litceysel.ru
добавить свой файл
1


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 100 им. С.Е. Цветкова»


«Метод проектов в обучении как средство формирования учебной самостоятельности обучающихся»


Выполнила: учитель английского языка

Медведкова Юлия Сергеевна


Новокузнецк, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Проектная деятельность как средство формирования самостоятельности обучающихся

1.1.Развитие самостоятельности обучающихся 4

1.2. Проектная деятельность обучающихся как средство формирования учебной самостоятельности 8

1.3.Формирование учебной самостоятельности при применении метода

проектов на уроках иностранного языка 16

1.4. Интернет-проект как дополнительный источник формирования учебной самостоятельности подростков 22

Заключение 23

Список литературы 24


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время российская школа переживает качественно новый этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов обучения, на первый план которого все более отчетливо выдвигается становление личности школьника, развитие его сознания и способностей.

Прежде всего, в сторону расширения сферы самостоятельности школьников в основной школе должна меняться вся система отношений между педагогами и учащимися, Повышение требований и изменения характера требовательности, расширение и усложнение обязанностей, усиление ответственности учащихся должны олицетворять новое отношение к подросткам - как к взрослым.

Самостоятельность - важное качество личности, и формировать ее необходимо с детства. Этим и обоснована актуальность темы данной работы - «Метод проектов в обучении как средство формирования учебной самостоятельности подростков».

Объект исследования формирование учебной самостоятельности подростков. Предмет исследования метод проектов в обучении как средство формирования учебной самостоятельности подростков.


Цель данной работы: выявить эффективность метода проектов в формировании учебной самостоятельности подростков.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:


  • определить психолого-педагогическую сущность учебной
    самостоятельности;

  • выявить специфику метода проектов в обучении;

  • проверить на практике эффективность метода проектов для развития
    учебной самостоятельности подростков.

Методы исследования:

  • анализ литературы по теме исследования;

  • анализ опыта, полученного в результате прохождения педагогической
    деятельности.

  • Гипотеза: процесс формирования учебной самостоятельности подростков будет проходить более успешно, если на уроках используется метод проектов.



Глава 1.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1.1. Развитие самостоятельности учащихся

Достижение целей обучения в школе определяется содержанием, которым должны овладеть учащиеся и технологией обучения (принципами, методами, средствами и организацией обучения). Само учение школьников осуществляется как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельной работы. Самостоятельная работа активизирует мыслительную деятельность учащихся, делая учение более результативным. Лозунг «Учись учиться» с возвратной частицей «ся» подчеркивает значение самостоятельной деятельности учащихся в овладении содержанием образования. Задача учителя «отобрать содержание обучения, обеспечить рациональную организацию самообучения, сформировать самометодику учащихся (т.е. осознанное владение приемами учебного труда)».[13, с.223].

Доказано, что чрезмерная активность учителя в передаче знаний, в подробных объяснениях часто ведет к торможению в восприятии учащихся. Эффект повторных объяснений обычно тоже незначителен, т.к. у учащихся возникает ложное впечатление, что они все это уже знают и умеют, и они остаются внутренне пассивными и, следовательно, невосприимчивыми. К.Д.Ушинский очень точно охарактеризовал учительскую активность как «перетерпевание деятельности другого». [13, с.224]


Что такое «самостоятельная работа»? Педагоги и методисты рассматривают самостоятельную работу по-разному: как метод обучения, как прием учения или как прием организации деятельности учащихся. Так, П.И. Пидкасистый под самостоятельной работой учащихся понимает «деятельность, предполагающую их максимальную активность по отношению к предмету деятельности, к осваиваемому материалу» [13, с. 224]. Наиболее полное, на наш взгляд, педагогическое определение самостоятельной работы

учащихся дается в книге Б.П.Есипова: «Самостоятельная работа учащихся... -это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий». [8, с.229].

Несколько иначе понимают самостоятельную работу авторы проекта «Подростковая школа» (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова). «Самостоятельная работа - это форма индивидуальной или групповой учебной деятельности, в рамках которой учащиеся:

а) ставят собственные задачи, направленные на испытание имеющихся у них средств (например, рефлексивный проект, т.е. проект, направленный на осмысление учебного материала, использование его в новой для учащихся ситуации);

б) решают «чужие» задачи, определяя свой уровень освоения материала и возможность предъявления его учителю» [3, с 195]. В своем исследовании мы будем придерживаться именно этой точки зрения на понимание
самостоятельной работы учащихся.

Как видно из определений, самостоятельная работа не только вызывает активность учащихся, но и обладает еще одним важным достоинством: она носит индивидуализированный характер. Каждый учащийся использует

/