litceysel.ru 1

«Совершенствование функций речи


в процессе развития мелкой моторики и подготовки руки к письму»


Опыт работы – Барышевой Н.Н.


Письменный способ выражения мысли – одно из величайших достижений человечества.

Значение умения пользоваться этим способом общения для каждого человека Исключительно велико. Однако письмо может стать подлинным средством общения лишь в том случае, если оно будет удобочитаемым, четким и по возможности красивым.

Как готовить ребёнка к обучению письму? На чем необходимо заострить внимание? С чем не стоит торопиться? Почему что-то не получается или получается не очень хорошо? Эти и другие вопросы начинают волновать нас, взрослых (родителей, педагогов) задолго до поступления ребенка в школу.

Чтобы ответить на них я поставила перед собой задачу – «Как качественно подготовить руки дошкольника к овладению письмом дошкольника к овладению письмом?».

Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах); путем начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи. Письмо имеет сложнейшую психофизическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно – моторные координации и моторный контроль. Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить детей. Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. У детей с речевыми нарушениями в особенности наблюдается: плохая координация движений руки и глаза, у них слаборазвита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности. Известно, что развитие двигательной сферы ребенка 6-7 лет отражает особенности формирования и организации двигательных навыков, имеющих многоуровневую структуру и сложную систему взаимодействия. Уровень сформированности графической деятельности в целом, определяется уровнем зрительно – двигательных координаций, уровнем дифференцированности мышечных усилий, развитием микро – моторики. К 6-7 годам у ребенка в целом движения становятся более скоординированными, детям уже доступны сложные циклические и точные двигательные действия, развиваются мелкие мышцы рук.


При выполнении движений основной контроль в этом возрасте осуществляется с помощью зрения. Ребенок прослеживает всё движение от начала до конца, наряду с этим ему доступны и графические движения, штрихи, линии.

У детей с низким развитием моторных функций отмечаются трудности в написании букв и цифр, формирование навыков письма. Такие дети часто не успевают за темпом работы, у них отмечается напряжение руки.

Ежегодно в сентябре провожу обследования, которые указывают на несформированность мелкой моторики, точных движений кистей рук, слабость мышц рук. Пальчики у большинства детей непослушные или слишком напряженны. Для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук проводила с детьми диагностические тесты по Л.А. Венгеру «Методика дорожки» и «Методика рисования простых узоров» ( методику проведения см.в Приложении №1).


Результаты обследования на начало 2009-2010 учебного года:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень


Исходя из результатов обследования, сделала вывод: «Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовки кисти руки к письму».

На сегодняшний день разработано большое количество коррекционно-развивающих методик, пособий по подготовке руки к письму. Они позволяют подавать материал в наиболее подходящей форме для каждой возрастной группы.

В дошкольном же возрасте это могут быть только игровые методы работы. В этом я убедилась на собственном опыте работы с детьми. Оптимальной формой проведения работы выбрала игры и упражнения. Специальные занятия по подготовке руки к письму не было возможным включить в сетку занятий, так как пришлось уступить место занятиям по обучению детей родному (татарскому) языку. В связи с этим, работу провожу как на занятиях, включая как часть занятия, будь это математика, развитие речи, ИЗО деятельность, так и в свободное от занятий время, т.е. утром, на прогулке, вечером.



Игры и упражнения с пальчиками

(см. Приложения №2).

Игры и упражнения с пальчиками являются очень важной частью работы для формирования ручной умелости у детей. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя, мри движения, активизировали моторику рук, тем самым у них вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание. На протяжении всей своей работы с детьми я успешно использую:


  • пальчиковые гимнастики:

  • игры с природным материалом;

  • игры с использование нетрадиционного – бросового материал (клавишные и кнопочные выключатели, палочки, телефонные диски, шнуровки, прищепки, пипетки, бусинки разного размера, пуговицы и т.д.)

  • развивающие игры (с использованием пирамидок, мозаики, конструктора, пазлов, игрушек – вставок и т.д.)

Хорошим материалом на координацию движений пальцев рук являются «Игры и упражнения со счетными палочками» (см. Приложение №3). Я назвала эти игры «Загадочные палочки».


Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли палочки играть.

Их красиво разложи,

Ловкость ручек покажи.


Этими словами мы начинаем с детьми пальчиковые игры с палочками.

Эти игры и упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представление о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить детей с понятием «симметрия» в играх «Зеркальные палочки» и «Найди фигуру».

Игры и упражнения со счетными палочками полезны для формирования математических представлений у детей. Для этого предлагаются задания: сосчитать палочки, из которых выполнена фигура, если фигура составлена из цветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предметы и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек и т.д.


Через игру «Треугольники и квадраты» развиваем конструктивное мышление. Проводя игру «Найди место фишке» учу детей ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки.

С помощью палочек дети быстрее запоминают стишки. Детям читаю текст, затем в нем выделяем основные образы. Они выкладываются детьми из палочек в виде своеобразных «пиктограмм», затем «пиктограммы» - опоры помогают детям вспомнить стишок, или наоборот. Использую стихи: «Ёжик» В.Катаев; «Гололедица» В.Берестов; «Фокус» Г.Сапгир; «Жалоба», « О кляксе» О.Григорьев, а также двустишия про квадрат, треугольник, рыбку, лодочку, звездочку, машину и многое другое.

Соревнуемся в выкладывании «колодцев» из палочек, это увлекательное и кропотливое дело: у кого колодец выше, у кого красивее, кто больше потратил палочек на постройку и т.д.

Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить ему первые буквы и слова. Технические приемы рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики рук – ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие детали: завитки, различные элементы росписи, точки, волнистые и прямые линии и другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у детей. Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование точек, травки, коротких штрихов, учат ограничивать движение, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны. Интересно проходят игры и упражнения с использованием нетрадиционных материалов техники по лепке, рисованию, аппликации. Рисование с помощью растительных элементов: «Ветка рябины», «Осенний букет», рисование восковыми мелками через трафарет «Лес»; рисование методом «тычка» - «Животные и звери», «Цветы»; рисование ватной палочкой. «Ниткопись» - это выкладывание ниток по контуру различных изображений, которые нанесены на бархатную бумагу или вырезаны из неё. «Бисерография» - данный прием развивает щепость руки, качественно корригирует мышцы пальцев рук. Основой для «бисерографии» делается пластина – это на плотный картон или пластмассовую основу (крышки) накладывают слой пластилина. Аппликации из манки, ваты, салфеток, ватного листа, мелко нарезанных нитей. Игры со штампами, для изготовления которых подойдут фигурные ластики в форме цветочка, ягодки; карандаш-штамп делается из карандаша с твердым ластиком на конце. Резинка на конце срезается под углом 45градусов. В таком виде карандаш-штамп напоминает ручку, а для того, чтобы ей пользоваться, ребенку необходимо сначала научиться правильно, держать карандаш. Этим мы начинаем напрямую готовить руку ребёнка к правильному владению орудием письма – ручкой. Игры со штампами упражняют детей в умении удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами – щепотью. Вся игра нацелена на быструю смену тонуса мускулатуры рук. Игры со штампами сопровождаются небольшими сказочными сюжетами, которые связываем с последующей изодеятельностью.


Например, игра «Узор»: художник начал рисовать узор, но не успел закончить его. Помоги художнику.

Игра «Цветы»: на поляне распустились цветы. Пока они росли, они мечтали и даже спорили. Одни цветы говорили, что когда вырастут, будут с красными лепестками, другие – с желтыми, третьи – с голубыми. Все мечтали о разноцветных лепестках. Но вот беда! Когда цветы раскрыли свои бутоны и распрямили свои лепестки, то оказалось, что все они все – одинаковые – без цветных лепестков. Помоги цветам! Сделай их лепестки цветными. Спасибо!

Темами игры могут быть самые разнообразные сюжеты: «Снег», «Малина для медвежат», «Запасы на зиму». Все эти игры требуют от детей соблюдения координации движений. Предлагаем детям самими сочинить сюжет игры, войти в образ и действовать в роли (белочки, медвежонка, ежика и т.д.)

В подготовке к школе группе во втором полугодии занятий особенно эффективно рисование под диктовку. Оно вызывает у детей интерес , радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, позволяет быстрее и легче усваивать предлагаемый материал, преодолевать речевое нарушение. Вот некоторые примеры.

Детям даются задания нарисовать:

- большой треугольник, на нем треугольник чуть поменьше, сверху – ещё меньше (дети отвечают, что получилась «ёлочка», и раскрашивают её);

- квадрат, сверху треугольник, в квадрате – окно, на крыше труба, из трубы идет дым;

- дождик; тучу (дождевую, снеговую), дождинки – кап, кап;

- ветку; на ней сверху слева веточку поменьше, справа снизу ещё одну веточку; на верхушке ветки один листочек, на левой ветке два листочка, с правой веточки осыпалось три листочка.

Воспитатель: «Сколько листочков было на ветке?» (дети отвечают).

С интересом дети рисуют слова существительные, слова-глаголы. Например: День (солнце светило), ракета, свет 9солнце, окно , фонарь).

Слова с противоположным значением:


Большой – маленький

Добрый – злой

Утро – вечер.


У дошкольника слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Несовершенство нервной регуляции движения ведет к их неточности и низкому темпу выполнения различных действий.

Именно для развития и тренировки движений пальцев предлагаю использовать работу с салфетками (ватой).

Работа проходит в следующей последовательности:

1. Ребёнок отрывает ведущей рукой от салфетки полоски - салфетку он держит другой рукой. При этом развивается содружество в действиях двух рук, формируется захват двумя пальцами и силовое распределение мышц в руке.

2. Готовые полоски ребенок скатывает в бумажные шарики тремя пальцами (большим, указательным, средним), делая круговые движения. Таким образом, развивается мелкая моторика пальцев, участвующих в процессе письма. Готовые шарики складываются в индивидуальные стаканчики, коробочки с крышками. Когда их количество будет достаточным, можно приступать к их наклеиванию.

3. Ребёнок приклеивает на картинки заготовленные шарики, стараясь, плотно прижимать их друг к другу. При этом тренируются мышцы рук, мелкая моторика пальцев, развивается координация и точность движений.


Развитие моторики рук детей является очень актуальным направлением работы в дошкольном учреждении. Как часто приходится слышать от учителей: «Плохо развита рука, пишет медленно, неуверенно, не видит строчки, не соблюдает интервалов между буквами». Всё это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован. Развитие этого навыка зависит от качества мелких движений пальцев кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений.

Выполнение графических упражнений очень важно для успешного овладения письмом. Для определения уровня готовности детей к овладению графикой письма проводила тест «Речка» (С.О. Филипова, О.А. Каминский). По своим требованиям тест с одной стороны, совпадает с требованиями процесса письма, с другой, он доступен для детей, не умеющих писать и даже не умеющих начальных представлений о технике написания букв.


Результаты оценивались по пятибалльной шкале. Показатели таковы:

5 баллов – 4 детей

4 балла – 7 детей

3 балла – 1 ребёнок

2 балла – 2 детей

1 балл – 1 ребёнок

Начинаем работу с самых простых заданий:


  1. «Дорожки».

Задание: Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги. Постарайся не выезжать за края дорожки. Сначала предлагаем простые «дорожки» (широкие, прямые). Затем усложняем (узкие, волнистые, горизонтальные, вертикальные).

  1. «Штриховка».

Задание: Заштрихуй фигуру прямыми линиями, не выходя за контуры. Существуют различные виды штриховки: горизонтальные, вертикальные, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами и т.д. Для штриховки используем трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки.

  1. «Соедини по точкам», «Обведи рисунок».

Задание: Соедини точки одной линией, старайся не отрывать карандаш от бумаги.

  1. «Нарисуй фигуры».

Задание: Нарисуй внутри большой фигуры постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся. Касаться стенок предыдущей фигуры – нельзя.

  1. «Нарисуй такую же фигуру».

Задание: Продолжи узор (по клеточкам).

Самое любимое упражнение детей моей группы «Графический диктант».

Задание: Внимательно слушай и проводи линии под диктовку.

Упражнение «Заборчик» для совершенствования движений кисти сверху вниз и снизу вверх. Стараться не отрывать карандаш (ручку) от бумаги. Выполняем движение ритмично.

С удовольствием дети выполняют упражнение «Пишем ручкой».

Задание: Выполняем размашистые, уверенные движения слева вправо и наоборот, для отработки движений кисти.


Упражнение «Восьмерки» - для отработки движений пальцев и кисти руки.

Упражнение «Петельки» – для отработки движений кисти и предплечья.

Игра «Удары бубна» - передайте эти удары на бумаге с помощью карандаша.

Игра «Песенка» - пропойте на одной ноте песенку «ля-ля-ля» в умеренном темпе. «Запишите» мелодию непрерывным движением в рабочей строке (в медленном темпе, в быстром).

Игра «Танцы» - притопывайте ножкой на сильные доли; «Там-там-там» изобразите это движение линией.


Все вышеперечисленные игры и упражнения, конечно же, способствуют развитию ручной умелости и подготовке руки и письму. Однако: детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторые отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анатомических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложенных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точности воспроизведения двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Например, детям трудны такие движения, как перекатывание мяч с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары его об пол с перемешанным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнение задания. Результаты диагностики физических качеств моей группы равны:

Из-за слабого развития мелких мышц кисти у детей графические действия быстро приводят к утомлению. В этих условиях возрастает роль физических упражнений, подвижных игр с потешками, текстом, речитативно - физкультурные композиции, перекладывание мелких предметов в эстафетах, броски и ловля мяча, серсо. При таком походе, даже если приходится выполнять достаточно большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие мелких мышц кисти и координацию движений звеньев руки, дети никогда не жалуются на усталость рук.


Уровень развития ручной ловкости у детей своей группы мы определили с помощью следующих упражнений:


  • Броски мяча диаметром 10 мм в стенку с расстояния 1 м;

  • Метание в цель, расположенную на высоте 1 м; 1,5 м; 2 м мячом разного диаметра попеременно то правой, то левой рукой;

  • Удары мяча об пол и ловля его после отскока. Если в течение 20 секунд, ребенок бросил мяч в цель и поймал его 20 или более раз координация движений его рук хорошая, от 20 до 15 раз – удовлетворительная, меньше 15 раз – недостаточная.

Если ребенок не может поймать мяч после удара о пол, стену, не только одной, но и двумя руками, ручная ловкость его низкая.

Результаты диагностико - прогностического скрининга дали следующие показатели:

1. Бросок мяча диаметром равном 10 мм:

Хорошо: 0 %

Удовлетворительно: 0 %

Недостаточно: 5 %

Низкая: 95%

2. Метание в цель.

Динамометрия

Возраст детей

5 лет

6 лет

Мальчики

Правая кисть


Левая кисть


3,3 – 7,3


4,3 – 6,3


6,9 – 9,3


6,5 – 8,8

Девочки

Правая кисть


Левая кисть


3,0 – 4,8


2,8 – 4,2



4,2 – 8,5


4,3 – 8,8

Физические упражнения направленные на подготовку ребенка к овладению графикой письма могут включаться во все виды физкультурно-оздоровительной работы.


В работе с детьми я использую следующие упражнения:

1. «Школа мяча» П.Ф. Лесгафта


  • Прокатывание мяча в воротики;

  • Прокатывание мяча по гимнастической скамейке;

  • «Встреча мячей»;

  • Броски мяча в «Окно» после отскока от пола;

  • Броски мяча в горизонтальную мишень (корзину);

  • Метание в вертикальную цель и т.д.

2. «Балансирование с гимнастической палкой».

3. «Набрасывание колец», «Кольцеброс».

4. «Полоса препятствий»

5. «Прыжки через короткую скакалку».


Игры: «День и ночь», «Удочка», «Охотники и звери», «Змейка», «Сбей кеглю», «Катись мячик» (перебирая пальцами рук, прокатывание мяча вокруг себя).

Эстафеты: «перемени предмет», «Хоккеисты», «Футбольная». «Самый ловкий», «передай мяч», «Посадка картошки».

Эстафеты с гимнастическими палками, обручами «Цветок», «Солнышко».

«Вертушка» - вращение обруча малого диаметра(50 см) поставленного вертикально.


6. Упражнения с лентами – круги, змейка, серпантин, «Змей Горыныч».


В конце года дети умеют правильно держать карандаш, сами контролируют свои действия. Если в начале года многие из детей с затруднением застегивали пуговицы, не умели завязывать шнурки на обуви, застегивать молнии на куртках и кофтах, завязывать бантики, то к концу года они овладевают навыками самообслуживания.

Не все, но основная масса детей владеет своими руками, пальчиками. Если проследить диагностические данные по изодеятельности, то наши дети достигают неплохих результатов.

Диагностика.

Умело печатают буквы.

С легкостью выполняют упражнения для пальчиков, как с предметами, так и без них.

Ориентируются на плоскости листа, на клетчатой бумаге, соблюдают ритм в изображении элементов узора.

Подводя итоги можно констатировать, что трудности в письме, испытуемые детьми имеют значительную выраженность и требуют организации специальной работы, и чем раньше эта работа будет проводиться, тем эффективнее будут результаты. Таким образом, для повышения качества коррекционной логопедической работы и подготовки детей к школьному обучению следует проводить целенаправленную работу по развитию мелкой моторики, укреплению общей моторики и подготовки руки к письму. Лучше сего эту работу вести в форме игр и упражнений, т.к. игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.



Литература.

1. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».

2. Ю.В.Рузакова «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности».

3. С.О.Филиппова «Подготовка дошкольников к обучению письму: влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков».

4. Н.В.Новоторцева «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду».

5. Н.Л.Кутявина, Н.Г.Топоркова, С.В.Щербинина «Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать».

6. Научно-методический журнал «Логопед», №3, 2009 г.; №9, 2008 г.

7. Т.И.Гризик «Подготовка ребенка к обучению письму».

8. О.В.Бачина, Н.Ф.Коробова «Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет».

9. И.А.Подрезова «Школа умелого карандаша».