litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Советы родителям
« Как помочь ребёнку с нарушением в развитии заговорить?»
учитель-логопед ОДДИ для УОД , НСО, Мошковский район, р.п.. Ст.- Ояшинский
Лакизо Ирина Леонидовна


Этот вопрос волнует многих мам, если ребёнку исполнилось два года, а он говорит не более десятка аморфных слов или не говорит вообще.

Забота о своевременном формировании речи у ребёнка - это основное условие успешного развития ребенка. Ведь через речь развивается мышление, да и мысли мы свои выражаем с помощью слова.

Любая задержка в развитии речи (плохое понимание того, что говорят окружающие, бедный запас слов) затрудняет общение ребёнка и с взрослыми, и с детьми. Такие дети не могут уловить сути игры, не понимают предъявляемых требований. С этими детьми очень сложно общаться не только дома родителям, но и врачам, воспитателям и другим окружающим ребенка людям. Как правило, такие малыши упрямы, раздражительны, много плачут и их бывает трудно успокоить.

Доказано, что существуют два языка общения: один язык - это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз; второй - это бессловесный язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача - язык эмоций и переживаний. Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу "считывать" информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение и эмоции.

Ребёнок, впервые оказавшийся в незнакомом окружении сразу определит отношение к себе незнакомых ему людей. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи взрослого, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведёт: каким тоном говорит эта тётя с ним, каким маме; отворачивается ли от него, от мамы; улыбается ли, прижимает ли обнимает к себе или наоборот. Дитя всё учтёт, а его разум впитает.

Дорогие родители! Вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье "то, чему учила меня моя мать", "то, что мне показал отец", "то, чему меня учили дома".


Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать, умением выражать свои чувства и мысли.

Первые годы жизни ребенка выдаются очень суматошными и родители могут недоумевать: "Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?". Но не следует забывать, что должно быть взято в качестве основных правил развития коммуникации у ребенка в домашних условиях:

1 этап


  1. Разговаривайте с ребенком медленно, короткими фразами заботливым, успокаивающим или ободряющим тоном.

  2. Радуйтесь Вашему малышу с проявлением эмоций.

  3. Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.

  4. Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.

  5. Если ребенок что-то делает, то комментируйте его действия.

  6. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, объяснения должны быть простыми и понятными.

  7. Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.

  8. Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.

  9. Приобретите диски с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

  10. Будьте терпеливы и не теряйте чувства юмора!


2 этап


  1. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно и смотрите в лицо.

  2. Установите четкие требования к ребенку «что можно и чего нельзя».

  3. Сначала спрашивайте "что", а "почему" спросите, когда малыш подрастет.

  4. Каждый день читайте ребенку.

  5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

  6. Поощряйте игры с другими детьми.
  7. Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он помогает Вам во всем, что ему доступно.


  8. Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.

  9. Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских учреждениях.

  10. Будьте примером для малыша!


Табу «Не . .!»


    • Не перебивайте ребенка, даже если Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать.

    • Не задавайте слишком много вопросов.

    • Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

    • Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.

    • Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно что-либо делать.

    • Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не правильно!»; не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".

    • Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями.

    • Не рассказывайте о проблемах ребенка чужим людям в его присутствии.

    • Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.


Развитие навыков коммуникации, то есть способности об­щаться, может быть даже важнее, чем умение самостоятельно ходить! «Разучитесь» на полчаса понимать окружающих и сигнализировать им о ваших желаниях и потребностях, и вы сразу почувствуете, как это важно.

Любой маленький ребенок постоянно развивается, активно взаимодействуя с окружающим миром и, прежде всего, с близкими людьми. Только в процессе социального взаимодействия ребенок развивается как независимая личность. Часто ребенок с церебральным параличом ведет себя не так, как другие дети, его трудно понять, он совсем не может говорить или говорит очень непонятно — воз­можно, из-за двигательных нарушений или трудностей с концентра­цией внимания; порой крайне трудно определить, нравится ли ему та или иная игра или занятие. Родителям и специалистам приходится быть очень внимательными и наблюдательными, для того чтобы разгадать или расшифровать «сигналы» малыша. Именно с расшифров­ки первых ответов ребенка начинается взаимное общение между родителями и малышом. Многие дети с церебральным параличом никогда не научатся говорить, но если малыш может ответить нам «да» или «нет», то такой ответ вполне может стать основой для коммуникации. Развитие навыков коммуникации и социального взаимодействия — очень важная задача помо­щи ребенку с нарушением в развитии.


Если ребенок совсем не может разговаривать — задача специалистов придумать для него способ, с помощью которого он мог бы вступать в коммуникацию. Может быть, он может показывать на картинку, чтобы попросить у вас предмет или игрушку, или, если двигательные нарушения в руках выражены не сильно, сможет ис­пользовать жесты. Придумать для такого ребенка систему дополни­тельной коммуникации — задача, которую необходимо решить, что­бы малыш смог, пусть и не совсем обычным способом, общаться с другими людьми.

Часто нарушение речи является вторичным. К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение меж функциональных связей.

Первичный дефект является следствием таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив детерминирует отклонения в личностном развитии. То есть, дефект, препятствующий нормальному, общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей.

Все функции и умения ребенка отличаются гибкостью, изменчивостью, совершенством. Эти качества возникают в процессе обучения. Интеллект ребенка не определяется наследственными задатками и не является величиной постоянной, мало зависящей от воспитания и обучения. Умственные способности не появляются спонтанно, просто по мере созревания мозга. Так, например, известно, что в коре головного мозга человека имеются центры речи (центры Брока и Вернике). Однако ребенок никогда не заговорит без обучения вследствие простого созревания этих центров мозга. Строение речевых зон, которое само зависит от ряда факторов, в том числе и наследственных, влияет на обучаемость ребенка речи, но не предопределяет языка, на котором будет говорить ребенок. Это происходит потому, что у человека минимальный по сравнению с животным фонд врожденных рефлексов (инстинктов). Взаимоотношения ребенка с интеллектуальными нарушениями с родителями, братьями и сестрами с самого начала складываются неблагоприятно для развития его психики. Семья обычно не способствует воспитанию у него самостоятельности. Умственно отсталый ребенок обычно слаб и моторно неловок. Его руки непрочно удерживают предметы: ложку, игрушку, чашку. Родители начинают его полностью чрезмерно обслуживать. Прекращаются попытки научить его самостоятельно пользоваться вещами. Чрезмерная опека и множество ограничений мешают развитию знаний, опыта, предметной деятельности, ознакомлению с физическими свойствами вещей. Отсутствие у ребенка сильной потребности в новых впечатлениях, с одной стороны, и потеря родителями надежды на возможность развития у него самостоятельности - с другой, сводят контакт между ними к удовлетворению органических потребностей. Ребенка оберегают, но не развивают. Он не занимает в коллективе адекватной позиции, чаще всего ему предлагают невыгодные роли или вообще игнорируют его. Таким образом, лишение его коллективной ролевой игры не позволяет ребенку понять смысл общественных взаимоотношений. Но, как ни скудно развивается личность ребенка со множественными нарушениями в развитии, но она все же развивается и ведет некоторую борьбу за свои социальные позиции, развивая в себе компенсаторные механизмы.


Церебральный паралич возникает из-за повреждения тех частей центральной нервной системы, которые «отвечают» за управ­ление движениями. Но у ребенка могут быть повреждены и другие отделы мозга, управляющие другими функциями. В этом случае у ребенка будут какие-либо сопутствующие нарушения.

Например, при поражении отделов мозга, которые занима­ются обработкой зрительной информации, у ребенка будет разви­ваться нарушение зрения. У детей с церебральным параличом мо­жет нарушаться контроль за движениями глаз, поэтому приблизи­тельно у половины из них наблюдается косоглазие. Иногда у таких детей диагностируют тугоухость. Зрение и слух очень важны для развития, поэтому, если у вашего малыша церебральный паралич, ему обязательно нужно проверить слух и зрение.

Если обратить на них внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу школьного возраста многие из них будут сглажены. В любом случае они требуют повышенного внимания и специальных занятий сразу – как только будут выявлены.

Коррекция трудностей, возникающих у детей с нарушением в развитии, включает в себя различные мероприятия, такие как логопедические психолого-педагогические и медицинские.

Многих родителей беспокоит вопрос— нужно ли ребенку с нарушением в развитии принимать лекарства, чтобы помочь его нервной системе развиваться или снизить мышечный тонус? Сегодня в большинстве стран таким детям не назначают всех тех препаратов, которые столь обычны у нас. Назначать лекарства может только опытный врач, обладающий опытом применения та­ких лекарств, но не логопед. Достаточно часто у детей с церебральным параличом бывают судороги. В этом случае ребенку необходимо правильно подобрать специальные противоэпилептические лекарства, и сделать это может только врач после специального обследования. Любой разумный че­ловек понимает, что длительный прием лекарств может нанести ребен­ку вред, но в случае судорог это совершенно необходимо, из-за того, что повторные припадки могут сказаться на развитии ребенка. Поэтому, как бы вы ни относились к медикаментозной терапии, давать ребенку эти препараты нужно строго в соответствии с рекомендацией врача.


Переживающий свои неуспехи ребёнок становится замкнутым, подавленным, протестным. Он остро нуждается в помощи, направленной на коррекцию его трудностей.


С помощью лекарств можно сделать ребёнка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребёнка. К сожалению, пока чудодейственного лекарства от всех болезней нет. Но уже сейчас можно очень многое сделать для ребенка, необ­ходимо только помнить, что малыш должен развиваться уже сейчас — ожидая появления новых методов и пробуя их применять, мы часто теряем время. То, что мы можем делать, — это помогать ребенку развиваться!

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Многие родители детей с церебральным параличом испытывают трудности при кормлении своего дитя. Младенцы иногда не могут сосать грудь или соску, а позже им трудно научиться брать пищу с ложки, жевать, они могут поперхнуться, когда пытаются что-то проглотить. Эти трудности связа­ны с нарушениями движений языка, губ и с нарушением глотания. Когда малыш уже проглотил пищу, он может неожиданно срыгнуть. Частые срыгивания могут оказаться серьезной проблемой из-за постоянного раздражения стенок пищевода кислым содержимым желуд­ка. Поэтому важно правильно подобрать позу, в которой вы кормите ребенка. Ни в коем случае малыш не должен есть, запрокинув голову или прижав подбородок к груди! Попробуйте сами проглотить что-то в этом положении — у вас ничего не получится. Необходимо правильно подобрать консистенцию пищи: сделать ее такой, чтобы ребенок не захлебывался, если она жидкая, и не давился, если она чересчур густая.


У детей в возрасте до пяти месяцев отмечается целый ряд патологических изменений в строении и функционировании артикуляционного аппарата. Патология строения артикуляционного аппарата у части детей проявляется в неправильной форме твердого нёба, недоразвитии нижней челюсти, массивном языке. У части детей наблюдаются значительная асимметрия лица, сглаженность носогубных складок. Форма языка и его положение в полости рта в значительной степени зависят от общего мышечного тонуса ребенка, от влияния патологических тонических рефлексов на мышцы языка. Так, в большинстве случаев язык крайне напряжен, оттянут «комом» назад, либо «жалом» вытянут вперед, что чаще всего сочетается с гиперкинезами языка в передне-заднем направлении, тремором языка. Нередко это сочетается с гиперкинезами мимической мускулатуры. В некоторых случаях отмечается гипотонус языка, губ, отвисание нижней челюсти, отсутствие сосательных движений. У большинства детей голос слабый, немодулированный, иссякающий, в ряде случаев отмечается асинхронность голоса, дыхания и артикуляции. Мимика у большинства детей вялая, невыразительная.

Двигательные нарушения ребенка отражаются на работе дыхательного аппарата, на голосообразовании, артикуляции, мимике и жестах, которыми он пытается пользоваться для общения с окружа­ющими. Например, ребенку со спастической диплегией может быть трудно произносить звуки, его вокализации тихие, мимика обеднена, он мало пользуется жестами, потому что ему трудно двигаться. При гиперкинетических формах церебрального паралича ребенок посто­янно находится в движении, гримасничает, много двигает руками, часто издает звуки. В таких случаях детей трудно понять, они пытаются общаться с нами необычно — не так, как другие дети. Для развития ребенка очень важно научиться понимать его «сигналы», нужно вни­мательно наблюдать за поведением малыша, чтобы понять, когда он хочет продолжать какое-то действие или игру, а когда протестует. Движение, гримаса удовольствия или неудовольствия, плач, особый звук — все это может быть началом диалога малыша с вами, нача­лом развития его способностей общаться с окружающими. Очень важно помнить о том, что любой ребенок развивается, активно взаи­модействуя с окружающим миром. Ребенок с обычным развитием делает это естественным путем, и нередко даже родители не замеча­ют, где и когда он успел чему-то научиться. Если же у малыша цереб­ральный паралич, то для успешного обучения ему нужна ваша по­мощь. Например, ребенок не может самостоятельно сидеть на полу, ловить мячик и бросать его, просто потому, что ему мешают двига­тельные нарушения. Если вы поиграете втроем и, например, папа или бабушка будут поддерживать ребенка сзади и помогать ему ловить и кидать мяч, а мама будет вторым игроком, то малыш сможет на­учиться играть «по очереди», поймет, что мяч круглый и может катиться по полу. Такая простая игра поможет ему многое узнать о мире. А если бы все это время он провел в кровати или просидел бы на диване, перебирая погремушки — единственный вид игрушек, в кото­рые он может играть самостоятельно, — это было бы не так полезно для его развития.


Прежде чем начать заниматься с ребёнком, необходимо знать следующие правила:


  • Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребёнок. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.

  • Принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.

  • На одном занятии не следует давать больше 2-3 упражнений.

  • К последующим упражнениям можно переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

  • Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они будут даны далее. Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д (даже если Вам эти упражнения приходится выполнять за ребенка (в пассивном варианте)). В активном варианте следует поэтапно проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное движение.

  • Если у ребёнка появился звук, надо постепенно вводить в его речь, т. е. учить правильно употреблять звук в соответствующей ситуации, например , акцентировать внимание на этом звуке в простом слове.

  • Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения желательно согласовывать с логопедом.

Мы уже говорили о том, как важно для развития ребенка помочь ему общаться с окружающими. Поэтому с вашим малышом обязательно будут встречаться специальный педагог или логопед. Вместе с вами этот специалист будет наблюдать за тем, как общается ребенок, что он может сказать, как он просит о чем-то или что-то объясняет. Маленький ребенок учится, а тем более общается, только во время игры, поэтому все занятия — это игры, которые интересны и ребенку и вам.


Во время занятия с ребенком с ДЦП, которые необходимо начинать как можно раньше, важно осознавать пагубное влияние патологических тонических рефлексов (характерный симптом детского церебрального паралича) в результате которых у ребенка формируются патологические установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея). Поэтому необходимо подбирать для каждого ребенка индивидуальные положения тела, при которых патологические тонические рефлексы не проявлялись бы вовсе, либо проявлялись минимально. Эти положения туловища, конечностей, головы, носящие название «рефлексо-запрещающие позиции», необходимо придавать ребенку до начала проведения занятия и сохранять во время занятия. Длительность занятия начинают с 3-5 минут и постепенно доводят до 20-30 минут.

1. Поза эмбриона - в положении на спине следует приподнимать и опускать голову ребенка на грудь, руки и колени согнуть и привести к животу. В этой позе производятся плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимально возможного мышечного расслабления (метод, предложенный Б. и К. Бобат).

2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову, ноги при этом согнуты в коленях.

3. В положении на спине с обеих сторон голову ребенка фиксируют валиками, позволяющими удерживать ее на средней линии.

4. В положении на боку ребенок помещается в «позу эмбриона».

5. В положении на животе под грудь ребенка подкладывается валик, а ягодицы фиксируются поясом с грузом.

После выбора позы перед массажем необходимо ослабить проявление гиперкинезов в этом помогут упражнения, предложенные К.А. Семеновой: потряхивая руку и ногу ребенка, сближают их в области колена и локтя (правый локоть с левым коленом и наоборот). Несколько движений (2-3 раза) попеременно справа и слева способствуют ослаблению гиперкинезов. Затем проводят дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений. В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечается повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает, в связи с чем проводятся следующие приемы расслабления.



следующая страница >>