litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новосёловская средняя общеобразовательная школа»


Педагогический проект

на тему:

«Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника»


Руководитель и автор проекта:

Галимзянова Ольга Александровна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория


Новосёлово 2008 - 2011год


Содержание

1. Аннотация проекта.

1.1.Введение: актуальность проекта, постановка и обоснование проблемы……3

1.2. Цели и задачи проекта …………………………………………………………4

1.3. План реализации проекта ..……………………………………………………5

1.4. Ожидаемые результаты проекта ……………………………………………...7

2. Реализация проекта. Теоретические основы использования ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе

2.1. Понятие ситуации успеха……………………………………………….8

2.2. Создание ситуации успеха на уроках…………………………………..9

2.3. Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности…………….18

2.4. Работа с родителями…………………………………………………….19

3. Анализ результатов педагогической деятельности ………………..………20

Заключение………………………………………………………………………24

Литература…………………………………………………………………….…25

Приложения ……………………………………………………………………..26


Глава 1. Аннотация проекта.

1.1. Введение: актуальность проекта, постановка и обоснование проблемы

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире (из Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа»).

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?


В новой школе нужны новые технологии, дифференциация содержания образования, использование активных методов обучения, пересмотр отметки и способов оценки знаний. Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка. Одним из таких условий является создание ситуации успеха. Задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности.

Учитель, используя профессионально-личностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

Внимание этой проблеме уделяли в своих работах В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А. С. Белкин, В.Ю Титюков, Н.Е Щуркова.

В их педагогических трудах выделены условия, способствующие созданию ситуаций успеха, своеобразие ситуаций успеха и пути их реализации. Однако процесс создания ситуаций успеха изучен недостаточно. В этой связи тема имеет актуальное значение.

В качестве объекта исследования выступает организация ситуации успеха в педагогическом процессе.

Предмет: создание ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе, влияющих на формирование познавательного интереса обучающихся.


1.2. Цель заключается в том, чтобы теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность влияния организации ситуации успеха на успешное обучение младших школьников.

В соответствии с целью, объектом и предметом, были сформулированы следующие задачи:


  • раскрыть понятие «успеха» и «ситуации успеха»;

  • выявить возможность использования ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе;
  • определить влияние ситуации успеха на обучение обучающихся;


Для реализации задач использовался комплекс методов:

  • теоретический анализ научной литературы;

  • наблюдение за деятельностью обучающихся на уроках и внеурочное время;

  • проведение психологической и педагогической диагностик;

  • анкетирование и тестирование обучающихся.

Гипотеза: преодоление трудностей в обучении возможно при создании условий:

- создание ситуации успеха;

- учет индивидуальных особенностей

Ресурсное обеспечение проекта: Технические условия кабинета позволяют обеспечить функциональность учебно-воспитательного процесса. Техническое оснащение кабинета:

- кабинет соответствует санитарно-гигеническим требованиям, оснащен

комплектом мебели для обучающихся и учителя;

- имеется компьютер, мультимедийный проектор;

- магнитная доска;

- имеются электронные пособия, накапливаются, обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем, дидактические материалы, медиафайлы.

Включение информационных технологий делает процесс обучения более технологичным и результативным. Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга.

Пути решения профессиональной проблемы. Интерактивные формы и методы обучения позволяют значительно быстрее раскрыть творческий потенциал обучающихся, поэтому использую эти формы в классах различных образовательных ступеней.

Целевая аудитория: обучающиеся начальных классов.


1.3. План реализации проекта


Этапы реализации проекта:


I этап – подготовительный этап : анализ проблемы и корректировка своей

педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.

II этап – этап реализации:

III этап – заключительный: соотнесение прогнозируемых результатов с реально


достигнутыми.


Первый этап (2008-2009 учебный год) – поисковый

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

Изучение теоретических основ проблемы

Поиск литературы, знакомство с аналогичной проблемой в Интернете

1 четверть 2008 год

Книги, журналы, статьи по данной теме

Галимзянова О.А., классный руководитель

Разработка модели проекта

Написание проекта

2 четверть 2008 год

Текст проекта

Галимзянова О.А., классный руководитель

Анализ условий реализации проекта

Соотнесение ресурсов

2 четверть 2008 год

Достаточность ресурсного обеспечения

Галимзянова О.А., классный руководитель

Создание «банка» конструирования ситуаций успеха

Поиск мероприятий по созданию ситуаций успеха

3 четверть 2008 год

Банк данных создания ситуаций успеха

Галимзянова О.А., классный руководитель


Второй этап (2008-2009, 2009 – 2010, 2010 – 2011 учебные года) – этап реализации


Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

Апробирование модели;

Создание ситуаций успеха

4 четверть 2008 г., 2009-10, 2010-11 уч. года

Рост познавательного интереса обучающихся

Галимзянова О.А., классный руководитель

Мониторинг процесса и промежуточных результатов;

Наблюдения за успеваемостью, школьной мотивацией, самооценкой обучающихся.

Анкетирование, тестирование обучающихся.

Тематические беседы с родителями.

2009-10, 2010-11 уч. года

Сбор результатов диагностик

Галимзянова О.А., классный руководитель




Третий этап (2011 - 2012 учебный год) – заключительный этап

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

Оценка эффективности модели;

анализ результатов.

Проведение психологической и педагогической диагностик

2011 - 2012 уч. г.


Эффективность влияния организации ситуации успеха на успешное обучение младших школьников

Галимзянова О.А., классный руководитель

Обобщение и распространение опыта.

Представление опыта работы

2011 - 2012 уч. г.

Общественное признание опыта работы

Галимзянова О.А., классный руководитель



1.4. Ожидаемые результаты - эффекты проекта:

  • подтверждение эффективности влияния организации ситуации успеха на успешное обучение младших школьников;

  • рост познавательного интереса и творческой активности обучающихся;

  • рост школьной мотивации к учебным предметам;

  • улудшение социально-психологический климата в классе.



Критерии оценки проекта:

  1. рост (стабильность) успеваемости обучающихся.

  2. выполнение творческих работ.

  3. высокий процент участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах.



Диагностический инструментарий реализации проекта:

    • Мониторинг общеучебные умения и навыки (Приложение 2)

    • Мониторинг по уровням обучения (Приложение 6)

    • Мониторинг техники чтения ( Приложение 7)

    • Мониторинг вычислительных навыков



Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции:

  1. Появление у обучающихся завышенной самооценки.

Способы коррекции: индивидуальная работа с обучающимся, разбор

ошибок, разъяснение норм оценивания работ. ст школьной мотивации к учебным предметам;

е

Глава 2. Теоретические основы использования ситуаций


успеха в учебно-воспитательном процессе

2.1. Понятие ситуации успеха

Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более.

Можно смело утверждать, что в тот день, когда ребёнок впервые скажет себе пушкинское: “Ай да я, молодец!” – свершится самый нужный педагогический акт, в котором творец-ребёнок, вдохновитель и организатор – Учитель.

Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации.

Ситуация успеха – это переживание субъектом своих личностных достижений.

Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими.

Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку.


Точка зрения

Характеристика успеха

1.Социально-психологическая

Соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности. Когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих.


2. Психологическая

Переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат совпал с ожиданиями, надеждами личности, либо превзошёл их.

3. Педагогическая

Это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя, семьи.


Умственный труд ученика, успехи и неуспехи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир.

Ребёнок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается. Младший школьник не столько осознает, сколько переживает.


2.2. Создание ситуации успеха на уроке

Свою работу в 1 классе начинаю традиционно – с изучения личности ребёнка, условий жизни учеников, знакомства с семьёй, её проблемами. На основе педагогического наблюдения составляю на каждого ученика «Психолого-педагогическую карту» (Приложение 1). Эта карта включает в себя все уровни социализации ученика в деятельности и общении. По проведенным мною исследованиям в 1 классе (2008г.) оказалось, что из 6 обучающихся:

у 1 уч-ся умения практически не сформированы;

у 3 уч-ся сформировано частично;

у 2 уч-ся - почти сформировано.(Приложение 2)

Были определены виды деятельности, в которых реален успех ученика и на этой основе проектировала личностное развитие.

Важным принципом моей работы является принцип комфортности и стремление утвердить ребёнка в мысли, что тот хорошо учится на данном этапе обучения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием. Ведь если человек занят делом, которое действительно нравится, результаты будут самыми наилучшими. Многоэтапность и высокий темп уроков (особенно в начальный период обучения) даёт возможность не только охватить больший объём материала, но и позволяет разнообразить виды речевой, игровой деятельности.


Как известно, отдых – это смена рода занятия, а потому очень важно чередовать формы и методы работы. Осуществить поставленные цели помогают используемые в работе технологии:


  • игровая,

  • элементы исследовательско-проектной деятельности

  • информационно-коммуникационной,

  • личностно-ориентированный подход.

Начальным этапом конструирования ситуации успеха стало формирование благоприятного социально-психологического климата в межличностных отношениях. Старалась смотреть на педагогическую или другую ситуацию глазами ученика, чтобы понять мотивы его поступков, причины затруднения.

С помощью «Экрана настроения» в 1 классе наблюдала за эмоциональным состоянием детей. В конце учебного дня ребята раскрашивали на листочке кружок цветом, соответствующим настроению. Данные переносила в таблицу - цветоматрицу коллектива (Приложение 3). Старалась выявить факторы, воздействующие на настроение обучающихся. Часто приходилось объяснять ребятам, как надо помочь человеку, как к нему относиться, как быть к нему доброжелательным, терпеливым, как видеть добрые черты характера. Одних уговоров иногда было мало. Необходима была и помощь, тесная связь с родителями.

Для организации своей работы по созданию ситуации успеха я использовала систему Г.С. Коротаевой, которая предусматривала работу по 4 блокам, которая рассматривается в системе.

Все ситуации успеха были направлены на получение максимально высокого результата в обучении, воспитании и развитии личности.

Первый блок: Индивидуализация в процессе обучения

  1. Коррекционные занятия:

- ликвидация пробелов (использование различных диагностических материалов и коррекция знаний каждого ребёнка);

- опережающие задания (предварительное изучение с ребёнком сложного материала, так называемая репетиция).

2. Индивидуализация обучения во фронтальной работе с классом:


- иная форма объяснения (использование вариативного изложения материала с помощью более доступных слов и выражений);

- многократные повторения (повторение сказанного более тихим голосом, индивидуальное обращение);

- разнообразные разноуровневые вопросы (использование для отдельных детей так называемых подсказывающих вопросов);

- предоставление возможности выполнить задание (важно, показать то, что ученик знает);

- диадическое общение (общение один на один, предполагающее более тесный контакт с конкретным ребёнком);

3. Индивидуальные задания на уроке:

- разноуровневые (предоставление возможности выбора задания разной степени сложности);

- предельной сложности (оказание помощи в выборе задания, лежащего в зоне ближайшего развития данного ребёнка).

4. Индивидуальные задания вне урока:


  • анонсирование (предварительное обсуждение того, что ребёнок должен сделать, помочь ему подобрать литературу, определить тему сообщения, выслушать первый вариант сочинения; своего рода репетиция для «сомневающихся»).

Второй блок: Использование нестандартных форм и методов работы с детьми привело к повышению творческой активности, интереса к учению, повышало качество знаний.

  • Работа обучающихся в парах;

  • Работа в группах;

  • Проблемное обучение – создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешение.

  • Приём «выбор». Ученик иногда может выбрать себе домашнее задание по предмету, наметить количество примеров, задач, которые должен будет решить за урок и т.д.

  • Метод опорных схем. Это вид обобщения и «подсказки» для учеников, которым не всегда удаётся успешно освоить тему.


Математические тренажёры для совершенствования вычислительных навыков. Очевидно, что чем выше скорость вычислений, тем выше уровень образованности по математике.


Чтобы преодолеть замедленное, затруднённое чтение, с детьми выполняла следующие упражнения:

- мгновенное (за 1-2 с) чтение слов средней сложности с доски, с листа, из текста,

- чтение слов по слоговым таблицам, словарным карточкам,

- звуковая разминка,

- предварительное чтение тематического словаря (перед чтением текста),

-вычитывание новых слов из текста и их отдельное проговаривание (поисковое чтение, просмотровое чтение),

- чтение за лидером, на время, по цепочке и др.

- чтение скороговорки, увеличивая темп,

- жужжащее чтение в обычном темпе и в темпе скороговорки по команде «Молния»,

Для развития поля зрения, перед диктантом, изложением, сочинением проводила такую работу: выписывала трудные слова и включала их в работу на уроке. Дети читали их хором, индивидуально, запоминали их, объясняли написание, составляли с ними предложения. Это давало возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях.

В 4 классе один раз в неделю проводила домашнее списывание из текстов по литературному чтению. По пометам на полях ребята сами находили ошибки. Считаю, что необходимо детям как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создаёт графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

Использовала задания к тексту, которые вызывали интерес к чтению:

- Чтение по ролям.

- Придумать своё окончание к рассказу.

- Составить вопросы к тексту.

- Читала текст и заканчивала на самом интересном месте, предлагала учащимся закончить чтение.

- Предлагала проблемный вопрос, для ответа на который у ребёнка нет необходимых знаний, предлагала найти ответ в тексте.

Для организации успеха использовала и творческие задания, которые отмечала специальной оценкой только «хорошо» и «отлично». Обычно ребёнок боится плохих отметок за орфографические ошибки, но если даже при их наличии его работу отметила как своеобразную, неповторимую, то в ребёнке развивалось чувство гордости, уверенности в своих силах.


Стремилась к тому, чтобы каждый урок был интересным, познавательным, способствовал развитию обучающихся.

Ситуацию успеха для ученика старалась создать на любом уроке, используя карточки с дифференцированными заданиями. Получали удовольствие, как сильные ученики, так и слабые при создании ситуации выбора на уроке во время самостоятельной работы.

Задания различного уровня трудности предлагались при изучении тем: умножение и деление. Например, для проверки умения выполнять деление на однозначное число предлагала три варианта заданий. 1 вариант – самый трудный, 2 – менее сложный, 3 – самый лёгкий. Каждый ученик имел возможность выбрать для себя наиболее оптимальный вариант. Работа оценивалась одинаково, не зависимо от того, какой вариант был выбран.

Задания различного уровня трудности по теме « Умножение и деление»

1 вариант

109 ∙ 7

436 : 4

246 + 479

2 вариант

486 ∙ 2

792 : 3

(608 -359) +12

3 вариант

2 ∙ 462

774 : 2

( 980-800) + (320 -20)



При составлении контрольных работ по математике также разрабатывала несколько вариантов разного уровня трудности. Для тех, кто испытывает затруднения в выполнении заданий, в помощь давала карточки-консультанты с планом решения задач или с их краткими записями. Ниже приведу пример задания с карточкой-консультантом:

Задача

С овощной базы в три магазина отправили фрукты. В 1 магазин – 60 ящиков с фруктами, во второй – на 20 ящиков меньше, чем в первый, в третий – в 2 раза больше, чем во второй магазин. Сколько всего ящиков с фруктами отправили в три магазина?


Образцы карточек – консультантов:

1м. – 60ящ.

2м. – ? на 2ящ. меньше ? ящ.

3м. – ? в 2 раза больше

1. Сколько ящиков с фруктами отправили во второй магазин?

2. Сколько ящиков с фруктами отправили в третий магазин?

3. Сколько всего ящиков с фруктами отправили в три магазина?



Третий блок: Повышение статуса ребёнка в коллективе

1. В 1-2 классах я практикую полное комментирование, в 3-4 классах – частичное и выборочное. Стараюсь внимание сосредотачивать не на ошибках, а на удачах, победах, пусть даже очень маленьких. У детей не было страха в ожидании вызова, они работали активно. Использую с 1-го класса комментируемое письмо. Оно заключается в следующем: учитель диктует предложение всему классу орфоэпически; один из учеников (вначале это лучший по успеваемости, а за ним тянутся остальные) не вставая с места, громко проговаривает слово по слогам орфографически, объясняет правописание. Ученики всего класса следят за комментированием, проверяя свои знания. Если ученик – комментатор затрудняется объяснить правописание слова или замолкает, его сразу заменяет другой ученик. Молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово. Положительные эмоции, которые дети получали от безошибочного письма, способствовали продвижению ребёнка в личностном развитие. Внушала детям, что они всё смогут…, всё усвоят и узнают…, один раньше, другие позже..., было бы желание.

2. Диалог. Не добивалась немедленного принятия нужной формулировки, а выслушивала самые разнообразные, даже неожиданные суждения. К выводу ученики приходили сами путём коллективного творчества. Диалог доступен и «слабому», и «сильному» ученику. Тем самым в классе создавалась гуманная атмосфера, развивающая мышления и способствующая самовыражению каждого.

3. Сотворчество. Были в классе ребята, у которых не развито воображение. Учила ребят сотворчеству. На уроках ИЗО разрешала сидеть по желанию. А на сочинении разрешала детям посоветоваться и читать черновик вслух соседу (на слух скорее будут замечены речевые ошибки, пропуски слов и т.п.) При проверке домашнего задания по литературе дети работали в парах постоянного состава. При этом если задано выучить стихотворение наизусть, они рассказывали его друг другу полностью, а если выразительное чтение текста, то первую часть его читал один ученик, а вторую – другой. То же самое и с заданием отвечать на вопросы к тексту. По окончании работы задавала вопрос: «Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?» Затем спрашивала: «А кто считает, что ваш товарищ так хорошо подготовился, что его должен послушать весь класс?» Выступление у доски становилось для ребят особой честью и все старались изо всех сил, чтобы этой чести добиться.


Четвёртый блок: Технологические приёмы взаимодействия учителя и обучающихся, направленные на осуществление успеха в учебной деятельности:

1. «Эмоциональное поглаживание» (особенно для «сомневающихся»).

2. «Упреждающий контроль» Заранее предупреждала о предстоящей проверке знаний, советовала, как подготовиться.

3. «Содержательное оценивание».

4. «Я в тебя верю». (Оптимистическая гипотеза).

5. «Позитивное рецензирование». Перечень достоинств работы, но с соблюдением чувства меры, чтобы ученик не переоценил свои возможности.

6. «Скорая помощь». Разумная помощь при выполнении задания «слабыми» учениками.

7. «Отсроченная отметка». Постановка более высокого балла за ответ, но при некоторых условиях.

8. «Похвала». Хвалю исполнителя, критикую исполнение.

9. «Престижная отметка». Иногда ставлю только ту отметку, которую желал получить ребёнок. (Например, при проверке знания таблицы умножения)

10. Обращение к ребёнку только по имени.

11. Опора на психические особенности личности ребёнка. Хвалила детей за то, что у них лучше получается: одних за быстроту реакции, скорость выполнения задания, других – за сосредоточенность, вдумчивость, ответственность.

12. Поощряла стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах.

13. В начале каждого урока сообщала детям, какие нам предстоят важные дела. Иногда план урока, если это нужно, писала на доске. Старалась, чтобы записи познавательных задач по своим формам вызывали у детей интерес. Иногда предлагала выбирать, с какого задания начнём урок.

14. Когда урок проходил особенно напряжённо, в познавательной борьбе, я чувствовала внутреннее удовлетворение, то в конце урока выражала детям благодарность, объясняла им, чему они меня научили.

15. Просила оценить урок, какие задания больше всего понравились, какие нет, почему; у кого какие возникли проблемы; что они хотят посоветовать мне.


16. Если урок прошёл неудачно, то признавалась перед детьми, что наш урок не был таким содержательным, увлекательным, при возможности объясняла причину. Сообщала, какие у меня были пожелания к ним.

17.Часто обращалась к детям с просьбой помочь мне: подготовить задания (кроссворды, вопросы), найти произведения на такую-то тему, такого-то автора для наших будущих уроков, составить сообщение.

18. При оценке работы ребёнка особое значение придавала:

- стараниям, упорству, труду, которые были потрачены при выполнении задания независимо от того, справился он с ним или нет;

- достигнутому успеху,

-его отношению к учению;

-его личным позициям, точкам зрения;

-его возможностям достичь большего успеха.

19. Поощряла в каждом ребёнке: смелость ума, умение сомневаться, разумный риск, стремление к самостоятельности, готовность защищать свою точку зрения, обдумывание, постановку сложных вопросов, пытливость, любознательность, самоконтроль, стремление находить и исправлять свои ошибки.

20. Старалась придать общественную значимость успехам ребёнка:

- говорила об этом детям как о радостном для всех событии;

-при всех поздравляла ребёнка с успехом, жала ему руку в знак уважения;

-сообщала родителям – как и в чём ребёнок порадовал нас всех, какую трудность он преодолел, какой добрый и честный поступок он совершил.

Использовала методику недописанного тезиса: «Мне на уроке хорошо, когда …», «Мне на уроке плохо, когда …». У детей в основном наблюдалась связь с отметками. Отметки рождают в них тревожность, страх перед оценкой. В целях правильного понимания школьниками успеха в учении дополняла и корректировала отметочные стимулы содержательным оцениванием, которое позволяло отметить конкретные достижения или неудачи ученика, объяснить их причины, развернуть дальнейшую перспективу.

В 3 классе провела анкету для выявления соотношения оценки учителей и самооценки ученика (Приложение 4). На основании проведенной анкеты, можно было сделать следующие выводы:



######################################################


Данное анкетирование играло не только диагностирующую, но и формирующую роль: побуждало детей задуматься над мотивами своих действий – рефлексии. Я делаю всё, чтобы мои ученики воспринимали изученное на уроках, как полезное и во всех отношениях приятное занятие. В этом – залог успеха.



    1. Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности

Недостаточно создавать ситуацию успеха только в учебной деятельности. Для создания в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания были проведены различные праздники, турпоходы, экскурсии, дни именинников. Для этого же использовала «Развивающие игры». Чаще всего праздники сопровождались конкурсами, состязаниями. При создании инициативных групп по подготовке коллективных дел учитывались интересы детей, их симпатии, в деятельность этих групп вовлекались и дети группы «риска». Договаривались, что больше внимание нужно обращать на хорошие качества, какое-то время не замечать отрицательных проявлений характера.

Для сглаживания острых межличностных отношений проводила игровое упражнение «Горячий стул», на котором ученику приходилось ответить на неудобный вопрос. Это упражнение позволяло раскрыть мотивы конфликтов, больше узнать о детях, раскрыть скрытые таланты детей.

Понравилось детям игровое упражнение «Вентилятор». Дети сидели в кругу. Каждый подписал свой листочек и написал, что он думает о себе. Затем лист передавал соседу, который писал уже о том человеке, чей лист достался и так далее пока лист не вернётся к хозяину листа. Далее – озвучивание и обсуждение.

Поздравляя с днем рожденья, дети учились говорить друг другу комплименты. У нас была традиция «доброго слова» и «сюрприза».

Во внеурочное время работаю с детьми (помощь в разработке творческих проектов, исследовательской деятельности, подготовка к олимпиадам, конкурсам, поиск информации в Интернете).


Традиционно в школе проходят предметные недели, во время которых мои обучающиеся принимают активное участие в разнообразных конкурсах, викторинах, соревнованиях. Подготовка обучающихся проходит во внеурочное время.

2.4. Работа с родителями

Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. С родителями анализировали проблемы, планировали деятельность, проводили совместные мероприятия. Родители помогали в оформлении класса, в изготовлении костюмов, в проведении конкурсов и затей.

Проводила родительские собрания на темы: «Как раскрыть способности своего ребенка» (о вовлечении детей в классные дела, о необходимости посещения занятий (кружков, секций) по интересам); «Алгоритм создания ситуаций успеха в семье», «Роль самооценки в формировании личности» и др.

В начале каждого года обучения на родительских собраниях давала методические рекомендации по организации самостоятельной работы детей дома.

Кроме общих родительских собраний были встречи отдельных родителей с учителем.

Вывод: в классе заметно улучшился социально-психологический климат. Хотя, конечно, бывали и срывы, но их стало меньше.

Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение в гору познания для меня очень важно. Пожалуй, это в какой-то степени и послужило толчком к тому, что я стала искать более «безболезненный» путь обучения. Ситуация успеха особенно была важна в работе с детьми, поведение которых осложнено рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяла снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Я сталкивалась и с другой проблемой – когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, переставал прилагать усилия в учёбе, пускал всё на самотёк. Приходилось создавать ситуацию неуспеха вместе с ситуацией успеха.



следующая страница >>