litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 10 11



СОДЕРЖАНИЕ


2

СОДЕРЖАНИЕ 3

Информация об опыте 7

ЧАСТЬ I 9

Оздоровление детей с ЗПР старшего дошкольного возраста 9

Формы и методы оздоровления детей в детском саду 11

Ожидаемые результаты работы 12

Часть II 13

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе
с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста 13

Психотерапия словом с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР 17

Точечный самомассаж в жизни детей с проблемами в развитии 19

Внедрение элементов фитотерапии в оздоровление детей с ЗПР 21

Закаливание детей с проблемами в развитии 23

Анализ результатов коррекционной работы по оздоровлению
старших дошкольников с ЗПР 25

Библиографический список 27

Приложение 1
(перспективное планирование) 28

Перспективное планирование по валеологическому воспитанию и
приобщению детей с ЗПР к здоровому образу жизни в старшей группе 28

Перспективное планирование по валеологическому воспитанию и приобщению
детей с ЗПР к здоровому образу жизни в подготовительной группе 38

Приложение 2
(виды гимнастик) 48

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?» 48

«Пальчиковая гимнастика» 49

Игровой вариант массажа ушных раковин 51

Гимнастика глаз 53

Точечный массаж и дыхательная гимнастика перед общеразвивающими
упражнениями на утренней гимнастике, перед началом занятий и в свободное время 55

Гимнастика маленьких волшебников (Чупаха Н.В.) 56

Упражнения для суставов рук и ног 57

Релаксационные упражнения по предупреждению и коррекции
психоэмоционального напряжения у детей с ЗПР 58

Приложение 3

(конспекты занятий нетрадиционный формы) 62


Конспект занятия в старшей группе с детьми ЗПР
Тема: «Наш чудо-нос» 62

Конспект занятия в старшей группе с детьми ЗПР
Тема: «Наши умелые пальчики» 65

Конспект занятия в старшей группе с детьми ЗПР
Тема: «Мы любим свои глазки» 68

Практический показ
Тема: «Закаливающие мероприятия после дневного сна с детьми подготовительной группы с ЗПР» 71

Консультация с практическим показом с детьми подготовительной группы с ЗПР
Тема: «Чтоб здоровье улучшать – нужно носиком дышать» 74

Семинар-практикум
Тема: «Комплексный подход в использовании новых направлений и технологий коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР»
(внедрение новых технологий оздоровления на занятиях и в свободное время) 77

Сценарий
досуга по валеологическому воспитанию подготовительной группы детей с ЗПР
Тема: «Дорога к доброму здоровью»
84

Сценарий
досуга по валеологическому воспитанию подготовительной группы детей с ЗПР
Тема: «Путешествие в страну здоровья»
92

Приложение 4
(конспекты занятий классической формы, модернизированные занятия) 99

Конспект
Занятия в старшей группе с детьми с ЗПР
Тема: «Кожа» (часть I)
99

Конспект
Занятия в старшей группе с детьми с ЗПР
Тема: «Кожа» (часть II)
103

Конспект
Занятия в подготовительной группе с детьми с ЗПР
Тема: «Береги зубы»
107

Конспект
Занятия в подготовительной группе с детьми с ЗПР
Тема: «Самая быстрая улитка»
112

Конспект
Занятия в подготовительной группе с детьми с ЗПР
Тема: «Лес – наше богатство»
119

Сценарий
Валеологического праздника для старшей и подготовительной группы
с детьми с ЗПР
Тема: «Береги одежду снову, а здоровье – смолоду»
126

Упражнения для развития носового дыхания 130

Гимнастика для глаз 132


Доктора природы 135

Органы чувств 137

«Мои предпочтения в еде» 140

Коллаж «Кожа и уход за ней». Занятие «Кожа», часть 1, 2 (стр. 97, 101) 145

Коллаж «Уход за зубами». Занятие «Береги зубы» (стр. 105) 146

Коллаж «Органы слуха». Занятие «Самая быстрая улитка в мире» (стр. 110) 147

Коллаж «Лес». Занятие «Лес - наше богатство» (стр. 117) 148

Приложение 5
(подборка литературных ПРОИзведений) 149

Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости детей 149

Сказки 150

Верные друзья 150

Путешествие пирожка 151

Бабушкина аптека 152

Зайка – зазнайка 153

Улитка 154

Рождественская история 155




Информация об опыте


Детям совершенно так же, как и взрослым,
хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься.

«Педагогика сердца» Януш Корчак


Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. К со­жалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешитель­ных показателях их здоровья. На здоровье оказывает влияние целый ряд факторов. Один из них - это привычки и поведение. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения строились на воспитании тех или иных привычек и формировались вовремя. В детском саду приоритет должен быть отдан воспита­тельным задачам.

Воспитывающее воздействие на детей в рамках занятия оказывают три фактора: личность педагога, преподаваемый на занятии материал, форма проведения занятия. Детское отношение к взрослому, который представляет собой творческую личность, вникает в интересы детей, строится на доверии. Ведь воспитание личностью - воспи­тание своим примером. Это относится и к родителям. Дети внимательны и чутки даже к мельчайшим деталям человеческой натуры - характерные речевые обороты, манера поведения, привычка одеваться. Педагог должен быть образцом в доброжелательном отношении к окружающим детям и взрослым, во внешнем виде, отсутствии вредных привычек, например, курении, что, к сожалению, среди педагогов не редкость.


Задания, упражнения и сказки, которые предлагаются, помогут сфор­мировать у детей правильное отношение к своему здоровью, будут способствовать развитию у них умений и навыков, подскажут, как взаимодействовать с природой и людьми. Дети научатся понимать, как надо себя вести и как не надо, чтобы сохра­нить здоровье.

Одной из самых актуальных проблем 21 века является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Исследованиями ученых всего мира давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

Работая с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в детском саду, я установила, что элементы здоровьесберегающих технологий дети могут освоить, если работа с детьми по данному направлению проводиться систематически и целенаправленно. В своих исследованиях я попыталась изучить систему деятельности группы по здоровьесбережению детей с проблемами в развитии, обратить внимание на оздоровительные компоненты организации воспитательно-образовательного процесса.

Используя новые подходы в решении вопросов валеологического воспитания детей, занимаясь профилактикой заболеваний путем выработки здоровых навыков поведения в условиях детского сада, я пытаюсь научить воспитанников умениям укреплять свое здоровье. Организация занятий предполагает, что каждая встреча с детьми должна стать ступенькой открывающей ребенку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма.

Работа с детьми с ЗПР по валеологическому воспитанию должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных так и не традиционных приемов в коррекционно-оздоровительной работе с детьми. Очень важно учитывать индивидуальные особенности детей, так как каждый ребенок с ЗПР воспринимает материал по-своему: один лучше запоминает услышанное, другой – увиденное, третий – проигранное. Следует также отметить, что важно неоднократное повторение излагаемого материала, иногда даже в одной и той же интерпретации. Закрепление тем проводиться в повседневной работе с детьми, включая элементы здоровьесберегающих технологий в режимные моменты.


Актуальность данной проблемы и ее практическая значимость определила выбор темы исследования: «Валеологическое воспитание старших дошкольников с задержкой психического развития в детском саду». В своем исследовании я попыталась изучить эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления, включая адаптированные элементы здоровьесберегающих методик Уманской А., Базарного В., Лазарева М., Чупаха В., Стрельниковой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотрены используемые в условиях детского сада здоровьесберегающие технологии, позволяющие эффективно решать актуальную проблему – сохранение, формирование и укрепление здоровья детей с ЗПР дошкольного возраста. В опыт включены практические рекомендации, разработки занятий, конспекты, перспективные планы, семинары, представлены различные виды массажа, комплексы дыхательных упражнений, физкультминутки, методы саморегуляции.

ЧАСТЬ I

Оздоровление детей с ЗПР старшего дошкольного возраста


Здоровье ребенка закладывается в семье. Я же в силу специфики своей работы должна прививать навыки здорового образа жизни детям, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, и в зависимости от этого выбирать оптимальные методы и формы работы. Особенность педагогической деятельности в работе с детьми с задержкой психического развития состоит в том, чтобы у ребенка сформировать навыки необходимые для поддержания здоровья. Здоровье детей я рассматриваю как состояние физического, психического и социального благополучия.

Коррекционная направленность педагогического процесса по валеологическому воспитанию предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений. Комплексная, целенаправленная работа по валеологическому воспитанию составит существенное звено в коррекции психофизического развития личности ребенка. Содержание и структура позволяет научить детей использовать полученные знания на практике, на благо своему здоровью.


Любое занятие общеразвивающего или оздоровительного характера должно доставлять ребенку радость. Необходимо соблюдать при этом принцип: здоровые нагрузки, а не перегрузки укрепляют организм.


Цель организации валеологической среды - коррекция психофизического благополучия детей с ЗПР.

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ по валеологическому воспитанию являются:


  1. Забота об охране и укреплении здоровья детей, овладение приемами закаливания;

  2. Улучшение работы функций нервной и сердечнососудистой системы, дыхания;

  3. Формирование умений произвольно управлять телом, регулировать эмоции;

  4. Развитие познавательной сферы ребенка на основе принципов здоровьесбережения.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1. Подготовительный - составление плана мероприятий, привлечение к сотрудничеству всех участников педагогического процесса.

2. Организационно-диагностический - проведение диагностических исследований по проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни

3. Практический - внедрение в учебно-воспитательный процесс комплекса мер, предусмотренных программой.

4. Заключительный - подведение итогов работы.

5. Аналитический - обобщение полученных результатов деятельности, составление рекомендаций.


Формы и методы оздоровления детей в детском саду




Формы и методы

Содержание

Контингент
детей

1


Обеспечение здорового ритма жизни

  • щадящий режим (адаптационный
    период);

  • гибкий режим;

все группы

2

Физические упражнения

  • утренняя гимнастика;

  • физкультурно-оздоровительные занятия;

  • подвижные игры;

  • профилактическая гимнастика
    (дыхательная, звуковая, зрения);

все группы


дети с ЗПР

3

Гигиенические и водные процедуры

  • умывание;

  • мытье рук;

  • игры с водой;

  • гигиенический душ (летний период);

все группы

4

Свето-воздушные ванны

  • проветривание помещений (в том числе сквозное);

  • сон при открытых фрамугах;

  • прогулки на свежем воздухе;

  • обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;

все группы

5

Активный отдых

  • развлечения, праздники;

  • игры-забавы;

  • каникулы;

все группы


6

Арома- и фитотерапия

  • фитопитание (чаи, отвары);

  • ароматизирующие спальни;

все группы

7

Диетотерапия

  • рациональное питание;

  • индивидуальное меню(аллергия, хронические заболевания);

все группы

8

Свето- и цветотерапия

  • обеспечение светового режима;

  • цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса;

все группы

9

Спецзакаливание

  • игровой массаж;

  • обширное умывание;

  • дыхательная гимнастика;

  • точечный самомассаж;

дети с ЗПР

10

Психогимнастика

  • игры на снятие невротических состояний;

  • коррекция поведения;

  • учебная гимнастика;

индивидуальный

подход

Ожидаемые результаты работы



1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья;

2. Изменение отношения к своему здоровью;

3. Овладение навыками самооздоровления;

4. Снижение уровня заболеваемости.


Основные принципы организации
деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей

Целостности

Комплексности

Своевременности

Дифференцированного подхода

Последовательности

Учета психофизических особенностей

Систематичности




Информационно-методическое обеспечение педагога





Программа по физическому и нервно-психологическому развитию детей





Комплексы упражнений
здоровьесбережения





Методики оздоровления

Оздоровительные минутки




Спецзакаливание А. Уманской

Релаксационные упражнения




Вибрационно-вокальные упражнения
М. Лазарева

Психоэтюды




Дыхательная гимнастика
А. Стрельниковой

Самомассаж




Гимнастика глаз В. Базарного





Рекомендации педагогам и воспитанникам по сохранению индивидуального здоровья



следующая страница >>