litceysel.ru 1


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Аленушка»


Опыт работы


«Экономическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста»


Воспитателя

Ридецкой


Виктории Сергеевны

2 кв. категория

Стаж работы 4 года


2010 год


Содержание



Введение 3


  1. Теоретическое обоснование опыта 5

    1. Теоретические подходы в экономическом воспитании дошкольников 5

    2. Экономическое воспитание ребенка в семье. 7

    3. Методы, приемы и средства обучения экономическому

воспитанию старших дошкольников 11 2. Практическая часть 16

    1. Работа с детьми старшего дошкольного возраста 15

    2. Работа с родителями 19

    3. Работа с педагогическим коллективом 19

Литература 21

Приложения 23


ВВЕДЕНИЕ

Актуальна ли тема: «Экономическое воспитание старших дошкольников»?

Да, эта тема актуальна на современном этапе развития эко­номических отношений в России.

Вся страна пришла в движение - заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.


Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, поэтому данная проблема была выбрана мной в качестве темы по самообразованию

Целью данной работы является повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


  • Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;

  • Пробуждать здоровый интерес к деньгам;

  • Познакомить с элементарными экономическими понятиями;

  • Учить решать простейшие экономические задачи;

  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;

  • Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5-7 лет;

  • Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).

Новизна опыта состоит в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Практическая значимость

Экономическое воспитание дошкольников это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера, поэтому опыт работы может быть использован воспитателями в своей профессиональной деятельности.


  1. теоретическое обоснование опыта





    1. Теоретические подходы в экономическом воспитании дошкольников

Экономическое воспитание – еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям.

В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вообще, об отсутствии их ему сообщалось фразой «…не куплю, нет денег», его редко посвящали в то, как решаются денежные проблемы. Он также знал, что ему хочется иметь ту или иную игрушку или лакомство и что его желание почти всегда удовлетворялось, но не знал, за счет чего это осуществилось. Он знал, что достаток в семье обеспечивается старшими, но не догадывался, что и он может помочь своей семье стать богаче. Он многое знал, но и о многом не догадывался - не было в этом необходимости.

В настоящее время возникли новые ценности, а прежние утратились, по иному воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит в сегодняшнюю жизнь, в такую какой она существует, равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее – он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя, но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать…Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.


Нередко экономика подменяется:

- арифметикой (например, Маша пошла в магазин и купила хлеб за 7 рублей, конфет на 3 рубля. Сколько денег потратила Маша? Здесь бы следовало обратить внимание на то, что Маша покупая хлеб и конфеты думала о том, какой продукт нужно купить, чтобы он был выгоден и по цене, и по качеству);


- ботаникой ( например, эксперимент с выращиванием овощей на дачном участке и с тем, какой урожай получается в зависимости от качества ухода за растениями и какой доход от этого может получить семья);

- в какой-то степени, географией («Красная шапочка спрашивает «Каким видом транспорта можно добраться до моей бабушки?» Можно, конечно и этот маршрут определить, но при этом показать, что следует выбрать более экономичный, скажем, по стоимости или по затратам времени, или по качеству дороги, поскольку тогда меньше изнашивается обувь и т.п.).

Нередко трактовка терминов, категорий, понятий экономических ошибочна. Скажем, под бюджетом понимается лишь доходная часть его, в то время, когда бюджет это свод доходов и расходов.

Иногда обозначается понятие, например «реклама» и не поясняется ее значение как положительное, так и отрицательное, согласимся с этой двойственностью, и еще с тем, что реклама это механизм воздействия на экономические процессы, но никак не экономическая категория и вовсе не экономический показатель, и говорить о ней, видимо результативнее, в ракурсе ее влияния на экономический результат.

Экономика – это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного их них делает недееспособным второй.

Сложность осуществления экономического воспитания, в недостаточной экономической грамотности педагогов, а родителей, в большинстве своем, и в педагогике, и в экономике, а тем более в сочетании этих наук.

Облегчение в осуществлении экономического воспитания содержит тот фон, который присутствует сегодня.

Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста.



1.2. Экономическое воспитание ребенка в семье.

Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «финансового» воспитания ребенка, считает Голуб Л.А., – это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов. Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это совсем не плохой путь к развитию самостоятельности мышления. Отсюда вытекает первый принцип «финансового воспитания» :


  1. Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если оговорено, что данная вещь принадлежит ребенку – нельзя ругать его за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. Иными словами, пусть лучше обнаружит, что зря подарил другу новенький самосвал, чем лет через 20 – что опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой). Естественно, при появлении той или иной вещи, надо попробовать найти ей «хозяина» (чья она? она в личном пользовании или в частом?) и ненавязчиво объяснить ребенку, что он может с этой вещью делать, как распоряжаться ею и т.д. Можно вспомнить и свое детство, рассказать, как лично берегли (или не берегли) свои игрушки, и что из этого получилось. Иными словами, прорисовать перспективу «жизни» той или (иной вещи. Тогда ребенок будет готов к тем неожиданностям, с которыми может столкнуться (потерялась, разбилась, порвалась – или: сохранилась так хорошо, что служила много лет, и была самой любимой).

2. Принять все убытки заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным. Задать себе вопрос: согласны ли «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо, чем столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем? В конце концов, любые курсы усовершенствования работают за плату. Помните, что с нами ребенок учится, имея «страховку» – которой у него, возможно, не будет в дальнейшем. Поэтому пусть он при нас совершит как можно больше ошибок! Наша задача здесь – не ругать и укорять, А разбирать эти случаи с чисто исследовательской целью. Когда ребенок поймет, что мы хотим ему помочь, он будет прислушиваться к нашим советам.


3. Всегда объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важна не она сама, а обсуждение вокруг нее – возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими («Теперь ты сможешь пригласить своих друзей и послушать этот диск вместе с ними!»). Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных (или только наших!) покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и т.д.) и получить иной взгляд со стороны.

4. Четко соблюдать договоренность: никаких «дополнительных» финансовых вливаний, если ребенок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в противном случае – не обещать невыполнимого. Самая распространенная ошибка родителей – это компенсация утерянного (неправильно потраченного) ребенком.

5.Обязательно определять систему финансирования ребенка. Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально – с 3х лет). Ведь для того, чтобы научиться чему-то, (ну, например, выращивать цветы, разговаривать по телефону и т.д.) надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении!

На основании вышеизложенных принципов разработана система финансового обучения ребенка. Вот ее суть.

Система финансирования. (карманные деньги) Главный тезис: Карманные деньги – это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению, несмотря иногда и на советы!!! Всегда надо помнить, что это не способ поощрения или наказания, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент – такой же, как нож или вилка (для еды), молоток (для забивания гвоздей), лейка (для поливки цветов). Какие позиции надо определить в первую очередь?

- периодичность выдаваемых средств


- размер (сумма)

- что входит в перечень затрат

- штрафные санкции.

Периодичность выдаваемых средств: оптимально – еженедельно.

Размер: естественно, чем меньше ребенок, тем меньше сумма. Исходить надо из своих возможностей, но поинтересоваться у ребенка, какая сумма бы его устроила. Этим определяться его запросы. Если запросы сильно высоки (часто дети, кстати, не очень требовательны), вместе нужно откорректировать их, объяснив, что можем выделить только определенные средства.

Что входит в перечень затрат (или: что ребенок может и что должен покупать на эти деньги). Надо напоминать ребенку почаще, что деньги – это средство для получения чего-то, а не цель сами по себе. (Многие дети мечтают стать богатыми. Лучше, если они будут мечтать иметь деньги, чтобы…построить корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.) Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на полном отчете о личных тратах – надо уважать тайны ребенка, его возможные промахи.

Если потратил свои деньги «не так» – надо объяснить, как надо (или как сделали бы вы) и почему именно так. Не надо жалеть ребенка, если он «попал» (не так потратил, обсчитался и т.д.). Лучше обсудить, почему так получилось, что он не учел. Посочувствовать: «Ну, что ж….» Никогда не предлагать финансовую компенсацию. Ограничиться психологической. Если потерял – никогда не ругать, иначе он будет бояться «связываться с деньгами». Сказать просто, что с вами такое тоже бывало, и не раз.

Система штрафов – это что-то вроде деловой игры, когда убытки хоть и не смертельные, но весьма неприятные. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребенка. Это покажет, насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других.

Как считает Орлова И.Ю., дети знакомятся с понятием «штраф» в общественном транспорте, когда некоторые люди не платят за билет. Обычно первое упоминание о штрафах возникает в случае, когда вы даете ребенку деньги в долг. Если вы дали ребенку денег в долг – обязательно требуйте возврата всей суммы в срок. Сразу надо оговорить штрафные проценты (пени) и не стесняться настаивать на их выплате. Пусть ребенок поймет, что за невыполненные обязательства надо платить. Лучше закрепить свое соглашение письменно (распиской). (Это повышает ответственность ребенка за данное слово и позволит ему в будущем внимательнее относиться к чужим обещаниям, настаивать на соблюдении юридических норм).


Итак, что же дает детям система самостоятельного распоряжения деньгами? По материалам Золотаревой А.В.

1. Умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.)

2.Знание о соотношении стоимости вещей (услуг)

3.Умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать.

4.Умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и соответственно определять приоритеты)

5.Повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык (знание, умение) –новый опыт прибавляет уверенности («Я сам что-то решаю»). Мера психологической зрелости – это мера ответственности. Чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях. Механизм здесь таков: поступок – последствия – осознание – понимание – развитие – психологическая зрелость – новый, уже более зрелый поступок.

6. Познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали – все это ведет к рефлексии.

7. Познание других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем. Уважение интересов других – тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться части своей собственности, не будет претендовать на собственность другого ( в том числе и на вашу).

8. Радость благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно даже предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется (хороший тест для родителей – кого же мы вырастили? Что нас ждет в старости?).

9. Возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь – база для становления субъектности ребенка.


10. Знакомство с основными финансовыми понятиями – «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д. Современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере. Рынок есть рынок. К тому же, не исключен вариант, что обучение отношениям с деньгами станет для ребенка первой ступенькой в выборе сферы профессиональной деятельности.

11. Умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.


    1. Методы, приемы и средства обучения экономическому воспитанию старших дошкольников

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.

Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», которая была использована мной в работе. Дошкольники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.


Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Супермаркет» и др. создаются наиболее бла­гоприятные условия для развития у детей интереса к эко­номическим знаниям, естественная, приближенная к реаль­ности обстановка, устанавливается психологически адекват­ная возрасту ситуация общения.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т.к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления

Математическое развитие детей прежде всего направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.


Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже на начальной ступени их изучения.

Хорошо, если занятия будут проходить так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу. Обогатить работу по освоению детьми понятий экономики более высоким и сложным содержанием поможет «Задачник мудрого Филина».

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.


2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Работа с детьми

Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.


Проведя диагностику детей старшей группы по экономическим понятиям и проанализировав ее результаты, я пришла к выводу, что знания детей в этой области требуют совершенствования.

Для того чтобы работа велась последовательно и в системе мной была изучена литература по данному вопросу.

Для реализации экономического воспитания разработала план работы на два года на основе программ «Детство» и программы А.А. Смоленцевой, которая позволяет решить следующие задачи:

– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;

– формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;

– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;

– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);

– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.

Познакомившись с программой Смоленцевой А.А., стала внедрять ее в практику работы детского сада для детей старшей и подготовительной групп.

Начала с создания предметной среды и подготовки методического обеспечения. В качестве основных пособий для реализации экономического воспитания стали методические издания Киреевой Л.Г., Смоленцевой А.А., Кнышовой Л.В., Курака Е.А.

Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.


В группе создан уголок «Экономическая азбука», в котором расположена карта города, на которую нанесены промышленные центры нашего города и адреса дошкольников, а так же крупные магазины. Развивающую среду пополнила следующими настольно-печатными играми по экономике «Найди евро», «Монте Карло», «Веселый бизнесмен», «Менеджер», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет». К сюжетно-ролевой игре «Магазин» приобретен кассовый аппарат, сделаны чеки и деньги. Оформила картотеку экономических понятий, которую регулярно пополняла по мере изучения материала.

В работе я опиралась на эмпирические знания и жизненный опыт детей, стремясь уточнить и расширить их представления из области экономики.

Большое внимание уделяла таким темам как «Труд – продукт - стоимость» и «Деньги», задававшись целью дать детям знания из области финансовых категорий, сформировать представление о товаре, как результате и продукте человеческого труда, выработать навыки оценки предметов с точки зрения их качества и стоимости, нравственно-трудовые качества личности через сравнительный анализ своего и чужого труда, а также закрепить умения оценивать вещь как товар и как предмет человеческих отношений. Дошкольники знакомились с профессиям – традиционными (игры «Знаю все профессии» (2 части) и новыми (например, рекламный агент, рекламодатель, брокер), значимостью различных видов труда для человека. Я старалась донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно, как кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.

Проводя занятие «Заводы нашего города» учила детей ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров. Сформировать у детей первичные представления о заводах и фабриках города: местонахождении, выпускаемой продукции, товарных знаках.

Результат труда людей оплачивается деньгами. Необходимо было объяснить это детям, уточнить их знания их области финансовых категорий, воспитать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.


Занятия проводились в форме бесед: исторические – происхождение денег в обществе людей, теоретические куда можно потратить деньги, практические – откуда появляются деньги и как их тратят в семье.

Играя в «Магазин » и «расплачиваясь» за купленный товар, дошкольники не обращают внимания на достоинство денег. Нередко от детей можно услышать: «У меня была одна денежка, а теперь несколько (две, три, пять и т.д.)» поэтому были занятия посвященные ознакомлению дошкольников с денежными знаками России. Чтобы проследить историю русских денег была создана папка «История бумажных денег России». На занятия дети узнавали, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три. Уточняли, как называются купюры – рубли и монеты – копейки, какого достоинства деньги имеют хождение на территории нашей страны, знакомили детей с валютой.

Для ознакомления дошкольников с валютой была создана папка «Деньги разных стран мира», т. к. деньги являются важнейшим, а иногда и единственным источником информации о государстве, его истории, экономике, искусстве. На занятиях дошкольники с удовольствием рассказывали о тех странах, где они побывали с родителями на отдыхе, демонстрировали имеющие там хождение деньги.

Однако дети должны не только узнавать и называть денежные знаки, но и правильно распоряжаться ими. С этой целью знакомила дошкольников с такими понятиями, как «заработная плата», «пенсия», «бюджет семьи», объяснили, из чего он складывается, на оплату каких товаров и услуг идут деньги семьи, ведь не секрет, что многие дети воспринимают деньги в кошельке у родителей как деньги на покупку игрушек и сладостей. Нередко мы слышим в магазине: «Мама, купи…» – и видим, с каким недоумением ребенок встречает заявление матери о том, что денег у нее нет: ведь он только что видел их в кошельке. Чтобы дети поняли, на что идут деньги, заработанные членами семьи, мы обсуждали с ними возможные варианты расходования денег. При этом исходили из жизненного опыта дошкольников: они ходят с родителями в магазин за продуктами, в сбербанк, чтобы оплатить коммунальные услуги, междугородние телефонные переговоры и др.


Кроме того, учила детей беречь ресурсы страны: воду и электричество. Провела занятия «Путешествие Капы и Капельки», «Как Гном Эконом экономит электроэнергию», в ходе которых объяснила детям, откуда берутся в доме вода и электричество, зачем они нужны, почему дорого стоят и т.д. Дети больше не забывали закрывать за собой кран, напоминали взрослым, что надо выключать свет.

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.

В конце года мной была проведена диагностика по экономическим понятиям. Её результаты показали, что стало больше детей с высоким уровнем развития, а дети с низкого уровня перешли на средний.

Проведя диагностику в начале подготовительной группе, я пришла к выводу, что необходимо продолжать работу экономическому воспитанию, включила в свою работу кружок «Игры с Гномом Экономом». Основная его цель – углубить и закрепить знания детей в области экономического воспитания. Для того, чтобы работа велась последовательно и в системе на основе перспективного плана по самообразованию, создала перспективный план кружка.


2.2 Работа с родителями

В ноябре 2008 года выпустила статью «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». В дальнейшем в течение двух лет для родителей вела уголок экономических понятий, который в доступной, иногда даже в шуточной, форме знакомил их с экономическими понятиями и явлениями.

В феврале 2009 года на дне открытых дверей для родителей провела экономическую игру с детьми «Экономический брей ринг».

В феврале 2010 года выступила на родительском собрании с информацией по теме экономического воспитания «Готовим ребенка к жизни».

Родители совместно с детьми разработали несколько проектов на тему «Магазин моей мечты»

К конце подготовительной группы провела анкетирование, которое показало, что большая часть родителей считает экономический аспект в воспитании играет важную роль.



2.3 Работа с педагогическим коллективом

В октябре 2009 года провела с педагогическим коллективом семинар-практикум «Экономика для взрослых и детей».

В октябре 2009 года наше ДОУ посетили заведующие и старшие воспитатели города Великий Устюг. Представила опыт работы в виде стендового доклада «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» и методические пособия по данной теме.

В феврале 2010 года на дне открытых дверей для города провела познавательное занятие «Хоть семи еще нам нет, формируем мы бюджет».

В марте 2010 года приняла очное участие в XI Региональных педагогических чтениях, проводимых на базе Каргопольского педагогического колледжа по теме «Преемственность и новаторство в образовании в контексте повышения качества образования и развития личности обучаемого» с темой «Повышение экономической компетентности детей старшего дошкольного возраста».

Статья «Повышение экономической компетентности детей старшего дошкольного возраста» вошла в сборник материалов XI Региональных педагогических чтений.

В марте 2010 года мной было проведено выступление перед педагогами детского сада с темой «Повышение экономической компетентности детей старшего дошкольного возраста».

В марте 2010 года выступила на городском методическом объединении «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Выпустила буклет «Повышение экономической компетентности детей старшего дошкольного возраста».

На основе программы «Детство» и программы Смоленцевой А.А. для детского сада мной был разработан перспективный план по экономическому воспитанию для старшей и подготовительной групп.

Таким образом, проведя целенаправленную работу, я убедилась, что экономическое развитие детей вышло на более высокий уровень.


Литература

            1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.


  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

  2. Алиева Т. Экономика: жизнь и игра // Обруч. 1999. №1. с.3.

  3. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. – с 112: ил. [Иллюстрации, игровые задания: Т. Проснякова].

  4. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

  5. Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №8. с.63.

  6. Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.140.

  7. Власова И.В., Прохорова Н.П. Ключ к сердцу ребенка // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.121.

  8. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

  9. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

  10. Как знакомить детей с денежными единицами // Обруч. 1999. №7. с.24.

  11. Казакова Н. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. с.29.

  12. Капкова Е.Б. Необходимо объединить усилия //Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.143.

  13. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.

  14. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика доя малышей, или Как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 118.: ил.

  15. Лукьянова Р.С. Система дошкольного экономического образования и воспитания в Нижегородской области // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.77.

  16. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  17. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников дошкольного образовательного учреждения / Авт.–сост.: Л.С. Киреева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ,2003. – 96с.


  18. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь. Издательства «Росмен» М.: 1999г. – 192 с.

  19. Савкусанова Л., Парфенова Т., Клюшина Н. Экономика и человек // Обруч. 1999. №1. с.27.

  20. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

  21. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

  22. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

  23. Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.93.

  24. Сурмило Н.В Помогает детский сад // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.144.

  25. Сушкова И.В. Как объяснить дошкольнику что такое «добро» и «зло» // Воспитатель. 2008. №10. с.124.

  26. Шалаева Г.П. Меры времени, длины, массы, стоимости. Маленький гений – М.: Филол. о – во «Слово»: ООО «Изд-во «ЭКСМО», 2003, –63с.

  27. Шаламова Т.П. Приобщаем детей к миру экономики // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.89.

  28. Шатова А.Д. Дошкольник и … экономика // Обруч. 1999. №1.

  29. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание.1994. №8

  30. Шатова А.Д. Обсуждая проблему «Экономика и … дети»// Детский сад от А до Я.2003. №4. с.148

  31. Ширкова Н.А. Дело сложное, но нужное //Детский сад от А до Я.2003. №4. с.145.

  32. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под. ред. Е.А. Курака. – М.: ТЦ СФЕРА, 2002. – 80 с.

  33. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.



Приложения

  1. Диагностика ст гр


  2. Диагностика подг гр

  3. План по со

  4. План по кружку

  5. Статьи

  6. Брейн

  7. Род.собр

  8. Анкета

  9. Семинар практикум

  10. Дод занятие

  11. Диплом

  12. Буклет

  13. План ст гр

  14. План подг гр