матрицы формирования общих и предметных (универсальных и профессиональных) компетенций выпускников ООП;

  • структурные матрицы оценочных средств для проведения текущего, промежуточного, рубежного контроля и итоговой оценки компетенций выпускников в соответствии с учебным планом по направлению подготовки;

  • максимальное приближение системы оценивания и контроля компетенций студентов к условиям их будущей профессиональной деятельности;

  • участие в оценке компетенций студентов внешних экспертов (работодателей, студентов выпускных курсов, преподавателей, читающих смежные дисциплины);

  • использование методов групповых и взаимных оценок (рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей и т.п.);

  • использование традиционных и инновационных видов и форм контроля.


4. Типы, виды, традиционные формы контроля, критерии оценивания

Типы контроля успешности освоения ООП студентом и выпускником:

  • текущий контроль успеваемости;

  • промежуточная аттестация;

  • итоговая государственная аттестация.

Текущий контроль успеваемости – это проверка усвоения учебного материала, регулярно осуществляемая на протяжении семестра.


Промежуточная аттестация (зачет, экзамен) - это оценка совокупности знаний, умений, навыков по дисциплине в целом или по ее разделам.

Итоговая аттестация служит для проверки результатов освоения ООП в целом с участием внешних экспертов.

К видам контроля относятся:


  • устныеформы контроля;

  • письменныеформы контроля;

  • контроль с помощью технических средств и информационных систем.

К традиционным формам контроля относятся:

  • собеседование

  • коллоквиум

  • зачет

  • экзамен (по дисциплине, модулю)

  • тест

  • контрольная работа

  • эссе и иные творческие работы

  • реферат

  • отчет (по практикам, научно-исследовательской работе студентов и т.п.), курсовая работа

  • выпускная квалификационная работа.

Формы контроля, предусмотренные преподавателем в процессе изучения дисциплины, должны отражаться в Рабочей программе дисциплины (перечень тем и заданий, перечень контрольных вопросов, перечень типовых документов/текстов/задач и т.п.), в Приложениях к рабочим учебным планам, а также должны соответствовать логике и задачам реализации ФГОС по профилям и матрице компетенций.

Обобщенные критерии оценки разных форм контроля:

Оценка знаний, умений, навыков может быть выраженав параметрах «очень высокая», «высокая», соответствующая академической оценке «отлично»;«достаточно высокая», «выше средней», соответствующая академической оценке «хорошо»; «средняя», «ниже средней», «низкая», соответствующая академической оценке «удовлетворительно»;«очень низкая», «примитивная», соответствующая академической оценке «неудовлетворительно».Преподаватель может указать уровни оценки в процентах дополнительно.

Критерии оценивания

  • Полнота знаний теоретического контролируемого материала (до 50%, 51% …);


  • Полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов (до 50%, 51% …);

  • Умение извлекать и использовать основную (важную) информацию из заданных теоретических, научных, справочных, энциклопедических источников;

  • Умение собирать, систематизировать, анализировать и грамотно использовать информацию из самостоятельно найденных теоретических источников;

  • Умение собирать, систематизировать, анализировать и грамотно использовать практический материал для иллюстраций теоретических положений;

  • Умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

  • Умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

  • Умение соблюдать заданную форму изложения (доклад, эссе, другое);

  • Умение пользоваться ресурсами глобальной сети (интернет);

  • Умение пользоваться нормативными документами;

  • Умение создавать и применять документы, связанные с профессиональной деятельностью;

  • Умение определять, формулировать проблему и находить пути ее решения;

  • Умение анализировать современное состояние отрасли, науки и техники;

  • Умение самостоятельно принимать решения на основе проведенных исследований;

  • Умение и готовность к использованию основных (изученных) прикладных программных средств;

  • Умение создавать содержательную презентацию выполненной работы;

  • Другое.


Критерии оценки компетенций:
  • Способность к публичной коммуникации (демонстрация навыков публичного выступления и ведения дискуссии на профессиональные темы, владение нормами литературного языка, профессиональной терминологией, этикетной лексикой);


  • Способность эффективно работать самостоятельно;

  • Способность эффективно работать в команде;

  • Готовность к сотрудничеству, толерантность;

  • Способность организовать эффективную работу команды;

  • Способность к принятию управленческих решений;

  • Способность к профессиональной и социальной адаптации;

  • Способность понимать и анализировать социальные, экономические и экологические последствия своей профессиональной деятельности;

  • Владение навыками здорового образа жизни;

  • Готовность к постоянному развитию;

  • Способность использовать широкие теоретические и практические знания в рамках специализированной части какой-либо области;

  • Способность демонстрировать освоение методов и инструментов в сложной и специализированной области;

  • Способность интегрировать знания из новых или междисциплинарных областей для исследовательского диагностирования проблем;

  • Способность демонстрировать критический анализ, оценку и синтез новых сложных идей;

  • Способность оценивать свою деятельность и деятельность других;

  • Способность последовательно оценивать собственное обучение и определять потребности в обучении для его продолжения;

  • Другое.

Письменные формы контроля

Письменные работымогут включать: тесты, контрольные работы, эссе, рефераты, курсовые работы, научно-учебные отчеты по практикам, по междисциплинарным проектам (деловой/ролевой игре, тренингу), отчеты по научно-исследовательской работе студентов, др. Письменные работы студента должны отвечать требованиям, указанным в Положении о письменных работах. К каждой письменной работе должны быть указаны критерии оценки и их выражение в параметрах «очень высокая», «высокая», соответствующая академической оценке «отлично»;«достаточно высокая», «выше средней», соответствующая академической оценке «хорошо»; «средняя», «ниже средней», «низкая», соответствующая академической оценке «удовлетворительно»;«очень низкая», «примитивная», соответствующая академической оценке «неудовлетворительно», впроцентах и/или в баллах.


Тест - форма контроля, направленная на проверку уровня освоения контролируемого теоретического и практического материала по дидактическим единицам дисциплины (терминологический аппарат, основные методы, информационные технологии, приемы, документы, компьютерные программы, используемые в изучаемой области).

Контрольная работа- форма контроля для оценки знаний по базовым и вариативным дисциплинам всех циклов. Контрольная работа включает средние по трудности теоретические вопросы из изученного материала, типовые задачи/задания/казусы/упражнения/документы, решение/выполнение/заполнение которых предусмотрено в Рабочей программе дисциплины.

Эссе - форма контроля, важная при формировании универсальных компетенций обучающегося, при развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений на основе изученного или прочитанного материала.

Реферат– форма контроля, используемая для привития студенту навыков краткого, грамотного и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями.

Курсовая работаформа контроля длядемонстрации студентом следующих умений, навыков и компетенций:


    • умение работать с объектами изучения, критическими источниками, справочной и энциклопедической литературой;

    • умение собирать и систематизировать практический материал;

    • умение самостоятельно осмысливать проблему на основе существующих методик;

    • умение логично и грамотно излагать собственные умозаключения и выводы;

    • умение соблюдать форму научного исследования;

    • умение пользоваться глобальными информационными ресурсами;

    • владениесовременнымисредствамителекоммуникаций;

    • способность и готовность к использованию основных прикладных программных средств;
    • умение обосновывать и строить априорную модель изучаемого объекта или процесса;


    • способность создать содержательную презентацию выполненной работы.

При защите представленной курсовой работы оцениваются также знания дисциплин, использованных при выполнении задания.

Научно-учебные отчеты по практикам- форма контроля, позволяющая студенту продемонстрировать обобщенные знания, умения и навыки, приобретенные за время прохождения базовых и профильных учебных производственных, научно-производственных практик и НИР. Отчеты по базовым и профильным учебным практикам могут составляться коллективно с обозначением участия каждого студента в написании отчета. Отчеты по производственным, научно-производственным практикам и НИР, как правило, готовятся индивидуально.

Отчеты по практикам позволяют контролировать следующие компетенции:

    • способность к объективной и квалифицированной оценке изучаемого объекта;

    • готовность к сотрудничеству, толерантность;

    • способность управлять конфликтами;

    • способность организовать собственную работу и работу исполнителей;

    • способность к принятию управленческих решений;

    • способность к профессиональной и социальной адаптации;

    • способность понимать и анализировать социальные, экономические и экологические последствия своей профессиональной деятельности;

    • владение навыками здорового образа жизни и физической культурой.

Цель каждого научно-учебного отчета – осознать и зафиксировать профессиональные и социально-личностные компетенции, приобретенные студентов в процессе подготовки.

Отчеты по научно-исследовательской работе студентов (НИРС).При оценивании результатов выполнения НИРС целесообразно использовать критерии, аналогичные оцениванию ВКР. Может быть предусмотрена оценка этапов выполнения НИРС:

1. Планирование НИРС.Контролируемые компетенции:
    • способность пользоваться глобальными информационными ресурсами, находить необходимую литературу;


    • владение современными средствамимедиакоммуникаций;

    • способность определять и формулировать проблему;

    • способность анализировать современное состояние науки и техники;

    • способность ставить исследовательские задачи, обосновывать их и выбирать пути их решения.

2. Корректировка плана проведения НИРС. Контролируемые компетенции:

        • способность анализировать современное состояние науки и техники;

        • способность самостоятельно ставить научные и исследовательские задачи и определять пути их решения;

        • способность составлять и корректировать план научно-исследовательских работ;

        • способность применять научно-обоснованные методы планирования и проведения эксперимента;

        • способность анализировать полученные результаты теоретических или экспериментальных исследований;

        • способность самостоятельно принимать решения на основе проведенных исследований.

  1. Составление отчета о НИРС. Контролируемые компетенции:

    • способность самостоятельно оценивать научные, прикладные и экономические результаты проведенного исследования;

    • способность профессионально представлять и грамотно оформлять результаты научно-исследовательской работы, научно-техническую документацию, статью, реферат и иные материалы исследований;

    • способность создавать содержательные презентации.

  1. Публичная защита выполненной работы. Контролируемые компетенции:

    • способность к публичной коммуникации;

    • навыки ведения дискуссии на профессиональные темы;

    • владение профессиональной терминологией;

    • способность представлять и защищать результаты самостоятельно выполненных научно-исследовательских работ;



При оценке компетенций должно приниматься во внимание формирование профессионального мировоззрения, определенного уровня культуры, этические навыки, другие значимые профессиональные и личные качества.



следующая страница >>