litceysel.ru
добавить свой файл
1
муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная


школа № 50 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара


«Мир моды и её профессии»

(Программа по технологии для индивидуально-групповых занятий, 8-9 класс)


Автор программы учитель технологии

Силантьева Оксана Владимировна.


Самара

2012г.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Предлагаемая программа призвана заинтересовать и увлечь школьников сферой деятельности работников лёгкой промышленности.

Содержание программы дано с учётом требований ФГОС основного общего образования. Стандарт образования включает реализацию ряда программ по разным направлениям, одно из самых значительных - социализация и профессиональная ориентация обучающихся. В ФГОС основного общего образования (раздел 18.2.3) в Программе воспитания и социализации обучающихся подчёркивается, что она « должна быть направлена на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка».

Программа предлагается для уч-ся 7, 8 (9) классов, она рассчитана на 12 часов (рекомендуется вести за счёт индивидуально-групповых часов).

Выбор профессии - дело личное, поэтому говорим о профессиональном самоопределении. Важнейшая психолого-педагогическая проблема профориентации заключается в том, что далеко не все подростки готовы к выбору, а кто-то боится и даже не стремится брать на себя ответственность за столь жизненно важный шаг.

В большинстве случаев, подростки опираются на мнение близких и значимых для себя людей и по причине социальной незрелости не всегда способны самостоятельно определиться со своим профессиональным и жизненным выбором. Современной молодежи сложнее осуществит выбор, поскольку ещё 10-15 лет назад была стабильность, о безработице и инфляции читали только в газетах. Профессию выбирали раз и навсегда, в почёте были династии рабочих. А сейчас социально-экономическая ситуация такова, что нельзя не учитывать такие факторы, как постоянно меняющиеся требования к профессии, мобильный рынок труда. Многие профессии отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих профессий.


Изменение экономической обстановки в России и в мире изменит рынок труда через 15лет. Самыми ценными для работодателей будут люди, которые смогут сочетать креативность, гибкость, коммуникабельность, личное обаяние и умение быстро разрешать проблемы.

Сегодня общество отходит от концепции монопрофессиональной жизни, когда самое почётное – всю жизнь трудиться на одном рабочем месте. Государственный заказ сегодня: Человек должен быть готов к быстрому и гибкому профессиональному перестраиванию себя, т.е. востребована профессиональная мобильность. Мобильность способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности. Профессия (лат. рrofession, - объявляю своим делом) – вид трудовой деятельности человека, который требует определённой подготовки и служит обычно источником дохода.

Карьера – это активное продвижение личности к достижению определённой позиции в обществе, ею одобряемой. В ней отражаются основные ценности, признаваемые в данном обществе и в социальном сознании. Это - модель жизненного успеха. Каждый человек, находящийся на рынке труда, «делает карьеру».

Изменения в экономике приводят к необходимости быть готовым к множественной карьере, к смене видов профессионального обучения (и переобучения) на протяжении всей жизни. Встает вопрос о том, что следует также воспитывать готовность к работе в нетрадиционном режиме (раньше – с полной рабочей неделей в течение всей жизни). Изменения характера труда в рамках одной и той же профессии часто происходит настолько стремительно, что стандарты профессионального образования устаревают уже в момент их издания.

Каждому старшекласснику предстоит сделать жизненно-важный выбор, который, как правило, определяет:

- его дальнейшее образование,


- будущую профессиональную карьеру,

- влияет на выбор образа жизни.

По статистике около 50 % выпускников не обеспечены информацией об обучении по интересующей их сфере труда и не связывают выбор профессионального будущего со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда.

Основаниями зрелого выбора школьниками дальнейшего способа получения образования служит наличие у них широкой информационной, мотивационно-ценностной и практической готовности делать данный выбор.

Информационная готовность включает в себя информированность школьников:

- о возможных способах получения желаемого образования после школы;

- об усилиях, которые потребуется приложить для его получения;

- о наличии собственной практической готовности и способности для получения избранного образования:

- о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию;

- о содержании и условиях возможной профессиональной деятельности;

- о последствиях, которые могут иметь место по завершении обучения (например, о востребованности специалистов с данным образованием на рынке труда, об оплате труда, о возможностях для личностного роста и карьеры и др.)

- о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и последующую профессиональную деятельность.

Профессиональная ориентация в школе приобретает новое качество. Профессиональную ориентацию надо начинать с более раннего возраста.

В образовательной области «Технология» имеются особо благоприятные условия для проведения систематической целенаправленной работы с учащимися по профориентации. Содержание её обогащается и конкретизируется от класса к классу.

Цель программы – помочь уч-ся ориентироваться в выборе профессии через знакомство с различными сторонами профессий «Человек – художественный образ», «Человек – человек» - в области сферы услуг, помочь подросткам выявить склонности и способности к этому виду деятельности работников, занятых в сфере лёгкой промышленности и осознанно выбрать путь обучения.


Цель осуществляется посредством выполнения задач:

- обеспечить информирование о профессиях в области легкой промышленности;

- ознакомить с возможностями трудоустройства в сфере текстильной промышленности;

- познакомить учащихся с особенностями ряда профессии типа «Человек – художественный образ», «Человек – человек»;

- развивать умения и навыки пользоваться дополнительными источниками (расширить круг источников получения информации);

- развивать умения анализировать получаемую информацию и понимать, какой информации им не хватает и где её можно получить;

- обеспечить развитие эстетического вкуса у учащихся;

- воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда.


Учащимся предлагается для изучения следующие понятия и процессы:

- выбор профессии, трудоустройство, профессиональная карьера, дизайнер, кутюрье, прет-а-порте, винтажная мода;

- история модельного бизнеса;

- особенности профессии.

- профессиограмма.

В соответствии с данной целью в программу включен материал, способный вызывать познавательный интерес у учащихся и представляющий для них возможность «примерить» на себе профессии лёгкой промышленности.

Формы и методы проведения занятий:


  • активные (проблемные изложения),

  • иллюстративные (иллюстрации дают наглядное представление о наиболее оригинальных и важных моментах, отражающих специфику, связанных с ними профессий),

  • практические работы (медиапрезентации соответствующих профессий),

  • экскурсия,

  • анкетирование,

  • рассказ, беседа, деловые игры, самооценка выполненных работ, защита проекта, работа с информационными источниками, сообщение, доклад, просмотр видеофильмов.

Спецкурс «Мир моды и её профессии» направлен на подготовку учащихся к выбору направления сферы будущей деятельности в области лёгкой промышленности. Курс включает теоретическую и практическую части, предполагает возможность деятельностного освоения содержания; ориентирован на освоение универсальных УД (поиск информации в разных источниках, ответы на вопросы в процессе обсуждения и т.д., использование современных образовательных технологий (информационных, проектных и т.п.).


Итоговая форма контроля в курсе:

составление профессиограммы, буклет- реклама профессий, выступление перед уч-ся других классов по теме курса.

В программе реализован практико-ориентированный подход к отбору содержания учебного материала.

Исходим из того, что для того, чтобы выбрать профессию, ученик должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:

1. Информация о мире профессий в целом.

2. Информация об отдельных профессиях или группах профессий.

Далее ученик должен уметь соотнести полученную информацию с особенностями своей личности.

В процессе изучения учащиеся приобретают (знания и умения):

Информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями.


1. Информация о мире профессий в целом. В круг этой информации входят:

а) осознание подразделения мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства;

б) знание общетрудовых и общепроизводственных понятий (культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования производства, структура предприятия, принципы оплаты);

в) знание отдельных профессий;

г) знание или практическое умение по приобретению профессии; по поиску и поступлению на работу; о требуемом уровне образования для различных профессий; о том, как удержаться на работе, как совершенствовать свой профессионализм и продвигаться по профессиональной лестнице.

2. Информация об отдельных профессиях или группах профессий.

Диагностируется:


  • уровень знакомства ученика с различными профессиями по «Схеме описания профессии»;

  • его знания о способах овладения предпочитаемой профессией;
  • знание социально-экономических потребностей общества, конкретного региона и потребности в кадрах отдельных предприятий.


В «Схему описания профессии» входят следующие разделы:

1) условия работы (физические и социально-экономические);

2) требования профессии к человеку (особенности психофизиологической сферы, познавательной сферы и личности);

3) требования к уровню образования и конкретные места получения образования;

4) перспективы профессионального роста.


Для принятия адекватного решения о выборе профессии учащийся должен обладать комплексом информации обоих уровней, полученной из различных источников. Это - шаг к поиску дополнительных источников.


Предполагаемый результат освоения программы.

Результативность освоения материала определяется по показателям:

  • расширение у уч-ся информационного поля представлений о мире профессионального труда человека,

  • умение использовать различные источники информации и анализировать её,

  • сформированность потребности в использовании информационных баз о рынке труда профессий, профессионального образования, представленных на различных носителях,

  • возникновение запросов к профконсультациям, психологам по проблемам профессионального самоопределения,

  • сформированность представлений о труде швеи, портного, закройщика (и др. профессий легкой промышленности), о перспективах их профессионального роста,

  • знание правил выбора профессий,

  • способность ориентироваться в обобщённых психологических характеристиках профессиональной деятельности и в условиях рынка труда и профессий.

Учебно-тематический план.


Тема №

Название темы

Количество часов

теория практика


Всего

1

Презентация курса.

1




1

2

«О тех, кто делает нас красивыми».

1

1

2

3

Дизайн одежды как вид дизайнерской деятельности.

1




1

4

Структура профессий работников, занятых в сфере создания, производства и продажи одежды.

1

1

2

5

Дизайн одежды и профессии подиумов. Новые профессии «байер», «мерчендайзер».

1




1

6

Разработка профессиограммы.




1

1

7

Смежные профессии сферы услуг. «Мода – это бизнес».

1




1

8

Экскурсия в Самарский Государственный колледж сервисных технологий и дизайна.



2

2

9

Итоговое занятие.





1

1

ИТОГО

6

6

12



Содержание программы.

Тема 1. Презентация курса.

Цель, задачи, содержание изучаемого курса, понятия «профессия», «специальность». Индустрия моды, её возникновение и развитие. Исторические сведения: изготовление костюма как вид искусства и как вид художественного ремесла. Спектр профессий мира моды. Истории профессий.

Метод: лекция с элементами беседы.


Тема 2. «О тех, кто делает нас красивыми».

Знакомство с профессиями типа «Человек – художественный образ» (о профессиях работников в области легкой промышленности).

Художник-модельер. Особенности профессии. Мастера мировой моды: Коко Шанель, Ив-Сен-Лоран, Кристиан Лакруа, Джон Гальяно. Российская школа моделирования: В.Зайцев, В.Юдашкин , Т. Кутикова и др…


Тема 3. Дизайн одежды как вид дизайнерской деятельности:

  • от художника по костюмам - к кутюрье (высокая мода);

  • прет-а-порте (готовый к носке) – тиражированная промышленным способом готовая одежда

(условия и характер профессиональной деятельности, профессиональные секреты).


Тема 4. Структура профессий работников, занятых в сфере создания, производства и продажи одежды.

Разработка схемы структуры профессий.

Профессии, связанные с технологической обработкой текстильных материалов и изготовлением швейных изделий.


Понятия о специальности и квалификации работника легкой промышленности: конструктор, закройщик, портной, швея. Их востребованность в регионе. Траектории получения образования, виды учреждений профессионального образования.

Практическая работа: уч-ся знакомятся по справочнику «Классификатор» с массовыми профессиями. Работа с дополнительными источниками: формирование умений находить информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

Метод – медиапрезентация, рассказ.


Тема 5. Дизайн одежды и профессии подиумов.

Особенности профессии моделей и манекенщиц.

Продвижение молодёжной моды в ХХ веке - нач.XXI.

Новые профессии: байер, мерчендайзер.


Тема 6. Разработка профессиограммы.

Знакомство с профессиограммой (паспорт профессии).

Практическая работа по составлению профессиограммы.


Тема 7. Смежные профессии сферы услуг: продавец, менеджер по продажам, администратор торгового зала. Характеристика профессий. Встреча с бывшими выпускниками, успешно работающими в сфере услуг.

Тест «Есть ли для Вас место в сфере обслуживания…»


Тема 8. Экскурсия в Самарский Государственный колледж сервисных технологий и дизайна.

Ознакомление с оснащенностью учебных мастерских, условиями приёма, достижениями – выставками работ обучающихся колледжа.


Тема 9. Итоговое занятие.

Анкетирование на выявление склонности к профессии. Анкета «Ориентация» (Я хочу, я могу…) Составители: М. Бендюкова, И. Соломина, Д. Чернейко.*

Презентация работ уч-ся.

*Примечание

Книга Ляпина И. Ю., Служевская Т. Л. «Профессии работников сферы обслуживания», 2007

(Анкета «Ориентация», стр.214-218)


Список литературы.


Для учителя

1.Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О., «Основы профориенталогии»,М., «Высшая школа», 2005.

1.Журнал «Примерные программы по учебным предметам», технология 5-9 класс, М. «Просвещение», 2010.

2.Методическое пособие «Обучение технологии в средней школе, 5-11 классы». М, «Владос», 2004.

3.Методические рекомендации. Программа. Баранюк Е.Г., Воронова Н.В. «Залог успеха. Управление собственными ресурсами» Москва, «Просвещение»,2009.

4. Караченцева Л. Д., Власенко О.П. «Технология. 5-9 класс: дополнительные и занимательные материалы». Волгоград. 2009.

4.Кирсанова Р. М. «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX веке». М, «Книга», 1989.

5.Роудс Зандра « Винтажная мода. Платья». М. , BBPG, 2010.

6.Учебное пособие для профессионального самоопределения. Плаксина Э. Б., Михайловская Л. М., Григорьева М.А. «Профессии в сфере искусства». М.,ACADEMA, 2006.

7.Учебное пособие для профессиональной ориентации. Ляпина И. Ю., Служевская Т. Л. «Профессии работников сферы обслуживания»,М, «Академия», 2007.


Для учащихся


Андреева А. Ю., Богомолов Г. И. «История костюма», Санкт-Петербург, 2000.

Блейз А. «История в костюмах. От фараона до денди», М., 2001.

Кэссин-Скотт Джек, «История костюма и моды», М., 2002.

Современная энциклопедия «Мода и Стиль», М., «Аванта», 2002.

Интернет – ресурсы: www. модный.ru

Методические рекомендации к курсу «Мир моды и её профессии».


Приложение №1.


Рассказы о профессиях моды.


Методические рекомендации к курсу «Мир моды и её профессии».


Приложение № 2.

Занятие «Знакомство с профессиограммой».

Главное назначение профессиограммы - первичное информирование о профессии,


1. её распространенности,

2. уровне образования специалиста,

3. квалификации,

4. перспективах роста,

5. психофизиологических и психологических требованиях к человеку.


Схема профессиограммы:

1.Паспорт профессии:


  • тип профессии и её отраслевая принадлежность;

  • уровень образования и ступени (категории) квалификации;

  • смежные специальности и профессии;

  • социально-профессиональные ограничения.

2. Подготовка кадров:

  • форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров;

  • уровень получаемой квалификации;

  • перспективны профессионального роста и карьеры.

3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления:

  • функции;

  • конкретные виды деятельности;

  • типовые профессиональные задачи;

  • профессиональные умения.

4. Психограмма:

  • ведущая деятельность;

  • основные подструктуры субъекта деятельности:

- профессиональная направленность;

- профессиональная компетентность;

- профессионально важные качества (ключевые квалификации);

- профессионально значимые психофизиологические свойства;

  • психологическая характеристика каждой подструктуры личности.

5. Санитарно-гигиенические условия труда:

  • режим труда;

  • нервно-психическая напряженность;

  • сенсомоторная и перцептивная сферы;

  • медицинские противопоказания.

Области применения профессиограмм: профконсультация и профориентация, профотбор и профподбор, аттестация и проектирование карьеры, образование и повышение квалификации.

Образцы профессиограмм.

ЗАКРОЙЩИК

1. Общая характеристика профессии


Содержание деятельности

Работа осуществляется в системах “человек-человек” (общение с клиентами и коллективом), “человек-знак” и “человек-художественный образ” (выбор фасона, построение лекал, снятие мерок).

Могут работать на предприятиях швейной промышленности, в ателье, салонах, в небольших частных фирмах, как преподаватели специальности в образовательных учреждениях. В отделах ткани при магазинах. Могут работать и на дому.

В общении с клиентом выясняет его пожелания, уточняет заказ. В случае необходимости дает совет о выборе фасона будущего изделия, основанный на профессиональной оценке особенностей фигуры клиента, назначения и пошивочных свойств ткани, направлений моды.

Снимает необходимые мерки. Зарисовывает выбранный вариант фасона, составляет паспорт заказа.

Изготавливает лекала для раскроя. Выполняет экономную раскладку лекала ткани и производит раскрой ( при ремонте перекраивает отдельные детали).

Распределяет операции пошива между мастерами пошивочной бригады, учитывая при этом уровень мастерства каждого работника.

Проводит примерку и сдачу заказа клиенту.

Орудия и средства труда

Использует ручные инструменты (карандаши, мел, линейки, измерительную ленту, лекала).

Круг общения

В процессе деятельности осуществляет многочисленные контакты с клиентами и членами пошивочной бригады.

Ответственность

Несет материальную ответственность за используемые материалы.

Условия труда

Работает в помещении.

Условия деятельности характеризуются повышенным уровнем шума и запыленностью воздуха.

Закройщик, в совершенстве овладевший всеми операциями, может далее работать в группах, обслуживающих модельеров и конструкторов (дизайнеров) одежды, и заниматься изготовлением единичных моделей (эксклюзивных) - первых экземпляров новых моделей пальто, платьев, костюмов и т.п.


Стрессогенным фактором являются многочисленные контакты с клиентами и портными.


Пути получения профессии

Профессию можно получить в колледжах или на курсах.

Для получения специальности желательно наличие квалификации и опыта работы (около 5 лет) швеей, портным.

2.Требования к индивидуальным особенностям специалиста


Закройщик должен обладать точным глазомером (линейный, объемным), хорошей зрительно-двигательной координацией, развитым пространственным воображением, хорошей долговременной и оперативной памятью, умением распределять внимание и концентрировать его в условиях помех, а также толерантностью к многочисленным контактам, владеть навыками делового общения и способностью конструктивно воспринимать критику в свой адрес.

Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: Творческие способности. Цветовая чувствительность. Развитая координация, тактильная чувствительность. Глазомер. Художественный вкус. Воображение. Конструкторские и прогностические способности. Аккуратность. Терпеливость. Усидчивость. Уравновешенность. Эмоциональная устойчивость. Коммуникативные навыки. Желание видеть людей довольными и счастливыми.

3.Медицинские противопоказания


Выполнение деятельность не рекомендуется людям,имеющим заболевания:

  1. органов дыхания (бронхиальная астма и др);

  2. сердечно-сосудистой системы (гипертония, пороки сердца, сердечная недостаточность и др.);

  3. опорно-двигательного аппарата, особенно ограничивающие подвижность рук (хронический ревматизм и др.);

  4. нервной системы (неврозы, опухоли и др.);

  5. органов зрения (катаракта, косоглазие и др.).

4.Требования к профессиональной подготовке

Закройщик должен знать технологию и организацию пошивочных работ, ориентироваться в направлениях моды, знать принципы художественного оформления одежды, методы конструирования швейных изделий, способы скроя и устранения дефектов изделия.


Он должен уметь снимать мерки с клиента, конструировать швейные изделия (с учетом особенностей телосложения клиента), делать оптимальную раскладку выкроек на ткани, проводить примерку и устранять дефекты изделия.

5.Востребованность специалистов:

Средний уровень спроса на рынке труда. Оплата труда - средняя, высокая

6.Родственные профессии


Мастер производственного обучения, модельер-конструктор (швейных, кожгалантерейных изделий, бижутерии, обуви), технолог швейного производства.


Методические рекомендации к курсу «Мир моды и её профессии».


Приложение № 3.

Список понятий.


1. Профессия (лат. рrofession, - объявляю своим делом) – вид трудовой деятельности человека, который требует определённой подготовки, знаний и навыков, приобретенных путем обучения и практического опыта и служит обычно источником дохода.

2. Специальность – вид профессиональной деятельности, требующий определённых знаний, навыков и компетенций, приобретенных путем обучения и практического опыта - подсистема группы специальностей.

3. Должность – служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности.

4.Карьера - это активное продвижение личности к достижению определённой позиции в обществе, ею одобряемой.

5. Профессиограмма - первичное информирование о профессии, общая характеристика профессии.

6. Мода – (от латинского modus – мера, способ, правило) – это периодические изменения определенных форм любой сферы человеческого существования: искусства, речи, одежды, поведения и т.д.

7.Индустрия моды – сектор сферы услуг, занятый формированием у покупателей образ «модной» продукции, её производством и реализацией.

8.Костюм – это система предметов одежды, подобранных определённым образом. Костюм является отражением культурного, социального и экономического уровня развития человеческого общества.


9. Кутюрье – «от кутюр» в переводе с французского языка означает «высокое шитьё». В наши дни под ним понимают создание одежды самого высокого класса и обычно переводят как высокая мода.

10. Прет-а-порте (готовый к носке) – тиражированная промышленным способом готовая одежда, (массовая одежда, сшитая по стандартным лекалам, производимая большими партиями для продажи в магазинах). Прет-а-порте выражает тенденции будничной моды. Данное понятие появилось в 50-х годах ХХ века, с появлением массовой моды.

11. Винтажная мода – винтаж – это то, что было модно когда-то и открыто для нас заново, а не перешитая из старья. Под «винтажем» подразумевают оригинальную веешь не моложе 20 лет, в которой чётко виден «писк моды», отпечаток времени её создания.

12. Дизайнер – художник, который разрабатывает новые образы, форму и конструкцию костюма, отражающие изменения в жизни общества под влиянием научно-технического прогресса.

13. Байер – в переводе с английского «buyer» означает закупщик (коллекций модной одежды). Профессия байера требует знания модных тенденций, психологии и маркетинга.

14. Мерчендайзер – «купец» - от английского merchant. «Мерчендайзинг» - искусство продвижения и продажи товаров на рынке, которое включает в себя создание рекламной стратегии и проведение акции по стимулированию розничных продаж.