litceysel.ru
добавить свой файл
1
Урок географии



6 класс


Учитель средней школы №3

Пирогова Нина Степановна


Тема урока: «Гидросфера»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения: урок – путешествие.

Обучающие цели:


  • обобщение и систематизация знаний учащихся в рамках темы «Гидросфера»;

  • развитие учебно-познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой компетенции.

Развивающие цели:

  • развитие логического мышления, пространственного представления;

  • совершенствование умения скоординировать работу в группе.

Воспитательные цели:

  • Формирование бережного отношения к окружающей природе.



«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать , что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь»


Антуан де Сент-Экзюпери.


Ребята, перед вами слова известного французского писателя Экзюпери.

Это высказывание станет эпиграфом нашего урока.

– О какой земной оболочке говорит Антуан де Сент-Экзюпери?

– Что это такое?

– Как вы думаете , о чем сегодня пойдет речь?

Ребята! Вы любите путешествовать? Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот вспомнила я слова поэта А.Т.Твардовского:

Есть два разряда путешествий,

Один – пускаться с места в даль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов в океане капитан спрятал клад. А отыскать его смогут только ребята любознательные, отважные и хорошо знающие океаны, моря, течения, реки……Узнав, что у вас в классе много отважных и любознательных, приглашаю вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны?


– Чем нам будет интересно это путешествие?

– Что нового узнаем?

– Чему научимся?

– Что ожидаете от нашего путешествия?

А поскольку капитан Врунгель сказочный герой, то и мы сегодня отправимся в сказочное путешествие. Капитаном корабля Г-6 буду я, а вы – юнгами. На палубе нашего корабля 5 кают, располагайтесь удобнее.

Перед отплытием выберите в каждой каюте старшего юнгу. В его обязанности входит следить за выполнением заданий, сообщить об их выполнении или сигнализировать мне в случае затруднений.

А теперь, юные искатели приключений, в путь! Мы отчаливаем от острова Школьный. Отправляясь в далекое путешествие, мы должны запастись пресной водой.

– С какой целью?

В океане растворено примерно 50 квадрильонов (50.000.000.000.000.000) тонны солей. Если бы все воды океанов и морей испарились, то на дне океанов остался бы слой соли в 50 м толщиной.

А для жизни все-таки больше нужна пресная вода. Морскую воду пить не рекомендуется.

– Итак, I испытание – нужно разобрать «почту» по адресам.

Каждая команда получает по два почтовых конверта и десять «писем». Необходимо разложить корреспонденцию адресатам.

На конвертах написано: «Мировой океан», «Воды суши».

«Письма» – это таблички, на которых написаны понятия и географические названия водных объектов.

«Письма» – Средиземное, залив, цунами, море, болото, родник, старица, водохранилище, Енисей, ледник.

Проверка!

– Юнги! В чем важность этого задания?

– Мы продолжаем наше путешествие через пролив Названий и здесь очень сложное течение. Наш корабль раскачивает из стороны в сторону, и…..карта нашего плавания падает со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим наш путь? Юнги, выручайте.

II испытание.

Учащиеся получают карточки с фрагментами контурных карт и написанные на листочках названия географических объектов. Необходимо правильно разместить таблички на карточке (названий больше, чем объектов).

На карточке размещены контуры следующих объектов: Черное море, пролив Дрейка, река Амазонка, озеро Байкал, Бенгальский залив, о.Мадагаскар.

Названия: Байкал, Черное, Амазонка, Дрейка, Бенгальский, Мадагаскар, Гибралтарский, Волга, Гренландия, Мексиканский, Средиземное.

Проверка.

– Я убедилась в том, что вы хорошо знаете карту. А для чего путешественникам нужно ее знать?

– Ребята, был ли кто из вас на побережье океана?

– Теперь нам предстоит выполнить более сложное испытание – выйти в океан в поисках клада. Мы отправляемся из Осы. Через какие водные объекты вы будете выбираться в океан? Каждая группа выбирает свой путь. Ваш помощник – карта.

Проверка.

– А у кого получился другой водный путь? Объясните. (Ответы).

– Мы нашли выход в три океана, а путешествие продолжим только по одному! Определите по какому?

Похож на ленту он,

Ближе к экватору, весь голубой,

Чуточку северней или южнее

Цвет, как у синьки, но только нежнее.

Дальше на север, дальше на юг

Кончики ленты трепещут от вьюг.

– Почему выбрали путь до этого океана? (ответы)

– Какие подсказки из загадки помогли найти правильный ответ?

– Существует несколько водных путей. По эти водным путям люди отправлялись в далекие плавания на поиски новых земель, совершая открытия. На берегах рек, морей и океанов возникали первые государства и новые города, так как освоение и заселение земного шара шло поэтапно.


  1. Речная
  2. Средиземноморская цивилизации


  3. Океаническая

– Ребята, о чем это говорит? (ответы).


– Юнги, какой самый большой водный объект вы встретили на пути, добираясь до океана?

Средиземное море.

– Какие моря еще являются частью Атлантического океана?


– Мы продолжаем наше путешествие. Нам предстоит составить Лоцию Средиземного моря.

Вам дается план.

Определите:

  1. Частью какого океана оно является и как соединяется с ним.

  2. Окраинное или внутреннее.

  3. Преобладающие глубины.

  4. Самое глубокое место.

  5. Местонахождение моря относительно других объектов: морей, материков.

  6. Положение моря в системе географических координат (в каких широтах оно находится).

Проверка.

– Для чего нам нужно уметь составлять Лоцию моря?

– Где данные знания и умения могут примениться в жизни?


– Мы продолжаем поиск клада капитана Врунгеля и плывем дальше на неизвестный остров.

А вот, кажется, подсказка.

Юнги, это послание капитана.

Архипелаг у вас впереди.

Попробуйте остров Врунгеля найти.

Название острова откроется тому,

Кто знает, что, зачем, когда и почему?

Мою отгадку называй

И к кладу свой корабль Г-6 направляй.

Юнги, что написано на свитке? Из букв соберите название острова.





Е




А 4 П

6 1

О 2 3 Б

5

Д

– Теперь мы знаем название острова и можем найти клад. (достать ордена)


– Ой, юнги, здесь еще что-то есть. (достает воздушный шар)


– Как вы думаете, почему капитан Врунгель приготовил для нас такой подарок..

Шар нужен для путешествия по атмосфере, так как это оболочка, которую теперь вы будете изучать.


– Ребята, у меня в руках две третьи части земного шара. Удивились? А это, действительно, так. В этом стакане собрана вода всего мирового океана. Вам хочется ее попробовать?

– А почему? А можно ли?

Слово учителя об экологических проблемах.


– Юнги, понравилось вам путешествие?

– Какое испытание показалось самым трудным?

– Оцените свою работу на уроке в группе?