litceysel.ru
добавить свой файл
1 ... 7 8 9 10 11

4. Конструирование. Воспитатель: «Часто после сильного шторма волной вы­брасывает на песок различные палочки, веточки, и из них получаются удивительные рисунки. Море умеет конструировать. А давайте и мы попробуем. Вы выложите ри­сунок, а я угадаю, что у вас получилось». Дети получают образец для выкладывания из счетных палочек и выкладывают фигурки по своему желанию.


5. Физкультминутка. Воспитатель читает текст рифмовки, а дети выполняют со­ответствующие движения.


Льется чистая водица, (Дети показывают движение воды)

Мы умеем чисто мыться: (Дети имитируют умывание)

Пасту белую берем,

Крепко щеткой зубы трем, (Показывают, как чистят зубы)

Моем шею, моем уши,

Вытираемся посуше. (Присаживаются, «вытирают» ножки, ручки, животики)


6. Что полезно? Воспитатель раздает детям индивидуальные рабочие листы «Бе­реги слух» и дает задание.

1. Рассмотреть рисунки.

2. Подумать, оценить поступки - где дети поступают правильно, а где - непра­вильно.

3. Закрасить кружки красным карандашом, если правильные поступки, или чер­ным, если неправильные.

4. Запомнить, что неправильные поступки могут привести к болезни.

7. Коллаж «Органы слуха». Воспитатель показывает коллаж и рассказывает о строении органов слуха: «Вы думаете, у нас два уха? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимые, а четыре спрятаны внутри. Наружные уши - ушные раковины. Наружные ушные раковины лишь помогают мозгу понять, с какой стороны долетел звук. Посередине ушной раковины - маленькое отверстие. Отсюда начинается слуховой проход. Путь звуку преграждает барабанная перепон­ка. С другой стороны перепонки находится второе (среднее) ухо. В нем расположены три крохотные косточки - молоточек, наковаленка и стремечко. Они вздрагивают от любого колебания перепонки. Внутреннее ухо закручено, как домик улитки. Вы видите, какой сложный механизм придумала природа? И мы должны его беречь, так как он очень нежный и ранимый.


От очень громких звуков, например, молоточек, наковаленка и стремечко могут испортиться и может наступить глухота. Острые предметы могут поранить барабан­ную перепонку, а грязь вызывает инфекцию и болезнь».

Воспитатель: «Посмотрите на уши друг друга. А знаете, почему они так выгля­дят? Вот посмотрите (эксперимент с двумя бутылочками и воронкой). В одной бутылке вода. Как вы думаете, легко налить воду из одной бутылочки в другую, вот так - из горлышка в горлышко? Конечно, трудно. А вот так, с помощью воронки? Легко. Вот так и наше ухо - ловит звуковые волны отовсюду и направляет внутрь».


8. Мнемотаблица «Самая быстрая улитка». Воспитатель показывает мнемотаблицу и предлагает детям послушать рассказ: «В одном волшебном саду жил Чебу­рашка. У него были самые замечательные уши на свете. Он знал, как их беречь, как ухаживать за ними, поэтому они у него никогда не болели. А что знал Чебурашка об ушах? Что нельзя в них засовывать посторонние предметы, нельзя громко кричать в ухо друг другу, надо беречь от ветра.

Рядом с Чебурашкой жила умная Сова. У птиц тоже есть уши, и, хотя они не такие большие, совы очень хорошо слышат все звуки в лесу: и жужжание пчелы, и шипение змеи.

Наши ушки ловят звуковые волны и похожи на домик улитки».

Воспитатель раздает детям мнемотаблицу по коллажу и предлагает ее запол­нить.



1 - Первая буква в слове «ухо».

2 - Уши Чебурашки.

3, 4 - Острые предметы могут поранить барабанную перепонку.

5 - Цифра «2» - два уха у человека, птиц и животных.

6 - Уши надо беречь от ветра и громких звуков.

7, 8 - У совы очень хороший слух - она может услышать жужжание пчелы и ши­пение змеи.

9 - Уши похожи на домик улитки.



Образец выкладывания фигурок из палочек





Образец выкладывания фигурок из палочек




Рабочий лист «Береги слух»


Конспект
Занятия в подготовительной группе с детьми с ЗПР
Тема: «Лес – наше богатство»



Воспитателя
МДОУ д/c 177
Малафий С.А.



г. Краснодар
2010 г.


Программные задачи:

- дать детям знания о необходимости беречь природу, о ее пользе и неразрывно­сти жизни «зеленых друзей» - деревьев и человека;

- развивать логическое мышление, память, образное мышление;

- закреплять навыки счета.


Материал к занятию:

- иллюстрации леса в разное время года;

- иллюстрация пустыни;

- предметы, сделанные из дерева (кубик, конус, цилиндр, матрешка, машинка, карандаш, ложка) - 10 штук;

- коллаж «Лес» (стр. 146);

- картинки с закодированной пословицей;

- картинка «Дорисуй волшебный лес» для каждого ребенка (стр. 122);

- мнемотаблица на слово «лес»;

- незаполненная мнемотаблица для каждого ребенка;

- картинка «Времена года» (стр. 123)


Ход занятия

1. Путешествие.
Воспитатель: «Ребята! Мы живем на очень красивой планете, в прекрасной стране, где много лесов. Посмотрите на эти картинки с изображением леса в разное время года.

Это - весна в лесу. Все благоухает, цветет, радуется, кажется, само солнышко смеется и играет своими лучиками на каждом листочке, травинке.

Это - лето. Жаркое, с горячим ветерком, спелыми душистыми ягодами земля­ники.


Это - осенний лес в золотом убранстве, с полными лукошками грибов, яблок. Зо­лотая осень с терпкой рябиной, хрустящими орешками.

А это - зимушка-зима. Сколько снегу намела!»

Воспитатель убирает все иллюстрации, кроме зимней. Она стоит еще 3-4 минуты, пока воспитатель «путешествует» вместе с детьми по лесу.

«Представьте себе, что мы идем в глубь леса, к той сосне, что изображена на кар­тинке. Вокруг все в снегу, холодно, скрипит под ногами снежок, пахнет морозцем. Вдруг на верху сосны, на веточке, мы увидели белочку. Она испугалась и прыгнула на соседнее дерево, а с ветки прямо на нас упал ворох снега и попал на нос, щеки, воротник. Ух, холодно! Отряхиваемся и бежим скорее на полянку».

Воспитатель поеживается и побуждает детей сделать то же самое.

«На полянке стоит избушка. Зайдем в нее. Там печка, а в ней горит огонь. Печ­ка жаркая! Давайте снимем рукавички и погреем ладошки, щечки - одну, потом другую. Как хорошо! Что бы мы делали в морозном лесу без избушки, без печки! Спасибо доброму человеку, который построил избушку (из чего?) и натопил печку (чем?)».

Воспитатель предлагает еще раз рассмотреть иллюстрации леса и показывает ил­люстрацию пустыни, рассказывает, во что может превратиться лес при бездумном обращении. Отмечает, что лес - живой организм. Надо быть не только потребителем, но и защитником леса.


2. Игрушки на столе. (Игра на развитие зрительной памяти, закрепление навы­ков счета.) Воспитатель: «У меня в волшебном мешочке лежат предметы, а из чего они сделаны, вы скажете сами. Конус, ложка, спичечная коробка, матрешка, цилиндр, кубик, вазочка, карандаш, рюмочка, машинка». (Дети трогают игрушки и отвечают.)

Воспитатель расставляет на столе деревянные игрушки. Затем дети отворачива­ются, а воспитатель переставляет одну из них. Дети поворачиваются, воспитатель спрашивает: «Что изменилось?» Дети отвечают. На вопрос: «Где стояло?» может быть ответ: «Машина стояла между матрешкой и ложкой».


Затем дети считают игрушки прямым и обратным счетом и парами.


3. Заучивание пословицы с помощью кодирования. Воспитатель показывает кар­тинки с закодированной пословицей и предлагает рассмотреть ее и запом­нить. Воспитатель читает пословицу:

Много леса - не руби,

Мало леса - береги,

Нет леса - посади!

Детям предлагается каждую фразу зарисовать - закодировать. Дети вместе с вос­питателем участвуют в процессе превращения стихотворения в рисунок, предлагая свои образы-ассоциации.


4. Физкультминутка «Путешествие капельки». Воспитатель рассказывает, дети выполняют соответствующие движения: «Мы выпили волшебной водички и превра­тились в капельки воды. Разбежались капельки в разные стороны. Ударил мороз. Капельки мерзли, мерзли и превратились в лед. Солнышко пригрело, стало припекать сильнее, сильнее. Лед растаял, и вода стала испаряться - капельки превратились в пар. Летим! Капельки летали, летали, собирались вместе - ближе, ближе. Пре­вратились в облако. Облако росло, росло и пролилось дождиком. Ручейки потекли по земле. Ручейки потекли к стульчикам».


5. «Дорисуй волшебный лес». (Игра на развитие логического мышления, образ­ного воображения.) Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и дорисовать ее в зависимости от своего воображения.

6. Коллаж «Лес». Воспитатель показывает коллаж и расска­зывает: «Жил-был веселый ежик в очень красивом лесу. Он любил свой лес, ведь это был его родной дом. Рядом с ним жили и его друзья - птицы, муравьи, зайцы. Ежик любил гулять по лесу. Сначала он прибегал в березовую рощу и искал там подбере­зовики, потом в дубовой роще искал желуди, а потом бежал в ельник - поиграть с зайчатами. Ядовитые грибы он не трогал, пусть себе растут - они, похоже, нужны лесу. Все в лесу дышало миром и покоем. Но иногда этот мир и покой нарушается. И делают это люди. Они зажигают костры, бросают бутылки, и от этого бывает по­жар. Часто бросают мусор на полянах.


Лес нужно беречь. Лес - это легкие планеты. Лесу нужна наша помощь и забота. Грибы бывают двух видов: ядовитые и съедобные. Старайтесь быть внимательными и осторожными, чтобы не принести домой ядовитый гриб, перепутав его со съедобным. Грибы в лесу пробовать нельзя. Яд бледной поганки сильнее яда гадюки. Если разло­мить шляпки двойников белого гриба, они сначала краснеют, потом чернеют».

Ежик загадывает детям загадки.


Стоит Егорка Он в лесу стоял,

В красной ермолке. Никто его не брал,

Кто ни пройдет, В красной шапке модной,

Всяк поклон отдает. Никуда не годный.

(Подосиновик) (Мухомор)


В роще у березки Ходят в рыженьких беретах,

Повстречались тезки. Осень в лес приносят летом,

(Подберезовики) Очень дружные сестрички,

Золотистые... (лисички).


Какие вы знаете грибы? Почему они так названы?


7. Мнемотаблица на слово «лес». Воспитатель показывает мнемотаблицу и объ­ясняет детям, что на ней изображено и почему.






1, 5, 9 - Слово «лес».

2 - Буква «П» -лесу нужна «помощь», буква «П» состоит из трех палочек, как слово «лес» состоит из трех букв.

3 - В лесу растут разные виды деревьев, в том числе елки, у нашей елки три веточки.

4 - Цифра 3 (связки: три буквы в слове «лес», три палочки в букве «п», три веточки у елки).

6 - Три палочки - это стволы лиственных деревьев.

7 - Третье дерево.

8 - Треугольник похож на елочку, на букву «Л», у него три угла, три сто­роны.

Воспитатель раздает детям незаполненные мнемотаблицы и предлагает их вос­произвести по памяти.

8. «Времена года». Воспитатель показывает картинку и рассказывает: «У Старика-годовика было четыре внучки (4). Внучек звали: Зима (3), Весна (В), Лето (Л), Осень (О). Старик их очень любил и гостил у каждой по три месяца (3). Внучки тоже любили деда и встречали его в своих лучших нарядах. Зима была вся в голубом и синем, Весна - в зеленом, Лето - в красном, а Осень - в желтом. Когда Годовик уезжал, то получал от каждой по три подарка (три месяца в каждом времени года). Зима дарила сосульки, снежинки, новогоднюю елку, Весна - тюльпаны, ландыши, подснежники, Лето - ягоды, цветы, теплую погоду, Осень - грибы, овощи, фрукты». Обратите внимание детей на сезонную одежду девочек. Одеваться надо в зависимости от температуры. Летом не кутаться, зимой - не переохлаждаться.





Картинки с закодированной пословицей






«Дорисуй волшебный лес»




«Времена года»


Сценарий
Валеологического праздника для старшей и подготовительной группы
с детьми с ЗПР
Тема: «Береги одежду снову, а здоровье – смолоду»



Воспитателя
МДОУ д/c 177
Малафий С.А.



г. Краснодар
2010 г.


Цели:

- расширить знания детей о том, как сохранить свое здоровье, привлекая к чте­нию и запоминанию замечательных стихотворений, сказок, загадок;

- развивать умение понимать и запоминать народные пословицы;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

В зале звучит музыка «Вместе весело шагать по просторам...». Дети рассаживают­ся на свои места. Ведущий начинает праздник*.


Ведущий

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим брейн-ринг между двумя команда­ми - «Знайки» и «Здоровейки».


Ведущий представляет каждого члена команды и капитанов.


Ведущий

Позвольте представить вам членов жюри. Это любимые вами герои - доктор Айбо­лит и Незнайка. Итак, начинаем игру! Первый гейм - это разминка, в нем участвуют все члены команды, называется он «Прочти народное изречение».

На столы команд подают подносы с карточками, разрезанными на две части. Дети должны правильно сложить половинки карточек и прочесть пословицы. Прочитать текст помога­ет ведущий или кто-то из взрослых.



Жизнь дана

на добрые дела.

Без обеда

не красна беседа.

Когда я ем,

я глух и нем.

Болен – лечись,

а здоров – берегись.

Без соли невкусно,

а без хлеба не сытно.

Одно дерево погубил -

посади сорок.

Поел бы репки,

да зубы редки.

Какова еда -

такова и работа.

Хорошие поступки

украшают человека.


По окончании каждого гейма жюри подводит итоги.


Ведущий

Внимание, внимание, начинается второй гейм! Назовите сказки, героями которых являются лесные звери: медведь, лиса, заяц, волк.

Назовите сказки, герои которых попадают в беду из-за непослушания.


Побеждает та команда, которая назовет наибольшее количество сказок.


Ведущий

Ребята! Третий гейм пройдет под лозунгом «Отгадай загадку!»


Команды-соперницы загадывают друг другу по шесть загадок о частях тела.


Что на свете всего быстрее? У пяти братьев одна работа.

(Мысль) (Пальцы)


На земле он всех умней, У двух матерей по пяти сыновей,

Потому и всех сильней. Одно имя всем.


(Человек) (Пальцы)


Тебе дано, Ни на меру, ни на вес,

А люди пользуются. Но у всех людей он есть.

(Имя) (Ум)


Если б не было его, Всегда во рту,

Не сказал бы ничего. А не проглотишь.

(Язык) (Язык)


Отворю я хлевец, Тридцать два молотят,

Выпущу стадо белых овец. Один поворачивает.

(Зубы) (Зубы и язык)


Белые силачи рубят калачи, Между двух светил

А красный говорун подкладывает. Посредине он один.

(Зубы и язык ) (Нос )


Всегда он в работе, Вот гора, а у горы

Когда говорим, Две глубокие норы.

А отдыхает, В этих норах воздух бродит,

Когда мы молчим. То заходит, то выходит.

(Язык) (Нос)


Когда мы едим — они работают, Брат с братом

Когда не едим — отдыхают. Через дорогу живут,

Не будем их чистить — они заболят. А один другого не видят.

(Зубы ) ( Глаза )


На ночь два оконца Есть у каждого лица

Сами закрываются, Два красивых озерца.

А с восходом солнца Между ними есть гора.

Сами открываются. Назови их, детвора!

(Глаза) (Глаза и нос)


На одной горе много травы, Их не сеют, не сажают,

Да скот эту траву не ест. Они сами вырастают.

(Волосы ) (Волосы)


Пятерка братьев неразлучна, Твои помощники — взгляни —

Им вместе никогда не скучно. Десяток дружных братцев,

Они работают пером, Как славно жить, когда они

Пилою, ложкой, топором. Работы не боятся.

(Пальцы) (Пальцы)


Всю жизнь ходят наперегонки, За тобою он плетется,

А обогнать друг друга не могут. Хоть на месте остается.

(Ноги) (След)

И у бабушки есть, Есть у меня работники,


И у дедушки есть, Во всем помочь охотники. —

И у мамы есть, Живут не за стеной —

И у папы есть, День и ночь со мной:

И у дочки есть, Целый десяток

И у внучки есть, Верных ребяток.

И у лошадки есть, (Пальцы)

И у собачки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

(Имя)


День и ночь стучит оно, Мы на них стоим и пляшем.

Словно бы заведено. Ну, а если им прикажем,

Будет плохо, если вдруг Нас они бегом несут.

Прекратится этот стук. Подскажи, как их зовут?

(Сердце) (Ноги)


Ведущий

Молодцы, ребята! Так держать! Четвертый гейм у нас театральный. Команды пе­ревоплотятся в артистов и покажут друг другу отрывки из произведений детских авторов.


Одна команда показывает сценку, другая отгадывает произведение и автора.


Ведущий

Идет напряженная борьба между командами. Молодцы, ребята! В следующем, пятом гейме будут принимать участие только капитаны команд. Гейм называется «Продолжи стихотворение».


Капитан одной команды начинает рассказывать стихотворение, капитан другой коман­ды его продолжает.


1. К.Чуковский «Мойдодыр».

2. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

3. С. Михалков «Про мимозу».

4. А. Барто «Девочка чумазая».


Музыкальные номера в исполнении участников команд.


После пятого гейма — подведение итогов брейн-ринга, объявление команды-победительницы, вручение памятных призов и сувениров обеим командам. Брейн-ринг заканчивается общим хороводом и исполнением песни «Дружба крепкая не сломается...» В хороводе участвуют и ведущий, и члены жюри.

Упражнения для развития носового дыхания



Дети обучаются упражнениям по карточкам, а затем самостоятельно их выпол­няют.

Если эти упражнения выполнять систематически, повысится сопротивляемость организма ребенка к простудным заболеваниям.

1. Плотно закрывать рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и вы­дыхать воздух через другую и наоборот. «День - ночь».

2. Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата). «Дверца открывается - дверца закрывается».

3. Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом. «Пыхтит ежик».

4. Вдох и выдох через сомкнутые губы (углы рта растянуты). «Радуга улыбается».

5. Сомкнув губы, надуть щеки, после чего, прижав кулачки к щекам, медленно выдавить воздух через сжатые губы. «Ветерок».

6. Выдох носом, на выдохе медленно произнести звук [м-м-м]. «Коровушка».

Упражнения выполнять медленно, 2 раза в день.






Гимнастика для глаз


Сначала дети обучаются упражнениям по карточкам, а затем самостоятельно их выполняют.

Объясните детям: «Как только почувствуешь, что глаза устали, сразу выполни специальные упражнения».

1. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори 4-5 раз.

2. Делай круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз, напра­во - вверх - налево - вниз. Повтори упражнение 10 раз.

3. Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 5 раз.

4. Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в те­чение 1 минуты.

5. А если ты уже носишь очки? В этом случае важно правильно их хранить и ре­гулярно мыть теплой водой с мылом. Ведь от очков теперь зависит твое зрение!







Дети выполняют задания по индивидуальным рабочим листам «Береги зрение».

1. Рассмотри рисунки.

2. Подумай и оцени поступки - где дети поступают правильно, а где - непра­вильно.

3. Закрась кружки красным карандашом, если поступки правильные, или чер­ным, если неправильные.

4. Запомни, что неправильные поступки могут привести к болезни.






Доктора природы


Дети обучаются рассказывать по карточкам.

1. Доктор Свежий воздух. Он необходим для жизни. Надо гулять на свежем воз­духе и проветривать помещение. Без воздуха не может жить ни одно живое существо на свете.

2. Доктор Солнце. Солнечные лучи проникают в каждую клеточку нашего орга­низма. Это источник витамина Б. Источник роста.

3. Доктор Любовь. Люди не могут жить друг без друга. Без доброты, дружбы и любви люди не могут жить. Надо любить людей, природу, весь мир. Жить с любо­вью в сердце - значит быть здоровым душой.

4. Доктор Отдых. Сон необходим человеку. Сон - лучшее лекарство. Во сне отды­хают глаза и мозг. Мозг для человека - самое главное. Он всем управляет.

Детям 6-8 лет рекомендуется спать 11-11,5 часов. Если встал бодрый, весе­лый - значит, отдохнул.

5. Доктор Вода. Вода - источник жизни. Вода помогает нам бороться с микроба­ми, разносчиками разных болезней. Ведь они больше всего любят грязь. Чем больше грязи, тем их больше. «От простой воды и мыла у микробов тают силы».

Организм не может жить без жидкости, человек на 70% состоит из воды. Утром на голодный желудок выпить 0,5 стакана воды. Это чистый кишечник и желудок.


6. Доктор Здоровая пища. «А разве бывает больная пища?» - спросите вы. Бывает полезная для здоровья и вредная для здоровья - например, кола, жвачки, чрезмер­ное употребление сладкого. Но мы сейчас говорим о здоровой пище: фрукты, овощи, молочные продукты, каши, борщ и т.д. Правильное питание - условие здоровья, неправильное приводит к болезни.

7. Доктор Физические упражнения. «Люди с самого рожденья жить не могут без движенья». Физические упражнения укрепляют мышцы, сердце, поднимают на­строение, дают заряд бодрости. Не зря утренние физические упражнения называют «зарядка».

«Каждый день зарядку делай - будешь сильный, будешь смелый». «Здоровье в порядке. Спасибо зарядке».






Органы чувств


Дидактические игры: «Покажи, какой орган поможет почувствовать запах розы, услышать звуки музыки и т. д.», «Людям каких профессий важен данный орган боль­ше других», «Что может почувствовать рука», «Расскажи руками, что ты хочешь», «Расскажи стихи руками».

Рабочий лист раздается каждому ребенку. Каждое задание рассматривается, раз­бирается и выполняется самостоятельно.










«Мои предпочтения в еде»


Рабочий лист раздается каждому ребенку. Каждое задание рассматривается, раз­бирается и выполняется самостоятельно.

Нарисуй, что бы ты хотел, чтобы выросло на волшебном дереве.





Беседа по картинке «В ванной»


Есть предметы, которыми можешь пользоваться только ты, и те, которыми могут пользоваться все члены твоей семьи. Рассмотри картинки и обведи предметы личнои гигиены цветным карандашом.






Рабочий лист дается каждому ребенку. Картинка рассматривается, разбирается, и ребенку предлагается ответить на вопросы.

1. Какие предметы находятся в ванной?

2. Какие предметы гигиены ты видишь?

3. Какие предметы личной гигиены?

4. Какие предметы трогать нельзя?

5. Как надо вести себя в ванной?






Беседа по картинке «На кухне»


Рабочий лист дается каждому ребенку. Картинка рассматривается, разбирается, и ребенку предлагается ответить на вопросы.

1. Какие предметы находятся на кухне?

2. Какие предметы опасны для детей?

3. Почему их называют опасными?

4. Что трогать нельзя?

5. Какие предметы не должны быть на кухне?






Беседа по картинке «Моя семья»


Беседа по картинке проводится индивидуально с каждым ребенком.

Дети должны знать о своих родственниках. Например, если у дедушки и папы слабое зрение, есть фактор риска - у ребенка тоже может быть плохое зрение. Надо беречься, быть осторожнее. Надо дать понять ребенку, что от здоровья родителей за­висит его здоровье, и от поведения его самого зависит здоровье его будущих детей.

Мы - это моя семья: мама, папа, бабушки и дедушки. Мы живем дружно, забо­тимся друг о друге. Это наш род. Иногда в праздники мы собираемся вместе. Мы помогаем друг другу. Старшие заботятся о младших. Мы похожи друг на друга. Я люблю мою семью.







Коллаж «Кожа и уход за ней». Занятие «Кожа», часть 1, 2 (стр. 97, 101)




Коллаж «Уход за зубами». Занятие «Береги зубы» (стр. 105)




Коллаж «Органы слуха». Занятие «Самая быстрая улитка в мире» (стр. 110)




Коллаж «Лес». Занятие «Лес - наше богатство» (стр. 117)





Приложение 5
(подборка литературных ПРОИзведений)



Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости детей

По данным Министерства здравоохранения многие дети дошкольного возраста страдают неврозами. Тенденция в ухудшении психического здоровья продолжает расти.

Ребенку помогают понять, осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуация­ми, но и их неверным восприятием. Таким образом, психогимнастика примыкает к психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных стрессов у детей. На за­нятиях и во время игры дети обучаются выражать эмоции, преодолевать барьеры в общении, развивать лучшее понимание себя и других.


Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисовать»,- можно услышать от ребенка. Эмо­циональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполне­ние задания. Работа со сказками дополняет положительное воздействие на детей. Эти направления успешно решают следующие задачи»: 1) снижение тревожности и агрессивности у детей; 2) развитие способностей к саморегуляции и естественной коммуникации, выявление и поддержка творческих способностей, развитие внима­ния, памяти.

На протяжении многих веков люди рассказывали друг другу, детям сказки. Их любили и любят в разном возрасте. «Жили-были...», «В некотором царстве, в некото­ром государстве...» - нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. События сказочной истории естественно и лаконично вытекают одно из другого. Дети усваива­ют причинно-следственные связи, существующие в этом мире. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, преодоление себя - все это закодировано в образах сказки.

Ребенок, слушая или читая сказку, выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется и ту же самую сказку он может понять по-другому. Часто дети просят родителей или воспитателей прочитать одну и ту же сказку несколько раз. Вероятно, эта сказка наиболее соот­ветствует восприятию ребенка в данный момент и помогает понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Не отка­зывайтесь читать детям то, что они просят, пусть даже эта сказка вам надоела.

Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего мира, у него возникает множество вопросов к взрослым. Многие вопросы ставят ро­дителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и что такое «хорошо» и что такое «плохо». Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных героев, ребенок во многом формирует для себя картину мира, и в зависимости от этого будет воспринимать разные ситуации и действовать различным образом.


Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психоло­гической защищенности. Герой, который проходит все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.

В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе. Сказка - как живой организм: в ней все дышит, в любой момент может ожить и за­говорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в повествование. У него развивается способность децентрироваться, вставать на место другого. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого, позво­ляет ему ощутить многогранность мира и свое единство с ним.

Сказки


Верные друзья


В одном небольшом городе жили-были обычные девочки и мальчики. Каждый день родители водили их в детский сад. Там было много замечательных игрушек: краси­вые куклы в ярких платьях, веселые клоуны, зайцы, мишки, солдатики и, конечно, много разных автомобильчиков. Дети очень любили играть со своими игрушками, и игрушки любили играть с детьми.

Однажды вечером, когда дети ушли домой, с полки спрыгнул клоун Кеша и по­звонил в колокольчик. Все игрушки переполошились: куклы испуганно захлопали ресницами, пузатые мячики стали подпрыгивать, а зайцы и мишки кубарем свали­лись на пол.

- Что случилось? - сердито спросил командир игрушечных солдатиков. Все ува­жали его и слушались. Ведь на нем так красиво сидела военная форма, и он умело командовал своими солдатами.

- А вы разве ничего не слышали? - удивленно спросил Кеша.- Завтра у наших ребят прощальный вечер «До свиданья, детский сад», они выросли и уходят в шко­лу.

- Как уходят? А как же мы? - со всех сторон к Кеше спешили маленькие и боль­шие обитатели игрушечного городка. Они много лет дружили с детьми, а что же теперь?


- Неужели нас бросят одних? - испуганно пискнул мышонок, который жил в домике с курочкой Рябой.

- Ах, мы этого не переживем,- запричитали кукольные барышни.

- Спокойно! Смирно! - строго сказал командир солдатиков.- Прошу тишины!

Все сразу замолчали и затихли, только Ванька-Встанька никак не мог остано­виться: все качался и качался. Наконец стало тихо. Все смотрели друг на друга, но никто не знал, что же делать.

- Нам надо вернуться в магазин игрушек. Там мы найдем новых друзей,- не­ожиданно предложил клоун Кеша.

- Ура! Молодец! правильно! - закричали наперебой игрушки.

- Лично я никуда не пойду,- заявил рыжий кот, который сидел в стороне от всех на подоконнике.- Мне и здесь хорошо.

Неожиданно за дверью комнаты послышались шаги и покашливание. Игрушки замерли. Двери распахнулись, и вошел сторож Иван Степанович. Он каждый вечер делал обход детского сада, проверяя, все ли в порядке. Увидев на полу игрушки, покачал головой:

- Ай, ай, ай! Нехорошо! Ребята скоро в школу пойдут, а убирать за собой игруш­ки не научились.

Он вышел и закрыл двери на замок. Бедные жители игрушечного городка в рас­терянности переглянулись. Дверь заперта, и им не выбраться. Они медленно стали расходиться по своим местам.

Утром первыми в садик пришли две сестрички, Катя и Надя. Все их звали «золо­тые девочки». У них были золотисто-рыжие волосы и доброе сердце. Больше всего они любили играть в игру «Поликлиника».

Мама у них была медсестрой. Они хотели быть на нее похожими: тоже помогать лечить людей, когда вырастут.

Вот и сегодня они начали утро с осмотра своих пациентов. Девочки сразу поняли, что с их дорогими друзьями что-то случилось. Все они были грустными и скучными. Тем временем подошли еще ребята. Они тоже заметили, что игрушки заболели.

- Ребята! Сегодня у нас будут гости,- объявила воспитательница.- Вы уходите в школу, и вас придут поздравить малыши. Они придут с подарками, которые вам пригодятся на уроках. Давайте и мы подарим им наши игрушки. Вы много лет иг­рали с ними, дружили, а теперь пришло время найти им новых друзей.


Услышав это, жители игрушечного города засияли от счастья. Вмиг улетели пе­чаль и уныние. Клоун Кеша подмигнул кукольным барышням, а Ванька-Встанька от радости закачался.

Детям было грустно расставаться со своими любимцами, но, когда они увидели малышей, которые сияющими от восторга глазами смотрели на игрушки в комнате, то поняли, что их друзьям не будет скучно и одиноко.

- И как это здорово, когда кто-то кому-то нужен и когда есть друзья,- подумал клоун Кеша.


Вопросы для размышления

1. Почему переполошились игрушки?

2. Заметили ли дети, что игрушки заболели?

3. Можно ли забывать про друзей, даже если это игрушки?

4. Как ты понимаешь слово «друг»?

5. Как ты выбираешь друзей? Знаешь ли ты правила дружбы?


Путешествие пирожка


Вот какая сказочная история произошла в нашем городе. Жила-была женщина. Она работала поваром в детском саду и умела печь чудесные, ароматные пирожки. Они всегда получались такие вкусные, что про нее так и говорили:

- У нее золотые руки! Она просто волшебница.

Однажды повариха, как обычно, хлопотала над приготовлением пирожков. На­строение у нее было замечательное, и все получалось быстро, легко, и она сама не за­метила, как стала разговаривать с ними: «Какой ты красивый, пухленький, а ты мягонький. А ты похож на кораблик, того и гляди поплывешь». И она тихо запела песенку про дальние страны и путешествия корабликов.

Работа вскоре была закончена, и на столе красовались три больших блюда с го­рячими пирожками. Когда повариха вышла, чтобы отдохнуть от жаркой печки, случилось нечто необыкновенное: пирожки стали разговаривать друг с другом че­ловеческим языком!

- Я самый вкусный! - стал хвастаться один.


- А я самый красивый! - подхватил другой.

- Нет, я самый вкусный и красивый,- заспорил третий.

Каждый пирожок пытался доказать соседу, что он самый лучший. И только один пирожок молчал и не спорил. Он никак не мог забыть песенку про путешествие ко­раблей в дальние страны. Конечно, это был пирожок, похожий на кораблик.

- Вот бы и мне посмотреть на мир, попутешествовать,- размечтался пиро­жок.

Как только по коридору послышались шаги, все замолчали. Воспитатели взяли блюда с пирожками и понесли угощать ребят.

Девочку Настю привел в садик не дедушка, как обычно, а старший брат. Дедушке нездоровилось. Когда всем детям раздали по пирожку, она незаметно спрятала свой пирожок, похожий на кораблик, в кармашек платья. Коля Петров предложил по­играть в игру «Моряки» и тут же стал строить корабль. Настенька с удовольствием надела на себя бескозырку и стала матросом.

- Внимание! Наш корабль отправляется в путешествие вокруг Африки,- ско­мандовал Коля.

Когда пирожок услышал слово путешествие, то невольно выглянул из кармана и увидел на коленях у ребят большую книгу с картинками. Там были нарисованы слоны, жирафы и много других удивительных животных.

- Свистать всех наверх,- прокричал капитан.- По правому борту проплывают киты и дельфины.

И пирожок увидел, как богат океан морскими жителями. Это было так интересно! Оказывается, с помощью книг можно путешествовать, не выходя из комнаты! Они успели побывать в холодных льдах Антарктиды и джунглях Индии, в жаркой пус­тыне и в Австралии.

Время прошло незаметно. За Колей пришла мама. А вскоре и Настя стала соби­раться домой. Она вспомнила про пирожок и достала его.

- Ты самый лучший пирожок на свете. Самый ароматный и вкусный подарок дедушке,- сказала девочка.

Пирожок был очень доволен. Ему удалось попутешествовать, и его назвали самым лучшим.

Он решил, что когда в следующую пятницу веселая волшебница повариха испечет его снова, он отправится в новое путешествие.



<< предыдущая страница   следующая страница >>