litceysel.ru 1

Интегрированный урок-путешествие


с элементами творчества

для учащихся 10-х классов на тему:


«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»,

или Моды пушкинского времени»


разработан учителем технологии 1 квалификационной категории

и учителем русского языка и литературы 1 квалификационной категории

МОУ Избердеевская средняя школа

имени Героя Советского Союза В.В. Кораблина

ОРЛОВОЙ ТАТЬЯНОЙ АЛЕКСЕЕВНОЙ,

РОМАНЦОВОЙ ОЛЬГОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ


с. Петровское, 2003 год

Тема урока:

«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни», или Моды пушкинского времени»

Цель урока: знакомство с эпохой Пушкина; создание творческих идей по воссозданию образов персонажей любимых пушкинских произведений, костюмов его времени.

Межпредметные связи: изобразительное искусство (графика, портретная живопись).

Оборудование урока: эскизы костюмов XIX века, репродукция картин П.Ф.Соколова «Портрет А.С.Пушкина», О.А. Кипренского, Г.Г. Чернецова, В.А. Тропинина, А.П.Брюллова, Ф. Берже, К.И. Рудакова «Сцена в саду» из «Евгения Онегина», словарь моды, фломастеры, цветные карандаши.

Тип урока: интегрированный урок-путешествие с элементами творчества


Ход урока:

1. Рассказ учителя литературы.

«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». (Определение Белинского подчеркнуло совершенно особую роль бытовых представлений в структуре пушкинского романа. Знание этого необходимо для понимания текста даже тогда, когда они непосредственно не упоминаются или лишь мелькают в виде кратких отсылок, намеков на то, что было с полуслова понятно и автору, и современному ему читателю). А теперь мы познакомимся с модой пушкинского времени.

2. Рассказ учителя технологии об одежде начала XIX века.


В начале XIX века в русском высшем обществе все явственнее проявляется влияние европейской, особенно английской или французской моды. Описывая внешность Евгения Онегина, Александр Сергеевич замечает о нем: «как dandy лондонский одет». (Учитель литературы просит зачитать описание костюма Евгения Онегина).

- Цитируется отрывок:

В последнем вкусе туалетом

Заняв ваш любопытный взгляд,

Я мог бы пред ученым светом

Здесь описать его наряд;

Г' Конечно б это было смело,

Описывать мое же дело:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет...

Мужчины носили белоснежные рубашки со стоячими жестко накрахмаленным воротником, шею повязывали галстуком — платком или шарфом, завязанным бантом или пышным узлом, концы которого заправляли в жилет. Поверх надевали фрак — черный в деловой жизни, а для праздников, балов — цветной. К этому времени короткие штаны — кюлоты сменили на панталоны, которые на щиколотках закрепляли штрипками. Панталоны были всегда светлее фрака и поддерживались подтяжками. Вместо пальто носили сюртук (прообраз современного пиджака), который начинает постепенно вытеснять из повседневности фрак. На портрете А.С. Пушкина, выполненном художником П.Ф.Соколовым, он изображен в застегнутом на все пуговицы сюртуке.

Кроме панталон мужчины носили лосины, тесно обтягивающие ноги.

Из верхней одежды отметим редингот — полупальто, гаррики (каррики) — по имени лондонского актера Гарика — пальто, имевшее до 10 воротников, которые рядами спускались до пояса. Входит в моду макинтош — осеннее пальто из прорезиновой ткани (от имени ее изобретателя Макинтоша).

На картине художника Г.Г. Чернецова можно видеть разнообразие верхней одежды, в которую облачены А.С. Пушкин (во фраке), В.А. Жуковский (в сюртуке), И.А. Крылов (в бекеше), Н.И. Гнедич (в шинели с пелериной).

В 30-х годах под влиянием произведений Байрона, Вальтера Скотта в дворянской среде более свободным становится стиль ношения одежды: ворот рубашки расстегнут, галстук завязан свободно. Получают распространение клетчатые панталоны, пледы. Таким мы видим А.С Пушкина на портрете О.А. Кипренского, ворот белой рубашки повязан темно — зеленым платком, одна рука прикрыта клетчатым красно — зеленым пледом, переброшенным через плечо.


Дома состоятельные люди обычно носили красивые халаты. Современник А.С. Пушкина художник В.А. Тропинин изобразил его в нарядном халате коричневого цвета с синей отделкой, белой сорочке с мягким отложным воротником, небрежно повязанным платком.

Самым распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр, его изобрели в Англии в конце XVIIII веке. Носили также шапокляк — складной цилиндр, изобретенный во Франции. В первой половине XIX века в моду вошла широкополая шляпа — боливар.

- У Пушкина:

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар...

Сам поэт тоже носил боливар. Военные и чиновники в отставке предпочитали картузы — фуражки с козырьком.

Непременной принадлежностью к костюму стали перчатки, трость и часы на цепочке.

В начале XIX века становятся модными пенсне и монокли, перстни с камнями. На портрете В.А. Тропинина у А.С. Пушкина на большом пальце правой руки надет заветный перстень — талисман с восьмиугольным сердоликом, подаренный ему Е.К. Воронцовой.

Многие мужчины, подобно женщинам, ухаживают за своими ногтями.

- Читаем у Пушкина:

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств, изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые

И щетки тридцати родов

И для ногтей и для зубов.

По воспоминаниям современников, у Александра Сергеевича были длинные, ухоженные ногти.

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай — деспот средь людей.

Во время А. С. Пушкина законодателем мод был также и Париж. В «модных лавках», специальных магазинах, у портных, в том числе иностранцев, всегда были представлены новые фасоны, ткани, отделки. Иностранные фирмы одевали все светское общество Петербурга, заказывали у них одежду и Пушкины. Наталье Николаевне шила мадам Цихлер, которая именовала свое предприятие на Б. Морской улице «торговля новинками». В бумагах Пушкина сохранилось несколько счетов от портных: ОТ МАДАМ Цихлер на 3364 руб. за дамские наряды и от портного Конрада Рутша за сюртук, фрак и панталоны на сумму 405 рублей.


В эпоху Пушкина большие изменения претерпел и женский костюм. На рубеже XIX века идеалом в женской одежде провозглашается античность. Наступило господство белого цвета, и не только в одежде: белой пудрой покрывали и лицо, и шею, и грудь, и спину, и руки... Женщины надевали легкую, полупрозрачную тунику, перехваченную поясом под самой грудью. «Античное» платье мы видим на акварели К.И. Рудакова «Сцена в саду» из «Евгения Онегина».

Чуть ли не единственной верхней одеждой были цветастые шали, в том числе кашемировые из тонкой пуховой шерсти тибетских коз. Размером 3 х 1,5 м., они были невесомы и нежны на ощупь. Особо ценилось умение драпироваться шалью, которая должна спадать с плеч красивыми складками.

Обувь дамы носили без каблуков из материи в форме лодочки с лентами, которые обвязывали вокруг щиколотки.

Начало века ознаменовано длиной и фасоном платья, открывающего башмачки и щиколотки ног.

Чтение отрывка из «Евгения Онегина»:

Толпа мазуркой занята,

Кругом и шум и теснота,

Бренчат кавалергарда шпоры;

Летают ножки милых дам.

Дополняли дамский туалет длинные перчатки (их снимали только за столом) и митенки (перчатки без пальцев), веер, ридикюль (маленькая сумочка из ткани) и небольшой зонт от дождя и солнца. Украшением служили: жемчужные нити, браслеты, колье, диадемы, фероньерки, серьги. Перстнями и кольцами украшали почти каждый палец руки. Браслеты носили даже на ногах.

К середине XIX века меняется силуэт женского платья. Идеалом в моде становятся покатые плечи, тонкая талия, широкие бедра. Возвращается корсет. К нему на пуговицах пристегивается несколько нижних юбок (до восьми), благодаря чему верхняя приобретала форму колокола. Талия опустилась на свое законное место. Дамские вечерние туалеты для театром, концертов отличались от бальных меньшим декольте и скромной отделкой .

На акварели А.П. Брюллова Н.Н.Пушкина изображена в платье из прозрачной ткани с туго затянутым корсетом (тонкая талия оптически уменьшена за счет непомерно широкого рукава). Низко спущенный вырез декольте открывает покаты плечи и оформлен двумя рядами ажурного кружева, украшенного атласными бантами. Длинные серьги и такая модная в то время фероньерка украшают лицо «чистейшей прелести чистейший образец».


На развитие женской одежды повлияла Отечественная война 1812 года. Русские модницы в порыве патриотизма стали рядиться в сарафаны, кокошники, душегрейки.

Элементы русского народного костюма стали проникать в придворный быт: дамы при дворе надевали повойники и сарафаны со шлейфом. Кстати, последний на протяжении всего века то появляется, то исчезает. Увлечение верховой ездой в высшем обществе требовало особого костюма — амазонки: суконная юбка и узкая кофточка. Дополняли костюм седлом, позволяющим сидеть на лошади боком.

Менялась мода и на причёски. В начале XIX века они копировали античные. В 1820 году появилась новая дамская прическа: без челки, с прямым боковым пробором и завитыми локонами на макушке. Был в моде каштановый цвет волос. В 30-40 год волосы укладывали буклями в виде полушарий на висках или носили прическу «плакучая ива» - длинные завитые локоны.

Головные уборы подбирались соответственно прическе. Считалось, что модница должна иметь не менее 365 шляпок и столько же пар обуви. Дамы носили чепец из полупрозрачной ткани, который украшали лентами, кружевами, цветами. Распространены были в эти годы шляпы — «кибитки» с полями, закрывающими профиль лица, «тюрбаны» и на балах береты.

Косметикой женщины пользовались умеренно. В отличие от XVIII века достаточно было подчеркнуть, оттенить черты лица. Использовались румяна, белила, краска для ресниц, бровей и ногтей.

3. Творческое задание: на карточках — эскизах подобрать цвета для мужского и женского костюмов с учетом времени (эпохи).

4. Работа по составлению словаря моды.

Амазонка — костюм наездницы. Под очень длинной юбкой надевались мужские брюки, а к ним высокие сапоги и приталенный корсет. Тогда же в моду вошли женский цилиндр с вуалью.

Боа — длинный узкий шарф из меха или страусиных перьев.

Бекеша (бекешь) — верхняя мужская зимняя одежда в виде короткого кафтана со сборками на спине и меховой отделкой по краю воротника, рукавов, карманов, подолу; верхняя мужская одежда в виде сюртука сл складками или сборками сзади по талии.


Вуаль — редкотканная прозрачная шелковая, хлопчатобумажная или шерстяная ткань, которую носят женщины, чтобы закрыть лицо, а также в качестве украшения.

Гаврик (каррик) — зимнее пальто с большим декоративным воротником, закрывающим плечи, часто меховым, длина его 10-15 см. от земли.

Душегрейка — теплая женская кофта без рукавов.

Диадема — полоска материи или металла, носилась на голове или лбу, иногда имеет вид короны.

Кокошник - старинный женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.

Камея — гемма с выпуклым рельефом, сделана из различных слоев полудрагоценного или драгоценного камня путем чередования светлых и темных слоев.

Кюлоты — старинная мужская куртка — безрукавка под верхнюю одежду, впоследствии с рукавами.

Лосины — штаны белого цвета из кожи лося или оленя. В начале XIX века были деталью модного костюма, затем сохранились лишь как часть парадной военной формы.

Манто — широкое дамское пальто, обычно меховое.

Повойник — платок, обвитый вокруг головы.

Панталоны — длинные, не стянутые внизу мужские брюки.

Пелерина — накидка без рукавов, иногда с отверстием для рук.

Ридикюль — дамская сумочка в виде кисета. Обычно была вышита и вешалась при помощи длинного шелкового шнура на руку.

Редингот — полупальто, произошедшее из камбоза. Оно не имело пол и использовалось для верховой езды. Впоследствии становится мужским и женским пальто для выхода с воротником, лацканами и однобортной или двубортной застежкой.

Салон — накидка с длинной пелериной, иногда с рукавами.

Туника — мужская или женская одежда античного времени, имела рубашечный покрой, вначале была без рукавов.

Тюрбан — переводится как материал для вуали, которым персы повязывали голову. В период французской буржуазной моды тюрбаны носили придворные дамы и господа, они появляются повсеместно в моде стиля «ампир».


Фероньерка — обруч или цепочка с драгоценным камнем или жемчужиной, розеткой из камней различного цвета, спускающимися на лоб.

Шлейф — удлиненный конец одеяния, волочащийся сзади, увеличивает и удлиняет фигуру, делая ее возвышенной.


5. Разработка и оформление творческого проекта.

Создать костюм или отдельные его детали в соответствии с пушкинской модой.

Этапы выполнения творческого проекта:

1) Осознание проблемы.

2) Оценка возможного решения проблемы.

3) Выработка вариантов идей и их обсуждение.

4) Выбор материала проекта с технолого-экономической точки зрения.

5) Планирование процесса изготовления.

6) Корректировка плана в соответствии с выбранным решением.

7) Изготовление проекта.

8) Защита проекта.

6. Подведение итогов урока.

Учитель литературы говорит о том, что каждая деталь текста важна для понимания смысла произведения.

Познакомившись с модой пушкинского времени, мы стали яснее представлять себе героев романа «Евгений Онегин», узнали предназначение тех деталей одежды, которые вышли из моды.

7. Домашнее задание:

по литературе: написать мини — сочинение «Как выглядели герои романа «Евгений Онегин» после долгой разлуки».

по технологии: приступить к разработке и оформлению творческого проекта «Костюм пушкинского времени».