litceysel.ru
добавить свой файл
1









  1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

    1. Цель преподавания дисциплины


В учебной дисциплине «Электробезопасность» рассматриваются вопросы безопасного взаимодействия человека с электричеством и электромагнитными полями промышленной частоты. Изучение студентами дисциплины позволяет сформировать у будущих специалистов специальные знания в области электробезопасности. Реализация на практике этих знаний обеспечит сохранение работоспособности, здоровья и жизни человека.


1.2 Задачи изучения дисциплины


Основная задача дисциплины – вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

  • идентификации опасностей, обусловленных электрической энергией;

  • принятия решений и разработки мер по защите производственного персонала и населения от воздействия электрического тока и электромагнитных полей промышленной частоты, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

  • проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями электробезопасности.

В результате изучения дисциплины «Электробезопасность» специалист должен знать: действие электрического тока на организм; уметь оказывать первую помощь пострадавшим от электрического тока; средства индивидуальной и коллективной защиты от воздействия электрического тока и электромагнитных полей промышленной частоты; нормативные правовые акты в области электробезопасности.

Специалист должен уметь: проводить контроль параметров электрической сети и уровней электромагнитного поля; проводить анализ опасности поражения током в различных электрических сетях; эффективно применять электротехнические защитные и средства защиты от электромагнитных полей промышленной частоты; планировать мероприятия по электробезопасности; разрабатывать мероприятия по повышению электробезопасности.



1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо при изучении данной дисциплины


Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении естественно научных (ЕН.Ф.01 Высшая математика; ЕН.Ф.03 Физика; ЕН.Ф.06 Физиологии человека) и общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Ф. 07 Электротехника и электроника; ОПД.Ф.10 Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности).


2.Содержание дисциплины


2.1. Федеральный компонент


В учебный план дисциплина введена решением Ученого Совета АмГУ от 01 марта 2001 г. протокол N7 - Ф.00 “Дополнительные виды образования и факультативы”, Ф.01 “Электробезопасность”.


2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий


Тема 1. Электротравматизм, его учет и характеристика (самостоятельно)

История электробезопасности. Показатели электротравматизма. Судебно-медицинская экспертиза. Характеристика электротравматизма в РФ и за рубежом. Промышленный и бытовой электротравматизм. Распределение электротравм по: напряжениям установок; роду тока; профессиональной принадлежности пострадавших; условиям возникновения электрической цепи через тело человека; видам оборудования; времени суток и месяцам года. Электротравматизм в квартирных электросетях. Домовые электросети. Коммунально-бытовые сети. Электротравматизм в сетях наружного расположения. Поражение электрическим током в быту.


Тема 2. Первая помощь пострадавшим от электрического тока (самостоятельно)

Освобождение человека от действия тока. Меры первой доврачебной медицинской помощи. Искусственное дыхание. Массаж сердца. Электрическая дефибрилляция сердца.


Тема 3. Механизм воздействия электрического тока на человека (3 часа)

Виды поражений электрическим током. Электрическое сопротивление тела человека. Влияние на исход поражения: значения тока; продолжительности прохождения тока; пути тока; частоты и рода тока; индивидуальных свойств человека. Критерии безопасности электрического тока.



Тема 4. Статическое электричество (1 час)

Основные представления об электризации. Источники статического электричества. Опасность статического электричества.


Тема 5. Явления при стекании тока в землю (4 часа)

Общие сведения. Стекание тока в землю через одиночный заземлитель. Стекание тока в землю через групповой заземлитель. Напряжение прикосновения. Напряжение шага. Электрическое сопротивление земли.


Тема 6. Анализ опасности поражения током в различных электрических сетях (4 часа)

Общие сведения. Однофазные сети. Трехфазные сети. Выбор схемы сети и режима нейтрали.


Тема 7. Защитное заземление (4 часа)

Общие сведения. Назначение, принцип действия и область применения защитных заземлений. Выполнение заземляющих устройств. Расчет защитного заземления. Эксплуатация заземляющих устройств.


Тема 8. Зануление (4 часа)

Общие сведения. Назначение, принцип действия и область применения зануления. Назначение отдельных элементов схемы зануления. Расчет зануления. Контроль исправности зануления.


Тема 9. Защитное отключение (4 часа)

Общие сведения. Назначение, принцип действия и область применения. Устройства, реагирующие на потенциал корпуса. Устройства, реагирующие на ток замыкания на землю. Устройства, реагирующие на напряжение нулевой последовательности. Устройства, реагирующие на оперативный ток.


Тема 10. Электротехнические защитные средства и предохранительные приспособления (2 часа)

Общие сведения. Назначение, конструкция и правила применения защитных средств. Электрические испытания изолирующих защитных средств.


Тема 11. Защита от воздействия электромагнитного поля промышленной частоты в установках сверхвысокого напряжения (2часа)

Биологическое действие электромагнитного поля. Напряженность электрического поля. Напряженность магнитного поля. Ток, проходящий через человека в землю. Гигиенические нормативы. Индивидуальные средства защиты. Коллективные средства защиты. Некоторые особенности производства работ в зоне влияния электромагнитных полей.



Тема 12. Защита от статического электричества (2час)

Защита технологического оборудования от опасных проявлений статического электричества. Контроль параметров статического электричества.


Тема 13.Защита электроустановок, зданий и сооружений, а также территорий промышленных предприятий от опасных воздействий атмосферного электричества (2часа)

Основные термины. Характеристика молнии и поражаемых объектов. Характеристика грозовой деятельности. Способы защиты промышленных объектов и территорий от ударов молнии. Требования к выполнению молниезащиты. Конструкции молниеотводов. Категории молниезащиты промышленных предприятий и зоны защиты молниеотводов. Нормирование и измерение сопротивления заземляющих устройств.


Тема 14. Нормативные правовые акты по электробезопасности (2 часа)

Правила устройства и безопасной эксплуатации электроустановок. Государственная система стандартов безопасности труда (ССБТ). Санитарные нормы и правила.


Тема 15. Организация безопасной эксплуатации электроустановок (2 часа)

Группы персонала, обеспечивающего нормальную эксплуатацию электроустановок. Медосмотры. Обучение и квалификация. Эксплуатация действующих электроустановок.


2.3. Практические и семинарские занятия


1. Первая помощь пострадавшим от электрического тока – 2 часа.

2. Математической модели электрического сопротивления тела человека по пути “рука-рука” и его исследование в зависимости от рода тока электрической сети (постоянный ток и переменный ток промышленной частоты (50 Гц)) – 2 часа.

3. Расчет потенциала на поверхности при стекании тока замыкания через одиночный заземлитель – 2 часа.

4. Расчет эквивалентного удельного сопротивления земли для многослойного грунта с учетом климатических условий и влажности грунта – 2 часа.

5. Анализ опасности поражения током в различных электрических сетях – 2 часа.


6. Расчет защитного заземления – 2 часа.

7. Расчет зануления – 2 часа .

8. Электротехнические защитные средства и средства защиты от электромагнитных полей промышленной частоты – 2 часа.

9. Расчет молниезащиты – 2 часа.


2.4. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах


1. Исследование сопротивления тела человека электрическому току – 4 часа.

2. Исследование электробезопасности в сетях трехфазного тока напряжением до 1000 В – 3 часа.

3. Исследование эффективности защитного заземления – 2 часа.

4. Исследование эффективности зануления – 3 часа.

5. Защита лабораторных работ – 6 часов.


2.5. Расчетно-графическая работа (РГР)


По темам практических занятий 2-7, 9 выполняется РГР. Вариант задания соответствуют номеру студента в группе в списке группы.

Требования к оформлению РГР:


  1. При оформлении придерживаться основных требований изложенных в стандарте АмГУ. Правила оформления дипломных и курсовых работ (проектов). Нормоконтроль проходить не требуется.

  2. РГР оформляется на листах формата А 4. Текст может быть рукописный или машинописный. Рукописный текст должен быть написан аккуратно, синей или черной пастой через два интервала.

  3. В тексте обязательны ссылки на источники информации, перечень которых обязательно приводится в конце РГР с указанием авторов, названия статьи или книги, названия периодического издания и его номера (для статьи) или места и наименования издательства (для книги), года издания, страниц. 

  4. При решении задач с помощью прикладных программ, листинг программы должен быть приведен в приложении к РГР.
  5. РГР сдается на каф. БЖД (ауд. 204 1-го корпуса АмГУ.) инженеру Брусницыной Валентине Петровне. Время работы с 800 до 1700. Перерыв на обед с 1200 до 1300. Выходные дни – суббота, воскресенье.


  6. После рецензирования, если нет замечаний, РГР допускается к защите. Иначе возвращается на доработку.


2.6. Самостоятельная работа студентов


1. Электротравматизм, его учет и характеристика.

2. Первая помощь пострадавшим от электрического тока.

3. Анализ опасности поражения током в однофазных электросетях.

4. По практическим занятиям 2-7, 9 студенты выполняют одну индивидуальную РГР.

2.7. Перечень и темы промежуточных форм контроля знаний


1. Первый промежуточный контроль по темам:

- первая помощь пострадавшим от электрического тока;

- механизм воздействия электрического тока на человека;

- статическое электричество;

- явления при стекании тока в землю;

- анализ опасности поражения током в различных электрических сетях;

- защитное заземление;

- зануление.

2. Второй промежуточный контроль по темам:

- защитное отключение;

- электротехнические защитные средства и предохранительные приспособления;

- защита от воздействия электромагнитного поля промышленной частоты в установках сверхвысокого напряжения;

- защита от статического электричества;

- защита электроустановок, зданий и сооружений, а также территорий промышленных предприятий от опасных воздействий атмосферного электричества;

- нормативные правовые акты по электробезопасности.


2.8. Вопросы к зачету


1. Как освободить пострадавшего от токоведущих частей при напряжении до 1000 В?

2. Как освободить пострадавшего от токоведущих частей при напряжении выше 1000 В?

3. Какова последовательность действий при оказании первой помощи пострадавшему от действия электрического тока?

4. Назовите и дайте краткую характеристику видов действия электрического тока на организм человека.


5. Какие факторы влияют на степень поражения человека электрическим током? Дайте их краткую характеристику.

6. Как влияет на электротравматизм среда производственных помещений?

7. Назовите критерии безопасности электрического тока. В каком нормативном правовом акте по охране труда они приведены?

8. Приведите классификацию помещений по электроопасности.

9. Назовите основные причины поражения человека электрическим током.

10. Какие виды электротравм от опасных и вредных воздействий электрического тока, электрической дуги и электрических полей Вы знаете?

11. Приведите строение кожного покрова человека.

12. Что определяет электрическое сопротивление тела человека?

13. Приведите и поясните зависимость электрического сопротивления тела человека от параметров электрической цепи.

14. Как зависит электрическое сопротивление тела человека от состояния кожи?

15. Как зависит электрическое сопротивление тела человека от психофизиологических факторов и окружающей среды?

16. Приведите формулы, описывающие распределение потенциала на поверхности земли для одиночного шарового заземлителя и его сопротивление растеканию тока.

17. Зависит ли удельное сопротивление грунта от климатических факторов и его влажности? Если зависит, то как это учитывается при расчетах?

18. Чем групповой заземлитель отличается от одиночного?

19. Как рассчитывается эквивалентное удельное сопротивление для многослойного грунта?

20. Поясните, что такое напряжение шага? В каких случаях оно возникает?

21. Поясните, что такое напряжение прикосновения? В каких случаях оно возникает?

22. Приведите порядок расчета защитного заземления.

23. Поясните принцип действия защитного заземления.

24. В каких случаях применяется защитное заземление?

25. Поясните принцип действия зануления.


26. В каких случаях применяется зануление?

27. Назначение заземления нейтрали?

28. Виды и периодичность проверок состояния заземляющих устройств.

29. Испытания заземляющих устройств.

30. Поясните принцип действия зануления.

31. Классификация устройств защитного отключения.

32. Какие электрозащитные средства называют основными, а какие дополнительными?

33. Как накладывают переносные защитные заземляющие устройства?

34. Биологическое действие электромагнитного поля промышленной частоты.

35. Перечислите и дайте краткую характеристику коллективных средств защиты от электрического поля промышленной частоты. Принцип защиты?

35. Принцип защиты и конструкция экранирующего костюма?

36. Принцип действия и конструкция молниезащиты.

37. Какие основные требования безопасности предъявляет ССБТ к электрооборудованию?

38. Какие требования предъявляют персоналу, обслуживающему электроустановки?

39. Какие организационные мероприятия обеспечивают безопасность работ в электроустановках?

40. Какие технические мероприятия обеспечивают безопасность работ в электроустановках?


3. Учебно-методические материалы по дисциплине


3.1. Список рекомендуемой литературы


Основная


1. Долин А. А. Действие электрического тока на человека и первая помощь пострадавшему/ Долин А.А. - М.: Энергоатомиздат, 2000. – 141 с.

2. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий: учебник: Доп. Мин. Обр. РФ / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2003. – 237 с.

3. Максимов Б. К. Статическое электричество в промышленности и защита от него/ Максимов Б.К., Обух А.А. - М.: Энергоатомиздат, 2000. – 95с.

4. Долин П.А., Медведев В.Т., Корочков В.В. Электробезопасность: задачник: Учебное пособие/ Под ред. профес. В.Т. Медведева. – М.: Гардарики, 2003. – 215 с.


5. Аксенова О.Т., Булгаков А.Б., Гурова Е.Ю., Кардаш Т.А. Безопасность жизнедеятельности. Лабораторный практикум. – Благовещенск: АмГУ, 2000. – 72 с.


Дополнительная

1. Долин П.А. Основы техники безопасности в электроустановках: Учебное пособие. – М.: Энергия, 1979. – 408 с.

2. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок: пОТ РМ-016-2001.РД 153-34.0-03.150-00. - СПб.: ДЕАН, 2001. – 206 с.

3. Карякин Р. Н. Заземляющие устройства электроустановок: справочник / Р.Н. Карякин. - М.: Энергосервис, 2002. – 376 с.

4. Правила безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. - 4-е изд. - СПб.: Изд-во ДЕАН, 2000. – 192 с.

5. Карякин Р. Н. Нормы устройства электроустановок производственных зданий: монография / Р.Н.Карякин. - М.: Энергосервис, 2001. – 208 c.

6. Правила устройства электроустановок/ М-во энергетики РФ. - 7-е изд. – М. : НЦ ЭНАС, 2003 - : нормативно-технический материал. Разд. 1. Общие правила, Гл. 1.1, 1.2, 1.7, 1.9. Разд. 7. Электрооборудование специальных установок, Гл. 7.5, 7.6, 7.10. - Введ. с 1 октября 2003 г. - 2003. – 171 с.

7. Сибикин Ю. Д. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий: учебник / Ю. Д. Сибикин, М. Ю. Сибикин. - М. : ИРПО ; М. : ПрофОбрИздат, 2002. – 237 с.

8. Правила применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках, технические требования к ним: к изучению дисциплины. - СПб.: Деан, 2000. – 128 с.

9. ГОСТ 12.1.038-82. ССБТ. Электробезопасность. Предельно допустимые уровни напряжений прикосновений и токов.

10. ГОСТ 12.1.019-79. ССБТ. Электробезопасность. Общие требования.

11. ГОСТ 12.1.030-82. ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление.

12. ГОСТ 12.4.155-85. ССБТ. Устройства защитного отключения. Классификация. Общие технические требования.


13. ГОСТ 12.4.154-85. ССБТ. Устройства экранирующие для защиты от электрических полей промышленной частоты. Общие технические требования, основные параметры и размеры.

14. ГОСТ 12.4.172-87. ССБТ. Комплект индивидуальный экранирующий для защиты от ЭП промышленной частоты. Общие технические требования и методы контроля.

15. ГОСТ 12.1.002-84. Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочей местах.

16. СанПиН 2.2.4.1191-03. Электромагнитные поля в производственных условиях.


3.1. Перечень наглядных и других пособий


1. Электробезопасность [Видеозапись]: учеб. видеофильмы. - [Б. м. : б. и.], [2004]. - 1 вк. (33 мин.) : цв., звук на том же нос., VHS.


4. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины.


Номер недели

Номер

темы

Вопросы, изучаемые на лекции

Занятия (номера)

Используемые

нагляд. и метод. пособия

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

практич.

(семин.)

лаборат.

содерж.

часы




1

2


3

Первая помощь пострадавшим от электрического тока.


Механизм воздействия электрического тока на человека.


1


2

-


1

Руководящий документ (РД) (электронная версия)

Лабораторный стенд “Исследование электрического сопротивления тела человека”

Изучить РД


Изучить порядок выполнения лабораторной работы

1


1

Текущий контроль

2

3, 4

Механизм воздействия электрического тока на человека.

Статическое электричество.

-


-

-


-

-


-

-


-

-


-




3

5

Явления при стекании тока в землю

3

-

-

-

-

Текущий контроль

4

5

Явления при стекании тока в землю

4

-

-

-

-

Текущий контроль

5

6

Анализ опасности поражения током в различных электрических сетях


-

-

-

-

-




6

6

Анализ опасности поражения током в различных электрических сетях

5

2

Лабораторный стенд “Исследование электробезопасности в сетях трехфазного тока напряжением до 1000 В”

Изучить порядок выполнения лабораторной работы

1

Текущий контроль

7

7

Защитное заземление

6

-

-







Текущий контроль

8

7

Защитное заземление

-

3

Лабораторный стенд “Исследование защитного заземления”

Изучить порядок выполнения лабораторной работы

1

Текущий контроль

9

8

Зануление

7

-

-





Текущий контроль

10

8

Зануление

-

4

Лабораторный стенд “Исследование зануления”

Изучить порядок выполнения лабораторной работы

1

Промежуточный контроль

11

9

Защитное отключение

-

-

-

-

-

Текущий контроль

12

9

Защитное отключение

-

-

-

-

-




13

10

Электротехнические защитные средства и предохранительные приспособления

8

-

Защитные средства

Изучить средства защиты

1

Текущий контроль

14

11

Защита от воздействия электромагнитного поля промышленной частоты в установках сверхвысокого напряжения


8

-

Защитные средства

-

-

Текущий контроль

15

12

Защита от статического электричества

-

-

-

-

-




16

13

Защита электроустановок, зданий и сооружений, а также территорий промышленных предприятий от опасных воздействий атмосферного электричества

9

-

-

-

-

Текущий контроль

17

14

Нормативные правовые акты по электробезопасности

-

-

-

-

-

Промежуточный контроль

18

15

Организация безопасной эксплуатации электроустановок

-

-

-

-

-





  1. Основные критерии оценки знаний студентов по дисциплине


Электробезопасность”


Студенты обязаны сдать зачет в строгом соответствии с учебным планом, а также утвержденным программам, еди­ными для всех форм обучения.

Зачет по дисциплине “Электробезопасность” служит формой контроля усвоения дисциплины в целом.

К зачету допускаются студенты, выполнившие и защитившие в полном объеме лабораторные работы и сдавшие расчетно-графическую работу.

Сроки проведения зачета устанавливаются графиком учебного процесса, утвержденным проректором по учебной работе.

Знания, умения и навыки обучающегося определяются оценками «зачтено» и «не зачтено». Критерии приведены в таблице.


Основные критерии оценки знаний студентов

Оценка

Полнота, системность,

прочность знаний

Обобщенность знаний

«зачтено»

Изложение полученных знаний в устной, письменной или графической форме, полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы; допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые студентами

Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявление причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений; свободное оперирование известными фактами и сведениями с использованием сведений из других предметов

Изложение полученных знаний в устной, письменной и графической форме, полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы; допускаются отдельные несущественные ошибки, исправляемые студентами после указания преподавателя на них


Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявлений причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений, в которых могут быть отдельные несущественные ошибки; подтверждение изученного известными фактами и сведениями

Изложение полученных знаний неполное, однако это не препятствует усвоению последующего программного материала; допускаются отдельные существенные ошибки, исправленные с помощью преподавателя

Затруднения при выполнении существенных признаков изученного, при выявлении причинно-следственных связей и формулировке выводов

«не зачтено»

Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей учебной информации; существенные ошибки, неисправляемые даже с помощью преподавателя

Бессистемное выделение случайных признаков изученного; неумение производить простейшие операции анализа и синтеза; делать обобщения, выводы


5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Методы и формы обучения:

- методы устного изложения: рассказ, объяснение, лекция, беседа;

- наглядные методы: презентации, иллюстрация схем, таблиц;

- методы закрепления изучаемого материала: работа с литературой, нормативными правовыми актами по охране труда, практические занятия, лабораторные занятия, расчетно-графическая работа;

- методы самостоятельной работы: работа с литературой, нормативными правовыми актами по охране труда, практические занятия, лабораторные занятия, расчетно-графическая работа, подготовка конспектов;

- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), контрольные работы, самостоятельные работы, тестовый контроль, зачет.