litceysel.ru
добавить свой файл
1
Министерство образования и науки РФ


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт физики и технологии

Кафедра общей физики и естествознания


Рабочая учебная программа


по дисциплине «Концепция современного естествознания»

по направлению «050400 – Социально-экономическое образование.

Профиль: Социология

Профиль: Политология»

по циклу ЕН.Ф.00. – Общие математические и естественнонаучные дисциплины

(федеральный компонент)



Очная форма обучения

Курс –2

Семестр – 4

Объем в часах всего – 120 ч.

В т.ч. лекции – 40 ч.

практические занятия – 20 ч.

лабораторные занятия – 0

самостоятельная работа –60 ч.

Зачет – 4 семестр




Заочная форма обучения

Курс – 2

Семестр – 4

Объем в часах всего – 120 ч.

В т.ч. лекции – 8 ч.

практические занятия – 4 ч.

лабораторные занятия – 0

самостоятельная работа – 108 ч.

Зачет – 4 семестр




Екатеринбург – 2011


Рабочая учебная программа по дисциплине «Естественнонаучная картина мира»


ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2011. – 20 с.


Составитель: Константинова Н.Ю., доцент кафедры общей физики и естествознания УрГПУ

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры общей физики и естествознания УрГПУ



Протокол № 5 от 23.12.2011

Зав. кафедрой ____________П.С. Попель

Директор Института физики и технологии________ П.В. Зуев


Цель и задачи дисциплины


Программа курса «Концепции современного естествознания» конкретизирует содержание и структуру одного из компонентов государственного стандарта высшего образования.

Полноценность современного высшего образования обеспечивается лишь в том случае, когда студенты различных факультетов смогут получить определенный объем естественнонаучных знаний.

Курс «Концепции современного естествознания» содержит широкие эм­пирические обобщения. Их изучение имеет практическое значение, которое трудно переоценить. Студенты любых специальностей получают возможность обозреть цикл естественных наук целиком. При этом, осуществляется широкая интеграция рядов научных открытий последних двух столетий XX века в рам­ках доминирующей в современной науке системной парадигмы. Поэтому, предмет «концепции современного естествознания» выполняет две особые функции: информационную и мировоззренческую. В процессе его изучения:

  • раскрываются фундаментальные закономерности строения и взаимодействия структурных элементов Вселенной от элементарных частиц до объектов космических масштабов;

  • описываются механизмы протекания процессов окружающего ми­ра и их взаимосвязи;

  • дается облик современной космической картины мира;

  • обеспечиваются условия для формирования нового типа рацио­нального научного мышления, который характеризуется системным подхо­дом;

• способностью преодолевать «робость в суждениях, их неполноту, редукционизм и скудость знаний»;

умением обнаруживать универсальность и специфичность отме­ченных взаимодействий;

• экоцентризмом;

  • обеспечиваются условия для понимание специфики природных и

    социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодополнительности.


  • в сфере управления это дает возможность обеспечить принятие
    наиболее обоснованных решений о поведении сложных систем.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Программа построена по принципу спирали, состоящей из трех витков -блоков. В нее включены, во-первых, физическая, химическая и географическая картины мира, концепции современной биологии; во-вторых, основные поло­жения теории систем; в-третьих, концепции классической и глобальной эколо­гии, как обобщение первых двух. Программа начинается введением, основная задача которого состоит в актуализации знаний, приобретенных во время 10-тилетнего школьного обучения, а также витагенного опыта студентов. Первый «виток» рисует современную картину мира на уровне «что есть что» и «все из­меняется». Второй «виток», доказывает, что «все есть система» и «мир систем функционально аналогичен». Материал третьей части актуализирует выше приведенную информацию на материале концепций современной экологии.


Основные формы организации обучения.

Для решения поставленных задач рекомендуются следующие формы и методы обучения: лекционные, практические и семинарские занятия, самостоя­тельная работа, подготовка и защита рефератов.


Организация самостоятельной работы студентов.

Самостоятельное изу­чение рекомендованной литературы; написание рефе­ратов; подготовка докладов, подготовка к проведению дискуссий и «круглого стола» на семинарских занятиях;
2. Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематический план очной формы обучения





п/п

Наименование темы, раздела


Всего трудоёмкость

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

Лабораторные



Тема 1. Введение.

6

2

2

0

0

4



Тема 2. Дискретность и непрерывность в природе (корпускулярная и кон­тинуальная концепции описания природы).

10

6

4

2

0

4



Тема 3. Законы движения.

12

6

4

2

0

6



Тема 4. Современная физическая картина мира.

12

6

4

2

0

6



Тема 5. Симметрия природы и ее законов.

8

4

2

2

0

4



Тема 6. Закономерность случайности

8

4

2

2

0

4



Тема 7. Химические процессы


12

6

4

2

0

6



Тема 8. Концепции современной биологии.

12

6

4

2

0

6



Тема 9. Концепции современной географии

12

6

4

2

0

6



Тема 10. Общесистемные обобщения.

8

4

2


2

0

4



Тема 11. Концепции классической экологии

8

4

4

0

0

4



Тема 12. Концепции глобальной экологии

12

6

4

2

0

6




ИТОГО:

120

60

40

20

0

60



Учебно-тематический план заочной формы обучения





п/п

Наименование темы, раздела

Всего трудоемкость

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические


Лабораторные



Тема 1. Введение.

8

0

0

0

0

8



Тема 2. Дискретность и непрерывность в природе (корпускулярная и кон­тинуальная концепции описания природы).

10

2

2

0

0

8



Тема 3. Законы движения.

8

0

0

0

0

8



Тема 4. Современная физическая картина мира.

10

2

2

0

0

8



Тема 5. Симметрия природы и ее законов.

10

2

2

0

0

8

Тема 6. Закономерность случайности

8

0

0

0

0

8



Тема 7. Химические процессы


8

0

0

0

0

8



Тема 8. Концепции современной биологии.

12

2

2

0

0

10



Тема 9. Концепции современной географии

12

2

0

2

0

10



Тема 10. Общесистемные обобщения.

10

0

0

0

0

10



Тема 11. Концепции классической экологии

10

0

0

0


0

10



Тема 12. Концепции глобальной экологии

14

2

0

2

0

12




ИТОГО:

120

12

8

4

0

108
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Введение. Определение понятия естествознание. Естествознание как составная часть культуры. Проблема «двух культур». Особенности методов познания в естественнонаучной и гуманитарной культурах.

Эволюция научного метода. Современное содержание понятия «научный метод». Антропный принцип познания: слабый антропный принцип (Дикке), сильный антропный принцип (Ф.Хойл). Понятие о системном подходе. Принцип соответствия в методологии науки. Принцип дополнительности.

Взаимная дополнительность естественнонаучного и гуманитарного зна­ния. Определение понятия «концепция». Содержание современного естествознания

История естествознания, тенденции развития.

Понятие «естественнонаучная картина мира». Частные научные картины мира и их соотношение между собой. Квазинаучные картины мира. Квазинауки, их истоки, характерные признаки, функции. Принцип фальсификации Ч. Сноу.

Математика - язык естествознания. Математические методы в естество­знании и гуманитарных науках. Проблема непостижимой эффективности мате­матики.

  1. Дискретность и непрерывность в природе (корпускулярная и кон­тинуальная концепции описания природы). Однородность и непрерывность

    (Зенон). Атомистические концепции (Демокрит, Эпикур, Лукреций, Аристотель). Концепции близкодействия (Декарт) и дальнодейстия (Ньютон). Кванто­вые представления и природе света (М.Планк, А.Энштейн). Свет: притча о се­мерых слепцах. Волновые свойства элементарных частиц. Современные пред­ставления о структуре материи: квантовые поля. Вакуум - форма материи, его свойства.





  1. Законы движения. Механический мир Декарта и Ньютона. Механи­цизм в биологии. Энергия: количественная мера движения. Первый закон клас­сической термодинамики - закон сохранения энергии и его значение.

Иерархия форм движения материи. Энтропия: мера качества энергии. Второй закон термодинамики и его значение. Энтропия и информация.

Второй закон термодинамики и проблема «тепловой смерти вселенной», феномены эволюции и цивилизации.

Энергетический и энтропийный баланс геосферы.


4. Современная физическая картина мира. Фундаментальные и со­ставные частицы и их взаимодействия. Реальные и виртуальные частицы. Фи­зические поля. Современные представления о пространстве - времени. Относи­тельность пространственных и временных промежутков. Искривление пространства - времени материей и его последствия. Черные дыры. Скрытые изме­рения пространства и времени.

Единство физики микромира и мегамира. Элементарные частицы и структура вселенной.


5. Симметрия природы и ее законов. Геометрическая симметрия и ее эстетическое значение. Пифагорейцы: «музыка сфер». «Золотое сечение». Симметрия в мироздании (небесные сферы Птолемея).

Симметрия как инвариантность по отношению к определенному преобра­зованию. Пространственно-временные симметрии: однородность времени, од­нородность и изотропность пространства, эквивалентность всех инерциальных систем отсчета. Проблемы симметрии относительно обращения времени.

Симметрия и законы сохранения. Теорема Эмми Нестер. Симметрии микромира: симметрия относительно перестановки частиц, суперсимметрия.


Спонтанное нарушение симметрии. Объединение взаимодействий. Мор­фогенез как цепочка нарушений симметрии. Возникновение жизни и наруше­ние хиральной симметрии.

Диалектика симметрии и асимметрии в природе, научном познании и ху­дожественном творчестве. Симметрия, энтропия и информация.


6. Закономерность случайности

Проблема случайного у средневековых христианских мыслителей. Основные понятия теории вероятностей. Вероятностный мир квантовой механики. Дискуссия Энштейна и Бора. Квантовая механика. Хаотическое поведение простых динамических систем. Ведущая роль статистических законов в современном естествознании.

Порядок из хаоса. Синергетика: примеры самоорганизации. Структурные уровни организации материи.

Необходимость шума: мутагенез, индуцированные шумом переходы.


7. Химические процессы

Реакционная способность веществ. Самоорганизация в живой и неживой природе.

Аспекты понятия «жизнь»: химический, термодинамический, кибернети­ческий.

Живые системы. Системный подход к изучению живого.


8. Концепции современной биологии.

Особенности биологического уровня организации материи.

Предпосылки возникновения жизни. Источники возникновения на Земле органического вещества. Предбиологическая эволюция органического вещест­ва.

Биосфера.

Генетический код и его материальные носители. Механизмы кодирования и передачи информации.

Метаболизм живого организма. Эго этапы: катаболизм и анаболизм. Функции макро эргов (АТФ). Замкнутость обмена веществ живого организма. Автотрофное питание: фото- и хемосинтез. Гетеротрофное питание: типы и способы.

Стационарное состояние. Условия реализации. Устойчивость стационар­ного состояния. Принцип минимума производства энтропии Пригожина-Глансдорфа.

Сложность в природе. Самоорганизация в физико-химических процессах. Примеры самоорганизации: ячейки Бенара, реакции Белоусова-Жаботинского. Бифуркация, нарушение симметрии, новая информация. Устойчивость и неус: тойчивость. Критические состояния и скачкообразные переходы к новому эта­пу развития. Бифуркация. Асимметрия и реализация ситуации отбора. Создание новой информации.


Универсальность эволюции. Синтетическая теория биологической эво­люции: основные положения. Краткий очерк эволюции земной биосферы.

Проблемы эволюционной картины мира. Самоорганизация в неравновес­ных системах и диссипативные структуры.

Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.


9. Концепции современной географии

Внутреннее строение земли. История геологического развития земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосфе­ры: ресурсная, геодинамическая, геофизическая. Географическая оболочка Земли.


10. Общесистемные обобщения. Доминирование в современной науке системной парадигмы. Определение понятия система. Границы, типы, свойства систем. Экологическая система.


  • Сложение систем. Аксиома системной целостности. Аксиома эмерджентности. Закон необходимого разнообразия. Правило полноты составляю­щих. Избыточность системных элементов при минимуме числа вариантов орга­низации. Переход избыточности в самоограничение. Принцип кооперативности. Принцип увеличения степени идеальности, или эффект «чеширского кота». Аксиома системного сепаратизма. Закон оптимальности. Правило системно-динамической комплементарности, или закон баланса консервативности и из­менчивости.

  • Внутреннее развитие систем. Закон вектора развития. Закон необрати­мости эволюции Л. Долло. Закон усложнения системной организации. Квази­неограниченность прогресса. Биогенетический закон. Геогенетичекий закон.
    Закон последовательности прохождения фаз развития. Системогенетичекий закон. Закон анатомической (структурной) корреляции. Согласование строения и функций подсистем. Закон аллометрии. Разновременность развития подсис­тем в больших системах.
  • Термодинамика систем. Принцип «энергетической проводимости». За­кон сохранения массы. Первый принцип термодинамики (закон сохранения энергии). Второй принцип термодинамики. Принцип Ле Шателье - Брауна. За­кон минимума диссипации энергии. Закон максимизации энергии и информа­ции. Правило основного обмена.


  • Иерархия систем. Принцип иерархической организации, или интегративных уровней. Периодический закон химических элементов Д.И. Менделее­ва. Закон гомологических рядов и наследственной изменчивости Н.И. Вавило­ва. Периодический закон географической зональности А.А. Григорьева - М.И.Будыко. Закон периодичности строения системных совокупностей.

  • Отношения система - среда. Принцип дополнительности Н. Бора. Принцип торможения развития. Развитие системы за счет окружающей среды. Принцип преломления действующего фактора в иерархии систем. Закон функ­ционально-системной неравномерности. Принцип скользящих среднемаксимальных случайного статистического ряда. Правило затухания процессов. За­кон растворения системы в чуждой среде Г.Ф.Хильми.


11. Концепции классической экологии

Определение понятия экология. Особенности предмета, цель и задачи экологии. Методы экологических исследований.

Аутэкология - раздел, изучающий организмы и их взаимосвязи с окру­жающей средой. (Исследование пределов устойчивости организмов к различ­ным экологическим факторам, действия среды на строение организмов, про­цессы их жизнедеятельности и поведение.)

Законы функционирования системы «организм - среда»: закон единства «организм - среда»; закон давления среды жизни, или закон ог­раниченного роста Ч.Дарвина; закон ограничивающих (лимитирующих) факто­ров Ф.Блэкмана; закон толерантности В. Шелфорда; закон равнозначности всех условий жизни; закон минимума Ю. Либиха; правило взаимодействия факто­ров.

Демэкология - раздел общей экологии, изучающий структурные и функциональные характеристики, динамику численности популяций, внутри-популяционные группировки и их взаимоотношения. Демэкология выясняет условия, при которых формируются популяции.

Основные закономерности демэкологии: принцип конкурентного ис­ключения Г.Ф. Гаузе; правило К. Бергмана; правило Д. Аллена; правило объе­динения в популяции С.С. Четверикова; принцип минимального размера попу­ляции; правило популяционного максимума Ю. Одума; правило колебаний (цикличности) численности; правило стабильности половозрастной структуры популяции; принцип скопления (агрегации) особей В. Олли; правило популя­ционного кружева ареала; закон давления среды жизни, или закон ограничен­ного роста Ч.Дарвина; закон ограничивающих (лимитирующих) факторов Ф.Блэкмана; закон толерантности В. Шелфорда; закон равнозначности всех ус­ловий жизни; закон минимума Ю. Либиха.


Синэкология (биоценология)- раздел экологии, изучающий взаимоот­ношения сообщества организмов и экосистем с окружающей их средой. (Ис­следования видового состава сообществ организмов и экосистем, численности, частоты встречаемости и постоянства составляющих их видов. Определение пространственного распределения видов внутри сообществ, обмен веществ и энергии между компонентами экосистем.) Основные закономерности синэкологии:

правило взаимной приспособленности организмов в биоценозе К. Мебиуса -Г.Ф. Морозова; закон пирамиды энергий, или правило 10%, Р. Линдемана, закон системы «хищник-жертва»; принцип формирования экосистемы или свя­зи «биотоп - биоценоз»; принцип сукцессионного замещения; закон сукцесси-онно-экологической необратимости; правило разнообразия условий биоты А. Тинемана; правило краевого эффекта; правило 1%, или изменения энергетики природной системы.


12. Концепции глобальной экологии

Глобальная экология - комплексная научная дисциплина, изучающая биосферу в целом, глобальные проблемы взаимодействия природы и человече­ского общества, характеристики антропогенных экологических кризисов. Системные законы экологии:

Всеобщая связь вещей и явлений в природе и человеческом обществе (« все связано совсем»).

Следствия всеобщей связи:


  1. Закон больших чисел

  2. Принцип Ле Шателье

  3. Закон оптимальности

Законы сохранения ("Все должно куда-то деваться"):

Следствия:

  1. Закон развития системы за счет окружающей ее среды

  2. Закон неустранимости отходов или побочных воздействий производ­ства

Цена развития ("Ничто не дается даром")

Следствия:

  1. Закон необратимости эволюции

  2. Правило ускорения эволюции

  3. Не существует бесплатных ресурсов
  • Главный критерий эволюционного отбора ("Природа знает лучше"):


  • Закон ограниченности ресурсов ("На всех не хватит"):

Следствия:

1. Правило максимального "давления жизни".

2.Закон константности количества живого вещества В.И.Вернадского. 3. Неизбежность социальной конкуренции по Т. Мальтусу (1798) в чело­веческом обществе.

Общие черты современного экологического кризиса и осознание его обществом.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Текущая аттестация (семинарские занятия).


Тема 1. Введение.

Тема 2. Дискретность и непрерывность в природе (корпускулярная и кон­тинуальная концепции описания природы).

Тема 3. Законы движения.

Тема 4. Современная физическая картина мира.

Тема 5. Симметрия природы и ее законов.

Тема 6. Закономерность случайности
Тема 7. Химические процессы

Тема 8. Концепции современной биологии.

Тема 9. Концепции современной географии

Тема 10. Общесистемные обобщения.

Тема 11. Концепции классической экологии

Тема 12. Концепции глобальной экологии


Итоговая аттестация (Зачет).


  1. Естествознание - составная часть культуры. Особенности методов позна­ния в естественнонаучной и гуманитарной культурах. Современное содержа­ние понятия «научный метод». Антропный принцип познания: слабый ан-тропный принцип (Дикке), сильный антропный принцип (Ф.Хойл). История ес­тествознания, тенденции развития.

  2. Естественнонаучная картина мира. Частные научные картины мира и их соотношение между собой. Квазинаучные картины мира. Квазинауки, их истоки, характерные признаки, функции. Принцип фальсификации Ч. Сноу.

  3. Математика - язык естествознания. Математические методы в естество­знании и гуманитарных науках.
  4. Однородность и непрерывность (Зенон). Атомистические концепции (Демокрит, Эпикур, Лукреций, Аристотель). Концепции близкодействия (Де­карт) и дальнодейстия (Ньютон). Квантовые представления и природе света (М.Планк, А.Энштейн). Волновые свойства элементарных частиц. Современ­ные представления о структуре материи: квантовые поля. Вакуум - форма ма­терии, его свойства.


  5. Энергия: количественная мера движения. Первый закон классической термодинамики - закон сохранения энергии и его значение. Иерархия форм движения материи. Энтропия: мера качества энергии. Второй закон термодина­мики и его значение. Энтропия и информация. Проблема «тепловой смерти вселенной», феномены эволюции и цивилизации.

  6. Современные представления о пространстве - времени. Относительность пространственных и временных промежутков. Искривление пространства -времени материей и его последствия. Черные дыры. Элементарные частицы и структура вселенной.

  7. Пространственно-временные симметрии: однородность времени, одно­родность и изотропность пространства. Симметрия и законы сохранения. Сим­метрии микромира. Спонтанное нарушение симметрии.

  8. Основные понятия теории вероятностей.

  9. Синергетика: примеры самоорганизации. Структурные уровни организа­ции материи. Необходимость шума: мутагенез, индуцированные шумом пере­ходы.

  10. Реакционная способность веществ.

  11. Самоорганизация в живой и неживой природе. Аспекты понятия «жизнь»: химический, термодинамический, кибернетический.

  12. Особенности биологического уровня организации материи. Генетический код и его материальные носители. Механизмы кодирования и передачи инфор­мации.

  13. Метаболизм живого организма: катаболизм и анаболизм. Функции макро эргов (АТФ). Автотрофное питание: фото- и хемосинтез. Гетеротрофное пита­ние: типы и способы.

  14. Универсальность эволюции. Синтетическая теория биологической эво­люции: основные положения. Эволюция земной биосферы.

  15. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.
  16. Внутреннее строение земли. История геологического развития земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абио­тическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геоди­намическая, геофизическая. Географическая оболочка Земли.


  17. Системная парадигма в современной науке. Понятие система. Границы, типы, свойства систем.

  18. Сложение систем. Аксиома системной целостности. Аксиома эмерд-жентности. Закон необходимого разнообразия. Правило полноты составляю­щих. Избыточность системных элементов при минимуме числа вариантов орга­низации. Переход избыточности в самоограничение. Принцип кооперативно-сти. Принцип увеличения степени идеальности, или эффект «чеширского кота». Аксиома системного сепаратизма. Закон оптимальности. Правило системно-динамической комплементарности, или закон баланса консервативности и из­менчивости.

  19. Внутреннее развитие систем. Закон вектора развития. Закон необратимо­сти эволюции Л. Долло. Закон усложнения системной организации. Квазинео­граниченность прогресса. Биогенетический закон. Геогенетический закон. За­кон последовательности прохождения фаз развития. Системогенетический за­кон. Закон анатомической (структурной) корреляции. Согласование строения и функций подсистем. Закон аллометрии. Разновременность развития подсистем в больших системах.

  20. Термодинамика систем. Принцип «энергетической проводимости». Закон сохранения массы. Первый принцип термодинамики (закон сохранения энер­гии). Второй принцип термодинамики. Принцип Ле Шателье - Брауна. Закон минимума диссипации энергии. Закон максимизации энергии и информации. Правило основного обмена.

  21. Иерархия систем. Принцип иерархической организации, или интегратив-ных уровней. Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева. Закон гомологических рядов и наследственной изменчивости Н.И. Вавилова.

  22. Периодический закон географической зональности А.А. Григорьева - М.И. Будыко. Закон периодичности строения системных совокупностей.
  23. Отношения система - среда. Принцип дополнительности Н. Бора. Прин­цип торможения развития. Развитие системы за счет окружающей среды. Принцип преломления действующего фактора в иерархии систем. Закон функ­ционально-системной неравномерности. Принцип скользящих среднемакси-мальных случайного статистического ряда. Правило затухания процессов. За­кон растворения системы в чуждой среде Г.Ф.Хильми.


  24. Особенности предмета, цель и задачи экологии. Методы экологических исследований. Законы функционирования системы «организм - среда»: закон единства «организм - среда»; закон давления среды жизни, или закон ог­раниченного роста Ч.Дарвина; закон ограничивающих (лимитирующих) факто­ров Ф.Блэкмана; закон толерантности В. Шелфорда; закон равнозначности всех условий жизни; закон минимума Ю. Либиха; правило взаимодействия факто­ров.

  25. Принцип конкурентного исключения Г.Ф. Гаузе; правило К. Бергмана; правило Д. Аллена; правило объединения в популяции С.С. Четверикова; прин­цип минимального размера популяции; правило популяционного максимума Ю. Одума; правило колебаний (цикличности) численности; правило стабильно­сти половозрастной структуры популяции; принцип скопления (агрегации) осо­бей В. Олли; правило популяционного кружева ареала; закон давления среды жизни, или закон ограниченного роста Ч.Дарвина; закон ограничивающих (ли­митирующих) факторов Ф.Блэкмана; закон толерантности В. Шелфорда; закон равнозначности всех условий жизни; закон минимума Ю. Либиха.

  26. Правило взаимной приспособленности организмов в биоценозе К. Ме­биуса - Г.Ф. Морозова; закон пирамиды энергий, или правило 10%, Р. Линде-мана, закон системы «хищник-жертва»; принцип формирования экосистемы или связи «биотоп - биоценоз»; принцип сукцессионного замещения; закон сукцессионно-экологической необратимости; правило разнообразия условий биоты А. Тинемана; правило краевого эффекта; правило 1%, или изменения энергетики природной системы.

  27. Системные законы экологии: Всеобщая связь вещей и явлений в природе и человеческом обществе. Законы сохранения. Цена развития. Главный крите­рий эволюционного отбора. Закон ограниченности ресурсов.

  28. Общие черты современного экологического кризиса. Русский космизм.

  1. Требования к уровню подготовки


Студенты должны
  1. Уметь воспроизводить содержание основных концепций современ­ного естествознания.


  2. Знать основные положения теории систем.

  3. Демонстрировать умение обнаруживать структурную и функцио­нальную аналогичность физической, химической, биологической картин мира.

  4. 4.Уметь вычленять функциональные и системные связи биосферы
    на основе знания концепций современной экологии.

  5. Студенты должны уметь писать и защищать реферативные работы,
    демонстрируя при этом умение, находить литературу по заданной теме и рабо­тать с ней, отбирая необходимую информацию.

  6. Знать основные положения «русского космизма» и «американского
    инвайроментализма».

  7. Уметь самостоятельно давать определение понятиям «экоцен-
    тризм», «экологический императив».

  8. Студенты должны уметь видеть и вербально оформлять экологиче­ские противоречия в научных, виртуальных и житейских ситуациях.

  9. Студенты должны обнаруживать навыки разработки пошагового
    решения экологических проблем и прогнозирования экологических ситуаций.

  10. Аргументировано высказывать собственное мнение на конферен­циях.

  11. Студенты должны владеть приемами цивилизованного ведения
    учебной дискуссии.

  12. Студенты должны принять господствующие экоцентрические ори
    ентации (здоровый образ жизни, культура разумного потребления);

  13. Студенты должны осуществить выбор собственной мировоззренче­ской ориентации на основе знаний о системном строении окружающей среды.

  14. Студенты должны демонстрировать приверженность к экологиче­скому императиву.


Телевизор. Видеомагнитофон.

Компьютеры. Программные средства, разработанные на кафедре эколо­гии УрГПУ.


6. Учебно-методическое и ИНФОРМАЦИОННОЕ обеспечение ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература

Основная
  1. Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Естественнонаучная картина мира: Учебное пособие /Красноярский государственный университет, 2002. - 320 с. – 25 экз.


  2. Вонсовский С.В. Современная естественнонаучная картина мира, Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2005. - 680 с. – экз.

  3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Учебное пособие для бакалавров 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮРАЙТ, 2012. - 348 с. – 35 экз.

  4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2005. - 592 с. – 42 экз.

  5. Дубнищева Т.Я. Ретрофизика в зеркале философской рефлексии: Учеб. пособие. М.: ИНФРА, 2002. - 334 с. – 28 экз.

  6. Клягин Н.В. Современная научная картина мира: Учебное пособие, Москва: Логос, 2012. - 133 с. – 45 экз.

  7. Лебедев С.А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. - Москва: ЮРАЙТ, 2011. - 359 с. – 37 экз.

  8. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2006. - 287 с. – 50 экз.


Дополнительная


  1. Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания. Учебник 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и Ко, 2010. - 483 с. – 15 экз.

  2. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. Конспект лекций - Москва: ЮРАЙТ, 2011. - 223 с. – 5 экз.

  3. Габриелян О.С., Дюльдина Э.В., Клочковский С.П. Концепции современного естествознания - Москва: Дрофа, 2009. - 208 с. – 5 экз.

  4. Кащеев С.И. Концепции современного естествознания: курс лекций. Учебное пособие - Москва: IPR-Медиа, 2010. - 106 с. – 10 экз.

  5. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / Под редакцией Михайлова Л.А. - СПб: Питер, 2008. - 335 с. – 7 экз.

  6. Кравченко Л.Г. Концепции современного естествознания. Ответы на экзаменационные вопросы 3-е издание - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 128 с. – 3 экз.
  7. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. Учебное пособие 5-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2010. - 240 с. – 20 экз.


  8. Крюков Р.В. Концепции современного естествознания. Конспект лекций. Учебное пособие - Москва: А-Приор, 2009. - 176 с. – 5 экз.

  9. Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания. Учебник и практикум 8-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮРАЙТ, 2011. - 599 с. – 5 экз.

  10. Горин Ю.В., Свистунов Б.Л., Алексеев С.И. Концепции современного естествознания. Учебно-практическое пособие - Москва: Евразийский открытый институт, 2010. - 240 с. – 15 экз.



6.2. Информационное обеспечение дисциплины


Интернет-сайты:


www.en.edu.ru

www.elementy.ru

www.sovnauka.ru

ru.wikipedia.org

nauka.relis.ru

www.netbook.perm.ru/nauka.html

www.nkj.ru

6.3. Перечень учебно-методического обеспечения дисциплины


Разработки семинарских и практических занятий. Список тем рефератов.

Учебная и дополнительная литература, указанная в библиографиче­ском списке.

Географические карты. Учебный географический атлас мира. Глобус Земли. Глобус Луны. Модель строения Солнечной системы. Динамическая мо­дель вращения Земли и Луны вокруг Солнца. Учебные таблицы. Модели строения органических химических соединений (ДНК, белков и пр.). Модели географических ландшафтов. Коллекции насекомых Урала. Коллекции морских и пресноводных моллюсков.

Видеофильмы национального географического общества (50 шт.) и ВВС «Живая природа» (20 шт.). Авторские фильмы, снятые на кафедре экологии УрГПУ: «Мы строим экополис» и др.



7. СВЕДЕНИЯ ОБ авторЕ программы


Константинова Наталья Юрьевна

доцент кафедры общей физики и естествознания УрГПУ

рабочий телефон: 371-46-56


Рабочая учебная программа


по дисциплине «Концепция современного естествознания»

по направлению «050400 – Социально-экономическое образование.

Профиль: Социология

Профиль: Политология»

по циклу ЕН.Ф.00. – Общие математические и естественнонаучные дисциплины

(федеральный компонент)


Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. .

Тираж экз. Заказ .

Уральский государственный педагогический университет.

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.