litceysel.ru
добавить свой файл
1


VI городские научные чтения им. И.В. Курчатова

Озерского городского округа


Секция: Математика

«Спички детям не игрушка…»


Автор:

Воробьев Егор


5 кл., МБОУ СОШ № 38


Научный руководитель:

Комарова Наталья Алексеевна,

Учитель математики МБОУ СОШ № 38


г. Озерск

2012г


Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3


  1. Глава 1. История спичек……………………………………………. 4

1.1. История слова…………………………………………………………. 4

1.2. История изобретений и открытий в конце XVIII - начале XIXв.в…5


1.3. Спички в России……………………………………………………..... 7

  1. Глава 2. Спички для ума……………………………………..…….. 8

2.1.Развлечения со спичками. ……..………………………………. ….. . 9

Заключение……………………………………………………………….. 10

Список литературы…………………………………………………..…... 11

Интернет ресурсы………………………………………………………… 12


Введение.


«Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».
Б. Паскаль



Цель, которую я себе поставил это расширение моего кругозора; познакомиться более подробно с историей спичек; изучить разнообразие задач со спичками; стремиться к достижению поставленных целей; развивать эстетический вкус и творческую активность.


Почему я решил представить именно эту тему?

В школе меня очень заинтересовали задачи со спичками, которые мы решаем на математическом кружке. Вот я и решил расширить свой кругозор и представить результат моей творческой работы на математическом кружке.

Задачи и развлечения со спичками развивают сообразительность, находчивость, умение рассуждать логически.

Учебный проект «Спички детям не игрушка…» – это совместная деятельность учащихся и учителя на занятиях математического кружка в 5 классе. В ходе проекта мы не только решаем задачи и выполняем различные упражнения со спичками, но и узнаем, что такое логика, логическое мышление и логические задачи; познакомились с историей возникновения и развития спички; «Спички детям не игрушка, а разминка для ума!» – к такому выводу мы должны прийти по окончании проекта.


Глава 1. История спичек.

1.1. История слова.

Спи́чка — палочка (черенок, соломка) из горючего материала, снабжённая на конце зажигательной головкой, служащая для получения открытого огня. Слово «спичка» является производным от старорусского слова «спички» — множественной несчётной формы слова «спица» (заострённая деревянная палочка, заноза). Первоначально это слово обозначало деревянные гвозди, которые использовались при изготовлении обуви (для крепления подошвы к головке). В таком значении слово и посейчас используется в ряде регионов России.

Трудно представить, какие хвалы пелись самой обычной спичке 150 лет назад. Её называли восьмым чудом света, изобретением века и даже Прометеевым огнём, сошедшим с небес на благо человечества.

Какими только способами люди не добывали огонь до появления спичек.

Трение. Этот способ заключался в трении твердого дерева о более мягкое. Быстрее, если твердый кусок тереть в желобке мягкого.
Сверление. Твердый острый кусок дерева вводился в отверстие в мягком дереве и руками приводился в движение при помощи вращения. Кроме того, в отверстие клали трут гнилого дерева, который быстро воспламенялся. Еще быстрее, если деревянный стержень приводился в движение при помощи тетивы лука. (Рис.1)

Высекание. Ударяя друг о друга два камня, получали искры, которые зажигали ранее подготовленный трут.




Рис.1


1.2. История изобретений и открытий в конце XVIII - начале XIX вв..


И только в конце XVIII века жить стало проще - французский химик Клод Бертолле (Рис.2) опытным путем получил вещество, названное впоследствии бертолетовой солью. Чем положил начало развития спичек!

Рис.2 Рис.3

История изобретений и открытий в конце XVIII — начале XIX вв., приведшая к изобретению различного типа спичек, достаточно запутана. Международного патентного права тогда ещё не существовало, страны Европы часто оспаривали первенство друг друга во многих проектах, и различные изобретения и открытия появлялись практически одновременно в разных странах

Первые спички сделал в 1805 году французский химик Шансель. Это были деревянные спички, зажигавшиеся при соприкосновении головки из смеси серы, бертолетовой соли и киновари с концентрированной серной кислотой.

Изобретению первых "сухих" спичек мир обязан английскому химику и аптекарю Джону Уокеру (англ. John Walker). (Рис.3)

Английский фармацевт Джон Уокер придумал свое изобретение, как это часто бывает, совершенно случайно. В 1826 году он, поскольку являлся фармацевтом, смешивал химикаты с помощью палки. На конце этой палки образовалась засохшая капля. Чтобы убрать ее, он чиркнул палкой по полу. Вспыхнул огонь! Он стал экспериментировать и создал первые «сухие» - спички. А следовательно, необходимость таскать с собою пузырек с серной кислотой отпадает.

Однако Уокер, демонстрировавший свое открытие всем подряд, так и не удосужился его запатентовать. А вот парень по имени Сэмьюэл Джонс, который как-то присутствовал при такой демонстрации, осознал рыночную стоимость изобретения. Он назвал спички «люциферчики» и стал продавать их тоннами, несмотря на то, что с «люциферчиками» были связаны некоторые проблемы – они плохо пахли. «Люциферы» Сэмюэла Джонса расфасовывались в жестяные коробки по сто штук и стоили недешево. (Рис.4)



Рис.4 Рис.5

В 1830 году 19-летний французский химик Шарль Сориа (Рис.5). изобрел фосфорные спички, состоявшие из смеси бертолетовой соли, фосфора и клея. Они легко воспламенялись при трении о любую твердую поверхность, например подошву сапога. Спички Сориа не имели запаха, однако были вредны для здоровья, поскольку белый фосфор ядовит.

К сожалению, Шарль Сориа не смог получить патента на своё изобретение. В то время для получения патента надо было заплатить 1500 франков, а у юноши не было таких денег. Через год спички были "изобретены" вторично в Германии вюртембергским учителем Каммерером, а в 1836 году - венгром Ирини.

В 1855 году химик Йохан Лундстром сообразил, что красное иногда лучше, чем белое. Швед нанес красный фосфор на поверхность наждачной бумаги снаружи небольшой коробочки и добавил тот же самый фосфор в состав головки спички. Таким образом, они уже не приносили вреда здоровью и легко зажигались о заранее приготовленную поверхность.

Йохан Лундстрем патентует первую «шведскую спичку», дошедшую практически до наших дней. В 1855 году спички Лундстрема были удостоены медали на Всемирной выставке в Париже. Позднее фосфор был полностью выведен из состава головок спичек и оставался только в составе намазки (тёрки).

Наконец, в 1889 году Джошуа Пьюси изобрел спичечный коробок, однако патент на это изобретение был отдан американской компании Diamond Match Company, которая придумала точно такой же, но с «зажигательной» поверхностью снаружи (у Пьюси она располагалась внутри коробка).

В 1910 году американская компания Diamond Match первой получила патент на безопасные для здоровья спички. Важность этого изобретения была столь велика, что президент США Уильям Тафт публично обратился к владельцам патента и попросил их отказаться от авторских прав. Компания согласилась и 28 января 1911 года отказалась от всех прав на свое изобретение. Потому сегодня спички принадлежат фактически всем.



1.3. Спички в России.


В Россию фосфорные спички были завезены из Европы в 1836 году и продавались по рублю серебром за сотню. А первая отечественная фабрика по производству спичек была построена в Санкт-Петербурге в 1837 году. Но с каждым годом увеличивалось количество фабрик по производству спичек, что, естественно, приводило к удешевлению спичек.


Стоимость коробка спичек в СССР была минимально возможной и составляла 1 коп. за коробок (это около 60 спичек). Впрочем, это никак не отражало их себестоимость. Спички часто являлись дефицитом. Сейчас (2012) г. коробок, практически не изменившийся с тех времён, стоит порядка 1 руб. В позапрошлом веке спички стоили дорого и были доступны далеко не всем.


Виды спичек сегодня:

Спички, используемые в быту

Спички хозяйственные

Спички для туриста

Спички охотничьи


Производство спичек сегодня полностью механизировано. Мощные станки разрезают бревна на тонкие ленты толщиной в одну спичу, из которой затем штампуют квадратные или круглые спички. Потом их последовательно окунают в пять ванн, пропитывая разными растворами и нанося на головку горючий слой. После просушки спички поступают в фасовочный автомат, распределяющий их по коробкам. Обычная спичечная машина производит за рабочую смену 10 млн. спичек. А всего в мире ежегодно изготавливается более триллиона спичек, на которые уходит 150 гектаров леса.


Глава 2. Спички для ума

Спички детям не игрушка, а разминка для ума!

Но если их не зажигать, а ещё лучше просто заменить тонкими палочками, то можно придумать очень много задач и развлечений.


  • Теперь мы переходим к одному из моих любимых разделов в занимательной математике – заданиям со спичками.
  • Мне чрезвычайно нравятся задачи, бросающие вызов разуму – головоломки, требующие несколько минут для решения, если повезет, либо несколько часов, если не сопутствует удача. Иногда их называют загадками для мозга, и они обычно выполняют эту функцию – заставляют работать мозг.


  • Я отобрал для Вас , на мой взгляд, несколько интересных задач, стимулирующих мышление, способных доставить Вам огромное удовольствие.(см. Приложение)

В литературе встречаются разнообразные задачи со спичками. Я постарался разделить их на несколько типов. Вот что у меня получилось:

  • Геометрия и спички.

- Задачи с треугольниками.

- Задачи с квадратами.

  • Спичечная арифметика.

- Арифметические задачи.

  • Шутки со спичками.

- Задачи на сообразительность.

- Задачи-шутки.

- Задачи о животных.

  • Развлечения со спичками.

- Головоломки из спичек.

- Поделки из спичек.


Как решаются задачи со спичками?

  • Решение этих задач нельзя подвести по определенные правила или формулы.

  • Главное – это работа вашей мысли, пространственного воображения, внимания.

  • Задачи со спичками, как правило, требуют не столько большого объема знаний, сколько умения эти знания применить.



2.1. Развлечения со спичками.

Спички – наиболее доступный и в то же время достаточно простой поделочный материал, который открывает неограниченные возможности для досуга и творчества! Из них можно создавать просто невероятные вещи. Поделки из спичек – это отдельный вид искусства, который радует и поражает нас не меньше, чем, к примеру, поделки из стекла и величественные скульптуры. Для того чтобы сделать что-нибудь из спичек необходимо огромное терпение. Вот представьте, сколько труда и усидчивости необходимо, чтобы из спичек получился домик или колодец!

Поделки из спичек – увлекательный и полезный способ провести время. Делая разнообразные поделки, можно склеить не только много спичек для домика, но и укрепить дружбу и взаимопонимание между членами семьи!


Существует два основных способа конструирования всяческих поделок из спичек: без использования клея и с его использованием.

Пробуйте, фантазируйте, экспериментируйте, и не отчаивайтесь, если сначала ваши поделки будут смотреться немного ассиметрично. Немного сноровки и терпения – и у вас все обязательно получится!


Заключение

В результате проведенной исследовательской работы все головоломки со спичками я разделил на следующие группы:

Геометрия и спички:


  • Задачи с треугольниками.

  • Задачи с квадратами.

Спичечная арифметика:

  • Арифметические задачи.

Шутки со спичками:

  • Задачи на сообразительность.

  • Задача-шутка.

  • Задачи о животных.

Развлечения со спичками:

  • Головоломки из спичек.

  • Поделки из спичек.

Выполнение работы расширило мое представление о разнообразии задач со спичками. Решение многих головоломок помогло мне повысить интерес к математике, развить логическое мышление. Понял, что работа со спичками развивает:

усидчивость и терпимость; сообразительность; внимательность к деталям; логическое мышление; стремление к достижению поставленных целей; эстетический вкус и творческую активность.


Список литературы:


  1. Копытов Н.А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС,1999. – 240с.

  2. Перельман, Я. И. Живая математика : математические рассказы и головоломки / Я. И. Перельман. — М. : АСТ : Астрель, 2008. — 269 с. : ил. — (Занимательная наука).
  3. Кардемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: Математические головоломки и задачи для любознательных. – М.: Просвещение, 1986. - 144 с.


  4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.. Математическая шкатулка. Пособие для учащихся 4-8 классов. средней школы. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.

  5. Клименченко Д.В. Задачи по математике для любознательных. Книга для учащихся 5-6 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1992. – 192 с.

  6. Сергей Кабаченко Поделки из спичек: - М.:Эксмо, 2009

  7. Поделки из спичек Автор: Коллектив авторов Издательство: Ленинградское издательство,2009. – 316с.



Ресурсы интернета:

  1. http://www.chemport.ru/forum/viewtopic.php?p=293594 (Бертолле)

  2. 374.ru›index.php?x=2007-10-08-61(История изобретений. Спички.)

  3. http://katerok88.bestpersons.ru/feed/post31005270

  4. genon.ru›Случайный вопрос›?qid=9ce5d550-3dea-4477… (первобытный способ добычи огня)