litceysel.ru
добавить свой файл
1
«Встреча ссыльных-семейских с катаржанами-декабристами


в с. Тарбагатай, в начале 19 века»


Выполнила: Батуев Владимир, 7 класс

Руководитель: Солодухина Татьяна Константиновна


2008 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение______________________________________________________________ с.1

Глава 1 Жизнь и быт семейских Тарбагатая глазами декабристов_______________с.3

Глава 2 Хозяйственная деятельность семейских Тарбагатая в

воспоминаниях декабристов______________________________________________с.5

Заключение____________________________________________________________с.8

Литература_____________________________________________________________с. 9


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность:


Забайкалье - большой и интересный край, в котором пересекаются многие ис­торические вехи, знаменующие важные и сложные периоды в жизни Российско­го государства. Среди старожилов края и ссыльных поселенцев можно встретить потомков казаков-первопроходцев, старообрядцев, участников восстания Емельяна Пугачева, ссыльных поляков, декабристов и др. Все они не просто се­лились в Забайкалье, но каждый вносил свою лепту в освоение и развитие этого дикого и красивого края. Все они разного социального положения, уровня обра­зования. Вновь прибывшие вызывали интерес у старожилов и сами интересова­лись условиями их жизни, обычаями, своеобразным укладом общественной и хозяйственной жизни. Так было, например, при появлении в Забайкалье декаб­ристов. По пути из Читы в Петровский Завод они познакомились с семейскими Тарбагатая.

Описания быта семейских, данные декабристами, представляются для нас инте­ресными и жаль, что ни в одной музейной экспозиции не проводится параллель сосуществования и интереса друг к другу двух таких разных групп ссыльных в Сибири. Хотя, если посмотреть внимательно, у них много общих черт. Ни се­мейские, ни декабристы не согнулись от трудных условий своего нового места обитания. Они не только выживали, но и осваивали забайкальский край, внедря­ли в его хозяйственную деятельность новое. Каким увидели Тарбагатай и его жителей декабристы, что их удивило и поразило? Ответ на эти вопросы мы хотим найти в ходе работы, чтобы в своем школьном историко-краеведческом музее этой теме отвести достойное место.


Цель исследования: изучение записей и воспоминаний декабристов о жизни, быте, хозяйстве семейских Тарбагатая и впечатления жителей Тарбагатая от встречи с ссыльными.

Задачи:


  • изучить имеющийся теоретический, архивный материал по данной проблеме

  • собрать воспоминания старожилов

Объект исследования. Быт и хозяйство семейских Тарбагатая 19 в.

Предмет исследова
ния воспоминания декабристов о встрече с семейскими Тарбагатая

Разработанность. При написании теоретической части данной работы в качестве источников использовалась следующая литература:

Антонов А. М. Старообрядчество и новое мышление, Болонев Ф.Ф.Насущные проблемы изучения истории старообрядцев Забайкалья, Записки барона А.Е. Розена. « Записки декабриста », Керров В. В. Роль общины в хозяйственной системе старообрядчества, Максимов СВ. Сибирь и каторга, Миненко Н. А. Живая старина. Будни и праздники сибирской деревни, Хохлова Т. А. Старообрядчество и развитие рыночного уклада. . Шешин, А. Б. Декабрист К. П. Торсон, Кюхельбекер М.К Краткий очерк Забайкальского края, Басаргин Н. В. Воспоминания, рассказы, статьи.

Структура вытекает из основных целей и задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Глава 1 Жизнь и быт семейских Тарбагатая глазами декабристов

С 10 по 22 сентября 1830 г. декабристы шли на восток, делая остановки и дневки в больших селах Тарбагатае, Десятникове, Барском, Мухор-Шибири, Хараузе. Во всех селах при появлении декабристов народ выходил на улицы; жите­ли сел, лежащих в стороне от дороги, съезжались смотреть на государственных преступников . Впечатления от этих встреч декабристы передали в своих письмах и мемуарах. В них встречаются описания жилища семейских, их одеж­ды, пищи, приемов ведения хозяйства. Отмечаются причины зажиточности се­мейских по сравнению с русским старожильческим населением


Например, жилище семейских. по мнению Н.А. Бестужева, «семейские де­ревни изумили бы любого русского и огромностью, и довольством».1 М.К. Кюхельбекер отмечает, что у семейских «избы очень опрятны, красивы и похожи на великорусские. Их встречаем целыми селениями, особенно в волос­тях Тарбагатайской, Мухор-Шибирской и Куналейской» 2. Им вторит А.Е. Розен: «В Тарбагатае мы дневали и имели время и случай рассмотреть все подробно. Мне отведена была квартира у крестьянина, одного из братьев Чабуниных: дома в несколько горниц, с большими окнами, крыши тесовые, крыльца крытые; в одной половине дома обширная изба для рабочих с русской печкой для стряпанья и печенья; в другой половине от трех до пяти чистых горниц с голландскими печками; полы все покрыты коврами собственного изделия, столы и стулья крашеные, зеркала с ирбитской ярмарки»3. Декабрист Н.В. Ба­саргин также отмечает, что «некоторые из их селений удивляли своею величиною и постройкою. Нас принимали они радушно, и мы очень покойно помещались у них во время наших ночлегов»1. Декабристы дают сведения и об особенностях строительства семейскими своих домов. Они отмечают, что те семейские, которые переселились в Сибирь добровольно, име­ли при себе значительное количество денег, полученное от продажи своего имущества на прежнем месте жительства. Благодаря этому они имели возмож­ность построить дом на новом месте в сравнительно короткие сроки, так как «лишь только соседи узнали о прибытии их, то они и много ссыльных мастеро­вых из окрест лежащих рудников прибежали к ним на помощь, и дело шло бы­стро и хорошо...» 1.

В 1830 году декабристы, шедшие из Читы в Петровский Завод, полу­чали такие впечатления: «помещали нас в крестьянския избы. Избы имели по нескольку комнат с обоями, большими окнами и досчатыми крышами. С одной стороны сеней была просторная комната для работников с могущественной русской печкой, по другую сторону от 2 до 5 комнат с голандскими печами; полы были усланы коврами туземнаго изделия. Столы и стулья были чисто выструганы и даже не было недостатка в зеркалах. Хозяйки гостеприимно угощали нас ветчиной, осетриной и разными пирогами.


На дворах мы видели окованныя железом телеги, хорошую сбрую, сильных и сытых лошадей и здоровых осанистых людей, производивших на нас удивительно хорошее впечатление. Было воскресение; все шли в молельную; мужчины в длинных армяках синяго сукна, и в хороших собольих шапках, женщины в шелковых с собольим воротником душегрейках; на головах шелковые платки, вышитые золотом и серебром. Многие из них капиталисты; у некоторых - тысяч до ста».

Сообщения Мартоса о Тарбагатае очень интересны. Вот описание внутренности дома: изящная мебель красного дерева; полы покрыты коврами; большие зеркала в нарядных рамах; часы с музыкой. Все политические и литера­турные журналы и газеты хозяин квартиры - старообрядец Федот Иванов Заиграев «исправно» получал. Он располагал «собранием географических карт, недавно изданных в С.-Петербурге», говорил, что любит Литературу и сельские работы»4. Заиграев не представлял собою обычного старообрядца. Это торговый человек, выдвинувшийся среди своих собратий, обставивший себя по-городскому, имевший не только отеческие писания, но и столичные «светские» издания. Обрисовка обстановки дома Заиграева, данная Мартосом, согласуется с сообщением декабристов Якушкина и Розена. «Ночью в Тарбагатае офицер разбудил меня, снял с меня цепи и вывел из комнаты тайком; потом сказал, что я увижусь с Муравьевым, и повел меня к Заиграеву, о котором упоминают многие из путешественников, описывавших Забайкальский край. Заиграев был не глупый и очень зажиточный крестьянин. У него в гостиной была мебель красного дерева, в углу стояли английские столовые часы, и на столе, когда мы вошли, лежали Московские газеты»38. Это было в конце 1827 года. «Европейский» прием, оказанный Заиграевым декабристам в 1830 г., отмечает и бар. Розен. В это время Заиграев жил уже не в Тарбагатае, а в соседнем селе. «Хозяин наш, Федот Иванович Заиграев, принял нас по-европейски. Он нажил себе большое состояние подрядами в Тарбагатае, но неприятности с начальством заставили его переселиться в соседнюю деревню, где он отказался от торговых оборотов»3.

Вот, что говорит Полина Анненкова в своих воспоминаниях: «Выезжая из Верхнеудинска, надо было переехать Селенгу, т.к. та была уже в разливе, Когда~мы достигли вершины горы была уже ночь. Влево горы продолжались и густой лес темнел, вправо была просека, а вдали мелькали огоньки. Мне сказали, что это деревня Тарбагатай, где я должна была остановиться.Мы пришли в деревню уже в полночь, остановились у крестьянина Чебунина - это был из самых богатых в деревне и жили они хорошо. Это были все раскольники, сосланные. Деревня Тарбагатай чрезвычайно богата. Чебунина дом выбрал сам Лепарский для всех дам. Когда я въезжала во двор, меня ждали, дом был весь освещен и даже на дворе горели фонари. Меня ввели в сени, где были две двери. Сам старик-хозяин встретил меня со своей дочерью, он был видной благообразной наружности, но глаза были не добрые. Дочь его была довольно красива и хорошо одета. Дочь явилась с подносом и чашками и потчивала меня»5.