litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тема урока: « Боги древних славян»



Цели урока: 1. Дать представление о возникновении религиозных верований у славян

2. Познакомить с понятиями: язычество, духи, боги, идолы, жертва. 3. Познакомить с пантеоном славянских божеств. 4. Воспитывать уважение к предкам, к истории Руси.


Оборудование: компьютер, видиапроектор, учебник «Окружающий мир» (3 класс), сообщения учащихся.


Ход урока.


  1. Организация урока.

  2. Вступительное слово учителя.

- Мы продолжаем знакомство с темой «Как жили наши предки»

(1 слайд). Сегодня мы познакомимся с возникновением верований у славян.







- Наши предки в борьбе с хищными зверями, голодом, болезнями, засухой, наводнениями на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен окружающий мир, они искали объяснения всему неизвестному. Так появились религиозные верования.

- Что такое религия? (2 слайд)





3. Знакомство с низшими духами.

- Трава, деревья, реки, камни – словом все, что окружало человека, казалось ему живым. Он наделял их умом, чувством, речью. Весь мир казался населенным добрыми и злыми духами.


  • В каждой избе за печью живет добрый старичок домовой

(3 слайд) – покровитель дома. По ночам он любит шалить, но чаще помогает людям. Домового «кормили» оставляя на ночь ужин.




- Побольше о домовом узнаем из сообщения ученика. (сообщение)



Домовой

«Божество домашнего очага. Великорусы называли его дедушкой, хозяином. Малорусы – дядько, государь. Белорусы – падпечка. Место домового обычно под или за печкой. По поверьям привязанность домового к дому очень велика: или обычно за печкой называли его дедушкой, хозяином. даже после пожара он не покидает печи обгорелого жилья. Кроме избы он поселяется в банях, винокурнях. т.е. везде, где есть печь, отчего его иногда называют банником.

Домовой – покровитель всех домашних животных. У него есть своя любимая лошадь или корова, которую он холит , чистит, подсыпает им больше корма.

Домовой очень редко показывается человеку, и то перед несчастьем, предостерегая хозяев. Его можно видеть в ночь на Светлое воскресенье или Чистый четверг: он космат, но более этой приметы нельзя упомнить, так как он отшибает память».



  • Иногда в доме поселялось злое существо, стараясь выжить его обитателей. Это кикимора (4 слайд). В нее превращался родившийся мертвым или умерший ребенок.






- Сообщение о кикиморе нам прочтет ученик. (сообщение)


Кикимора.

«В славянской мифологии – мифическое существо женского пола. Бывают двоякого происхождения: или это младенцы, умершие некрещеными, или это дети, проклятые своими родителями и поэтому похищенные нечистой силою. Кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляются в виде покинутого на пути ребенка: подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Наравне с домовыми духами кикиморы живут за печкой и порой надоедают хозяевам шумом и возней. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние.

Сестра кикиморы – кикимора болотная, злой, болотный дух. Близкая подруга Лешего. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Людям показывается очень редко, ибо предпочитает быть невидимкой и только кричит из болота громким голосом и затаскивает зазевавшихся путников в трясину».




  • Стоило ступить в лес – и славянин оказывался во владениях лешего (5 слайд). Этому мохнатому старику с рожками на голове, до пят обросшими зелеными космами, с козлиными ногами – подчинялись все обитатели леса. Коварен старик: любит менять обличие, голос, шутить над людьми, не прочь и навредить им. Но лешего можно задобрить: отдать ему овцу или корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него хлеб или пирог на пень.





- Послушаем ученика нашего класса с сообщением. (сообщение)


Леший.

Леший считается хозяином леса, покровителем зверей и птиц, но иногда он почитается, как дух леса. По убеждениям многих крестьян в каждом лесу был свой лесовик. Он часто появлялся в сопровождении стада волков, или перегонял зверей и птиц с места на место. Леший также охранял лес от охотников, но мог заключить с ним и справедливые договоры на пользование дарами леса.

Как же выглядит леший? Обычно у него рога и козлиные ноги, длинные растрепанные волосы и большая седая борода. Он одет чаще всего в белую рубаху или балахон, на ногах лапти, а на голове широкая большая шляпа. Рост он меняет в зависимости от того, где живет. В лесу он вровень с самыми высокими деревьями, а на лугу или поляне – он вровень с травой. Леший может явиться в виде зверя, птицы, жеребца, человека и даже гриба. Он часто пугает людей хохотом, бьет в ладоши, уносит детей и заводит путников в непролазную чащу.



  • Вечером или ночью появлялся хозяин рек и озер – водяной

(6 слайд) с длинными и зелеными волосами и бородой из тины, покрытый черной чешуей с перепонками на руках. Много неприятностей сулила рыбакам встреча с ним.

- Сообщение о водяном нам прочтет ученик нашего класса. (сообщение)



Водяной.

В русской мифологии – дух, живущий в реках у мельниц. Представляется в народном воображении стариком с длинной седой бородой, с шапкой и жезлом из водяных растений. Он пребывает днем в омуте, где у него построены каменные палаты. Ночью он является на поверхность воды, иногда выходит на берег и по временам борется с лешим. В его власти находятся все рыбы; он может их подарить или проиграть другому водяному.

При каждой мельнице живет один или несколько водяных, которые приносят пользу мель Нику, если он колдун, и величайший вред – если он не старается войти с ними в дружеские отношения. Имеет свое семейство: жен утопленниц, и детей, которые иногда попадают в сети к рыбакам.

Весной, когда начинает ломаться лед, водяной просыпается от долгого зимнего сна, голодный и сердитый: он вздымает волны, разгоняет рыбу.


Вопрос: - Как вы думаете, почему славяне верили в духов? Какие неприятности могли причинить людям духи? (Люди не могли объяснить причины неудач в быту, в занятиях рыбной ловлей, охотой, а также в земледелии и скотоводстве. Поэтому верили в духов и богов). (7 слайд)






  1. Физкультминутка.




  1. Беседа о верховных божествах.

- До появления на Руси христианства наши предки были язычниками (8 слайд). - Что такое язычество?





- Кроме низших богов, славяне поклонялись верховным божествам. Одним из главных божеств считался – СВАРОГ.


    • Бог неба СВАРОГ – считался владыкой Вселенной, отцом светлых богов. Его также почитали как бога огня. Он мог появиться и в стволе дерева, и в последнем сжатом снопе, и в круглом хлебе, и в грозной туче, или в облике седобородого странника. Славянам нужно было уважительно относится и к природе и к незнакомым людям. (9 слайд)







    • ДАЖДЬ-БОГ (Харс) – бог Солнца, один из любимейших сыновей СВАРОГА, по представлениям славян обитает на востоке. Оттуда он объезжает на своей колеснице запряженной белыми огненными лошадьми. Бог рассыпает по небу свои лучи – стрелы, освещая и согревая землю. (10 слайд)



- Работа по учебнику стр.61 (чтение текста о ДАЖДЬБОГЕ)


    • Особенно почитали наши предки бога грома и молнии – ПЕРУНА. Они его считали покровителем земледелия, кузнечного дела и воинов. Молнии – его стрелы и мечи; радуга – его лук; мощной палицей разбивает он тучи, гром выражает его гнев. Перун посылает на землю дожди, от него зависит урожай, а значит и жизнь. Богатырский конь переносит его в любое место, ему служит сокол и орел, ворон и петух, возвещающий наступление утра. Крапива и чертополох напоминают о его стрелах. Могучие дубы, похожие на тучи, считались у славян священными. (11 слайд)






Работа по учебнику стр.60 ( чтение текста о ПЕРУНЕ)


    • Кроме этих богов наши предки почитали: (12 слайд)




Вопрос: - Как вы думаете, что предпринимали славяне, чтобы уберечь себя от козней злых духов и гнева богов? (Они обращались к богам с молитвами, с просьбами и благодарностью, приносили им жертвы (дары богам).



  1. Словарная работа. (слайд 13)

- Обратите внимание на новый слайд. Опишите, что вы на нем видите?





- Это СВЯТИЛИЩА. Славяне приносили дары богам – для этого существовали специальные места – СВЯТИЛИЩА. Их устраивали на возвышенных местах, окружали рвом, земляничными волами. День и ночь здесь горели костры. Дым костров должен был донести богам эти жертвы и просьбы славян. Проведением праздников жертвоприношений ведали ВОЛХВЫ (чародеи и колдуны), к ним обращались за советом и предсказаниями.


Вопрос: Что могли просить славяне у богов (ХОРСЕ, ПЕРУНЕ, РОЖЕНИЦЫ (богине плодородия) ?



  1. Творческая работа.

Нарисуйте любого бога славян. Как вы его представляете.


  1. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке? Что понравилось?


  1. Дом. работа

Назовите сказки, в которых действуют персонажи, похожие на славянских богов и духов.