litceysel.ru
добавить свой файл
1



Тема: «Формирование доброжелательных отношений

у детей старшего дошкольного возраста

посредством психогимнастики»


Содержание


Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы воспитания доброжелатель-ных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством психо-гимнастики

1.1. Теоретические основы исследования проблемы………………………..

1.2. Общие подходы к воспитанию доброжелательных отношений…. Особенности межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………………

1.3.Особенности детей старшего дошкольного возраста… …………………

1.4.Психогимнастика, как средство взаимодействия с детьми ……………...

Глава II Изучение межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в детском саду.

2.1. Цель, задачи, методика эксперимента…………………………………….

2.2. Анализ результатов до и после курса психогимнастики.

Выводы…………………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………….......

Литература…………………………………………………………………………

Приложение 1 Тематическое планирование курса психогимнастики …………


ВВЕДЕНИЕ

Работая психологом и, как правило, особое внимание уделяя адаптации первоклассников, пятиклассников к школе. Нельзя не отметить следующее, что в последнее время увеличилось число детей с проблемами в поведении. Ребята испытывают трудности при общении друг с другом, почти в каждом классе начального и среднего звена есть ребята, которых не принимают. Как правило, школа направлена на то, чтоб дать определенные знания, а учить общаться необходимо сразу, как только ребенок входит в социум. Для нашей школы и детского сада нет групп параллелей. В ДОУ 3 группы и воспитанники с разными психологическими показателями находятся в одной среде. Это осложняет и работу воспитателей и нахождение детей в группе.

Учеными доказано, что все составляющие личности человека закладыва-ются до семи лет, то есть в дошкольном детстве. Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребенка и определяющих его поведение в обществе сверстников.

Проблемой доброжелательных отношений занимались Т.Н. Бабаева, Т.И. Ерофеева. Авторы, изучающие взаимоотношения в детском коллективе, под-черкивают особое значение, которое имеет совместная деятельность для фор-мирования нравственных качеств ребенка и культуры общения. Особое значе-ние в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, ко-торые строятся на основе доброжелательности (Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеева и др.).

Сформировавшиеся отношения в дошкольном детстве будут фундаментом для дальнейшего развития личности каждого воспитанника. Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблю-дений. В современном мире, где царит жестокость, эгоизм, необходимо учить ребенка внимательным доброжелательным отношениям в благоприятный для этого период, используя доступную деятельность.

Некоторые дошкольники, посещающие детский сад, имеют коммуника-тивные, поведенческие и эмоционально-личностные проблемы, у некоторых социально-педагогическая запущенность или недостаток в психическом разви-тии. Психогимнастика является средством развития и коррекции межлич-ностных отношений. Это доказано. Но влияет ли психогимнастика на общение за пределами занятия? Можно или нет формировать доброжелательные отношения с помощью психогимнастики? Данной проблеме и посвящалось одно из исследований в нашем детском саду (2010 год.)

Методологический аппарат работы:

Объект исследования – отношения детей старшего дошкольного возраста.


Предмет исследования – установление доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – Установить возможность психогимнастики как сред-ства формирования доброжелательных отношений между детьми старшего до-школьного возраста.

Гипотеза – Психогимнастика помогает устанавливать доброжелательные отношения между детьми.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать влияние психогимнастики в старшем дошкольном возрасте.

2. Продиагностировать коммуникативную сферу детей.

3. Провести курс психогимнастики по методике Е.А.Алябьевой и выявить ее влияние на взаимоотношения детей в старшей группе детского сада.

4. Сделать выводы по проведенному исследованию.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ


При исследовании опирались на учение о роли деятельности в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); социально-психологическую теорию личности (Я.Л. Коломенский, А.В. Петровский, Т.А. Репина и др.); психолого-педагогические исследования по проблеме воспитания гуманных отношений у дошкольников к сверстникам (Л.В. Артемова, В.В. Аб-раменкова, Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеева, СВ. Петерина и др.); исследования по проблемам коррекции поведения и деятельности дошкольников (Л.И. Божович, Т.А. Березина, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и др.); психолого-педагогические исследования двигательной деятельности дошкольников (В.Н. Новохатько, Т.Э. Токаева и др.).


  1. Доброжелательные отношения дошкольников в процессе занятий психогимнастикой представляют собой общую эмоционально-положи-тельную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние сверстников, в готовности оказывать помощь и вступать в сотрудничество в совместной деятельности.

    2. Воспитание доброжелательных отношений обеспечивается комплексом педагогических условий: планомерной организацией воспитателем содер-жательного опыта общения на занятиях, обеспечивающей каждому ребенку активную позицию в проявлении доброжелательности на основе последова-тельного вовлечения детей в разнообразную увлекательную деятельность нравственного содержания, движимую мотивами заботы, помощи, внимания; поэтапной методикой, обеспечивающей единство формирования у детей практических умений, нравственных представлений и постепенного накопле-ния вариативного опыта доброжелательных отношений на занятиях психо-гимнастикой; личностно-развивающей позиции педагога в воспитании отношений доброжелательности старших дошкольников на этих занятиях, направленной на развитие самостоятельности с учетом двигательного опыта детей и уровня развития данных отношений.


3. Процесс воспитания отношений доброжелательности старших дошколь-ников на занятиях психогимнастикой представляет собой поэтапное решение задач взаимодействия воспитателя и детей и включает: этап накопления первичного опыта доброжелательных отношений дошкольников на занятиях при условии активной обучающей роли педагога; этап освоения вариатив-ного опыта доброжелательных отношений старших дошкольников на за-нятиях при условии партнерской педагогической позиции воспитателя; этап широкого вариативного практикования детьми опыта доброжелательных отношений в процессе психогимнастики при активной позиции ребенка и косвенной роли воспитателя.
4. Критерием эффективности созданных педагогических условий является наличие позитивной динамики в развитии доброжелательных отношений, характеризующихся нарастанием общей эмоционально-положительной на-правленности во взаимоотношениях старших дошкольников на занятиях психогимнастикой, повышении осознанности, устойчивости и самостоятель-ности в проявлении доброжелательности к сверстникам.

Таким образом, с помощью психогимнастики, можно помочь воспитан-никам устанавливать наиболее осознанные и устойчивые доброжелательные отношения, создавая педагогические условия и благодаря активной позиции самого ребенка.

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В центр современного воспитательного процесса ставится личность ребен-ка с присущим ей своеобразием характера и поведения. Целью воспитательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, начиная с дошкольного возраста (Л.К. Артемова, Т.К. Ахаян, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, В.К. Котырло, В.А. Ситаров, С.Г. Якобсон и др.). Гуманистическая направленность представляет собой совокупность нравствен-но-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопережи-ваемое отношение к человеку (В.В. Абраменкова). Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми.

Во все века ценились такие человеческие качества, как доброжелательность, милосердие, бескорыстие, умение сочувствовать, содействовать. Величайшие мыслители - Демокрит (ок. 470 г. до н.э.), Сократ (469 г. до н.э.)» Аристотель (384 г. до н.э.) и др., сформулировали первые педагогические идеи и рекомендации нравственного воспитания детей. Философы древности пред-ставляли себе человека средоточием фундаментальных добродетелей. Сложи-лось даже понятие «калокагатии», т.е. гармоничное сочетание внешних физии-ческих и внутренних духовных достоинств человека как идеал воспитания.
По мнению философов всех времен чрезвычайно важно развивать духовный мир человека в соответствии с критериями Гармонии, Добра, Красоты. В их трудах подчеркивается мысль, что источники развития личности заложены в ней самой, но для эффективности роста требуются благоприятные условия, стиму-лирующие и способствующие развитие в соответствии с названными критериями.
В отечественной педагогике проблема воспитания гуманных и, следовательно, доброжелательных отношений традиционно занимала видное место.
Анализ взглядов педагогов и мыслителей России, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др., позволил обнаружить наличие во взглядах понятия «направленность личности» как проявления доброже-лательного отношения детей к окружающим под влиянием сформированных нравственных чувств.
Со времен Демокрита и до наших дней, развитие доброжелательных отношений человека это главная задача для формирования нравственности и занимает ведущее место в педагогической системе.

ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материалы исследований в области дошкольной педагогики свидетель-ствуют не только о необходимости, но и возможности воспитания гуманного, а, следовательно, и доброжелательного отношения к сверстникам.

Исследования показали, что детские отношения – это та сфера нравственного воспитания, которой необходимо заниматься, чтобы не упустить благоприятный период развития личности.

Учитывая то, что социальная направленность личности проявляется и формируется в отношениях (В.Н. Мясищев), чрезвычайно важно, чтобы доминирующими были гуманные отношения, одним из важных компонентов которых является доброжелательность. Доброжелательные отношения - продукт социально обусловленного содержания общения. Общение, будучи важнейшей социальной потребностью развивающейся личности, неотделимо от отношений. Исследования показали, что старшая дошкольная группа представляет собой сложный социальный организм, в котором действуют общие и возрастные социально-психологические закономерности. В процессе внутригруппового общения дети вступают в различные типы взаимоотношений друг с другом.
Исследователи считают, что в дошкольной группе преобладающей является система личностных эмоциональных отношений, которые возникают в процессе общения, игры и других видов деятельности.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выделены психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, которые необходимо учитывать при формировании отношений с окружающими:
- в старшем дошкольном возрасте значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих возрастных ступенях, проявляется потребность в общении со сверстниками. Это создает естественную предпосылку, облегчающую задачу формирования гуманности в общении детей.
- в данном возрасте происходит активное освоение норм нравственности. Психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.) определяют старший возраст как период усвоения важнейших «моральных инстанций», проявления настойчивого интереса детей к нормам и правилам, регулирующим поведение в коллективе.
- в старшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается эмпатия, без чего воспитание гуманного отношения к людям невозможно.
На значительный нравственный потенциал дошкольного возраста указыва-

ют авторы ряда исследований взаимоотношений дошкольников, которые считают необходимым «особенно в старшем дошкольном возрасте, придать... детским отношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать ... друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам»

На основе нравственных представлений, суждений дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, а, прежде всего, пониманием нравственных требований, критериев нравственной оценки. Развивающееся самосознание ребенка (А.В. Запорожец), появление самооценок и оценок служат осознанию нравственного смысла гуманных и, следовательно, доброжелательных отношений.
В 5-7 лет ребенок понимает существенный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми. Усвоение нравственных норм рассматривается психологией и педаогикой как важное требование общества к развитию личности.

Изучение нравственных представлений и их роли в поведении детей получило освещение в работах психологов и педагогов (Л.В. Артемовой, В.Г. Нечаевой и др.). В ряде исследований (B.C. Мухина, С.Г. Якобсон) обнаружилось, что у дошкольников имеются определенные нравственные представления, но они не оказывают должного влияния на взаимоотношения между детьми. Отмечается несоответствие вербального усвоения детьми нравственных норм их реальному поведению. В реальной обстановке, при возникновении конфликта, большинство детей предпочитает уклониться от выполнения известных им правил поведения или нарушает их.
Дошкольный возраст характеризуют новообразования в виде осознаваемых мотивов (А.Н. Леонтьев), первичных этических инстанций (Д.Б. Эльконин), эмоциональной отзывчивости (А.В. Запорожец), пластичности психики (Л.С. Выготский и др.), что оказывается благодатным для воспитания доброжелательных отношений.

«Доброжелательность - отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству».


В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка всех систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка с 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и в других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и нормами); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).


Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Детей привлекают головоломки, кроссворды, задачки и упражнения в которых «нужно думать». Разрозненные, конкретные малоосознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.

В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового, произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать результат (труд и учение). Старшему дошкольнику доступно принятие учебной задачи, он уже понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребенок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения.

Старший дошкольный возраст – это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Негативная симптоматика, свойственна всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.).

Одним из важных достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность: выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.


Осознанное и целенаправленное поведение начинает формироваться и становится устойчивым, оттачивается в активной игровой деятельности ребенка под влиянием воспитателя и примером родителей.


ПСИХОГИМНАСТИКА, КАК СРЕДСТВО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, редко – психогимнастика. Однако именно она наиболее доступна в приминении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника. В учебном пособии А.А.Осиповой «Общая психокоррекция» психогимнастикой называется метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого – познание и изменение личности клиента.

В книге М.И.Чистяковой «Психогимнастика», по которой проводился курс занятий, дано такое определение: психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утом-ляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика по методике М.И.Чистяковой прежде всего напрвлена на обучение элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.


Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затруд-няют общение детей со сверстниками и взрослыми.

Важен и словесный язык чувств, который обозначает явления эмоцио-нальной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональ-ному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными.

Психогимнастика содействует росту произвольности психической саморе-гуляции. За этим стоит возможность управлять своими эмоциями и действии-ями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию душевной и физической жизни. Желая как можно быстрее воспитать в ребенке эти особенности, взрослые дают ему инструкции, советы и ограждают его массой запретов. Тем самым убивают активность и самостоятельность ребенка, вызывают у него агрессию и чувство неполноценности.

Психогимнастика способствует развитию:

- двигательной сферы (умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; умение различать и сравнивать мышечные ощущения; умение определять характер ощущений (напряжение-расслабление, тяжесть-легкость и др.) и характер движений, сопровождаемый этими ощущениями (сила-слабость, резкость-плавность, темп, ритм);

- эмоциональной сферы (умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения; умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и др.); умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции, которые испытывают окружающие;


- сфера общения (умение улавливать, понимать и различать эмоциональные состояния других людей; умение сопереживать; умение отвечать адекватными чувствами);

- поведение (умение определять конкретные цели своих поступков; умение искать и находить средства достижения этих целей; умение проверять эффективность выбранных путей, правильность выбора опытом чувств в аналогичных ситуациях; умение предвидеть конечный результат своих действий и поступков; умение брать на себя ответственность).

Дети эмоциональны, поэтому приемы воспитания должны быть не только понятны, но и интересны им. В воспитании культуры поведения старших дошкольников не должно быть излишних словесных назиданий, упреков, замечаний. Действенность воспитания обеспечивается созданием специальных ситуаций, побуждающих детей поступать правильно.


Старший дошкольный возраст это период бурного развития, как физического, так и психического. Ребенку трудно адаптироваться к социуму и научиться быть «взрослым», так как в этом возрасте ребенок учится вести себя «правильно», соблюдать правила принятые в социуме. Также ребенок учится оценивать свои поступки, поведение, работу, сравнивая и анализируя.

Ребенку, для нормального дальнейшего развития, необходима помощь, которая будет ненавязчива и интересна. Такой помощью может быть курс психогимнастики, который основан на ведущей деятельности детей (играх), где взрослый «не над, а рядом», направляет деятельность, принимая активное участие, играя и разговаривая с детьми; где ребенок рассказывает о своих чувствах и переживаниях; узнает много нового и интересного, учится общаться и хорошим манерам поведения; учится анализировать и делать выводы; учится пердвидеть результат своих действий; учится понимать не только свои переживания, но и чувства и переживания других людей.

В исследовании приняли участие 15 воспитанников подготовительной группы. Получены тревожные результаты по коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. В этом возрасте закладываются основы межлично-стных отношений и сотрудничества, дети приобретают основные коммуника-тивные способности. Именно они позволяют налаживать отношения со сверстниками и самостоятельно решать возникающие проблемы. Однако достаточно высокую социальную компетентность мы обнаружили лишь у 20 процентов обследуемых дошкольников, то есть эти дети могли конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях. 60 процентов проявили полную беспомощность. Были такие ответы: «Не знаю», «Заплачу», «Позову взрослых», «Расскажу маме», это говорит о недостаточной социальной компетентности. Также встречались такие ответы: «Стукну», «Набью», это носит агрессивный характер.


Результаты игры «Секрет» (Репина)

В игре приняли участие все 15 человек подготовительной группы. Также получены результаты. Наибольшее количество выборов у 4 человек. Некоторые из ребят боятся одного мальчика, так как он может побить, и выбирают его. Чаще всего ответы детей были: «что-либо дает», «вместе играем», «не жадничает», «люблю». Также есть дети, которых не выбрали. Это Руслан У. и Женя Ш. Взаимовыборов 4.

Подготовительная группа состоит из 7 девочек и 8 мальчиков. Воспитанники посещают детский сад в таком составе первый год. Не все дети с 3 лет пошли в садик, многие воспитывались дома. Дети в группе активные, отзывчивые на просьбы, есть лидеры, а есть и малообщительные дети.

В целом, можно сделать вывод, что в подготовительной группе дети испытывают затруднения в общении между собой, часто бывают конфликты и недовольства. Большинство из воспитанников не могут налаживать отношения со сверстниками и считаться с их мнением.


МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПОСЛЕ КУРСА ПСИХОГИМНАСТИКИ


Курс психогимнастики по методике. Е.А.Алябьевой состоит из 20 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, длятся от 25 минут до 1 часа 30 минут.

Все воспитанники подготовительной группы посещали курс психогимнастики. Чаще всего пропускали занятия 3 человека. (из-за болезни).

После курса, в конце марта, была проведена повторная диагностика межличностных отношений дошкольников.

В беседе с воспитателем выяснилось, что с занятий дети приходили довольные, рассказывали о том, чем занимались, кем были, какие игры узнали. Воспитанники стали больше обращать внимания на чувства и состояния других людей, защищать, разговаривать, используя слова и выражения: «было грустно», «мне обидно», «жалко», «сделали приятное», «получили удовольствие», «злюсь», «радостно» и другие которые характеризуют чувства и эмоциональные состояния.

Результаты по выявления коммуникативной компетентности ребенка с помощью методики «Картинки» (Е.О.Смирнова и Е.А.Калягина). (Приложение 6.)


В исследовании приняли участие 15 воспитанников подготовительной группы. Получены следующие результаты по коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. Достаточно высокую социальную компетентность мы обнаружили почти у 47 процентов обследуемых дошкольников, то есть эти дети конструктивно и самостоятельно нашли решения в предложенных проблемных ситуациях. Примерно 33 процента проявили полную беспомощность. Были такие ответы: «Не знаю», «Заплачу». Ответов, носивших агрессивный характер не встретилось.

Результаты игры «Секрет» (Репина)

В игре также приняли участие все 15 человек подготовительной группы. Получены следующие результаты. Наибольшее количество выборов у 5 человек. Чаще всего ответы детей были: «вместе играем», «не жадничает, что-либо дает». Нет детей которых бы не выбрали. Взаимовыборов -8.


Можно сравнить результаты исследования до и после эксперимента и сделать вывод, что произошли изменения в сфере межличностных отношений дошкольников.

Результаты по выявлению коммуникативной компетентности в общении со сверстниками по методике «Картинки» свидетельствуют об изменении отношений в лучшую сторону. Увеличилось количество детей с высокой социальной компетентностью: с 20 процентов до 47 процентов, не стало ответов с агрессивной направленностью. Уменьшился процент детей, показывающий социальную беспомощность с 60 процентов до 33.

По выборам детей также можно сделать вывод о положительном изменении: не стало детей изолированных, тех, кого не выбирали, а их было 2 человека; увеличилось количество взаимовыборов с 4 до 8.

По наблюдениям воспитателей, также произошли положительные изменения: уменьшилось количество конфликтов, драк, меньше стали ябедничать; дети стали использовать в своей речи слова связанные с эмоциями и чувствами; слали более внимательными друг к другу.

ВЫВОДЫ

В начале работы были поставлены следующие задачи:

1. Теоретически обосновать влияние психогимнастики в старшем дошкольном возрасте.


2. Продиагностировать коммуникативную сферу детей.

3. Провести курс психогимнастики по методике Е.А.Алябьевой и выявить ее влияние на взаимоотношения детей в старшей группе детского сада.

4. Сделать выводы по проведенному исследованию.

Все задачи в ходе исследования были реализованы.

Психогимнастика помогла в формировании у детей:


  • Коммуникативных способностей и качеств.

  • Умения распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

  • Позитивному отношению к другим людям, умению сопереживать.

  • Умения выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

• Умения взаимодействовать и сотрудничать.

Проанализировав опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу: психогимнастику можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игр педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Также, годом раньше в рамках курса психогимнастики, првоводилось исследование по снижению ситуативной тревожности, также получены положительные результаты.

Воспитатели и педагоги отмечают, что ребята, посещающие психогимнастику легче находят общий язык, договариваются, тем самым им легче будет устанавливать отношения и в школе и за ее пределами.


Была проанализирована литература, соответствующая теме, изучены психологические и физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, проведено исследование по формированию доброжелательных отношений посредством психогимнастики.

Мы предполагали, что психогимнастика влияет на отношения между сверстниками, отношения становятся более дружелюбными и доброжелательными. Наша гипотеза в ходе эксперимента подтвердилась.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проводилось на одной группе детей, не было контрольной и экспериментальной группы. Курс психогимнастики проводился достаточно длительно по времени: с декабря по март. Таким образом, не только курс психогимнастики повлиял на взаимоотношения воспитанников, а также и приобретенный жизненный опыт, занятия в группе, семья и многие другие факторы. Но, тем не менее, психогимнастика это система занятий на которых дети получают много новых знаний, чувствуют себя ответственными за выбор своих действий и последствия этого выбора, учатся общаться и договариваться. Все занятия построены на играх и мини тренингах, то, что детям интересно.


Было бы замечательно, если бы во всех детских садах проводились бы подобные занятия, тем более что никакого особого оборудования не требуется и сам воспитатель может проводить «психогимнастику».


ЛИТЕРАТУРА


  1. Абрамова Г. С. Возрастная психилогия: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические матермалы в помощь психологам и педагогам.- М.: Творческий центр «Сфера», 2003.- 88с.

  3. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М., 1981.

  4. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1988.

  5. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателей дет. сада/ В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др.; Сост. Г. М. Лямина. – М.: Просвещение, 1984.

  6. Воспитание дошкольника в семье: (Вопросы теории и методики) /Под ред. Т. А. Марковой. – М.: педагогика, 1979.

  7. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада/ А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.; Под ред. В. В. Холмовской. – М.: Просвещене, 1986.

  8. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. А. Ветлугина, Р. С. Буре, Т. И. Осокина и др.; Под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1987.

  9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984.

  10. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. Ч. 1. Содержание коммунистического воспитания в детском саду / Н. А. Курочкина, Б. С. Лейкина, В. И. Логинова и др.; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988.
  11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.


  12. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. – М., 1984.

  13. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.

  14. Макаренко А.С. Коммунистическое воспитание и поведение// Пед.соч. – М., 1984. – Т.4.

  15. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448с.

  16. Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2004, № 3, с. 69-75.

  17. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание, 2003, № 8, с. 73-77.

  18. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание, 2003, № 9, с. 68-76.

  19. Смирнова Е., Холмогорова В. Средний и старший дошкольный возраст. // Дошкольное воспитание, 2001