litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4

- -


Кузнецова Г.В. «Адаптация первокурсников к вузовской среде»

Из множества проблем высшей школы в настоящее время особо выделяется комплекс вопросов, связанных с трудностями первого года обучения в вузе, в частности с социальной адаптацией студентов. Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям высшей школы , действительно, представляет собой одну из важных общетеоретических проблем, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма.

Адаптация (от лат. Adapto -приспособляю, фр. adaptation - приспособление) – приспособление личности, социальной группы к условиям внешней среды. Адаптация - это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе приспособления его к окружающим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды. При этом происходит социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды. В современной интерпретации адаптация трактуется не столько как процесс приспособления, сколько как процесс гармонизации при взаимодействии субъекта и среды, следовательно, адаптация - это процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Адаптация для студента-первокурсника является продуктивным выходом из адаптивной ситуации, когда личность соотносит собственные возможности и возникшие трудности. Определены внешние и внутренние факторы, способствующие успешной психолого-педагогической адаптации студентов-первокурсников в образовательном процессе высшей школы. Внешние включают в себя приспособление личности к объективным проблемным ситуациям, а внутренние, направлены на разрешение внутренних конфликтов, а также проблем личности. Эти факторы условно разделяются на три блока: социологический (возраст, социальное происхождение, тип довузовского образования студента), педагогический (организация среды, материально-техническая база учреждения, уровень педагогического мастерства преподавательского состава) и психологический блок, который содержит индивидуально-психологические и социально-психологические факторы (интеллект, направленность, мотивация, личностный адаптационный потенциал).


Эффективность процесса адаптации и создание благоприятного адаптационного периода является первостепенной задачей всего образовательного процесса вуза, в ходе которого реализуются педагогические условия, способствующие выявлению и коррекции исходных негативных тенденций профессионального становления, возникших в адаптационный период у студентов-первокурсников; применяются способы активизации учебной деятельности, повышения практических навыков самостоятельной работы, укрепления интереса к учебной деятельности; психологическая помощь, поддержка и сопровождение в создании условий для самостоятельного выбора своего стиля в различных видах деятельности и общения; включение первокурсников в систему студенческого самоуправления, которая является формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью. Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами.

Рассмотрим педагогические условия адаптации первокурсников в образовательном процессе высшей школы. Именно в процессе обучения в вузе проходит первичное «освоение» профессии, определяется жизненная и мировоззренческая позиция молодого человека, изучаются индивидуальные способы деятельности, формы поведения и общения. При этом, одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста. Поэтому, необходимым становится выявление взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в высшей школе. Сегодня особые требования предъявляются к воспитательно-образовательному процессу высшей школы в период адаптации, где в начале обучения возникает противоречие между появляющимися у студентов-первокурсников новыми потребностями, необходимостью решать новые задачи и уровнем имеющихся у них возможностей, сложившимися у них ранее способами мышления, поведения, привычками. Становление современной молодежи пришлось на годы реформ, период социально-экономической, идеологической и культурной ломки, крушения надежд и жизненных планов. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица и правовой беспредел, резкое обнищание семей и платное образование — все это сильно повлияло на социализацию молодежи. Ко всем педагогическим трудностям, которые испытывают юноши и девушки во всем мире, в нашей стране добавляются и те, которые обусловлены сегодня непростой социальной ситуацией, на фоне которой происходит развитие наших детей. В таких условиях задача психологической помощи в развитии способности самому определить цели своей жизни, в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспективы.


С какими же трудностями приходиться сталкиваться первокурсникам? Опросы выявили, что важными студенческими проблемами являются: недостаток свободного времени; перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание; недостаток внимания со стороны декана, кураторов; недостаточный уровень довузовской подготовки; неумение организовать себя, нехватка материальных средств; отсутствие привычного круга общения; невозможность найти занятие по душе, интересное дело; низкая техническая оснащенность аудиторий, лабораторий; плохие санитарно -гигиенические условия; сложности в привыкании к новой обстановке, к новым людям. Главные трудности у первокурсников связаны с переходом от урочной системы преподавания в школе к лекционной в вузе. Этот переход требует определенных навыков (быстрое конспектирование, самостоятельный поиск нужной информации), без которых у первокурсника катастрофически не хватает свободного времени. Вчерашний школьник, приходя в вуз, сталкивается с совершенно новой для него во всех отношениях системой образования. Эта система отличается от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям. Необходимо отметить, что неумение организовать себя в условиях отсутствия ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в вузе является для первокурсников серьезной проблемой.

С точки зрения студентов, частично решить проблемы формирования необходимых им навыков, могло бы совершенствование курса «Введение в специальность», роль и значение которого в процессе адаптации обучающихся сегодня минимальна. В рамках этого курса необходимо уделять внимание не только будущей профессии и ее возможностям , но и формированию навыков оптимальной организации учебного труда.

. Таким образом, очевидно, что одним из возможных путей успешности адаптационного процесса является решение задач эффективности и качества учебного процесса в период адаптации студентов-первокурсников. Особая значимость учебного процесса состоит и в том, что учение, являясь отражательно - преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения студентов-первокурсников к самой учебно-познавательной деятельности.


Однако сам по себе только процесс обучения даже на самом высоком уровне его организации не обеспечивает в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям высшей школы. В связи с этим уместно говорить о совокупности факторов, обеспечивающих адаптационный процесс первокурсников:


  • качественная организация учебной деятельности первокурсников;

  • эффективность деятельности кураторского корпуса;

  • участие в процессе адаптации первокурсников органов студенческого самоуправления ;

  • наличие психологического сопровождения первокурсников в период адаптации;

  • вовлечение студентов-первокурсников во внеучебную деятельность( научная и спортивная работа, художественное творчество, волонтерское и др.движения)

Если мы хотим помочь студенту влиться в новый учебный коллектив, то эта помощь должна осуществляться всеми подразделениями вуза :учебными, научными, общественными.

Существенная роль в адаптации студентов отводится кураторам академических групп. Если не сказать, что роль кураторов в процессе адаптации студентов младших курсов является ключевой. Примерами включения кураторства в учебно-воспитательный процесс являются такие учебные заведения, как Российский государственный университет нефти и газа им И.М. Губкина, Донской государственный тех­нический университет, Пермский государственный технический университет, Томский политехнический университет, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева и многие другие вузы.

С первых дней обучения в вузе именно куратор организует специальную работу по формированию благоприятного социально – психологического климата в студенческих группах. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников. Для этого, например в Московском институте экономики, политики и права (НОУ ВПО «МИЭПП») Социально-психологической службой института разработана Рабочая программа куратора (Приложение 1). Данная программа предназначена для организации системной работы кураторов со студентами первого курса:


  • изучении индивидуально – психологических особенностей личности;

  • оказании помощи студентам по адаптации к вузу;

  • повышении их культурного уровня;

  • содействии саморазвитию студентов;

  • хорошей успеваемости группы.

Программа предполагает использование тренингов. Задания, предлагаемые для организации тренинга, не являются сложными и направлены, в основном, на знакомство и сплочение группы. Это значит, что ведущий (куратор) должен иметь знания по психологии личности. Рабочая программа подразумевает взаимодействие куратора и студентов в рамках педагогики сотрудничества, так называемое субъект – субъектное взаимодействие.

Также для исследования процесса адаптации для работы кураторов Социально-психологической службой МИЭПП разработана индивидуальная и групповая карты первичной диагностики психосоциальной адаптированности студентов (Приложение 2, 3). Основное назначение собираемой информации для куратора – владеть ситуацией; знать, что происходит со студентами и в учебной группе; оказать поддержку в процессе адаптации . в нужное время и конкретным студентам, что уже предполагает произвольность в выборе формулировок в удобной для работы форме. Заполнение карты основано на внешнем наблюдении, знакомстве с личными обстоятельствами жизни и учебы студента, положением дел в учебной группе, опросе мнения студентов, оценки степени выраженности качества действия наблюдаемого в поведении. При заполнении индивидуальной карты студента используется оценка степени выраженности качества (высокая, средняя, низкая; хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные; статус в группе – лидер предпочитаемый в общении, принятый в общении, изолированный), а так же допускается произвольная форма фиксирования проявления конкретного поведения (например, отношение к алкоголю может быть оценено как адекватное, безразличное, выраженная потребность в употреблении и другие варианты). При заполнении карты учебной группы отражается степень выраженности среднестатистической тенденции, выявляемой на основании анализа и обобщения индивидуального и группового поведения студентов (высокая, средняя, низкая), фиксируются отдельные фамилии. Своевременное заполнение индивидуальной и групповой карты дает возможность фиксировать развитие адаптационных процессов в группе. Для оценки развития адаптационных процессов в группе предлагается специальная шкала, по которой необходимо предварительно опросить студентов учебной группы.(Приложение 4).


Однако в условиях, когда руководству вуза сложно обеспечить оплату работы кураторов-педагогов, а преподаватели зачастую вынуждены преподавать в двух-трех вузах, говорить о полноценном кураторстве трудно. Но есть немало положительных примеров оптимизации адаптационного процесса и в условиях малозатратного финансирования. Если говорить об адаптации первокурсников, то тут может сослужить добрую службу участие органов студенческого самоуправления , а именно -организация студенческого кураторства. Практика показывает, что определяющее значение по созданию студенческого кураторства в вузе имеет инициатива и мотивация самих студентов- старшекурсников. Например, в

институте «МИРБИС» (ныне Бизнес-университет «МИРБИС») в 2003г. студенты старших курсов положили начало студенческому кураторству. Студенческое кураторство как сформированное движение сложилось в институте спонтанно ,в результате проведения первой экономической деловой игры для первокурсников (сейчас уже ставшей традиционной) «Путь к успеху». Эта игра проводится накануне начала учебного года и является коммуникативным мостом для знакомства и сплочения всего первого курса друг с другом и старшекурсниками института. Игра включает в себя решение сложных экономических задач, целый ряд заданий и испытаний, которые проходят первокурсники вместе со студентами-кураторами, и в итоге формируются сплоченные группы. Ребята, как правило, активно вовлекаются в игровую деятельность и заряжаются отличным настроением. Старшекурсники, назначенные кураторами команд первокурсников, в этой первой игре в итоге так и продолжали курировать свои группы на протяжении всего учебного года. Справедливости радо надо сказать, что почти все студенты, ставшие кураторами первокурсников, обладали статусом лидера, т. е. каждый из них в различных ситуациях способен был повести за собой всю группу, взять ответственность на себя как за успех, так и за неуспех организованной деятельности. Этот первый опыт кураторства, сложившегося по инициативе студентов дал свои положительные результаты и в каждый последующий год студенты старшекурсники становились кураторами групп первого курса. А задачей Отдела внеучебной ( воспитательной) работы стало лишь организовать документальное сопровождение студенческого кураторства и создать систему подготовки, включающую в себя методическое обеспечение и организацию обучающих семинаров для студентов-кураторов ( Приложения 5-9).


Студенческое кураторство, несомненно, обладает определенными плюсами и может стать одним из путей обеспечения воспитательного ресурса вуза, выражающегося в следующем функционале:

-интеграция студентов в корпоративную культуру вуза;

- информирование о нормативно-правовых актах и мероприятиях в вузе;

-командообразующие мероприятия;

-помощь в самоорганизации учебной деятельности;

-помощь в планировании и организации времени;

По наблюдениям, наиболее подходящим является шефство студентов третьего курса, т. к. они уже овладели навыками самоорганизации. Но, несмотря на все достоинства студенческого кураторства, его невозможно применять в приказном порядке. Именно добровольное волеизъявление и личная мотивация студентов- старшекурсников может принести положительный результат. И только в случае, когда студент - куратор становится для первокурсников человеком, которому они доверяют, его мнение для них будет весомым.

Проект студенческого кураторства в своей основе направлен именно на адаптацию первокурсников к студенческой среде. И при должном внимательном сопровождении со стороны структуры, осуществляющей в вузе воспитательную функцию, такой вариант кураторства, бесспорно, дает свои положительные результаты.

Архиважную роль в успешности процесса адаптации играет психологическое сопровождение первокурсников. В психологии выделяется 4 типа адаптации: профессиональная (учебная), общественная, межличностная и личностная. Учебная адаптация составляет первичный тип адаптации и непосредственно зависит от организации условий учебного процесса. Качественную характеристику учебной адаптации определяет субъект – субъектное взаимодействие студента и преподавателя. Учебная адаптация имеет свое инструментальное выражение в способах учебной деятельности. Именно они определяют ее основное содержание. Для общественной адаптации важную роль играет включение субъекта в различные формы коллективного действия. Межличностная адаптация представляет собой овладение системой коммуникации, традициями и ценностями коллектива, успешность овладения которыми проявляется в появлении чувства общности, высоком социальном статусе, легкости вступления в межличностные контакты. Личностная адаптация предполагает включение в смысловую структуру развития человека задач профессионального роста.


Объективно повысить эффективность адаптационного процесса первокурсников поможет владение психологическими знаниями людей, занимающихся со студенческим контингентом.. Для создания благоприятного климата среди студентов, рекомендуется проводить различные психологические тренинги ,на которых ребята посредством несложных игр ближе знакомятся друг с другом, учатся общаться, находить общий язык с однокурсниками и с ребятами постарше. которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта Доброжелательность, внимание способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса.

Не первое десятилетие на представительных форумах работников высшей школы ведется обсуждение проблемы создания в вузах служб психологической поддержки студентов. В передовых вузах страны подобные службы существуют уже давно. Работа службы психологической помощи активно ведется в Университете им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге. В 2008г создан Проект «Психологическая служба в ВУЗах» университетами гг. Казани, Набережных Челнов и Чистополя. Полезный опыт психологического сопровождения всех субъектов образовательного процесса имеет МГГУ им. М. А. Шолохова в Москве . В настоящее время служба психологической поддержки все больше и больше получает признание и развивается во многих вузах России.

Цели службы психологической поддержки постепенно расширяются, они направлены на создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения в вузе; укрепление психического здоровья студентов; помощь в развитии личностного потенциала студентов, оказание психологической поддержки в затруднительных личных ситуациях. Высшие учебные заведения, в которых уделяется внимание работе со студентами и введены такие службы , результаты их работы напрямую сказываются на успешность адаптивного процесса первокурсников.

Формы работы психологической службы вуза, направленные на совершенствование механизмов адаптации:

1. Психодиагностическое обследование студентов 1 курса по программе изучения характеристик, оказывающих наибольшее влияние на процесс адаптации к условиям вуза.


2. Индивидуальные психологические консультации для студентов, испытывающих трудности в процессе адаптации.

3. Групповые психологические консультации с использованием социально-психологического тренинга, направленного на развитие навыков общения и повышения сплоченности студенческой группы.

4. Социометрическое исследование структуры студенческих групп для выявления неформальных лидеров и отвергаемых членов группы.

5. Моделирование экзаменационных ситуаций и аутогенная тренировка для студентов с низким уровнем эмоционально-волевой регуляции.

6. Занятия для преподавателей вуза и кураторов по проблемам психологии личности и психологии студенческих групп .

В работе психологов с целью психодиагностического обследования применяются тесты-опросники, позволяющие провести всестороннее исследование личности студента. Кроме того, с помощью данных тестов выявляются трудности, встающие на первом году обучения и снижающие академическую активность и успеваемость студентов. Далее составляются рекомендации по изменению условий обучения и разработке индивидуального подхода и социально-психологической помощи студентам. Организуются тренинги, при необходимости консультативная и коррекционная работа.

Действенным средством обеспечения успешности адаптационного процесса является участие студентов во внеучебной работе в любом ее направлении. Постоянная систематическая занятость в различных формах внеучебной работы позволяет студенту проявить свою индивидуальность, быть замеченным другими и успешно социализироваться в новую среду. Внеучебная работа требует от студента высокой личной организованности, умения распределять свое время таким образом, чтобы получить удовлетворение от проведения мероприятий с наименьшими потерями, не снижая качества обучения. Реализация любого мероприятия по внеучебной работе развивает организаторские способности: от умения найти необходимых людей до создания условий для их слаженной работы. Кроме того, анализ ошибок и упущений, сделанных во время подготовки и проведения мероприятия, дает необходимый опыт объективного отношения к оценке результатов своей деятельности. Подготовка и проведение внеучебных мероприятий, входящих в план внеучебной работы, заставляет студентов вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность: успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи и взаимозависимости участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга. Совместная творческая работа развивает в участниках дух коллективизма (корпоративности), здорового и позитивного патриотизма, которые основаны на объективной оценке их деятельности со стороны окружающих. Чувство локтя, единства с товарищами приносит глубокое моральное удовлетворение. Кроме того, заслуженная и обоснованная гордость за результаты своего труда и труда своих товарищей значительно сказывается на чувстве собственного достоинства – немаловажный фактор для самоутверждения личности. Участие в научной деятельности, спортивные и творческие виды занятий позволяют раскрываться личности студента, раскрепощает его, позволяет приобретать качества личности, которые затем будут обслуживаться в практической деятельности и способствовать карьерному и профессиональному росту:


В практике воспитательной работы большинства вузов уже внедрены и успешно реализуются программы по адаптации первокурсников. Подобная программа была разработана в Институте МИРБИС в 2004г. Целью программы «Адаптация первокурсников к вузовской среде» является создание модели социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Основными воспитательными задачами данной программы являются:


  • создание воспитательной среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию в вузе;

  • внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий;

  • формирование у студентов гражданственности, патриотизма, уважения к родному вузу,

формирование коллективов групп;

  • включение первокурсников в студенческую жизнь института;

  • формирование практических умений и навыков использования психологических знаний для эффективного освоения программы вуза и выработки правил конструктивного поведения;

  • развитие умения самостоятельно мыслить, понимать закономерности и перспективы общественного развития;

  • развитие форм самовыражения через самоуправление и самодеятельность.
Ниже перечислены основные направления деятельности:

  1. Информационное и нормативное обеспечение работы в рамках программы;



следующая страница >>