litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3


Управление образования администрации муниципального образования Новокубанский район Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития образования»


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №3 «Колокольчик»

г. Новокубанск муниципального образования

Новокубанский район


Тема: «Театр как средство возрождения национальной культуры России и Кубани и развития творческой самореализации ребенка»


Музыкальный руководитель

Пекло Лидия Анатольевна


г. Новокубанск

2011 г.

Содержание


  1. Литературный обзор состояния вопроса………………….……….……3

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике……….…………..……3

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании……….……………………….…….5

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта……….…7

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников,

являющихся базой для формирования представляемого

педагогического опыта………………………………………………………………8

3. Педагогический опыт….………………………..…………………………10

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте…………………………………………………………...…10

3.2. Актуальность педагогического опыта ……………………………………… 14

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте……………………….15

3.4.Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта…….16

3.5. Результативность педагогического опыта…………………………………...17

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта…………..……18

3.7. Описание основных элементов представляемого

педагогического опыта………………………………………………………….…19


4. Выводы……………………………………...……………………………...21

5. Список литературы…………………...……………………………………23


1. Литературный обзор состояния вопроса


«Народ, который не

знает своей культуры

и истории, - презрен и

легкомыслен».

Карамзин. Н.М.


1.1.История изучения темы педагогического опыта в педагогике.


В настоящее время при огромном разнообразии музыкальных программ и технологий, в дошкольном воспитании не очень часто можно встретить использование народного творчества. Оно проходит вскользь, мимоходом, не всегда используется: не все дети знают свою историю, народный фольклор, обычаи своего народа. Даже традиционные кубанские и русские народные игры, в которые с удовольствием играли мы сами, наши мамы и бабушки сегодня забыты детьми, мало используются в практике работы детского сада. Мало звучит народных песен, дети мало знают пословиц, поговорок, пестушек, задорных припевок и т.д.

Здесь образовался как бы вакуум, не стало связующего звена времен и поколений. В связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей, подростков данная проблема встает все острее. Эта задача сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, которое ребенок впитывает через народный фольклор и произведения народного музыкального искусства. В 2007 и 2008гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».


Народ, не знающий своих корней, не имеет будущего. Краевая антикризисная программа четко обозначила направления работы по данному вопросу. Очень хорошо сказал об этом А.Н. Ткачев: «Сохранение исторического наследия, развитие народного искусства и будущее страны – это звенья одной цепи. Рвется звено – теряется связь времен».

Игра – наиболее понятна и доступна для понимания детьми окружающего мира, нравственных начал социума, в котором ребенок растет. В игре он приобретает первые навыки определенных правил и норм поведения, изучает родной язык, учится семейным и родовым традициям. Слова «род» и «народ» имеют один корень. Без знания своих родовых корней, традиций, народной культуры, истории - ни один народ не может существовать.

Народная игра очень тесно связана с пением, закличками, приговорками, зазывалками, играми-хороводами, т.е. игра и музыка в народной культуре тесно переплетаются между собой.

Народная игра, народная песня, пословица, танец – несут в себе мощное и мудрое обучающее начало. В народном творчестве все продуманно, имеет особый нравственный смысл и значение: через него мы учимся любить сначала своих самых близких и дорогих людей – мать, отца, бабушку, сестру, брата, т.е. – родню, род. Затем свой край, Отчизну, Родину. В дальнейшем мы обучаемся и другим нравственным человеческим ценностям.

Еще величайшие мыслители древнего мира Аристотель и Платон высоко оценивали и понимали педагогическую значимость игры. Платон писал: «Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать достойным в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться, то забавляясь, то всерьез во всем, что к этому относится. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения». (Платон. Собрание сочинений в 3-х томах. М., 1971, т.1, с.107).

Вопросу сохранения и развития в современном обществе духовно-нравственных основ, возвращения вечных истин, ценностей отводится большое место в научных исследованиях В.Н. Гурова, Т.Г. Русаковой, В.Д. Шадрикова, В.В. Абраменковой, А.И. Антоновой и других.


Изучение педагогической литературы, беседы с родителями, наблюдения за творчеством детей на праздниках и в самостоятельной деятельности заставили меня по-иному, другими глазами взглянуть на суть данной проблемы и попытаться ближе и глубже узнать свою историю, познакомить и привить любовь детям к народному творчеству, раскрыть таланты и раскрепостить душу ребенка.


1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.


Дошкольный возраст признан сензитивным и для педагогов приобретает особую значимость – это благоприятное время для воспитания и формирования, нравственных начал гражданина, патриота, культурного, всесторонне развитого человека.

Дети очень тонко и глубоко понимают народные песни. Различают их характер, тембр. Как горят их глаза, когда они исполняют веселые песни! И как они умеют грустить-печалиться, пропуская через себя, свое сердце грустные мелодии. Еще они замечательно, озорно могут обыграть частушки и шуточные сценки. Любят дети скороговорки, тараторки, веселки. И не только сами увлекаются ими, но и могут увлечь родных и друзей. Часто родители рассказывали о том, как их сын или дочка «обучают» своих домочадцев всему тому, чему сами научились в детском саду. Занимаясь с детьми музыкой и театрализованной деятельностью в течение многих лет, проводя с ними занятия и развлечения разные по содержанию и структуре, наблюдая за проявлением детских эмоций во время праздничных представлений, концертов, каждый раз все больше убеждалась в том, что народное творчество в разных его видах (будь то песня, танец, игра, сказка или малый народный фольклор) вызывает у дошкольников необыкновенный всплеск радости, доброго умного оживления, веселого двигательного начала. Причем, многие дети на подсознательном уровне, даже без предварительного показа педагога, приплясывали именно так, как делали это их прапрабабушки и прапрадедушки. Все это говорило о том, что генная память, накопленная веками нашими предками, и дремавшая до наших дней, сама вдруг прорывалась наружу. И дети интуитивно, сами того не осознавая, проявляли творчески себя, вспоминая свои корни, истоки. Народное искусство и творчество близко, понятно детям, нравится своей самобытностью, яркостью, музыкальностью.


Анализ литературы (Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»; И.В. Богачева, А.П. Казаков, С.Н. Губанова, С.И.Губанова «Мое Отечество – Россия»; М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»; О.П. Радынова «Музыкальные шедевры»; Т.Н. Доронова «Играем в театр»), «Культурное наследие Кубанского казачества» Н.А. Бондарева и собственные наблюдения в педагогической практике обозначили проблему необходимости возрождения национальной народной культуры.

Ведь воспитание гражданина и патриота, невозможно без знания им своей истории, обычаев, традиций, без любви к Родине, родному краю, родной природе.

Так как в театрализованной деятельности ребенку предоставляется творческая возможность усвоенные национальные и нравственные ценности реализовать ярко, с оттенком индивидуальности и самобытности, я предприняла попытку приобщить детей к национальной культуре и воспитать патриота через театр, т.е. – средствами театрализованной деятельности.

На организационном этапе наметила для себя план работы по данной теме:


  • накапливать фольклорный и практический материал,

  • изучать историю национальной культуры,

  • посещать краеведческие музеи района, края,

  • знакомиться с народными семейными традициями,

  • изучать народный природный календарь,

  • посещать концерты народной самодеятельности и Кубанского казачьего хора,

  • изучать педагогическую и научную литературу,

  • знакомиться с передовым опытом педагогов района, края.

Цель работы:

  • создать оптимальные условия по возрождению народной национальной культуры России и Кубани;

  • открыть для детей целостный мир русской и кубанской народной культуры (история, фольклор, народная педагогика, эстетика, этнография);
  • зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, его истории, природе родного края, России;


  • воспитывать патриотов, сохраняя нравственные, духовные качества в детях, заложить основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям.



1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта


Атрибут – отдельный дополняющий элемент к костюму или театральному действию, помогающий лучше воспринять образ или действие в спектакле.

Афиша – плакатное приглашение на театральное представление с описанием действующих актеров и указанием времени начала спектакля.

Бутафория – ненастоящее, имитационное оборудование или часть костюма.

Грим – специальное нанесение на лицо, шею и руки красок, теней, пудры для создания яркости и выразительности образа героя.

Декорации – дополнительное, нарисованное или объемное оформление сцены

Детская риторика – развитие и совершенствование речи ребенка через художественное слово.

Дублер – человек, выполняющий те же функции и действия, что и основной герой пьесы (дублер может заменить заболевшего артиста).

Импровизация – творческое проявление своего видения произведения с помощью своих чувств и способностей.

Костюмированное представление – выступление в костюмах определенной эпохи или определенной тематической направленности.

Кукловождение – умение управлять различными видами театральных кукол.

Медитация (под музыку и без нее) – умение представить воображаемую картину, действие; умение войти в нужный образ, т.е. перевоплотиться.

Мимика – умение эмоционально владеть мышцами лица в зависимости от разных обстоятельств и ситуаций.

Народный фольклор – песни, танцы, игры, припевки, хороводы, заклички, зазывалки, частушки и т.д., придуманные народом.

Пантомимы – язык движений, жестов, поз.

Программка – краткое описание театральной постановки, выдаваемое перед спектаклем.

Репетиция – разучивание отдельных ролей, песен, танцев; всей постановки в целом; их обыгрывание в едином контексте.

Сольные номера – индивидуальное выступление артистов.

Танок – хоровод.

Театральная культура – знание норм поведения в театре; знание разных видов театральной деятельности; знание театральной литературы и


2. Психолого-педагогический портрет воспитанников

Театральный кружок «Сударушка» в 2008года посещало 15 человек, в 2009году в нем занималалось уже 20 воспитанников. Все дети с нормальным уровнем развития, но с разной степенью заинтересованности и знанием театральной культуры. Высокий познавательный интерес и эмоциональную отзывчивость проявили: Азнаваров Владик, Гожева Ангелина, Курач Витя, Курашевич Алина, Кильтенберг Вероника, Зиновьев Толик, Дерикочма Назар, Малумян Сатик, Катрюк Валерия. Эти дети эмоционально откликались на содержание сказок, могли проявлять простейшую импровизацию, понимали положительную или отрицательную черту в поведении и поступках героев, вступали в диалог, могли монологически высказывать свою мысль. Но у Дерикочмы Назара, Малумян Сатик и Бережного Ильи была очень плохая речь (с логопедическими дефектами), из-за чего дети немного комплексовали. Совместно с логопедом Быбченко С.С. наметили план комплексной работы по совершенствованию речи этих детей. Дети посещали занятия логопеда и дополнительные занятия на кружке с использованием детской риторики в разных ее проявлениях (с темповыми изменениями, с разной динамикой звучания голоса, с тембровым изменением голосовой выразительности). В результате использованных методических приемов и технологий речь воспитанников намного улучшилась. Бережной Илья смог выступить в главной роли «Комарика» в детской опере «Муха-Цокотуха», а Малумян Сатик хорошо выступила на отчетном представлении перед родителями и детьми детского сада. Эти дети были уверенны в себе, эмоциональны, раскрепощены.


Театрализованная деятельность способствует развитию творческого потенциала, умению владеть своими эмоциями, движениями и всему этому дети учатся в процессе творческой игры, в которой принимают участие даже самые застенчивые дети. Так, например, Даша Гаспирович была очень застенчивой, неуверенной в себе девочкой, голос - тихий, невыразительный, движения – скованные, при диалоге и монологе лицо ребенка не выражало никаких эмоций. В процессе работы применяла к таким детям много упражнений на развитие эмоциональной сферы с помощью: этюдов на выражение основных эмоций; упражнений на развитие восприятия; этюдов на выразительность жестов; не сопоставление различных эмоций. В конце года Дашенька выступила в роли «озорной, танцующей и поющей кошечки», да так, что даже мама была поражена произошедшими переменами. Да и сама девочка была очень довольна своим выступлением.

Бойкие, инициативные, эмоциональные дети, такие как: Бандурко Витя, Инникова Даша, Маслов Максим, Шохин Тимур, Гожева Ангелина, Коробицына Настя всегда вносили в работу радость, веселье, энергию и служили хорошим стимулом для остальных. В ходе репетиций часто можно было услышать: « А можно вот так исполнить?», «А я хочу сделать так!»…Ну, что ж – прекрасное проявление творческой инициативы! И я в основном не мешала этому, а лишь чуть-чуть корректировала. И результаты всегда оправдывали себя. Главное – не гасить искру творчества, дать возможность самореализовываться, использовать детскую энергию в полезном нужном направлении.

Взаимодействие на занятиях, репетициях помогало детям учиться друг у друга. Заинтересовавшись спектаклями, и видя уже имеющиеся результаты других детей, Лахина Соня и Дорошенко Максим старались преодолевать свою пассивность, рассеянное внимание. Они старались подражать хорошо играющим ребятам и смогли преодолеть свои недостатки. И стали настолько хорошими артистами, что сами дети впоследствии предлагали их кандидатуры на ведущие роли. Так что не зря гласит народная мудрость: «Терпение и труд – все перетрут!». Ведь здесь налицо было проявлено терпение, настойчивость и труд, укрепилась их воля в достижении положительного конечного результата.


Родители этих ребят, видя перемены, тоже не остались в стороне и внесли свою лепту в жизнь детского сада. Сонин папа выпилил лобзиком фигурки для плоскостного театра «Красная Шапочка», а мама Максима сшила прекрасный костюм «репки» к музыкальной сказке «Репка на новый лад». Жизнь взрослых и детей переплелась общими интересами: дети гордились поделками своих пап и мам, а взрослые радовались успехам детей.

У Юры Сидоренко в роли «Петуха» плохо звучал голос: слабо, невыразительно, и образ в итоге получался какой-то не законченный. Много раз пробовала исправить это, но результат был обратным: от многократных повторений мальчик стал монотонно «бубнить» текст. Исправить ситуацию помогла музыка: подобрала мелодию на рифму текста, выразительно напела, и роль «пошла» - голос зазвучал голосисто, ярко.

Несколько слов хотелось бы сказать и о Снежане К., из довольно трудной семьи. Она была настолько замкнута, недружелюбна, что я даже первое время сомневалась, а получится ли? Но эта девочка по своей природе была наделена музыкальностью, пластичностью и чувством меры, правда, вначале глубоко скрытыми. И занятия в студии буквально ее преобразили, она раскрылась всей душой. Потянулась к музыке, к детям, увлеклась песнями, танцами, драматизацией, стала душой коллектива. У мамы и дочки появился общий интерес: вместе обсуждали, как украсить костюм, какую прическу сделать к роли. Мама стала посещать все праздники, вечера развлечений и я думаю, что ей это было, не только приятно, но и она сама удивлялась тому, что может делать ее дочь, ведь ее она видела в новом качестве.

Так в процессе работы с детьми приходилось не только учить их, но и самой учиться у ребят, самой постигать детскую психику, внутренний мир, интересы и проникаться искренней симпатией к нашим детям.

Есть замечательные слова у Ш.А. Амонашвили: «Детей надо любить всем сердцем, и; чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм».



следующая страница >>