litceysel.ru
добавить свой файл
1
Представленные задания составлены в формате КИМов ЕГЭ. Они могут использоваться для подготовки к ЕГЭ, к школьным и городским олимпиадам по истории России. Представленный в них материал может использоваться для проведения викторин, конкурсов по военно-патриотическому воспитанию учащихся.


Тест по теме «Первая мировая война»

Часть А


  1. В начале 20 века Россия входила в военно-политический блок, направленный против

А) Франции Б) США В) Германии Г) Англии

  1. В начале 20 века « пороховым погребом Европы» называли:

А) польские земли, входящие в состав России

Б) Балканы

В) Германскую империю

Г) Эльзас и Лотарингию

3. Какие из перечисленных ниже внешнеполитических событий относятся к царствованию Николая II?

А) русско-японская война

Б) Берлинский конгресс, подведение итогов русско-турецкой войны

В) начало формирования русско-французского союза

Г) Первая мировая война

Д) заключение Раппальского договора с Германией

Е) заключение соглашения с Англией о разделе сфер влияния в Средней Азии

Укажите верный ответ.

  1. АБГ 2) АГЕ 3) БДЕ 4) ВГЕ

  1. Укажите, какое событие выпадает из общего логического ряда:

А) гибель крейсера «Варяг»

Б) оборона Порт-Артура

В) Цусимское сражение

Г) Брусиловский прорыв

Д) Портсмутский мир

  1. Поводом к началу Первой мировой войны стало:

А) начало всеобщей мобилизации в России

Б) предъявление Австро-Венгрией ультиматума Сербии

В) убийство эрцгерцога Франц-Фердинанда в Сараево

Г) объявление Германией войны России

  1. Укажите даты Первой мировой войны:

А) 1913-1914гг. Б) 1914-1916гг.

В) 1914-1917гг. Г) 1914-1918гг.

7. В первые годы войны вмешательство государства в экономику:

А) ослабло Б) осталось на довоенном уровне

В) усилилось Г) полностью прекратилось

8.Верховным главнокомандующим русской армии в начальный период первой мировой войны был:


А) Николай II Б) великий князь Николай Николаевич

В) С.Д.Сазонов Г) А.А.Брусилов

9. К 1914 году относится:

А) гибель армии генерала А.В.Самсонова Б) наступление армии генерала А.А.Брусилова

В) вступление в войну США Г) выход из войны в Италии

10. В 1914г. русские войска:

А) заняли Берлин Б) заняли Париж

В) были выбиты немцами из Варшавы Г) потерпели поражение в Восточной Пруссии

11.Летом 1915 года новым главнокомандующим русской армией стал:

А) А.А.Брусилов Б) М.В.Алексеев В) Николай II Г) С.Д.Сазонов

12. К 1916 году относится:

А) начало Первой мировой войны Б) гибель русской армии в Восточной Пруссии

В) наступление русской армии на Юго-Западном фронте Г) конец Первой мировой войны

13. «Оборонцы» - это:

А) партии, стоящие за участие в войне до победы

Б) большевики, согласные с лозунгом поражения своего правительства в войне

В) социалисты, выступающие за оборону Родины

Г) фракция в Думе, объединившая всех сторонников ведения «оборонительной» войны

14. Позиция большевиков в отношении Первой мировой войны выражалась в лозунге:

А) продолжение войны до победного конца

Б) превращение войны империалистической в гражданскую

В) защиты Отечества от германского нашествия

Г) провозглашение «гражданского мира»

15. Главнокомандующим Юго-Западного фронта в 1916 году был:

А) А.А. Брусилов Б) Я.Г. Жилинский В) А.В.Самсонов Г) П.К. Ренненкампф

16. Решающее воздействие на неудачи русской армии в 1915 году оказали:

А) суровые погодные условия Б) нехватка снарядов

В) наличие немецких шпионов при царском дворе Г) бездарность военачальников

17. Первая мировая война:

А) привела к подъему революционного движения Б) укрепила позиции правительства


В) привела к спаду революционного движения Г) укрепила авторитет династии Романовых


18. Что из названного стало последствием принятия в марте 1917г. относящегося к армии приказа №1?

А) развал воинской дисциплины

Б) переход к тактике «выжженной земли» в войне с Германией

В) прекращение военных действий, демобилизация армии

Г) создание специальных отрядов Красной гвардии из рабочих

19. Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов содержал призыв к :

А) миру без аннексий и контрибуций

Б) сепаратному миру с Германией

В) превращению империалистической войны в гражданскую

Г) присоединению России к Версальскому миру

20. По Брестскому миру в 1918 году Советская Россия потеряла территории:

А) Польши, Литвы, часть Латвии и часть Белоруссии Б) Латвии, Литвы, Эстонии

В) Польши, Литвы, Финляндии Г) Эстонии, часть Польши, Армении

Часть В


  1. Германская пресса, характеризующая страны, которые участвовали в Первой мировой войне, писала о них: «представительница самого крайнего абсолютизма» (1), «мать революции и гильотины»(2), «самое старое на свете конституционное государство» (3). К каким странам относятся указанные характеристики?

1_______________ 2______________ 3________________

  1. Этот государственный деятель трижды спасал российскую монархию: заключив мирный договор с Японией, подготовив Манифест 17 октября, укрепив монархию перед своей отставкой миллиардным займом у Франции:

А) С.Ю.Витте Б) П.А.Столыпин В) П.Д.Святополк-Мирский Г) В.К.Плеве
  1. Представитель русской интеллигенции, историк, политическим идеалом которого была парламентская монархия английского типа, лидер конституционно-демократической партии. В составе первого Временного правительства занял пост министра иностранных дел. Ушел с поста в апреле 1917 года.


Ответ:_______________________

  1. Участник русско-турецкой войны 1877-1878гг., он в 1914-1916гг. выдвинулся в число лучших военачальников Первой мировой войны, приобрел особую известность как инициатор и руководитель наступления русской армии летом 1916г. (знаменитого прорыва) на Юго-Западном фронте.

Ответ:________________________

  1. Один из самых известных царских фаворитов ( 1905-1916), «старец». Имел огромное влияние на царскую семью, в том числе в политических вопросах. Предопределял смену министров, глав правительств, военных лидеров. Был убит в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года.

Ответ:_____________________________

  1. Расположите в хронологической последовательности вступление в Первую мировою войну следующих стран:

А) Англия Б) Франция В) США Г) Россия

  1. Установите соответствие между датами и событиями:

Даты События

А) 1 августа 1914 г. 1) заключение Брестского мира

Б) 28 июля 1914 г. 2) начало Первой мировой войны

В) 3 марта 1917 г. 3) вступление в войну России

Г) 11 ноября 1918г. 4) капитуляция Австро-Венгрии

5) капитуляция Германии

  1. Установите соответствие между странами и целями, которые они преследовали в Первой мировой войне:

А) Россия 1) сохранить мировое господство

Б) Германия 2) добиться мирового господства

В) Франция 3) сохранить и укрепить влияние на Балканах

Г) Англия 4) укрепить влияние в Европе

5) сохранить свою независимость

9. Расставьте события в хронологической последовательности:

А) Брусиловский прорыв Б) Восточно-Прусская операция

В) Галицийская операция Г) эвакуация русских войск из Варшавы

Д) Горлицкий прорыв

10. Прочтите фрагмент из статьи депутата Государственной думы П.Н.Милюкова ( датирована 1915г.) и напишите название страны, о помощи которой со стороны России в нем говорится.


« Настоящая война начата не Россией и уже потому она не могла заключать определенных намерений относительно расширения территории России. Русская мобилизация имела целью, в первой совей стадии, поддержку славянского государства, от которой Россия не могла отказаться без умаления своего авторитета среди славянства и на Балканах. Во второй стадии, вызвавшей решительное наступление Германии, наша мобилизация имела целью поддержание значения России как великой державы».

Ответ:_______________________

Часть С

В феврале 1914 года П.Н.Дурново, убеждая Николая II любой ценой предотвратить надвигающуюся войну с Германией, писал:

«… начнется с того, что все неудачи будут приписаны правительству. В законодательных учреждениях начнется яростная кампания против него, как результат которой в стране начнутся революционные выступления. Эти последние сразу же выдвинут социалистические лозунги, единственные, которые могут поднять и сгруппировать широкие слои населения, сначала черный передел, а затем общий раздел всех ценностей и имуществ… Армия, лишившаяся …за время войны наиболее надежного кадрового состава, охваченная в большей части стихийно общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованной, чтобы послужить оплотом законности и порядка. Законодательные учреждения и лишенные действительного авторитета в глазах народа оппозиционно-интеллигентные партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддается даже предвидению».

С1. Какое законодательной учреждение существовало в России в 1914 году?

С2. Почему «стихийно общее крестьянское стремление к земле» было характерно для русской армии начала 20 века?

С3. Какие партии и почему автор считает «оппозиционно-интеллигентными»?

С4. 4 августа 1914г. Великобритания вступила в войну на стороне Франции и России. При этом далеко не все англичане с восторгом отнеслись к данному союзу, а часть вообще была против партнерства с Россией. Так, Б.Шоу отмечал: «Если мы не можем без помощи России победить Потсдам… тогда нам следует просто отдать Германии лучшее и рассчитывать на союз с Америкой ради нашего места под солнцем».


Чем объяснить такую предубежденность к России?

С5. «Либо один должен отказаться от владения своими колониями, либо другой. Такие вопросы в мире капиталистов не решаются добровольно. Это может быть решено только войной».

Каким образом, на ваш взгляд, это суждение В.И.Ленина объясняет причины Первой мировой войны, ее характер?

С6. Ниже приведены стихи и частушки времен Первой мировой войны, отражающие изменение отношения народа к войне в ее начале (1) и в конце (2).


  1. Мы с Японией буянили,

С Германией идем:

Кулаки у нас большие –

Нигде не пропадем.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С германской силой темною,

С тевтонскою ордой! (А.Боде)



  1. Ох, как эта-то война

До чего нас довела:

До чистого полюшка-

Хоть давися с горюшка.



Царь ты белой, царь ты белой,

Что в Расеюшке наделал:

Молодых людей забрил,

Всю Расею прослезил!


Как изменилось отношение народа к войне в ее начале и в конце?

Каковы причины этих изменений? ( Укажите не менее двух причин)


Тема «Первая мировая война»

Ответы на вопросы части А.

1. Г 6. Г 11. В 16. Б

2. Б 7. В 12. В 17. А

3. 2 8. Б 13. В 18. А

4. Г 9. А 14. Б 19. А

5. В 10. Г 15. А 20.А

Ответы на вопросы части В.

1. 1-Россия, 2- Франция 3-Англия 2. А 3. П.Н.Милюков

4. А.А.Брусилов 5. Г.Е. Распутин 6. ГБАВ 7. А-3, Б-2, В-1, Г-5

8. А-3, Б-2, В-4, Г-1 9. БВДГА 10. Сербия

Ответы на вопросы части С.

С1. С 1906 года в России существовала Государственная дума, которой Манифестом 17 октября 1905г. были даны законодательные полномочия


С2. Большинство населения в России составляли крестьяне. В условиях всеобщей воинской повинности солдатами были те же крестьяне.

С3. «Оппозиционно-интеллигентными» автор может считать либеральные партии: октябристов и, особенно, кадетов, так как социальную опору этой партии составляла российская интеллигенция.

С4. Россия воспринималась англичанами как варварская страна, чуждая идеям свободы и прогресса. Прежде всего, это относилось к самодержавию, союз с которым выглядел противоестественно.

С5.Страны – участницы войны – преследовали главную общую цель: приобретение новых колоний, рынков сбыта, усиление сфер влияния. Это было необходимо для их экономического развития в условиях монополистического капитализма. Получить эти колонии можно было только ведя захватническую войну.

С6. В начале войны было единение нации на основе патриотических настроений, уверенность в победе. К концу войны появилось разочарование и недовольство политикой правительства, которая привела к поражениям и большим потерям, резким ухудшением уровня жизни, прежде всего малоимущих слоев населения. Особенно страдала деревня, которая теряла рабочую силу, скот, посевные площади.


СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны

( 1939-1945гг.)

Часть А


  1. Когда был заключен пакт о ненападении между СССР и Германией?

1) 23 августа 1939г. 2) 1 сентября 1939г. 3) 17 сентября 1939г. 4) 20 октября 1940г.

2. Какое событие произошло 28 сентября 1939 года?

1) заключение советско-германского договора о ненападении

2) заключение советско-германского договора о дружбе и границах

3) начало советско-финской войны

4) вступление советских войск на территорию прибалтийских государств

3. Что явилось одним из последствий советско-финской войны?

1) исключение СССР из Лиги Наций


2) вооруженные столкновения между советскими и английскими вооруженными силами на севере Норвегии

3) осуждение действий Финляндии со стороны Англии и Франции

4) военно-техническая помощь советским войскам со стороны Германии

4. Германский план нападения на СССР предусматривал:

1) расчленение СССР на отдельные государства

2) сохранение СССР как единого государства

3) колонизацию Германией территории СССР

4) уничтожение единого государства и колонизацию Европейской части СССР

5. Прочтите отрывок из воспоминаний немецкого офицера и определите название плана, о котором говорится в тексте.

«Я лично услышал об этом плане… 29 июля 1940 года. В этот день генерал-полковник Иодль…заявил, что фюрер решил подготовить войну против России. Фюрер обосновал это тем, что война должна произойти так или иначе, так лучше будет, если эту войну провести в связи с уже происходящей войной и, во всяком случае, начать необходимые приготовления к ней…»

1) «Тайфун 2) «Цитадель» 3) «Барбаросса» 4) «Натиск на Восток»

6. Кто из лидеров западных держав в своей речи 22 июня 1941г. поддержал Советский Союз, хотя ранее был активным его противником?

1) Ф.Рузвельт 2) У.Черчилль 3) Г.Трумэн 4) Шарль де Голль

7. В первый месяц Великой Отечественной войны упорное сопротивление врагу оказали войска города:

1) Минска 2) Выборга 3) Риги 4) Бреста


8. Высшим государственным органом управления, сосредоточившим всю полноту власти стал (стала):

1) Государственный Комитет обороны 2) Верховный Совет СССР

3) Ставка Верховного Главнокомандования 4) Народный комиссариат обороны

9. Кто из перечисленных лиц входил в Ставку Верховного Главнокомандования?

1) Л.П.Берия, Н.С.Хрущев 2) Г.К.Жуков, А.М.Василевский

3) М.М.Литвинов, М.И.Калинин 4) С.А.Ковпак, П.Н.Пономаренко


10. Ленд-лиз – это

1) безвозмездная передача США Советскому Союзу вооружения, боеприпасов, стратегического сырья

2) передача США Советскому Союзу взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья

3) поставка Великобританией и США Советскому Союзу продовольствия, переправляемого через Северный морской путь

4) обязательство Советского правительства предоставить после окончания войны сырье и минеральные ресурсы в обмен на открытие США и их союзниками второго фронта

11. Неудачи Красной Армии в первые месяцы войны были связаны с:

1) подрывной деятельностью «врагов народа»

2) отсутствием в Красной Армии талантливых военачальников

3) внезапностью нападения и превосходящей военной мощью Германии

4) административно-командным руководством экономикой страны

12. Какое из названных событий Великой Отечественной и Второй мировой войны произошло раньше всех других?

1) Тегеранская конференция 2) Сталинградское сражение

3) Смоленское сражение 4) Ялтинская ( Крымская) конференция

13. Назовите хронологические рамки оборонительного этапа Московской битвы:

1) 30 сентября – 4 декабря 1941г. 2) 30 сентября – 6 ноября 1941г.

3) 2 сентября – 30 ноября 1941г. 4) 2 сентября – 31 октября 1941г.

14. Контрнаступление советских войск под Москвой было начато

1) 5-6 декабря 1941г. 2) 1-2 декабря 1941г.

3) 7 ноября 1941г. 4) 1 ноября 1941г.

15. В итоге победы советских войск под Москвой

1) был сорван план молниеносной войны

2) распалась антигитлеровская коалиция

3) немецкие войска начали отступать на всех направлениях

4) в войну против СССР вступила Япония

16. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне связано с

1) Курской битвой 2) Битвой под Москвой


3) Сталинградской битвой 4) прорывом блокады Ленинграда

17. С чьим именем связано руководство экономикой в годы Великой Отечественной войны?

1) В.М.Молотов 2) К.Е.Ворошилов 3) А.А.Жданов 4) Н.А.Вознесенский

18. О ком из героев Великой Отечественной войны идет речь?

Во время боев за Сталинград он командовал небольшой группой солдат, состоящей из 24 человек, которая смогла захватить четырехэтажный дом и удерживать его в течение 58 суток, превратив его в крепость. После войны он стал почетным гражданином города, а дом до сих пор сохранился и носит его имя.

1) Я.Павлов 2) А.Маресьев 3) А.Матросов 4) Н.Гастелло

19. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь?

«Итогом оборонительного сражения следует считать, на мой взгляд, поражение таковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее Прохоровки… Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля».

1) битва на Курской дуге 2) форсирование Днепра

3) битва за Москву 4) Сталинградская битва

20. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите силы, о действиях которых в них говорится о

«Весной 1942 года они уже представляли серьезную опасность для тыловых коммуникаций немецкой армии, поэтому для решительной борьбы с ними немецкому командованию приходилось стягивать в уже оккупированные районы большие силы, а для проведения крупных операций в областях, где движение принимало угрожающие размеры, - снимать отдельные части с фронта»


  1. кавалерийские части Красной Армии, прорвавшиеся в тыл врага
  2. партизанские отряды на оккупированных землях


  3. советские десантные войска в тылу немецкой армии

  4. польские и чехословацкие части, воевавшие совместно с Красной Армией


21.Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны означает:

    1. вступление в войну против Германии западных союзников СССР

    2. переход стратегической инициативы к советскому командованию

    3. срыв плана «молниеносной войны»

    4. перенос боевых действий на территорию Германии


22. Какие проблемы обсуждались на Тегеранской конференции?

1) решение о демилитаризации и денацификации Германии, решение вопроса о границах и передача СССР г.Кенигсберга

2) разработка общей военной стратегии и открытие Второго фронта; границы в послевоенной Европе

3) основные принципы послевоенной политики и система международной безопасности; решение о создании в Германии трех зон оккупации

4) передача СССР земель на Дальнем Востоке


23. Второй фронт был открыт:

1) на Балканах 2) в Нормандии 3) в Англии 4) в Италии

24. Важным событием 1944 года было:

1) полное освобождение Ленинграда от блокады

2) образование ООН

3) объявление Советским Союзом войны Японии

4) поражение фашистских войск под Курском

25. На каком направлении осуществлялась операция «Багратион» в июне 1944г.?

1) Белорусском 2) Ленинградском 3) Киевском 4) Кишеневском

26. Государственная граница СССР была восстановлена на всем протяжении:

1) весной 1944г. 2) летом 1944г. 3) осенью 1944г. 4) зимой 1945г.

27. Кто из перечисленных советских военачальников участвовал в Великой Отечественной войне:

А) К.Е.Ворошилов Б) М.В.Фрунзе В) М.Н.Тухачевский

Г) Р.Я.Малиновский Д) К.А.Мерецков Е) И.Э.Якир

Укажите правильный ответ: 1- АБВ 2- АВЕ 3-АГД 4-БГД


28. Берлинская операция осуществлялась войсками 1-го и 2-го Белорусских фронтов и 1-го Украинского фронта под командованием:

1) Г.К.Жукова, К.К.Рокоссовского, И.С.Конева

2) Г.К.Жукова, Н.Ф.Ватутина, Р.Я.Малиновского

3) К.К.Рокоссовского, И.С.Конева, Н.Ф.Ватутина

4) И.С.Конева, Н.Ф.Ватутина, Л.А.Говорова

29. Символический меч освобождения от фашизма Родина-мать подняла в Сталинграде, а советский воин со спасенным ребенком на руках опустил этот меч в Берлине.

Такой смысл вкладывал в свои известные произведения скульптор:

1) Э.И.Неизвестный 2) Е.В.Вучетич 3) В.И.Мухина 4) С.Т.Коненков

30. Советский Союз вступил в войну с Японией:

1) 7 декабря 1941г. 2) 26 июня 1944г. 3) 8 августа 1945г. 4) 2 сентября 1945г.

31. В результате капитуляции Японии в сентябре 1945г. СССР получил:

1) остров Хоккайдо 2) Алеутские острова

3) Южный Сахалин и Курильские острова 4) остров Кюсю

32. В каком ряду названы города, удостоившиеся звания «Город-герой» за массовое мужество и героизм, проявленные их защитниками в годы Великой Отечественной войны?

1) Саратов, Новгород 2) Вязьма, Воронеж 3) Минск, Ленинград 4) Брянск, Хабаровск

Часть В

1. Установите соответствие между годами и названиями битв:

А) Берлинская 1) 1941г.

Б) Московская 2) 1942-1943гг.

В) Курская 3) 1945г.

Г) Сталинградская 4) 1943г.

2. Соотнесите название операции с ее целью:

А) «Багратион» 1) освобождение Сталинграда

Б) «Кутузов» 2) освобождение Белоруссии и Литвы

В) «Румянцев» 3) захват Москвы

Г) «Тайфун» 4) освобождение Белгорода и Харькова

Д) «Уран» 5) освобождение Орла

Е) «Цитадель» 6) разгром войск под Курском

3. Какие из операций были разработаны советским (1), а какие немецким ( 2) командованием?


А) «Багратион» Б) «Кутузов» В) «Румянцев»

Г) «Тайфун» Д) «Уран» Е) «Цитадель»

4. Соотнесите награды и подвиги, за которые давался тот или иной орден:

А) Орден Александра Невского

Б) Орден Славы

В) Орден «Победа»

Г) Орден Ушакова.

1) Награждались офицеры флота за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских боев, в ходе которых была достигнута победа над численно превосходящим противником.

2) Награждался офицер в должности от командира взвода до командира дивизии за руководство успешной операцией, в результате которой врагу был нанесен большой урон.

3) Награда для солдат, сержантов и старшин, а также младших лейтенантов в авиации за личный подвиг в боевой обстановке

4) Высший военный орден СССР, предназначался в награду высшему командному составу за успешное проведение операции в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате чего обстановка в корне изменялась в пользу советских Вооруженных Сил.

5. Установите хронологическую последовательность конференций союзников:

А) Потсдамская Б) Московская В) Тегеранская Г) Крымская (Ялтинская)


6. Установите хронологическую последовательность проведения боевых операций в ходе войны:

А) Корсунь-Шевченковская Б) Висло-Одерская В) «Багратион» Г) Берлинская

7. Музыка этого композитора поднимала моральный дух блокадного Ленинграда, а его Седьмую симфонию называют «Хроникой войны». Напишите фамилию этого композитора.

8. В ходе Потсдамской конференции американский президент Г.Трумэн намекнул И.В.Сталину об успешном испытании в США атомной бомбы. Сталин, рассказывая об этом В.М.Молотову, заявил, что надо поторопить с созданием советского атомного оружия ученого, руководящего этой работой. Какого ученого имел в виду И.В.Сталин?

9. О ком идет речь: « Советский дипломат, участник Генуэзской, Гаагской, Московской конференций. В 1930-39гг. нарком иностранных дел. Своей деятельностью способствовал восстановлению отношений с США, а в годы Второй мировой войны - развитию межсоюзнических связей.»


10. О каком событии идет речь в приведенном ниже отрывке:

« Кейтель продолжает сидеть прямо, потом вытягивает перед собой на столе руки и сжимает кулаки. А голову все больше и больше закидывает назад, так, словно хочет закатить обратно под веки готовые вылиться оттуда слезы… Он подходит к узкому концу стола, садится в стоящее там пустое кресло и подписывает несколько экземпляров акта. Потом встает, возвращается за свой стол и садится за него в прежней позе. Подписывая, он снял перчатку. Сейчас он снова натягивает ее на руку.»

Часть С.

Прочитайте отрывки из документа и ответьте на вопросы:

А. Из приказа №02 Государственного Комитета Обороны от 16 июля 1941г.

« По сведениям Государственного Комитета Обороны, командный состав частей Западного фронта проникнут эвакуационными настроениями и легко относится к вопросу об отходе наших войск от Смоленска и сдаче Смоленска врагу. Если эти сведения соответствуют действительности, то подобные настроения среди командного состава Государственный Комитет Обороны считает преступлением, граничащим с прямой изменой Родине…

Государственный Комитет Обороны приказывает вам:


  1. немедля организовать мощную оборону Смоленска, способную отбить любые атаки обнаглевшего врага;

  2. драться за Смоленск до последней возможности, не сдавать врагу Смоленск и не отводить части от Смоленска без специального разрешения Ставки»

Б. Из книги А.М.Василевского «Дело всей жизни»

« Из оборонительных сражений советских войск, проведенных летом и осенью 1941г., особое место занимает Смоленское сражение… Оно положило начало срыву молниеносной войны против Советского Союза, заставило врага вносить коррективы в пресловутый план «Барбаросса». Смоленское сражение продолжалось два месяца и включало в себя серию ожесточенных операций, проходивших с переменным успехом для обеих сторон и явившихся отличнейшей, правда крайне дорогой, школой отработки военного мастерства для советского бойца и командира, ценной школой для советского командования».



С 1. Почему Смоленскому сражению придавалось такое огромное значение?

С 2. Назовите хронологические рамки Смоленского сражения.

С 3. Какую роль сыграло Смоленское сражение в ходе войны.

С 4. Назовите два сражения, обозначившие коренной перелом в входе войны. Укажите не менее трех причин, обусловивших коренной перелом.

С 5. Существуют две точки зрения на значение пакта о ненападении между СССР и Германией, заключенного в августе 1939г.


  1. Это был необходимый шаг, отодвинувший начало войны для СССР и позволивший лучше к ней подготовиться.

  2. Пакт был сговором между двумя тоталитарными режимами, делившими между собой Европу.

Укажите, какая точка зрения представляется вам более справедливой. Приведите не менее трех фактов, аргументов, которые подтверждают ваше мнение.

С 6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы:

В результате контрнаступления советских войск под Москвой зимой 1941/42гг. немецкие войска были развиты и отброшены от города.

Каковы причины поражения немцев под Москвой? ( Назовите не менее трех причин) Каковы последствия этого события? ( Назовите не менее трех последствий.)


Ключ к тесту:

«СССР в годы второй мировой и Великой Отечественной войны

( 1939-1945гг.)


Часть А.


№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1


1

9

2

17

4

25

1

2

2

10

2

18

1

26

3

3

1

11

3

19

1

27

3

4

4

12

3

20

2

28

1

5

3

13

1

21

2

29

2

6

2

14

1

22

2

30

3

7

4

15

1

23

2

31

3


8

1

16

3

24

1

32

3



Часть В

1. А-3 Б-1 В-4 Г- 2

2. А-2 Б- 5 В-4 Г-3 Д-1 Е-6

3. 1- А, Б, В, Д 2- Г, Е

4. А-2 Б-3 В-4 Г-1

5. БВГА

6. АВБГ

7. Д.Д. Шостакович

8. И.В.Курчатов

9. М.М.Литвинов

10. Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии


Часть С.

С1. Смоленск – последняя крупная крепость на пути к столице. Оттуда идет прямая дорога на Москву.

С2. 10 июля – 10 сентября 1941г.

С3. Смоленское сражение дало возможность подготовить Москву к обороне. Положило начало срыву плана молниеносной войны. Дало возможность приобрести военный опыт всем: бойцам, командирам и командованию.

С 4. Сталинградская и Курская битвы. Коренной перелом был обусловлен:

1. Завершением перестройки экономики на военный лад.

2. Развитием партизанского движения.

3. Приобретенным военным опытом.

С 5. 1. Аргументы в подтверждение первой точки зрения:

- переговоры между делегациями Великобритании, Франции и СССР по противодействию фашисткой Германии в августе 1939г. провалились по вине западный стран;

- кроме заключения пакта о ненападении другого пути избежать столкновения с Германией не было;

- пакт о ненападении позволил еще в течение почти двух лет укреплять обороноспособность страны.

2. Аргументы в подтверждение второй точки зрения:

- отсрочка столкновения с Германией в целом не помогла укреплению обороноспособности страны;

- после начала Второй мировой войны СССР оказался не на стороне антифашистских сил, что повредило международному престижу страны;


- заключение секретного протокола к пакту о ненападении и присоединение к СССР стран Прибалтики негативно повлияло на отношение к Советскому Союзу населения этих и других стран;

-к моменту вторжения Германии СССР остался без союзников.

С 6. 1. Могут быть названы следующие причины:

- героическое сопротивление советских войск наступающему противнику

- укрепление Западного фронта за счет частей, переброшенных из восточных районов страны.

- укрепление состава командования Западным фронтом, назначение командующим Г.К.Жукова

2. Могут быть названы следующие последствия:

- развеян миф о непобедимости немецкой армии

- сорван план «молниеносной войны»

- началось формирование антигитлеровской коалиции