litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тема: «Использование игровых технологий для достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы на уроках русского языка»



Цель: показать использование игровых технологий на уроках русского языка.

Оборудование: проектор

Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897) как нормативный документ ориентирован на достижение основной цели общего среднего образования – «становление ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни».

Рабочая программа, по которой я работаю в 5 классе, составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой) под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2011 г.), учебник «Русский язык. 5 класс.» Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.

Данная программа является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Она направлена на достижение результатов освоения курса русского языка на предметном, личностном и метапредметном уровнях.


Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта является оценка образовательных достижений обучающихся.

Как достичь высоких результатов в образовательном процессе? Как повысить эффективность урока? Как сделать так, чтобы на уроке было интересно всем ученикам, чтобы каждый ребёнок был вовлечен в учебный процесс. На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

Я хотела бы начать свое выступление со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».


Актуальность использования игровых технологий:

Игровые технологии формируют коммуникативные УУД( умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); познавательные УУД ( сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).

Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.


Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 5 часов русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, я увлекаю детей и тем самым создаю почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.


Разновидности игр. Основные цели и задачи игр на уроках

Игры можно классифицировать по-разному (учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) , дидактические игры, игры – драматизации). Сегодня я вам расскажу о том, какие игры применяю в работе, используя классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики. Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические. Такую классификацию предлагает Людмила Владимировна Петрановская.

Я хочу поделиться с Вами, каким образом обучаю детей тонкостям родного языка, а тем самым развиваю интерес и любовь к предмету, каких результатов можно достичь, используя элементы игры на уроках.


Элементы игровой деятельности на каждом уроке

Игровую деятельность как элемент урока я применяю на любом этапе его – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

1-й этап. Проверка домашнего задания

Чтобы преодолеть унылую традицию, на этапе проверки домашнего задания я ввожу элемент игры, которая носит в основном тренинговый или контролирующий характер.

Наиболее эффективны, на мой взгляд, игры по фонетике, развивающие речевой аппарат у детей и выявляющие степень усвоения лингвистического материала. «Фонетическую разминку» я провожу наряду с орфографической . Так, например, при изучении в 5-м классе темы «Звонкие и глухие согласные» провожу игры «эхо», «выключи голос», «найди пару», «поймай мяч», «Чья команда победит?», «Метаграммы». Все они основаны на делении согласных на парные и непарные звонкие и глухие.

Игры проводятся до тех пор, пока все ученики в классе не усвоят классификацию звуков по звонкости/глухости. Приведем пример одной из игр.

«Эхо».

Цель игры: усвоение классификации согласных.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это – ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.



Результат обучения:

Учащиеся безошибочно называют пары согласных по глухости- звонкости, твердости – мягкости, а также непарные согласные, умеют характеризовать звуки по плану.

Для освоения норм письменной речи и норм произношения я стараюсь находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно», «Пригласите на обед»,« Составь текс и озвучь его».


Результат обучения:

Умеют произносить слова без ошибок на изученные правила, верно писать их и указывать правильное произношение, правильно произносить звуки речи(фонемы) изолированно и в составе слова, не отождествляя их с буквами умеют слушать и слышать звучащую речь, оценивать ее с точки зрения соблюдения норм орфоэпии (речь учителя, ученика, речь ведущего телевидения, радио и т.д.)

На этапе проверки домашнего задания я провожу орфографические игры «Откуда слово к нам пришло?», «Найди слог с нужной гласной», «Орфографическое лото», «Словесный мяч» и т.д.Если же домашнее задание посвящено морфологии, то увлекательной формой его проверки может стать разгадывание кроссворда. Игра «Исправь ошибку» позволяет отрабатывать орфографическую зоркость, находить ошибки в текстах, повторять правила, уметь применять их на практике, способствовать выработке навыка орфографического письма.




2-й этап. Объяснение нового материала.

На этом этапе провожу обучающие игры. В 5-х классах при введении сложного и неинтересного для школьников этого возраста материала используется элемент занимательности. Я часто использую лингвистические сказки,игры – путешествия. С помощью сказки лингвистические понятия, орфографические и пунктуационные правила легко запоминаются – трудный учебный материал дается в занимательной форме. «Герои» орфографических или пунктуационных правил одушевляются, действуют в соответствии со своим характером и темпераментом. Сначала дети слушают авторские сказки или сказки учителя, а потом пробуют сочинять сами.


Фрагмент урока (лингвистическая сказка)

3–4-й этапы. Закрепление, повторение, обобщение.

При закреплении и повторении материала особенно полезны технологии, поддерживающие интерес. На уроках я провожу такие игры, как «Лингвистический футбол», «Слова по схеме», «Четвертый (третий) лишний», игры- путешествия, соревнования, викторины, КВН

Так, например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке» можно использовать словообразовательную игру «Чье гнездо больше?».


Разнообразные формы работы рождают у детей тягу к знаниям, учат любить и чувствовать красоту русского языка.

Обсуждение игры

Обсуждение игры можно провести как в устной форме, так и в письменной.


Фрагмент урока-путешествия

Анализ фрагмента урока.

Сообщение о путешествии – вызов интереса учащихся, мотивация к дальнейшей работе.

Конкурс капитанов (теоретические сведения об имени существительном). При устном ответе дети учатся участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Планета «Шифровочная». Работа по орфографии необходима, т.к. орфографическое письмо является необходимым компонентом качества образования по русскому языку.

Смена деятельности для детей – своеобразный отдых: нельзя загружать только память, нужно давать работу уму и воображению, пробуждать эмоции – благодаря этому материал будет глубоко осмыслен учениками. Кроме того, решается проблема колебания внимания, эмоционально вялые дети включаются в работу, ребята не утомляются. Задания игрового характера позволяют закрепить знания и умения на основе творческого применения, в нестандартной ситуации


Результативность.

Значение игровых технологий невозможно исчерпать. Ее феномен состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.


Преимущества игровых технологий:


  • Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.

  • Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.

  • Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).

  • Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

При систематическом использовании на уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты:

формируется такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;

вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

создается положительный морально-психологический климат в классе для развития личности учащихся;

повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся;

в каждом классе выделяется группа учащихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;

развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.

Нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляется терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий.

Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.


Список литературы

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся / Под ред. Л.П. Крысина. М.: Просвещение, 1995.

2. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе/ Газета «Русский язык» № 23 2009г


3.Волина В.В. Этимологический словарь. СПб.: Зенит, 2000.


4. Казбек-Калиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5–11-е классы. Айрис-пресс, 2004.


5. Московский интеллектуальный марафон. Сборник заданий. М.: Интеллект-Центр, 2002.


6. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. М.: Владос, 1999.


7. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка. М.: Мирос-Маик, «Наука-Интерпериодика», 2000.