litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5


Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 171 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»


Проект

«Цветы вокруг нас»


Старший дошкольный возраст.


Исполнитель:

Соснина Анастасия Михайловна,

воспитатель

Негосударственного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад № 171 открытого

акционерного общества

«Российские железные дороги»


2011

Содержание


Актуальность…………………………………………………………..3

Этапы реализации……………………………………………………..7

Список используемой литературы………………………………….14

Приложение…………………………………………………………..15


Актуальность проекта

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.



Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.


Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, среднесрочный, групповой; индивидуальный (совместно с родителями).


Проблемный вопрос: «Зачем цветы на Земле?»


Цель: развитие экологического и эстетического воспитания детей.


Задачи:


  • Дать понятие, что такое цветок.

  • Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).

  • Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.

  • Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.

  • Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.

  • Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

  • Развивать умение сравнивать и анализировать.

  • Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

  • Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных.

  • Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.

  • Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.


Методы проекта:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

  • самостоятельное наблюдение;

  • коллективное наблюдение;

  • наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;


  • технология моделирования;

  • релаксация;

  • ароматерапия;

  • слушание музыки.


Формы организации проекта:

  • Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

  • Экскурсии;

  • Дидактические игры

  • Трудовая деятельность детей.

  • Экологические викторины


Ресурсное обеспечение проекта.

  • Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.

  • Методический инструментарий.

  • Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово – огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)

  • Наглядный материал:

а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;

б) настольно-печатные игры;

в) дидактические игры по экологии;

г) библиотечка юного цветовода.

  • д) альбом « легенды о цветах»;

  • Оснащение природным и бросовым материалом.


Сроки реализации проекта: март – апрель


Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.


Этапы реализации проекта

Период


Мероприятия

Ответственные

I. Подготовительный этап

Март

1 неделя

  • Сбор и анализ литературы по данной теме

  • Разработка плана реализации проекта

  • Разработка дидактических игр, пособий

  • Подборка иллюстративного материала.

  • Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме.

  • Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.

  • Подготовить утилизированный материал, материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.

  • Подготовка семян цветов, рассадников.

  • Задания родителям по подготовке мини-проектов о цветах.

  • Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.




II. Основной этап

Март

2-4 недели


Апрель

1 неделя


2 неделя



  • Беседа «Цветы – краса земли», «Почему их так назвали», «Цветочные сны», «Цветы – талисманы»,

  • Занятие «Цветы и время», «Красная книга России»;

  • Экскурсия в парк, цветочный магазин.

Цель: знакомство с цветами моего края.

  • Загадывание загадок, ребусов.

  • Заучивание и чтение стихотворений.

  • Чтение художественной, познавательной литературы,
  • Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве»


  • Занятие «К первоцветам в гости» (дать представление о первоцветах; научить определять их по описанию; находить связь между цветущими растениями и насекомыми; обогащать словарь).

  • Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.

  • Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты).

  • Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).

  • Дидактическая игра «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений).

  • Занятия «Комнатные растения уголка природы» (закрепить знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями).

  • Беседа «Красота спасет мир», посвященная «Дню Земли» (в доступной форме объяснить детям, для чего нужно охранять природу; обогащать и расширять представления об окружающем мире).

  • Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков, первоцветов.

  • Подвижные игры.

  • Слушание музыки:

цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

Ю.Антонов “ Не рвите цветы”

В.Моцарт “Цветы”

П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”

Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”

М. Протасов “Одуванчики”

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

  • если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает.

  • где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей);
  • “Наблюдаем, как растет лук” (Зарисовать)


  • “Проращиваем семена, луковица”

Трудовая деятельность на участке, в группе – посадка цветов, уход за ними.

  • Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «Букеты цветов».

  • Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы?

Работа с родителями:

    1. Консультация «Ребенок и природа (основы безопасности детей дошкольного возраста)».

    2. Консультация «Цветы для мамы» из серии «Вместе с детьми».

    3. Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать весной)».

Художественно-творческая деятельность:

а) активное участие в мероприятиях, связанных с темой «Цветы»;

б) изготовление цветов из бумаги;

в) рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы:

г) принимать участие в выставках в детском саду:

- «Первые цветочки – мать-и-мачеха» (закрепление знаний о строении цветка, лекарственных растениях ближайшего окружения)

- Коллективное рисование в нетрадиционной технике «Букеты для мам» (закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам).

- Портрет “ Растение улыбается”

Лепка барельефа “Цветок-это чудо”

  • Картотека дидактических игр:

«Цветок – твой талисман»;

«Угадай цветок по описанию»;

«Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»;

«Собери цветок из геометрических фигур»;

«Укрась цветами ковер».

«Посади луговой и садовые цветки»

«Назови лишний цветок»
  • Наблюдения (пример: одуванчики распускаются с появлением солнца, если пасмурная погода, то они не распускаются), за цветами на рабатках.


  • День поэзии «Красивый цветок» (развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам).

  • Вечер загадок «Загадки Лесной феи».

  • Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев

Работа с родителями:

    1. Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике».

    2. Консультация «Ромашка» из серии «Вместе с детьми».




3 неделя

  • Защита детьми мини-проектов (совместно с родителями)

  • Оформление фотоальбома «Дети и цветы».

  • Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас»




III. Заключительный этап

4 неделя

  • Открытое занятие «Цветы вокруг нас»

  • Викторина между детьми и родителями «Знатоки цветов»

  • Защита проекта «Роза – символ любви и красоты»

  • Инсценировка сказки «Почему Роза колючая?»






В ходе проекта:

мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.

У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия цветка то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.


Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.


Список использованной литературы:


  1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.

  2. Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.

  3. Л.А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.

  4. А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.

  5. “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.

  6. А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.

  7. С.Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.

  8. Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

  1. Н.А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – № 2. – 1997.



Приложение


Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и родной природе

Тема "Золотой луг" (по Пришвину)


Программное содержание:

Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». Расширить и уточнить знания детей об одуванчике. Познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать. Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения. Воспитывать основы экологического мировоззрения.


Оборудование:

Портрет М. Пришвина, книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения.


Ход занятия:

Воспитатель - Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. (Показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.

Загадка про одуванчик

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

(Одуванчик)


Воспитатель - Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»? А что вы знаете об этом цветке? В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно. Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там? Идти в пяту – идти друг за другом. Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».


Воспитатель - Располагайтесь удобно и слушайте внимательно.

Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»


«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

"Сережа!" - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг - золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.


С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».


Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»


В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок –

Закачался наш цветок.

Сильный ветер дует –

Лепестки волнует.

(Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)

Белым шариком пушистым

Красовался в поле чистом.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

(Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)


Вопросы по содержанию рассказа:

1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?

2. Где жили братья?

3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?

5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

6. Как, по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?

А как еще можно было бы назвать этот рассказ?


Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!

(Приседают, потом медленно поднимаются)


Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.


Беседа об одуванчике

Воспитатель - Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.


Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.

Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.

Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.

А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Воспитатель - Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произведениями, но в каждом из них он видит удивительное и красивое в природе. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать, гриб, точно богатырь выбивается из-под листьев.

Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил Пришвин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их: в рассказе «Лягушонок» человек спасает лягушонка-путешественника, в рассказе «Журка» выращивает журавля, а в рассказе «Хромка» лечит хромую утку.


Анализ.

– С чем мы сегодня познакомились на занятии?

-Что узнали нового?

-Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?


Итог - На этом наше занятие закончено.

В библиотечку нашей группы я поставлю книгу с рассказами Михаила Пришвина, и вы сможете рассмотреть иллюстрации к его рассказам или взять домой почитать с родителями.


Конспект занятия по родной природе и лепке



следующая страница >>