litceysel.ru
добавить свой файл
1
6. Управление качеством образования


6.1. Управление качеством подготовки

к государственной итоговой аттестации.

Государственная итоговая аттестация является выпускным экзаменом за курс основной школы. ГИА является одним из критериев эффективности качества образования. Сравнение деятельности школ по результатам ГИА корректно, поскольку реализуется принцип «за равные знания – одинаковые оценки» независимо от того, в какой школе учится выпускник. В высоких результатах ГИА заинтересованы в первую очередь выпускники и их родители, т.к. это дает выпускникам право поступить в престижные колледжи, лицеи и гимназии. ГИА пробуждает педагогические коллективы к неформальному поиску эффективных методов подготовки учащихся, в противном случае обнаружится профессиональная несостоятельность педагогов.

При этом традиционная система школьного образования при попытке переориентации на подготовку к ГИА сталкивается с трудностями.

В ходе анализа причин полученных результатов обнаружились следующие противоречия:

- школьные программы, учебники и учебные пособия 2-й ступени— по большинству предметов не соответствуют контрольно- измерительным материалам ГИА: материалы ГИА шире, разработаны другими авторами, имеют другую структуру, иначе организованы. Поэтому для подготовки к ГИА в школе необходимы специальные программы, учебно-методические пособия, методики и специальная подготовка учителей.

- школа не может в пределах установленного норматива учебного времени организовать полноценную подготовку к ГИА по предметам, поскольку (даже по новому базисному учебному плану 2004 г.) обязаны обучать по всем предметам БУП.


Постановка проблемы.

В новых экономических условиях, когда родители и учащиеся выступают в роли активных потребителей услуг и в тоже время выпуск учащихся является товаром на рынке труда, возникла необходимость предоставления потребителям образовательных услуг, обеспечивающих результативную сдачу ГИА, что в свою очередь ведет к успешной социализации в обществе.


Подготовка к государственной итоговой аттестации должна быть качественной.

Цели и задачи.

Целью является разработка модели управления качеством подготовки к ГИА, ориентированной на удовлетворение требований потребителей.

Задачи:

• проанализировать требования к качеству подготовки выпускников по документам, определяющим содержание экзаменационных работ;

• разработать или доработать обеспечивающие такую подготовку программно-методические и учебно-методические материалы;

• составить таблицу ключевых компетенций по предметам ГИА для учащихся основной школы;

• разработать новый механизм контроля ЗУН учащихся;

• привлечь родителей к экспертной оценке качества образовательных услуг;

• привлечь учащихся школы к организации взаимоконтроля ЗУН;

• использовать новые технологии для подготовки к ГИА;

• организовать проведение подготовки и повышение квалификации школьных учителей.

Планируемые результаты:

1. Для школы в целом:

- создаются команды качества по решению проблем, касающиеся различных структурных подразделений;

- формируются отношения и навыки поведения на рынке труда между участниками образовательного процесса (родитель-заказчик, родитель-контролер; учащийся (заказчик, потребитель, контролер), учитель (исполнитель услуг, менеджер)).

- повышается эффективность работы школы;

- повышается имидж образовательного учреждения, и, следовательно, конкурентоспособность его образовательных услуг;

- появляется модель системы управления качеством подготовки к ГИА.

2. Для учителей школы.

- повышается эффективность поиска документации;

- совершенствуется деятельность учителей 2-й ступени школы;

- повышается уровень удовлетворенности своей работой.

3. Для потребителей:


- появляется гарантия успешной сдачи ГИА (100% успеваемость)

выпускниками, а, следовательно, успешная социализация после

окончания школы;

- удовлетворяются в большей степени требования к результатам

образовательного процесса и системы его обеспечения.


Система мероприятий по управлению подготовкой к государственной итоговой аттестации.


мероприятия

исполнители

сроки

результат

1 .Формирование

творческих групп.


Руководитель

проекта


Сентябрь 2009 г.

Создание 2 творческих групп учителей:

1) математика, физика, химия, география, биология;

2) русский язык, история; английский язык, обществознание;


2. Разработка положения о

работе творческих групп


Члены творческих

групп


Ноябрь 2009 г.

Разработано «Положение о работе творческих групп»

3. Организация работы в группах: сформулировать цели и задачи, проанализировать

ситуацию, описать проблему, определить направление деятельности.


Руководитель проекта.


Ноябрь 2009 г.


Сформулированы цели и задачи, проанализирована ситуация, определены направления деятельности членов рабочих групп.

4. Анализ документов (Программ, Положений, требований).


Члены рабочих групп.


Ноябрь 2009 г.


Проанализированы документы.


5. Пересмотр учебных программ по предметам:

математика, русский язык, история, физика, химия, биология, английский язык, география, обществознание (5 - 9 классы) и

разработка учебно-методических материалов

(дополнительно к

основному курсу),

включенных в КИМы.


Члены рабочих групп.


Октябрь 2009 г.


Разработаны учебно-методические материалы.


6. Составление таблиц ключевых компетенций курса по предметам:

математика, русский язык, история, физика, химия, биология, английский язык, география, обществознание (5 - 9 классы)


Члены рабочей группы,


март — июнь 2010 г.


Таблицы ключевых компетенций по предметам:

математика, русский язык, история, физика,

химия, биология,

английский язык,

география, обществознание (5 — 9 классы).


7. Ознакомление с базой данных «Родители».


Члены рабочей группы.


июнь 2010 г


Список родителей,

которых можно

включить в

экспертную группу.


8. Разработка нового Положения о промежуточной аттестации учащихся выпускных классов.


Члены рабочей группы.

сентябрь

— октябрь 2010 г.


Новое «Положение о промежуточной аттестации учащихся выпускных классов».


9.Определение родителей

—экспертов.


Руководитель ОУ.


сентябрь

2009 г. — октябрь

2009 г.


Приказ о Назначении экспертной группы родителей.


10. Внедрение Интернет — технологии в образовательный процесс


Учителя


сентябрь

— май

2009-2010 г.


Пользование Интернет-курсами.


11. Организация «зачетных недель» в 8 — 9 классах.


Администрация ОУ.


декабрь 2009 г.


Проведение

«зачетных недель»


12. Приобретение электронных учебников и электронных курсов «Репетитор» на CD/DVD


Учителя


январь

2010 г. — июнь

2010 г.


Наличие электронных учебников и программ «Репетитор».


13. Организация пробных тестирований в выпускных классах по математике, русскому языку, истории, физике, химии, биологии,

английскому языку,

географии,

обществознанию.


Администрация ОУ.


март,

апрель

2010 г.


Мониторинг результатов тестирования.

14. Курсовая подготовка учителей.


Учителя математики русского языка,

истории, физики,

химии, биологии,

английского языка, географии, работающие в 9 классе


Раз в 5 лет


Получение

сертификатов, свидетельств.

Овладение новыми знаниями.