litceysel.ru
добавить свой файл
1
11 класс


  1. Назовите авторов этих строк о России. ( Максимальная оценка – 6 баллов)

    1. Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые-

Как слёзы первые любви!


    1. Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою
Убогим видом чёрных хат.


    1. Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда…»


    1. И ты, огневая стихия,

Безумствуй, сжигая меня,

Россия, Россия, Россия,

Мессия грядущего дня!


    1. Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.


    1. Она не погибнет, - знайте!

Она не погибнет, Россия,

Они всколосятся, - верьте!

Поля её золотые.

  1. Закончите афоризмы. Укажите автора и произведение. ( Максимальная оценка – 3 балла)

    1. «Человек создан для счастья, …»

    2. « И вечный бой!...»

    3. «Ложь- религия …»

  2. О каких поэтах серебряного века идёт речь? Укажите названия стихов и сборников, которые упоминаются в тексте. (Максимальная оценка – 4 балла)
    1. «… был ярким представителем символизма, особенно первого его поколения . Он был не только его поэтом, но и теоретиком. Символ веры нового литературного направления … выразил в своих ответах юноше «со взором горящим». (Валериан Полянский)


    2. «Второй, уже посмертный сборник стихов…содержит сотню стихотворений, искусственно и претенциозно распределённых в «трилистники» (по три) и «складни» (по два). Различные по глубине замысла и по тщательности выполнения, все эти стихотворения объединены тем, что Баратынский назвал «лица необщим выражением». (В. Брюсов»)

  3. Назовите героинь чеховских произведений. Укажите названия этих произведений. ( Максимальная оценка – 3 балла)

    1. Глядя на её полные розовые щёки, на мягкую белую шею с тёмной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на её лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе…» - и тоже улыбались…

    2. «… как сейчас помню, ещё молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, детской. « Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживёт…»

  4. Предложите имена и фамилии поэтов серебряного века, которые звучали бы как ямб, хорей, дактиль, амфибрахий. Например, анапест – Николай Гумилёв (Максимальная оценка- 4 балла).

  5. С помощью каких средств выразительности нарисован образ дождя в

стихотворении Н. Заболоцкого?( Максимальная оценка – 4 балла)

Мой зонтик рвётся, словно птица,

И вырывается, треща.

Шумит над миром и дымится

Сырая хижина дождя.

  1. Предложите свой вариант литературного анализа стихотворения И.Ф. Анненского «Петербург». (30 баллов)



Петербург

Жёлтый пар петербургской зимы,

Жёлтый снег, облипающий плиты…

Я не знаю, где вы и где мы,

Только знаю, что крепко мы слиты.


Сочинил ли нас царский указ?

Потопить ли нас шведы забыли?

Вместо сказки в прошедшем у нас

Только камни да страшные были.



Только камни нам дал чародей,

Да Неву буро-жёлтого цвета,

Да пустыни немых площадей,

Где казнили людей до рассвета!


А что было у нас на земле,

Чем вознёсся орёл наш двуглавый,

В тёмных лаврах гигант на скале,-

Завтра станет ребячьей забавой.


Уж на что был он грозен и смел,

Да скакун его бешеный выдал,

Царь змеи раздавить не сумел,

И прижатая стала наш идол.


Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,

Ни миражей, ни слёз, ни улыбки…

Только камни из мёрзлых пустынь,

Да сознанье проклятой ошибки.


Даже в мае, когда разлиты

Белой ночи над волнами тени,

Там не чары весенней мечты,

Там отрава бесплодных хотений. ( 1910)

Предлагаем руководствоваться следующим планом:


  • эмоциональные доминанты текста 2 балла;

  • темы, идеи, мотивы, поэтические образы 4 балла;

  • позиция лирического героя 2 балла

- литературный контекст (образ Петербурга в русской поэзии) 2 балла;

- культурный контекст (памятник Петру I ) 2 балла;

- исторический контекст (строительство Петербурга, казни ) 2 балла;

  • ритм. 2 балла;

  • композиция 2 балла;

  • цветопись (символика желтого цвета) 1 балл;

  • хронотоп 2 балл;

  • поэтическая лексика 2 балла;

  • поэтический синтаксис 2 балла;

  • звукопись 2 балла;

  • целостность и композиционная стройность высказывания 3 балла.



11 класс

Ответы


  1. Назовите авторов этих строк о России. ( Максимальная оценка – 3 балла)

    1. А. Блок

    2. И. Бунин

    3. А. Ахматова


    4. А. Белый

    5. С. Есенин

    6. З. Гиппиус

  2. Закончите афоризмы. Укажите автора и произведение. ( Максимальная оценка – 3 балла)

    1. «Человек создан для счастья, как
      птица для полёта» В.Г. Короленко «Парадокс»

    2. « И вечный бой! Покой нам только снится….» А.А. Блок «На поле Куликовом»

    3. «Ложь- религия рабов и хозяев…» А.М. Горький « На дне»

  3. О каких поэтах серебряного века идёт речь? Укажите названия стихов и сборников, которые упоминаются в тексте. (Максимальная оценка – 3 балла)

    1. В. Брюсов. Стихотворение В. Брюсова « Юному поэту».

    2. И.Ф. Анненский. Речь идёт о сборнике «Кипарисовый ларец».

  4. Назовите героинь чеховских произведений. Укажите названия этих произведений. ( Максимальная оценка – 3 балла)

    1. Оленька (Ольга Семёновна Племянникова); «Душечка»

    2. Любовь Андреевна Раневская; «Вишнёвый сад»

  5. Предложите имена и фамилии поэтов серебряного века, которые звучали бы как ямб, хорей, дактиль, амфибрахий. Например, анапест – Николай Гумилёв . (Максимальная оценка- 4 балла)

Например, Анна Ахматова – дактиль; Марина Цветаева – амфибрахий; Давид Бурлюк – ямб, Игорь Северянин – хорей (с пиррихием).

  1. С помощью каких средств выразительности нарисован образ дождя в

стихотворении Н. Заболоцкого? ( Максимальная оценка – 4 балла)

Сравнение, метафора, эпитет, аллитерация.

  1. Предложите свой вариант литературного анализа стихотворения И.Ф. Анненского «Петербург» (30 баллов).

Предлагаем руководствоваться следующими критериями:
  • эмоциональные доминанты текста 2 балла;


  • темы, идеи, мотивы, поэтические образы 4 балла;

  • позиция лирического героя 2 балла

- литературный контекст (образ Петербурга в русской поэзии) 2 балла;

- культурный контекст (памятник Петру I ) 2 балла;

- исторический контекст (строительство Петербурга, казни ) 2 балла;

  • ритм. 2 балла;

  • композиция 2 балла;

  • цветопись (символика желтого цвета) 1 балл;

  • хронотоп 2 балл;

  • поэтическая лексика 2 балла;

  • поэтический синтаксис 2 балла;

  • звукопись 2 балла;

  • целостность и композиционная стройность высказывания 3 балла.