litceysel.ru
добавить свой файл
1















Об организации и проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, подготовке к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по биологии



Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии проводится в соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.10.2007 г. № 286), Положением об организации проведения школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 04.09.2008 г. № 01-638) и приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.09.2008 г. № 01-666 «Об обеспечении организации и проведения школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в 2008-2009 учебном году».

1. Основные задачи олимпиады

1. Повышение интереса учащихся общеобразовательных школ к изучению биологии.

2. Повышение уровня подготовки учащихся по биологии.

3. Активизация всех форм внеурочной работы с учащимися по биологии; подведение итогов работы факультативов, кружков, ученических научных обществ.

4. Выявление одаренных учащихся, оказание помощи учащимся старших классов в выборе профессии, привлечение наиболее способной молодежи в области биологии в вузы.

5. Привлечение  преподавателей  и  студентов  вузов к активной  помощи  школе  в пропаганде знаний по биологии.

2. Сроки проведения

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Челябинской области проводится 5 ноября 2008 года с 10 часов в образовательных учреждениях определенных муниципальными органами управления образования.


На проведение муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии отводится 3 часа (180 минут).

3. Участники олимпиады

В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии принимают участие учащиеся 9, 10, 11 классов, победители школьного этапа олимпиады; победители муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2007-2008 учебного года; победители и призеры регионального, окружного и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2007-2008 учебного года.

4. Содержание конкурсных заданий


Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии проводится по олимпиадным заданиям, разработанным методической комиссией Челябинской области с учетом методических рекомендаций Центральной методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Комплект заданий для учащихся 9 класса включает 60 тестовых заданий, 3 текстовых задачи и 2 практических задания. Для учащихся 10 и 11 классов – 90 тестовых заданий, 5 текстовых задач и 3 практических задания.

При разработке комплекта заданий для проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады по биологии методическая комиссия в своей деятельности руководствовалась соответствующими разделами федерального компонента государственного стандарта.

Содержание задач соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, отбирается на основе общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования. Также используется материал программ вступительных испытаний по биологии в вузы.

4.1. Основные разделы экологии, включенные в конкурсные задания


9 класс

Методы биологии.

Система органического мира:

  1. Основные систематические категории.
  2. Царство растения. Строение. Жизнедеятельность. Роль в природе, жизни человека. Важнейшие с/х культуры.


  3. Царство бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности. Возбудители заболеваний растений, животных и человека. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

  4. Царство грибов. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений и человека. Использование грибов в биотехнологии.

  5. Царство животные. Строение. Процессы жизнедеятельности. Поведение животных. Животные-возбудители и переносчики заболеваний. Роль в природе, жизни человека.

  6. Вирусы – неклеточная форма. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.

Многообразие и эволюция живой природы:

  1. Признаки вида.

  2. Усложнение растений в процессе эволюции.

  3. Классификация цветковых растений.

  4. Разнообразие видов растений – основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

  5. Многообразие животных – результат эволюции.

  6. Одноклеточные животные.

  7. Беспозвоночные животные.

  8. Усложнение животных в процессе эволюции.

  9. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы.

Признаки живых организмов:

  1. Признаки живых организмов и их проявления.

  2. Особенности химического состава живых организмов.

  3. Клеточное строение организмов.

  4. Гены и хромосомы.

  5. Деление клетки.

  6. Наследственность и изменчивость.

  7. Разнообразие организации живых объектов.

Человек:

  1. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

  2. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

  3. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.


  4. Строение и функция пищеварительной системы. Питание. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

  5. Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Газообмен. Предупреждение и распространение инфекционных заболеваний. Приемы оказания первой помощи.

  6. Внутренняя среда организма.

  7. Иммунитет.

  8. Транспорт веществ.

  9. Строение органов выделения. Регуляция выделения.

  10. Кожа: строение и ее роль в процессах выделения и терморегуляции.

  11. Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма.

Цитология:

  1. Строение и функция частей и органоидов клетки.

  2. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки.

  3. Хромосомы.

  4. Многообразие клеток.

10-11 класс

Биология клетки. Молекулярная биология. Биохимия:

  1. Клеточная теория.

  2. Химический состав клетки.

  3. Прокариоты и эукариоты.

  4. Метаболизм клетки.

  5. Клеточный цикл.

  6. Типы деления клеток.

Микробиология и биотехнология:

  1. Организация клеток прокариот.

  2. Морфология и систематика микроорганизмов.

  3. Типы питания.

  4. Значение микроорганизмов в природе и жизни человека.

Биология организма. Генетика:

  1. Ткани. Органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма.

  2. Гетеротрофы. Сапрофиты, паразиты. Автотрофы.

  3. Воспроизведение организмов, его значение.

  4. Методы генетики.

  5. Методы изучения наследственности человека.
  6. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы.


  7. Наследования, сцепленное с полом.

Теория эволюции:

  1. Доказательства эволюции живой природы.

  2. Развитие эволюционных идей.

  3. Движущие силы эволюции.

  4. Популяция – элементарная единица эволюции.

  5. Способы видообразования.

  6. Формы эволюции.

  7. Пути и направления эволюции.

5. Литература для подготовки ко Всероссийской олимпиаде школьников по биологии

  1. Блинников В.И. Зоология с основами экологии М.: Просвещение, 1996

  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003

  3. Вилли К. Биология. М.: МИР, 1968

  4. Гуленков С.И., Дмитреева Т.А. Тестовые задания по биологии человека М.: Сфера, 2001

  5. Дмитреева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8–11 класс М.: Дрофа, 2002

  6. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных. 5-11 класс Тула: Родничок, 1999

  7. Зарудная Т.В. Олимпиады по биологии, 10-11 класс Волгоград: Учитель-АСТ, 2005

  8. Захаров В.Б., Мустафин А.Г. Общая биология. Тесты, вопросы, задания М.: Просвещение, 2003

  9. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания М.: Аквариум, 1998

  10. Лернер Г.И. Уроки зоологии. Тесты, вопросы, задачи М.: Лист, 1998

  11. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания М.: Аквариум, 1998

  12. Малашенков А.С. Олимпиады по биологии. 7-8 класс Волгоград: КОРИФЕЙ, 2006

  13. Модестов. С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии Санкт-Петербург: Акцидент, 1998

  14. Мортон Дженкинс. 101 ключевая идея: генетика М.: Гранд, 2002

  15. Мухамеджанов И.Р., Дикарев С.Д. Тесты, зачеты, блиц
  16. Науменко А.В. Олимпиады по биологии, 9 класс Волгоград: Учитель-АСТ, 2005

  17. Пикеринг В.Р. Биология. Школьный курс в 120 таблицах М.: АСТ-ПРЕСС, 1999

  18. Чебышев Н.В. Биология. Пособия для поступающих в вузы М.: Новая волна, 2006



Начальник управления общего образования

и социальной поддержки детей Т.В. Абрамова


Уткина Т.В.,

(351)-264-0151