litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4 5
Тема «Экосистемы»


Цель - провести контроль знаний студентов по теме «Экосистемы», умений применять полученные знания, навыков работы с учебником.

Проверить степень сформированности коммуникативной и образовательной компетенций.

Методы контроля: устный и письменный опрос. Применение заданий различной степени сложности, в том числе творческого характера.

Оборудование и материалы: доска, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

План занятия:

Организационный момент.

Актуализация знаний (фронтальный опрос).

Проведение опроса.

Обсуждение заданий.

Оценка работы студентов.


Литература.

Чернова Н.М.; Беляев Д.К. Общая биология.10-11кл. М.: Просвещение, 999г.

Чернова Н.М. Основы экологии.10-11кл.М.: Дрофа, 2001г.


Вопросы для фронтального опроса


  1. Кто ввел термин «Экосистема»?

  2. Какой ученый предложил термин «Биогеоценоз»?

  3. Какие вы знаете типы экосистем по размеру?

  4. Назовите наземные экосистемы.

  5. Дайте характеристику структуры экосистемы.

  6. Что такое «автотрофы»?

  7. Что такое «гетеротрофы»?

  8. Сколько уровней выделяют в экосистеме?

  9. Приведите примеры экосистем разных типов и уровней.

Вопросы проблемной беседы

  1. Как создается микроклимат сообщества?

  2. От каких факторов зависит состав экосистем?

  3. Охарактеризуйте различные типы взаимоотношений организмов в сообществах.

  4. Раскройте роль водных экосистем в хозяйственной деятельности человека.

  5. Охарактеризуйте лесные экосистемы и их значение для человека.
  6. Как человек использует луга? Что произойдет с лугом, если человек перестанет использовать эту экосистему?


  7. Рассмотрите роль грибов и микроорганизмов в функционировании экосистем.

  8. Какова роль планктона в водной экосистеме?

  9. Раскройте понятия «пищевые цепи» и «пищевые сети».

  10. Объясните, почему пищевая цепь, как правило, начинается с автотрофных организмов?

  11. Что следует понимать под детритом?

  12. Какие организмы относятся к группе детритофагов?

  13. Чем отличаются экологические пирамиды биомасс и численности в сухопутных и водных местообитаниях?

  14. Что следует понимать под биологической продуктивностью?

  15. Какие из экологических факторов влияют на продуктивность растений?

  16. Назовите элементы вертикальной структуры сообщества и сравните их. Чем отличаются принципы их выделения?

  17. Назовите элементы горизонтальной структуры сообщества.

  18. Назовите основные формы изменения сообществ во времени.

  19. Какие факторы приводят к нарушению равновесия в экосистемах? Приведите примеры.

  20. Какие действия людей могут привести к быстрому разрушению луговой экосистемы?

  21. При каких условиях водоем не будет изменяться длительное время?

  22. Назовите возможные причины гибели речной экосистемы?


Проверочные задания (письменно)

  1. Дайте определение понятия:

  • Экосистема

  • Биотоп

  • Консументы

  • Биоценоз

  • Редуценты

  1. Установите соответствие:

1. Экологическая система(экосистема)


А. сплетение пищевых (трофических) цепей в сложном сообществе.

2. Биогеоценоз

Б. сфера разума. Гипотетическая стадия развития биосферы, когда разумная деятельность человека станет главным определяющим фактором ее устойчивого развития.


3. Термин «Экосистема» был введен

В. поступление химических элементов из почвы, воды и атмосферы в живые организмы, превращение в них поступающих элементов в новые сложные соединения и возвращение их обратно в процессе жизнедеятельности с ежегодным опадом части органического вещества или с полностью отмершими организмами, входящими в состав экосистемы

4. Термин «Биогеоценоз» был введен

Г. гетеротрофные организмы, главным образом животные, питающиеся другими организмами или частицами органического вещества

5. Фаготрофы

Д. А. Тенсли

6. Ноосфера


Е. элементарная наземная экосистема, главная форма существования природных экосистем.

7. Пищевая (трофическая) сеть


Ж. последовательная смена одного биоценоза другим.

8. Пищевая (трофическая) цепь


З. В.Н. Сукачев

9. Сукцессия


И. последовательность переноса энергии в экосистеме.

10. Биотический (биологический) круговорот

К. пространственно определенная совокупность живых организмов и среды их обитания, объединенных вещественно-энергетическими и информационными взаимодействиями.


Эталон задания 2


1

К

2

Е

3

Д

4

З

5

Г

6

Б

7

А

8

И

9

Ж

10

В



  1. Решите следующую задачу. Обоснуйте ваше решение.

Составить пастбищную цепь: определение, три уровня (морские водоросли ® улитка ®кулик-сорока)


  1. Решите следующую задачу. Обоснуйте ваше решение.

Составить цепь разложения: определение, четыре уровня (мертвое животное ® личинки мух ® травяная лягушка ® обыкновенный уж)

  1. Смоделируйте процесс:

Восстановления леса после сильного пожара.

На более выжженных местах из спор, занесенных ветром, появляются мхи-пионеры: через 3-5лет после пожара наиболее обильны «пожарный мох» и др. Из высших растений весьма быстро заселяют гари Иван-чай, который уже через 2-3 месяца обильно цветет на пожарище, а также вейник наземный и другие виды. Наблюдается дальнейшее происхождение фаз сукцессии: вейниковый луг сменяется кустарниками, затем березовым или осиновым лесом, смешанным сосново-лиственным лесом, сосновым лесом, сосново-кедровым лесом, и, наконец, через 250 лет происходит восстановление кедрово-пихтового леса.


  1. Опишите изображенную структуру. Укажите особенности






Методическая разработка урока

Дисциплина «Экология»

Занятие по изучению нового материала. Тема относится к курсу социальной экологии, опирается на знание учащимися основных экологических проблем и возможных путей решения. Занятие проводится в форме пресс-конференции, студенты выступают в роли докладчиков, экспертов, корреспондентов.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Рассмотрение нового материала (выступление «представителей» организаций).

ЮНЕП

Программа ООН по окружающей среде или ЮНЕП (англ. UNEP, United Nations Environment Programme) — созданная в рамках системы ООН программа, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне. Программа учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 2997 от 15 декабря 1972 года (A/RES/2997(XXVII)). Основной целью ЮНЕП является организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Девиз Программы — «Окружающая среда в интересах развития».

Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби, Кения. Также у ЮНЕП есть шесть крупных региональных офисов и офисы в различных странах. ЮНЕП несет ответственность за разрешение всех связанных с экологией вопросов на глобальном и региональном уровне.

Деятельность ЮНЕП включает в себя различные проекты в области атмосферы Земли, морских и наземных экосистем. Также ЮНЕП играет значительную роль в развитии международных конвенций в области экологии и охраны окружающей среды. ЮНЕП часто сотрудничает с государствами и неправительственными международными организациями. Также ЮНЕП часто спонсирует и содействует имплементации связанных с экологией проектов.


В сферу деятельности ЮНЕП также входит разработка рекомендаций и международных договоров по таким вопросам, как потенциально опасные химикаты, трансграничное загрязнение воздуха и загрязнение международных судоходных русел.

Всемирная метеорологическая организация совместно с ЮНЕП основали Межправительственную группу экспертов по изменению климата (IPCC) в 1988 году. ЮНЕП является также одним из соучредителей Глобального Экологического Фонда (GEF).


ГРИНПИС

Тип: Международная неправительственная организация

Год основания: 1972

Расположение: Амстердам, Нидерланды (Гринпис Интернешнл)

Пожертвования: € 196.600.000 (2008)

Число волонтёров: более 100.000

Число сотрудников: около 1.500

Число членов : 2.860.000 (2008)

Веб-сайт: http://www.greenpeace.org

Гринпи́с (англ. Greenpeace — «зелёный мир») — международная общественная природоохранная организация, основанная в г. Ванкувер, Канада 15 сентября 1971 года Дэвидом Мактаггартом.

Основная цель — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.

Гринпис существует только за счёт пожертвований сторонников и принципиально не принимает финансовую помощь от государственных структур, политических партий или бизнеса.

Гринпис известен своими громкими акциями, нацеленными на привлечение внимания СМИ к экологическим проблемам. Свидетельствование — один из принципов Гринпис. Организация стремится побывать на месте экологического преступления и предоставить людям независимую и достоверную информацию.

Лесной проект

Лесная программа стала одним из первых проектов Гринпис в России. Среди направлений проекта - работы по восстановлению лесов и сохранению наиболее ценных лесных территорий, а также законодательные инициативы и юридические консультации по вопросам использования и охраны лесов.


С 2002 года в рамках проекта «Возродим наш лес», Гринпис вместе со школьниками занимается восстановлением лесов в малолесных регионах России. За время существования проекта, в нем приняли участие 252 школы, было высажено 186 тысяч саженцев сосны, дуба, ольхи, вяза и клена. В 2004 году проект перерос в общероссийское движение «Возродим наш лес» и насчитывает более 500 участников (как коллективных, так и индивидуальных) из 57 регионов России.

Проект по селективному сбору мусора

Гринпис России выступает за внедрение во всех городах и поселках селективного сбора и переработки мусора. Гринпис удалось добиться внедрения селективного сбора мусора в Санкт-Петербурге.


Всемирный фонд защиты дикой природы.

Тип: благотворительный траст

Год основания: 11 сентября 1961 года.

Основатели: Джулиан Хаксли, Макс Николсон, Питер Скотт, Гай Монфорт.

Расположение: Гланд (Швейцария).

Число сотрудников:5 400

Слоган: Для живой планеты

Веб-сайт: wwf.org/panda.org

Всемирный фонд дикой природы (англ. World Wide Fund for Nature) — международная общественная организация, работающая в сферах, касающихся сохранения, исследования и восстановления окружающей среды. Это крупнейшая в мире независимая природоохранная организация с более чем 5 миллионами сторонников во всём мире, работающая в более чем 90 странах, поддерживающая около 1 300 природоохранных проектов во всём мире.

Миссия Всемирного фонда дикой природы заключается в предотвращении нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы. Главная цель — сохранение биологического разнообразия Земли.

Символ Всемирного фонда дикой природы — большая панда.

В 1929 году слухи о том, что в лесах Китая живёт диковинный черно-белый медведь, получили реальное подтверждение. В Вашингтоне на всеобщее обозрение было выставлено чучело панды. Последовавшие за этим попытки привести в Америку живую панду, каждый раз заканчивались смертью животного. И лишь после войны, китайцы, умевшие в отличие от американцев и европейцев обращаться с пандами, стали возить их по крупнейшим зоопаркам мира. Во время пребывания панды Чи-Чи в лондонском зоопарке, её увидел один из основателей Всемирного фонда дикой природы — учёный и художник-анималист сэр Питер Скотт. Он сделал стилизованный портрет панды и решил, что изображение этого добродушного, нуждающегося в защите животного станет прекрасным символом нового фонда.


По сообщению сайта WWF России, в сентябре 2008 г. руководители «Гринпис России» и WWF-Россия вышли из состава Общественного совета при Росприроднадзоре, демонстративно выразив своё несогласие с принципами и методами создания данной организации. WWF и Гринпис были вынуждены публично дать оценку созданному совету только после того, как убедились, что другими способами обеспечить конструктивную работу Совета будет невозможно.


МСОП

Тип: Международная организация

Девиз компании: Working for a just world that values and conserves nature

Год основания: Октябрь 1948, Фонтенбло, Франция

Расположение: Rue Mauverney 28, 1196 Гланд, Швейцария

Число сотрудников: около 1 100 (во всём мире)

Веб-сайт: www.iucn.org

Международный союз охраны природы (фр. Union internationale pour la conservation de la nature, IUCN) — международная некоммерческая организация, занимающаяся освещением проблем сохранения биоразнообразия планеты, представляет новости, конгрессы, проходящие в разных странах, списки видов, нуждающихся в особой охране в разных регионах планеты. Организация имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

Миссия состоит в том, чтобы влиять, поощрять и помогать обществам во всем мире сохранять целостность и разнообразие природы и гарантировать, что любое использование природных ресурсов равноправно и экологически жизнеспособно.

В состав союза входят как правительственные, так и неправительственные организации. Они устанавливают политику союза, определяют его глобальную программу работы и выбирают Совет на Всемирном конгрессе IUCN. Организации-члены организуются в национальные и региональные комитеты.


Белонна

Тип: Общественная организация

Год основания: 1986

Расположение: Осло, (Норвегия)

Беллона (англ. Bellona) — международное экологическое объединение. Центральный офис объединения находится в столице Норвегии — городе Осло. Объединение «Беллона» начало свою работу как неправительственная организация 16 июня 1986года. В конце 1980-х годов «Беллона» получила широкую известность благодаря зрелищным акциям, организованным против ряда промышленных компаний, на совести которых были серьёзные экологические прегрешения. Более чем за 20 лет работы «Беллона» стала крупной экологической экспертной организацией, основная цель которой — борьба с разрушением окружающей среды, с угрозами для здоровья человека, вызываемыми загрязнениями, и негативными экологическими последствиями тех или иных стратегий мирового экономического развития. "Новые группы появилось в 1990-е годы, очень странного рода ... наиболее заметной [экологической] группой [в Норвегии] стала "Беллона", которая заинтересована только в деньгах от спонсоров, а не во влиянии за счет привлечения полноправных членов организации, и кроме того занимается консультативной работой для бизнеса. "Беллона" в действительности больше "экологическая фирма", чем общественное движение, но в отсутствие [в Норвегии] какой-либо возможности для развития активистской организации, независимой от государства, это организационная форма является возможно единственным ответ на инкорпорирование [в государство] и упадок более старых [экологических] групп"


В числе самых трудных задач, которыми занимается Беллона — радиоактивная и ядерная угроза, исходящая со стороны Северо-Западного региона России. «Беллона» совершила настоящий прорыв в области обеспечения ядерной безопасности в бывшем Советском Союзе и по праву заслужила уважение международного сообщества.


  1. Обсуждение вопросов «журналистов».

Примерные вопросы для обсуждения:

- Можно ли присоединиться к программе ЮНЕП?

- Как связаны Программа ООН и Всемирный день окружающей среды.

- Всегда ли действия представителей Гринпис миролюбивы?

- Есть ли в вашей организации представители власти? Каков их вклад в общее дело?

- Какой из проектов Вашей организации вы считаете наиболее успешным?

- Есть ли совместные проекты с другими организациями?

- С какого года Ваша организация действует в России? Каковы ее основные проекты?

- Каким образом можно присоединиться к Вашему движению, организации?

  1. «Посещение» сайтов международных природоохранных организаций (ПЕРЕЗЕНТАЦИЯ).

  2. Открытое голосование за вступление в организацию и выбор приоритетного экологического проекта.

  3. Подведение итогов.

  4. Выдача домашнего задания.


Методическая разработка экскурсии


Дисциплина «Экологические основы природопользования»



<< предыдущая страница   следующая страница >>