litceysel.ru
добавить свой файл
1

Тема урока: "Современная Политическая карта мира. Государственный строй стран мира". 10-й класс

Учитель географии

ГОУ СОШ № 494,

Щербакова Ирина Анатольевна.


Цели урока:

-Повторить особенности различных исторических эпох и этапов формирования современной политической карты мира, ее количественные и качественные изменения.

-Повторить типологию стран, основанную на качественных признаках учитывающих уровень социально-экономического развития стран мира.

-Дать знания о формах государственного правления и административно-территориального устройства, расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры.


Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, смарт доска , политическая карта мира, электронное наглядное пособие, атласы.

Ход урока:

1. Организационный момент.


2. Повторение изученного материала.

Приложение-электронное пособие.

А) Слайд электронного пособия. Характеристика основных этапов формирования современной политической карты (на мониторе слайд “Этапы формирования политической карты мира” учитель последовательно дает характеристику каждого этапа.)

Древний (до V в. н.э.) – возникновение и крушение первых государств.

Средневековый (V–XVI вв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии.

Новый (XVI–XIX вв.) – формирование колониальной империи

Новейший (первая половина XX в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы.

Современный, в котором выделяется три основных этапа:

а) возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии.

б) Образование независимых государств Африки.

в) Крушение социалистической системы хозяйства и последовавшие изменения на политической карте Европы и Азии.


Б) Опрос учащихся по пройденному материалу:

Д/З. 1 ученик. Слайд (электронного пособия). Государства главный объект на политической карте мира. Карта это динамичная система, здесь происходят количественные изменения и качественные изменения. Ученик рассказывает как происходили эти изменения в последние 100 лет.

Д/З. 2 ученик. (смартдоска). Практическое задание: распределить страны по величине территории.

По размерам территории выделяют. Учащиеся, работают с картами атласов.

страны – гиганты, площадь их более 3 млн. км2;

страны – крупные, площадь более 500 тыс. км2;

микрогосударства.

Слайд : По численности населения (вопрос к классу: назвать примеры таких стран «Диалог с классом»)

страны – гиганты – численность более 100 млн. человек;

средние страны;

микрогосударства, население, которых до 30 тыс. человек.

Д/З.
3 ученик. (смартдоска). Практическое задание: распределить страны по географическому положению.

По географическому положению. Учащиеся работают с картами атласов, ученик распределяет примеры на смартдоске на каждый тип:

страны с приморским положением

страны, располагающиеся на полуостровах

страны, располагающиеся на островах

внутриконтинентальные страны


Д/З. 4 ученик. Слайд (Типология стран), политическая карта мира. В основе типологии стран современного мира – уровень социально-экономического развития государства, выраженный через показатель валового внутреннего продукта (ВВП) и синтетический показатель (ИЧР) – индекс человеческого развития.

Ученик должен показать:

Первую группу образуют экономически развитые страны, в которую делят на 3 подгруппы:

  • страны “большой семерки”, ВВП из расчета на душу населения составляет от 20–30 тыс. долларов;


  • менее крупные страны Западной Европы, ВВП от 20–30 тыс. долларов;

  • страны переселенческого капитализма.


Вторая группа страны с переходной экономикой , выделяют 2 подгруппы:

  • бывшие социалистические страны Восточной Европы;

  • постсоциалистические.


Третья группа развивающиеся страны, которые делят на 6 подгрупп:

ключевые страны, ВВП составляет около 350 долларов;

страны Латинской Америки, некоторые страны Азии и страны Северной Африки, ВВП более1000 долларов;

“Азиатские драконы” - новые индустриальные страны;

Нефтеэкспортеры;

большинство развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки, ВВП менее 1000 долларов;

Наименее развитые страны, ВВп 100 – 300 долларов.

Рассмотрение наиболее распространенной группировки стран (слайд электронного пособия)


3. Изучение нового материала


2 ученика. Слайды собственной презентации учащихся (Домашнее задание опережающего характера: «Визитная карточка государственного строя стран») соответствуют делению современных стран мира по форме правления. Учитель дает характеристику каждой из форм правления, выделяя преимущества и недостатки каждой, приводя примеры на каждый тип.

Республики – президентские, парламентские, смешанные;

Монархии – конституционные, абсолютные, теократические;

Содружество;

Ливия.


2 учСлайды собственной презентации учащихся (Домашнее задание опережающего характера: «деление стран по особенностям территориально-государственного устройства», характеризуя каждый из типов.)

Унитарные государства (единая законодательная и исполнительная власти);

Федеративное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющиеся субъекты);


Конфедерация (временный союз государств для достижения какой-либо общей цели).


3. Итоги урока.

1. Подведение изученного на уроке.

2. Оценивание учащихся за выполненные домашние задания.


4. Задание на дом.

Параграф 2,3, на контурную карту нанести государства имеющие монархическую форму правления и государства федеративные по территориально-государственному устройству. Выполнить задание контурной карты.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. СЛОВАРЬ к уроку «Политическая карта мира»

МОНАРХИЯ, форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху (королю, князю, султану, шаху, эмиру) и передается по наследству. Монархия может быть абсолютной, когда власть монарха почти не ограничена (Бруней, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия и др.) или конституци­онной, когда верховная власть ограничена кон­ституцией. В современном мире наиболее распро­странены конституционные монархии (Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.). Теократическая монар­хия, когда монарх — глава церкви (Ватикан).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА, карта земно­го шара, на которой показаны государства, столицы, крупные города и т. д. В широком смысле — это свод сведений о государственной принадлежности территорий, предмет изуче­ния политической географии. Процесс формиро­вания П. к. м. насчитывает несколько тысячеле­тий. Выделяют несколько периодов. Древний (до V в. н. э.) связан с развитием и крушением первых государств на Земле — Древнего Египта, Карфагена, Древней Греции, Древнего Рима и др. В средневековый (V—XV вв.) крупные мас­сивы суши (в частности, Европа) были полно­стью поделены между различными государства­ми. Новый период (с рубежа XV—XVI вв. до окончания первой мировой войны) соответству­ет началу европейской колониальной экспан­сии и распространения международных хозяй­ственных связей на весь мир. Новейший период (с 1917 г. до наших дней) делится на три этапа: 1-й характеризуется появлением СССР, измене­ниями границ в Европе, расширением колони­альных владений Великобритании, Франции, Бельгии и Японии; 2-й связывают с распадом колониальных империй в Азии, Африке, Латин­ской Америке и Океании и началом социалисти­ческого эксперимента в ряде стран Европы и Азии; 3-й этап характеризуется объединением Германии, провозглашением независимости рес­публиками бывшего СССР и Югославии.


РЕСПУБЛИКА, форма правления, при кото­рой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общена­циональными представительными учреждения­ми — парламентами (президентские, парламентские, социалистические). Свыше 3/4 всех стран мира имеют Р. (Франция, Польша, Мексика, Арген­тина, Китай, Египет, США и др.).

СУВЕРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА, политически независимые государства, обладающие само­стоятельностью во внутренних и внешних де­лах. В настоящее время насчитывают 230 стран и территорий, около 190 из них — С. г. По раз­мерам территории выделяют 7 самых больших стран мира (Россия, Канада, Китай, США, Бра­зилия, Австралия, Индия), крупные, средние, небольшие страны, микрогосударства (Андора, Лихтенштейн и др.). По количеству населения выделяют 10 самых больших стран с числом жи­телей более 100 млн человек в каждой (Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Япония, Пакистан, Бангладеш, Нигерия).

ТИПОЛОГИЯ СТРАН, по уровню социально-экономического развития выделяют экономиче­ски развитые страны, к числу которых относит­ся все страны Европы, Россия, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Из­раиль. После распада СССР, Югославии, Чехо­словакии число таких стран заметно возросло. В этой группе по роли в экономике и мировой политике выделяется семерка ведущих стран: США, Япония, ФРГ, Италия, Франция, Велико­британия, Канада. Второй тип — развивающие­ся страны, государства переходного типа, в ко­торых общественно-экономические отношения находятся на стадии интенсивной трансформа­ции. Они занимают более половины всей площа­ди земной суши и объединяют 75% мирового на­селения.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма админи­стративно-территориального устройства, при которой в стране существует единая законода­тельная и исполнительная власть (Италия, Бол­гария, Республика Корея, Алжир, Колумбия).

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма адми. нистративно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) за­конами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (респуб­лики, провинции, земли, штаты и др.), имею­щие собственные законодательные, исполни­тельные и судебные органы власти. Всего в мире насчитывалось в 1993 г. 21 федеративное госу­дарство: ФРГ, Швейцарская Конфедерация, Фе­деративная Республика Нигерия, США, Федера­тивная Республика Бразилия.


Доминион-(англ. - владение, власть), государства в составе Британской империи, признавшие главой английского короля (Канада с 1867 г., Австралийский Союз с 1901 г., Новая Зеландия с 1907 г., Южно-Африканский Союз с 1910 г.,). После образования Британского Содружества термин «доминион» вышел из употребления.

Конфедерация – это временный юридический Союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются или превращаются в федерации (Швейцарский Союз, Австрало- Венгрия, а также США, где из конфедерации, учрежденной в 1781 г., была образована федерация штатов, закрепленная Конституцией США 1787г.).

ИЧР (индекс человеческого развития) учитывает не только уровень душевых доходов, но и уровень образованности, среднюю продолжительность жизни, экологическую безопасность, уровень преступности. По такому критерию самые развитые Канада, США, Япония, Швеция, Швейцария, Норвегия, Франция (ИЧР более 0,8)


КАРТА. Задание.


  1. Какая форма правления__________________________________________________________

Приведите примеры других стран.

Президентская


Парламентская


Смешанные


США, Аргентина, Бразилия, Россия, Венесуэла,

Коста - Рика

ФРГ, Италия, Израиль, Индия, Ирландия


Франция, Португалия, Финляндия













  1. Какая форма правления _____________________________________________


Приведите примеры других стран.

Конституционная

«царствует», но не правит


Абсолютная

«царствует» и правит


Теократическая

«теос» данная от бога


Великобритания, Бельгия, Норвегия, Испания


Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, ОАЭ


Ватикан,













  1. __( _ )_ стран, бывшие доминионы Великобритании.




  1. Заполните пропуски: - Официально Социалистическая ____________ Ливийская Арабская ___________________________(государство народных масс).



  1. ПРИВЕДИТЕ СВОИ ПРИМЕРЫ.

Унитарное

Единая законодательная и исполнительная власть


Федеративное

Наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющие единицы


Конфедерация

Временный союз


Великобритания, Италия,

Япония


Россия, Индия, Нигерия

всего 22 государства


Швейцария – союз суверенных государств, союз независимых кантонов