litceysel.ru
добавить свой файл
1


Работу выполнил: Попов Константин Витальевич,

учащийся 11 класса

Руководитель: Гущик Татьяна Николаевна,

учитель истории

и обществознания


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Повенецкая средняя общеобразовательная школа»


Республиканский конкурс «Юный архивист»

Номинация «Семейные реликвии»

По словам «свидетелей»…


2010

Содержание


1. Введение……………………………………………………………………………….. 3

2. Слушается дело………………………………………………………………………… 5

2.1. Слово предоставляется «свидетелю» Времени……………………………………. 5

2.2. Слово предоставляется свидетелю Поповой М.В………………………………… 6

2.3. Слово предоставляется «свидетелю» Трудовой книжке……………………………. 10

2.4. Слово предоставляется «свидетелю» Ордену Отечественной войны……………… 16

2.5. Слово предоставляется свидетелям Поповой М.В., Амбросовой Е.В., Рыбаковой А.В.

17

3. Заключение…………………………………………………………………………….. 19

4. Обзор литературы, Интернет-ресурсы………………………………………………. 20

5. Приложение …………………………………………………………………………… 21


1. Введение.


«…изучая дедов, узнаём внуков,

то есть, изучая предков, узнаем себя…»

(В.О.Ключевский)

Я родился в прекрасном краю, на берегу красивого Онежского озера. Мой посёлок – это моя родина, к которой я привязался, которую люблю и которую восхваляю.

Я уже давно интересуюсь историей моих предков, где они родились, выросли, откуда мои корни. На мой взгляд, семья – это важнейший институт общества, отвечающий за социализацию новых поколений, основа и опора государства. Я живу в великой стране и будущее ее мне небезразлично.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в семье закладываются основы нравственного воспитания человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность.


Цель исследовательской работы:

Проследить жизненный путь моего прадеда Логинова В.И. и доказать, что история жизни Логинова В.И.- одна из иллюстраций истории страны.

Задачи:

1. Собрать документы, воспоминания, фотографии, отражающие жизненный путь Логинова В.И.

2. Проанализировать воспоминания, документы.

3. Сопоставить историю жизни Логинова В.И. и историю страны.


Любая судьба непрерывно связана с судьбой страны, с российской историей, поэтому главной целью моей работы была задача: проследить причинно-следственную связь через судьбу «свидетелей» и сделать всё возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом.


Так
что же такое портрет человека?

Лицо, на котором отметины века.

Зарубки судьбы и следы проживанья,

Что требуют стойкости, сил и страданья…

Где глаз синева, чуб курчавый и статность?

Куда-то растаяло всё без остатка.

Предательство друга, поклёпы, невесты –

Он чуть в лагеря не попал за это.

Прокрались безвременно прядь середины!

А дальше пешком по дорогам войны,

Где горюшка он до краёв нахлебался,

Но всё ж повезло, и в живых он остался.

С тех бед на лице его сетка морщин –

Для этого множество было причин…

Кончается жизнь и в преддверии гроба


Не ведает чувства такого, как злоба.

Все стерпит, снесёт, донесёт до конца…

Я в жизни не видел прекрасней лица

Со скромной, великой простой красотою

Смирением, скоростью и добротой.

(Эльдар Рязанов)

Размышляя о причудливом переплетении причинно-следственных связей в ткани истории, я задумался:


  • Каким образом мой прадед Логинов Виктор Иванович, родившийся в Челябинской области, оказался в Карелии, Медвежьегорском районе?

  • Как политика государства отразилась в судьбе моего прадеда и его семьи?

  • Что под словом «счастье» понимал мой прадед?



2. Слушается дело

Авторами воспоминаний обычно являются выдающиеся личности – крупные военачальники, государственные деятели, участники великих событий в истории государства. Они опираются в своих воспоминаниях, на документальные материалы, разнообразные источники.

А как быть мне? Ведь у меня на руках всего-то: трудовая книжка, наградная книжка, орден, фотографии и воспоминания дочерей моего прадеда.

Фотография дома, в котором жил прадед.



Здесь я бывал со своей бабушкой и её сестрами. Вспоминая своих родителей, я чувствую, что они была счастлива в этом доме.

А был ли счастлив мой прадед? Уж больно плохо было оборудовано для счастья это время!

2.1.Слово предоставляется «свидетелю» Времени.

Время (1910-1985гг.)

За эти годы произошли события:

Изменилось название государства (Российская империя – Российская Республика – РСФСР – СССР).


2. Менялись имена правителей ( Николай 2, Керенский А.Ф. , В.И.Ленин, И.В.Сталин, Н.С.Хрущёв, Л.И.Брежнев, К.У.Черненко, Ю.В.Андропов, М.С Горбачёв).

3. Менялись границы государства (1917г., 1922г., 1939-1940гг., 1945г.).

4. Изменилась форма государственного устройства (монархия – буржуазная Республика – советская Республика).

5. Изменилась экономическая политика (традиционная экономика – «военный коммунизм» - нэп – плановая экономика (индустриализация, коллективизация).

6. На глазах одного поколения произошли две Мировые войны (1914г. -1918г.), (1939г. – 1945г.), советско-финская война (1939г. – 1940г.), ввод войск в Афганистан (1979г. – 1989г.).

Как оценить эти события? Как оценить людей, которые принимали участие в этих событиях? И среди этих людей мой прадед.

2.2 Слово предоставляется свидетелю

Поповой Марии Викторовне

( моя бабушка,

Попова (Логинова)

Мария Викторовна,

старшая дочь, родилась 12.06.1950 года,

с.Мейкшты, Зарасайского района, Литовкой ССР):

- Логинов Виктор Иванович родился в д. Каратаново, Чебаркульского района, Челябинской области, 10 марта 1910 года. В семье крестьянина-середняка 1.

Возможно, принадлежал к сословию – казачество, так как поселения данной области формировались этим сословием. В семье было трое детей: он – Виктор, сестра – Александра до конца своих дней жила в Челябинске. Брат Глеб в дальнейшем переехал в Казахстан и работал шахтером.


Виктор Глеб Александра

________________________________

1Крестьянин, владеющий средствами производства, не эксплуатирующий чужого труда и по социально-экономическим признакам, стоящий между бедняком и кулаком.

В деревне Каратаново прадед получил 5 классов образования, потом занимался домашним хозяйством.

Затем армия - 3 года

( на фото- Виктор в центре).





После армии , служба в школе милиции (г.Челябинск)

(на фото - с ручкой в руке).

Закончив школу, отец работает в милиции, охраняет заключённых концлагеря1.( Глеб й я ныльской работы ные связиЛогинова В.И

На работе у него происходит случай: в этом лагере он встречает друга детства и обещает помочь ему. Но друг донёс об этом разговоре начальству.

После чего, отца попросили уйти из органов милиции.

Повезло: остался на свободе и не расстреляли.


_____________________________

1 Концентрацио́нный ла́герь (сокращённо концла́герь) — термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран: военнопленных различных войн и конфликтов; политических заключенных при некоторых диктаторских и тоталитарных режимах правления; заложников, обычно во время гражданских войн или оккупации; иных лиц, лишенных свободы (как правило, во внесудебном порядке)


Слово «свидетелю» Времени

Уже в двадцатые годы арест, тюрьма, ссылки становятся главными аргументами в политических спорах. Репрессии сверху дополнялись массовым доносительством снизу. 80% репрессированных в 30-е годы ХХ века погибли вследствие доносов.

Возвращается в деревню. В это время был образован колхоз1.

Выучился на тракториста. Могу предположить, что он работал на тракторе «фордзон»2. ( Приложение № 1).





____________________________

1 Колхоз - форма организации сельскохозяйственного труда, созданная в СССР в ходе коллективизации; объединение крестьян. В период с 1927 по 1932 год организационное руководство колхозами осуществлял Колхозцентр (Всесоюзный совет коллективных крестьянских хозяйств) СССР, а затем его функции перешли к профильным государственным органам.).

2 «ФОРДЗОН», сельскохозяйственный колесный трактор общего назначения. Выпускался компанией «Форд мотор» (США) в 1917-28. Копия «Фордзона» выпускалась заводом «Красный путиловец» в Ленинграде в 1923-32 под названием «Форд-Путиловец». Мощность двигателя 15 кВт (20 лошадиных сил), скорость до 10,8 км/ч, эксплуатационная масса 2 т.


Слово предоставляется Поповой Марии Викторовне


Встречает девушку по имени Елизавета и в 1939 году женится. В 1940 году родилась дочь Раиса. Но время развело их судьбы.( на фото дочь Раиса). Я поддерживаю связь с ней.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, был призван на фронт. С 1941 по 1943 воевал в рядах Красной армии, в пехоте. В ноябре 1943 года попал в плен под городом Минском. Бежал из плена и попал в партизанский отряд, где воевал до окончания войны (осень 1944 года) на нашей территории (Минск, Брест, Витебск…).



Повезло: остался жив и не расстреляли!

Слово «свидетелю» Времени.

16 августа 1941 года был издан Приказ № 270, по которому следовало расстреливать дезертиров из начсостава, а попавшим в плен не сдаваться, драться до последнего патрона. Военнопленные объявлялись злостными дезертирами, а их семьи лишались государственного пособия и помощи.

Слово предоставляется Поповой Марии Викторовне

В 1944 году под Витебском в с. Кимбартишки женился второй раз. В этом браке родился сын Дмитрий, который до последних дней жил в городе Кондопоге.





(Виктор, его жена и сын Дмитрий). Дмитрий


В 1946 году прадед устроился на работу преподавателем в Брестлавскую школу механизации».

2.3. Слово «свидетелю» трудовой книжке.

Год рождения – «20» декабря 1938 год.

Место рождения: Москва, Кремль, СНК (совет народных комиссаров).

Цель трудовой книжки – упорядочить учёт рабочих и служащих в предприятиях и учреждениях.

Вводился данный документ с «15» января 1939 года.

Постановление СНК СССР от «21» октября 1926 года «О трудовых списках – отменяется».

Трудовая книжка Логинова Виктора оформлена 13 декабря 1951 года.




Мне удалось сравнить трудовые книжки 1951 года, 1981 года и 1996 года




Вопросы для сравнения

1951 год

1981 год

1996 год

1)Первая страница:

а)номер трудовой книжки;

б) Ф.И.О.

в)Год рождения, образование, профессия.



-

+


+



+

+


+



+

+


+

Вторая страница: сведения о работе, дата записей.



+



+



+

Страницы 10-13:

сведения о наградах и поощрениях



+



+



+

История создания на русском языке



+



+



+

История создания на языке союзной республике



+



-



-

Сведения о награждении пенсиями



+



+



+


Анализируя данные, можно сделать следующие выводы:



Несмотря на изменения политического, экономического, идеологического характера, содержание документа изменилось незначительно (стр. № 1, стр. № 2, …).





Страницы 19 – 35 подтверждают конституционные основы СССР, как союзного государства.





До введения «Трудовой книжки» документом, подтверждающим трудовую деятельность человека, являлась справка, выдаваемая домоуправлением им сельским советом (стр. №2 ).



Но возникли вопросы:

1. Почему дата оформления 13 декабря 1951г., а не 1946г., когда была сделана первая запись?

В результате поиска ответа на данные вопросы удалось выяснить, что трудовая книжка распространялась только на рабочих и служащих городов, городского населения. Крестьяне-колхозники такого права не имели.

2. Почему запись о приёме на работу в совхоз Дукштас Литовской ССР (стр.№4) оформлена на русском языке, хотя часть трудовой книжки написана на литовском языке ( стр.19 – 35)?




Ответ я нашёл в самой трудовой книжке: пункт 5 стр.14.

«Заполнение Трудовых книжек производится на том языке, на котором ведется делопроизводства в данном предприятии (учреждении). В том случае, если делопроизводства ведется на языке союзной или автономной республике, то Трудовая книжка заполняется и на русском языке».



3. Почему записи о приеме на работу в РММ Габсельского лесопункта

(стр.20 – 21) внесена в ту часть, которая оформлена на литовском языке?

Ответ прост: при внимательном рассмотрении содержания страниц.

Страницы закончились.

4. Чем вызвана частая смена работы: Видзовская МТС полоцкой область 1948 год (стр.2 – 3), совхоз Дукштас Литовской ССР 1948 года (стр.4 – 5), Вильнюсский м/с 1952 года и снова совхоз Дукштас(стр.6 – 7).И, наконец, Медвежьегорский район, п.Габсельга лесопункт, 1956 год(стр.8 – 9)

Сегодня я могу предположить, что ответы можно найти в периоде жизни прадеда с 1943 по 1944 годов.

Когда во время боевых действий под Минском попал в плен и, хотя ему удалось сбежать и продолжить борьбу с фашистами в рядах партизанского отряда, мы знаем, что это вызвало подозрение, недоверие и даже преследования. Но прадеду повезло и на этот раз. Его не арестовали, не отправили в ГУЛАГ, не расстреляли.

Эти передвижения были вызваны желанием спасти не только себя, сколько своих близких. Вот почему прадед не любил разговаривать на эту тему. Хотя самым любимым праздником был День Победы.


Слово «свидетелю» Времени

В Карелию (КФССР) после войны прибывало ежегодно от 25 – 40 тыс. человек. Сюда ехали переселенцы из Белоруссии, Украины и других республик Советского Союза. Спецпереселенцы размещались в северных районах и работали на лесозаготовках. Приток рабочей силы позволял приступить к планомерному возрождению экономики республики

2.4. Слово предоставляется «свидетелю» «Ордену Отечественной войны».


Логинов Виктор Иванович награждается «за храбрость, стойкость и мужество, проявлённые в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменовании 40-летия советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов Указом Президиума Верховного Совета СССР

от «11» марта 1985 года

награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.»

( Приложение № 2)

Я пытался разыскать информацию за что и когда был награжден прадед «Орденом Отечественной войны» на Интернет-сайтах «солдат.ru., http://www.rkka.ru/, Челябинского райвоенкомата. Но, к сожалению, поиск не дал никаких результатов.

   

Так же к ордену прилагается орденская книжка. (Приложение № 3)

Прадед имел и другие воинские награды, но они не сохранились.


На весенних каникулах я ездил с бабушкой в гости к её сестре Кате ( средняя дочь, 13 матра 1955 год, Литовское ССР, Зарасайский район, с.Мейкшты) и стал свидетелем одной интересной беседы. Все 3 сестры ( дочери Виктора) Мария, Екатерина и Алла ( младшая дочь,5 июля 1960 год, Карельское ССР, Медвежьегорский район, п. Габсельга), зная о том, что я увлекся судьбой прадеда, завели разговор о нем.


2.5. Слово предоставляется свидетелям Екатерине Амбросовой, Алле Рыбаковой и Поповой Марии

- Да, батянька наш был ярым коммунистом, – сказала Маша.

- И очень уважаемым человеком в поселке, – подхватила Катя. – Помните, когда мы были ещё совсем маленькими, к нему всегда приходи соседи с просьбой помочь составить заявление или отредактировать какой-нибудь документ? Папка наш был очень грамотным, и хочу заметить, очень храбрым. Я помню, как у нас в Габсельге горел коровник, и он организовал всех для спасения скота. После этого случая я ходила гордой походкой по поселку и гордилась своим отцом!


- Ой, Катя, ты всегда так ходила и не только после этого случая, – прорезался голос у младшей. – Маша, а ты помнишь его любимую форму?

- А разве её можно забыть?- ответила старшая. – Он у нас один такой был, прям как донской казак в романе Шолохова «Тихий Дон»: штаны галифе, фуражка набекрень и как тут можно не добавить эти хромовые сапоги. Он их очень любил, носил их и зимой и летом.

- Значит, не зря я хочу себе галифе, это у меня от прадеда, – добавил я.

- Коська, ты не представляешь себе, как он любил 9 Мая… для него… это был самый главный праздник, и знаешь, что твой прадед никогда не хвастался своими наградами, для него это было очень тяжко, – с глубоким вздохом произнесла Алла.

На кухне воцарило молчание. Я сидел между старшей сестрой и младшей. Слышал стук часов. Тишину нарушила Катя:

–Он был человек – слово, мастер на все руки, он делал абсолютно все, до ткацкого станка, хорошо разбирался в технике, да почему хорошо, нет , даже отлично и корову мог подоить!

- Ничего себе! – про себя подумал я. – Ух ты! Да, прадед, прадед…

- Твой прадед, был очень уравновешенного характера,– сказала Катя.

- Нас всегда от мамки защищал, – добавила Маша.

- Но ко всему этому, был очень принципиален!- с некой гордостью сказала Катя!

- А какой был любимый его фильм, какая книга, чем больше всего любил заниматься? – с глубоким интересом я задал вопрос бабушкам.

И тут мнения разошлись:

- Любимые книги были связанные с историей! – Маша сказав, встала из-за стола – Но самой любимой была «Тихий Дон»,а фильм – «апаев».

- А почему «Чапаев»? - спросил я.


- Как почему, Чапаев с Урала и отец наш с Урала! – четко промолвила старшая.

- Значит, действительно из казачества, – подумал я.

- Маша, ты чего-то путаешь, любимый фильм был «Тихий Дон», - в наш диалог вступила средняя.

- Я ничего не путаю! – ответила Маша.

- Опять двадцать пять, так, не ругаемся – на повышенном тоне вставило свое слово в диалог старших сестёр младшая.

- Да действительно хватит! - сказал я. – а вот кого он из вас любил больше, может, конечно, я задал и глупый вопрос, но все же?

- Машу, бабушку твою, - сказала Катя.

- А мне кажется, что Алку, – ответила бабушка.

- Знаете, ни меня и ни Машу, а нас всех он любил одинаково, – дрожащим голосом промолвила Алла. – как можно любить своих дочерей кого-то больше, а кого-то меньше? Он нас любил каждую своей собственной любовью.

Тут зазвонил мой мобильный телефон, и я ушёл с кухни. Но воспоминания продолжаются…»




Внуки Логинова Виктора Ивановича.


3. Заключение.

Как мы можем понять логику того, что произошло в Росси с 1917 – 1985 годы, поведение людей, живших в то время?

С одной стороны, сложено множество песен о любви к Отчизне, партии, готовности не пожалеть жизни для Родины.

С другой стороны, поют с призрением о советском периоде.

А между этими песнями, история жизни моего прадеда, который, не кричал, не декларировал, не презирал свою Родину, а жил открыто, работал, любил, растил своих детей, внуков, не трусил, рисковал, гордился своей Родиной…

Да, были бесконечные жертвы, терроры, поражения… и победы, были и они.

В результате исследовательской работы, я сделал выводы:

1. Мой прадед любил людей и нашу Родину. Он героически сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Он имел чувство долга и ответственности, как перед семьёй, так и перед обществом.

2. Мой прадед воспитал хороших детей, которые выполняют честно свои служебные и семейные опасности, бережно относятся к памяти своих родителей.


3. Истории жизни моего прадеда поможет мне правильно реализоваться в обществе.

4. Он состоялся как человек, прожил как человек и, несмотря на все сложности времени, он был счастливым человеком.

В своей жизни я сделал доброе дело, я своими расспросами вернул из прошлого отца моей бабушки, а значит, и вернул и её молодость. Я сказал доброе слово о прадеде, значит, о нем будут знать внуки, правнуки, будет помнить страна!


4. Список литературы и Интернет-ресурсы:


1. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А.. История России ХХ – начало ХХI. 11 класс. М.:«Просвещение», 2007,с. 399.

2. Павленко Н. Воспоминания историка. Ж. «Родина» - 2009, № 6 М.: с. 82 – 84

3. Шестаков В.А. История России ХХ – начала ХХI. 11 класс; М.: «Просвещение», 2008, с.399.

4.http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/225/1528


5. Приложения.

Приложение № 1


1 мая 1924 года по Дворцовой площади прошли два новеньких светло-серых трактора с красными колесами и буквами «Ф-П» на радиаторе: прославленный Путиловский завод приступил к осуществлению великого ленинского плана. В тракторе Владимир Ильич видел рычаг, с помощью которого все сельское хозяйство можно перестроить на социалистический лад. На VIII съезде партии в марте 1919 года он говорил: «Если бы мы могли дать завтра 100 тыс. первоклассных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами.., то средний крестьянин сказал бы: «Я за коммунию».

В 1923 году во исполнение ленинских слов была создана комиссия, которая установила: стране требуются 220 тыс. тракторов мощностью по 20 л.с. Из колесных тракторов к освоению намечались американские «Фордзон» и «Титан», из гусеничных — американский «Холт» и немецкий «В.Д.»

Для производства колесных тракторов привлекались заводы: Путиловский. Коломенский, ростовский «Красный Аксай», «Красный прогресс» на Украине и «Возрождение» в Саратовской области, для производства гусеничных — Харьковский паровозостроительный и петроградский «Большевик». Когда некоторое время спустя комиссия ВСНХ обследовала положение дел на этих заводах, она пришла к выводу, что массовое производство можно поставить только на Путиловском.


О разработке собственного образца из-за отсутствия опыта и недостатка времени не могло быть и речи. Самым распространенным, самым простым и самым дешевым в мире считался в то время американский легкий трактор «Фордзон», выпускавшийся в США с 1917 года. Его и решили поставить на производство. Для этого шесть новых тракторов разобрали до последнего винтика и тщательно обмерили все детали. Среднеарифметические размеры в принятой тогда в Америке дюймовой системе перенесли на чертежи. Точно так же, испытав детали на твердость и проведя металлографический и химический анализы, подобрали соответствующие материалы и установили технологию изготовления.

Работу провели настолько качественно, что, когда с фирмой Форда установились деловые контакты и завод стал получать из Америки некоторые детали, они были полностью взаимозаменяемыми с нашими, а технология производства на «Путиловце» в некоторых случаях оказалась даже совершеннее американской.

1 октября 1924 года с конвейера завода сошел первый серийный «Фордзон-Путиловец». Как вспоминает видный советский конструктор лауреат Государственной премии И. Трепененков, работавший весной 1924 года на их сборке, конвейера в принятом теперь смысле слова не существовало. По цеху медленно продвигался длинный поезд сцепленных между собой тележек, которые тянулись лебедкой.

Производство на «Путиловце» быстро набирало темпы. Если за первый год завод изготовил 74 трактора, в следующем — 422, то в 1931 году, спустя лишь семь лет после начала производства, годовой план завода выражался пятизначным числом — 32000 тракторов!

Но в этом стремительном взлете все более и более обнаруживалось несоответствие технических характеристик, заложенных в тракторе фордовскими конструкторами, с теми задачами, которые ставились перед нашим сельским хозяйством. Страна переходила к сплошной коллективизации, требовалось обрабатывать громадные площади земли, что было невозможно без профессиональных механизаторов, работающих в две и три смены. А главный принцип технической политики Форда заключался в том, чтобы сделать трактор как можно дешевле и доступнее средним фермерским хозяйствам, где число часов использования не превышало 500—600 в год. Поэтому наряду с прогрессивными, новаторскими решениями, принятыми для удешевления машины, больше было таких, которые шли явно в ущерб ее надежности и долговечности.


Если раньше тракторы представляли собой повозку с мотором, то «Фордзон» вошел в историю как первый в мире безрамный трактор. Картер двигателя у него составлял одно целое с шасси и воспринимал нагрузку. Эта схема колесных тракторов сохранилась до сих пор. Но вот плохая работа системы зажигания, с которой крепко намаялись путиловцы уже при наладке первых опытных образцов, была вызвана чрезмерной погоней конструкторов за дешевизной. Маховик двигателя они использовали в качестве ротора для низковольтного магнето, а повышение напряжения происходило в индукционной катушке. Опыт эксплуатации «Фордзонов» показал, что выбранная схема зажигания требует точного изготовления, тщательной наладки и бережного ухода, иначе она быстро выходит из строя.

Другой серьезный недостаток конструкции заключался в том, что у коленчатого вала не было сменных вкладышей подшипников. У коренных подшипников баббит заливался непосредственно в тело картера, у шатунных — в нижнюю головку шатуна. Ремонт становился здесь делом крайне сложным. Вместо установки масляного насоса для смазки двигателя американцы применили метод разбрызгивания. Маховик поднимал из картера масло вверх, по трубочкам оно попадало в корытца, расположенные под шатунными головками, и разбрызгивалось. При выполнении тяжелых сельскохозяйственных работ система не обеспечивала нормальную смазку двигателя, и он перегревался. На задних колесах отсутствовали крылья, на раскисшей почве комья грязи забрызгивали тракториста, а при работе на склонах незакрытые шпоры колес могли нанести ему травму.

И все-таки «Фордзон» был принят к серийному производству вполне закономерно. Главные его преимущества перед тракторами других марок состояли в простоте конструкции и управления им, невысокой стоимости и малой металлоемкости.

Да, «Фордзон» оказался слабосильным для социалистического переустройства деревни. Но именно с него начинается подлинная история советского тракторостроения.

Приложение № 2



Орден Отечественной войны – первая награда, появившаяся в годы Великой Отечественной войны. Также это первый советский орден, имевший разделение на степени. В течение 35 лет орден Отечественной войны оставался единственным советским орденом, передававшимся семье как память после смерти награжденного (остальные ордена необходимо было возвращать государству). Лишь в 1977 году порядок оставления в семье распространили на остальные ордена и медали.    Первыми кавалерами ордена стали советские артиллеристы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1942 года. Всего с 1947 по 1984 год было вручено около 25 тысяч орденов I степени и более 50 тысяч орденов II степени.

  В 1985 году, в канун празднования 40-летия Победы, появился Указ, согласно которому подлежали награждению орденом Отечественной войны все активные ее участники, в том числе партизаны и подпольщики. При этом все маршалы, генералы, адмиралы, кавалеры любых орденов и медалей “За отвагу”, “За боевые заслуги”, “Партизану Отечественной войны”, полученных в годы войны, а также инвалиды Отечественной войны награждались орденом I степени. Фронтовики, не вошедшие в эти категории, награждались орденом II степени. Конечно, нельзя было уравнивать орден Отечественной войны, полученный в годы войны, с юбилейным вариантом этой награды. Конструкция юбилейных орденов была максимально упрощена (цельноштампованные), все золотые детали были заменены серебряными позолоченными.

Совершено более 344 тысяч награждений (из них в годы войны – 324 903 награждений), II степени – около 1 млн. 28 тысяч награждений (из них в годы войны – 951 652).
Юбилейным вариантом ордена I степени было совершено около 2 054 000 награждений, II степени – около 5 408 000 награждений.
Общее количество награждений орденом Отечественной войны I степени (как боевым так и юбилейеым вариантом) составило 2 398 322.Общее количество награждений орденом Отечественной войны II степени составило 6 688 497.


Приложение № 3

Орденская книжка – основной документ, вручаемый награжденному вместе с орденом. До появления орденских книжек награжденному вручалась особая грамота. Первые орденские книжки появились в 1938 году и были едиными для всех пяти орденов СССР, существовавших на тот момент. С течением времени внешний вид орденских книжек изменялся, однако ряд особенностей оставался неизменным. На обложке любой орденской книжки присутствует изображение государственного герба СССР. Листы орденской книжки выполнены из бумаги, содержащей водяные знаки. Любая орденская книжка имеет свой собственный серийный номер. В орденской книжке указана фамилия, имя и отчество награжденного, название награды и ее номер. В зависимости от особенностей орденской книжки, можно выделить несколько типов этого документа, сменяющих друг друга в хронологическом порядке). И одним из награжденных был мой прадед!