litceysel.ru
добавить свой файл
1
Урок для 8г класса



Тема: «Явления природы»


Цель: Дать понятие о явлениях, происходящих в природе.


Задачи:


  1. Познакомить учащихся с явлениями, происходящими в природе;

  2. рассмотреть классификацию явлений;

  3. показать принципиальное отличие каждого явления друг от друга;

  4. развивать навыки экспериментальной работы и умения описывать наблюдаемые явления;

  5. воспитывать аккуратность в работе при осуществлении химического эксперимента.


Начало

  1. Поздороваться с учащимися.

  2. Представиться (фамилия, имя, учебный класс)

  3. Записать тему в тетради.

  4. Озвучить цель и задачи.

  5. Главный акцент – на проведение лабораторных опытов, реактивы не игрушка, напомнить основное правило техники безопасности – нельзя ничего экспериментировать без разрешения учителя. (Самое важное – это наше здоровье, о нём надо заботиться).


На экране слайдовой презентации, появляется тема урока, которая записывается в тетрадь.

Учитель: все явления, которые мы наблюдаем в природе можно разделить на три основные группы (второй слайд).

Учащиеся записывают в тетрадь классификацию.

Учитель: Рассмотрим первое явление.

(третий слайд) – запись в тетради понятие «физическое явление».

Учитель: рассмотрим некоторые физические явления. Еще с детства мы привыкли к таким явлениям природы как красное солнце во время заката, затяжные холодные дожди осенью, кристальный иней или роса на траве. Но порой природа балует нас и довольно необычными природными явлениями: некоторые из них нас пугают, некоторые настораживают, а некоторые просто заставляют любоваться и восхищаться. Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию подборку самых необычных и удивительных явлений природы.



(продолжение слайдовой презентации) учитель поясняет появляющиеся картинки, знакомит учащихся с некоторыми явлениями природы – можно очень кратко, своими словами, а можно и остановиться на некоторых явлениях подробно – это интересно.

1. Полярное (северное) сияние

Полярное (северное) сияние - это одно из самых красивых в мире оптических явлений, которое можно наблюдать исключительно в высоких широтах, недалеко от полюсов. Обычно полярные сияния - голубовато-белые и только в исключительных случаях можно наблюдать многоцветные сияния. Полярные сияния возникают в следствие бомбардировки верхних слоёв атмосферы заряженными частицами, движущимися к Земле вдоль силовых линий геомагнитного поля из области околоземного космического пространства. Северное сияние может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток и поражает своей необычайной красотой.

2. Гало.

Существует много его форм — простых и сложных. Бывает, например, что солнце окружает окрашенное в радужные тона кольцо, иногда даже не одно, а два. В других случаях по обе стороны солнца появляются два светлых пятна; их называют ложными солнцами. На севере нашей страны такая форма гало часто появляется зимой в сильные морозы и никого не удивляет. «Сегодня холодно, недаром солнышко в рукавицах»— говорят в Сибири. Иногда над солнцем появляется третье пятно. Обычно и эта форма гало не вызывает  каких-либо тревог. Однако история сохранила нам любопытный факт... После падения Наполеона во Франции наблюдали, как над солнцем появилось светлое пятно, напоминавшее многим треугольную шляпу императора. И люди расценили это как знак его возвращения из ссылки с острова Святой Елены. Метеорологи   уже  давно   обратили внимание на то, что при появлении гало   солнце   затянуто   дымкой — тонкой пеленой высоких перистых или     перисто-слоистых     облаков. Они плавают в атмосфере на высоте шести-восьми     километров     над землей  и  состоят из  мельчайших кристалликов  льда,  которые  чаще всего имеют форму шестигранных столбиков или пластинок. Атмосфера не знает покоя. И ледяные кристаллики, опускаясь и поднимаясь   в   потоках   воздуха,   то подобно    зеркалу    отражают,    то подобно стеклянной призме преломляют   падающие   на   них   солнечные лучи.  Некоторые из таких — отраженных     и     преломленных лучей — могут   попадать   к   нам   в глаза.   Вот   тогда-то   мы   и   видим гало.

2. Молнии и шаровые молнии

Любая молния - это электрический ток, который в зависимости от условий может принимать различные формы. Особенно удивительны шаровые молнии, которые раньше называли огненными шарами. Природа возникновения шаровых молний до сих пор точно не известна. Иногда их наблюдали даже внутри домов и самолетов. Поведение шаровых молний так же не изучено. Шаровая молния может быть огненно-красной, оранжевой или желтой и парить в воздухе несколько секунд пока не исчезнет. Молнии всегда сопровождаются громом и яркой вспышкой света и чаще всего наблюдаются во время грозы. Каждый из нас неоднократно видел обычную, так называемую линейную молнию. А вот шаровая молния - явление довольно редкое. В природе примерно на тысячу обычных, линейных молний приходится всего 2-3 шаровых.
4. "Огненный" дождь (звездный дождь)

На самом деле с неба падают не звезды, а метеориты, которые входя в земную атмосферу, нагреваются и сгорают. При этом возникает вспышка света, которую видно на довольно большом расстоянии с поверхности Земли. Чаще всего звёздным или метеорным дождём называют метеорный поток большой интенсивности (до тысячи метеоров в час). Мметеорный поток состоит из метеоров, которые сгорают в атмосфере и не достигают земли, а метеоритный дождь - состоит из метеоритов, которые выпадают на землю. Раньше не отличали первые от вторых и оба эти явления называли "огненный дождь". Интересный факт: каждый год от осколков метеоритов и космической пыли масса Земли увеличивается в среднем на 5 миллионов тонн.

5. Миражи

Несмотря на свою распространенность, миражи всегда вызывают почти мистическое чувство удивления. Все мы знаем причину появление большинства миражей - перегретый воздух меняет свои оптические свойства, вызывая световые неоднородности, называемые миражами. Мираж - это явление давно объясненное наукой, но продолжающее поражать воображение людей. В основе оптического эффекта лежит особое распределение плотности воздуха по вертикале. При определенных условиях это приводит к возникновению у горизонта мнимых изображений. Однако все эти скучные объяснения мгновенно забываешь, когда сам становишься свидетелем чуда, рождающегося у тебя на глазах.

6. Двояковыпуклые облака

Двояковыпуклые облака (Lenticular mammatus) - это редкое метеорологическое явление. Этот снимок сделан 24.05.2005 г. в городе Джоплин (Joplin), Миссури. Ранним утром жители Джоплина могли наблюдать эти сумасшедшие облака в небе. Облака, названные "lenticular mammatus", встречаются довольно редко. Последнее подобное появление было зарегистрировано в этой области около 30 лет назад.

7. Огни Святого Эльма

Огни Святого Эльма - это очень красивое и необычное природное явление. Первыми свидетелями этого явления были моряки, наблюдавшие огни Святого Эльма на мачтах и других вертикальных заостренных предметах. Это очень красивые светящиеся шары, которые появляются от большой напряженности электрического поля, например, во время грозы, метели или сильной бури. Иногда случалось, что Огни Святого Эльма выводили из строя электрические и радиоприборы.
8. Глория

Если в горах ночью разжечь костер под низкими облаками, ваша тень появится на облаках и вокруг головы у вас будет светящийся ореол. Это явление называется Глория. Глория - это оптическое явление, которое наблюдается на облаках, расположенных прямо перед наблюдателем или ниже него, в точке, прямо противоположной источнику света. В Китае глорию называют "светом Будды". Цветное гало всегда окружает тень наблюдателя, что часто толковалось как степень его просветления (приближенности к Будде и другими божестам).
9. Огненная радуга

Округло-горизонтальная дуга, которую называют огненной радугой за сходство с пламенем, создана льдом, а не огнем. Чтобы возникла огненная радуга, Солнце должно подняться выше 58 градусов над горизонтом, и на небе должны быть перистые облака. Кроме того, многочисленные плоские шестиугольные кристаллы льда, из которых состоят перистые облака, должны быть расположены горизонтально, чтобы преломлять солнечный свет, как одна гигантская призма. Поэтому огненную радугу можно увидеть очень редко, но такое явление очень завораживающее смотрится на небе.

10. Пояс Венеры

В сумерках, незадолго перед восходом Солнца или сразу после его заката, небо над горизонтом частично бесцветное, а частично имеет розоватый оттенок. Это явление называется поясом Венеры. Бесцветную полосу между уже потемневшим небом и голубым небом можно увидеть повсюду, даже в стороне напротив Солнца. Голубизна неба объясняется отражением солнечного света в атмосфере. Явление пояса Венеры объясняется отражением в атмосфере света заходящего (или восходящего) Солнца, которое кажется покрасневшим. Пояс Венеры виден в любом месте, если горизонт чистый. На снимке вы видите пояс Венеры, сфотографированный в Лунной долине, покрытой утренним туманом.

Явление интерференции, деформации, дождь, снежная буря можно объяснить своими словами или с точки зрения физики.

Учитель: от физических явлений отличаются химические явления.

(следующий слайд) – в тетрадь записывается понятие «химическое явление».

(следующий слайд) – объяснение – каким образом мы можем отличить физическое явление от химического явления – признаки реакции записаны в тетради, а на экране запись.

Учитель: а сейчас мы с вами осуществим некоторые химические явления и посмотрим на некоторые признаки химических реакций. Тетради уберите на край стола, пододвиньте поближе лотки с оборудованием и реактивами и начинаем работать очень осторожно.

Лабораторная работа (очень осторожно)

Описание опыта


  1. Возьмите в руки пробирку (показать каким образом).

  2. Среди имеющихся реактивом найдите Соль меди – любая.

  3. Налейте в пробирку 1мл раствора (показать сколько – горизонтально – фаланг пальца), рассмотрите цвет раствора, посмотрите на свет, есть ли в растворе какие-либо видимые частицы?
  4. Среди имеющихся реактивов найдите вещество KOH или NaOH, прилейте в первую пробирку 1мл этого раствора, не перемешивайте, посмотрите, что произошло?


  5. Данный осадок напоминает студень, поэтому он называется студенистый.


Аналогично рассказываем и проделываем следующие опыты (все под диктовку, внимательно наблюдая за учащимися).

BaCl2 + Na2SO4 = данный осадок называется мелкий

Pb(NO3)2 + Na2SO4 = данный осадок называется рыхлый


Учитель: мы с вами рассмотрели первый признак химической реакции – как он называется?

Учитель: вспомните, где в домашних условиях вы наблюдаете данный признак реакции.

Учитель: рассмотрим второй признак химической реакции – изменение цвета (аналогично проделываем опыты) –

FeCl3 + KCNS (несколько капель)

KOH (NaOH) + фенолфталеин (несколько капель)


Учитель: мы с вами рассмотрели второй признак химической реакции – как он называется?

Учитель: вспомните, где в домашних условиях вы наблюдаете данный признак реакции.

Учитель: рассмотрим третий признак химической реакции – выделение газообразного вещества (аналогично проделываем опыты) –

Zn + HCl - постепенное выделение газа (пузырьки)

Na2CO3 + HCl – очень быстрое выделение газа

CaCO3 + HCl – выделение газа в виде пены (захватываются частички самого вещества)


Учитель: мы с вами рассмотрели третий признак химической реакции – как он называется?

Учитель: вспомните, где в домашних условиях вы наблюдаете данный признак реакции.

Учитель: рассмотрим четвёртый признак химической реакции – выделение света


Демонстрационный опыт – учитель поджигает лучину – учащиеся наблюдают пламя – это и есть выделение света

Учитель: мы с вами рассмотрели четвёртый признак химической реакции – как он называется?


Учитель: вспомните, где в домашних условиях вы наблюдаете данный признак реакции.

Учитель: рассмотрим пятый признак химической реакции – выделение тепла


Демонстрационный опыт (учителей – три, поэтому все одновременно выполняют опыты)


Две колбочки – на дно одной насыпаем несколько гранул гидроксида натрия или калия, а на дно другой несколько капель любой соли аммония, в колбы наливаем воду, аккуратно перемешиваем. Проходим по ряду, подходим к каждому учащемуся и даём возможность потрогать дно колбы (одна будет холодная, другая горячая).


Учитель: мы с вами рассмотрели пятый признак химической реакции – как он называется?

Учитель: вспомните, где в домашних условиях вы наблюдаете данный признак реакции.

Учитель: рассмотрим пятый признак химической реакции – выделение или поглощение тепла. Как вы думаете, в кокой из колб было поглощено тепло, а в какой из колб тепло выделилось?


Учитель: шестой признак вам продемонстрирует Оксана Николаевна на следующем уроке.


Учитель: таким образом, давайте с вами ещё раз вспомним все признаки химических реакций.


Учитель: следующее явление – физико-химическое (слайд, записываем определение, демонстрируем различные физико-химичекие явления – три слайда.)


Учитель: А теперь в завершение нашего урока вспомним:


  1. С какими явлениями мы с вами познакомились?

  2. На слайде показаны явления – вам нужно назвать явление, определить, какое явление изображено на картинке, почему вы сделали такой вывод, обосновать. (показ слайдов)



Д/з §3 (вопросы 10, 13)


Урок для 8А и 8Б классов


Тема: «Явления природы»


Цель: Закрепить понятие «явления природы».

Задачи:


    1. вспомнит с учащимися с явлениями, происходящие в природе;

    2. закрепить классификацию явлений;

    3. закрепить умения отличать явления друг от друга;

    4. развивать навыки экспериментальной работы и умения описывать наблюдаемые явления;

    5. воспитывать аккуратность в работе при осуществлении химического эксперимента.


Начало

  1. Поздороваться с учащимися.

  2. Представиться (фамилия, имя, учебный класс)

  3. Записать тему в тетради.

  4. Озвучить цель и задачи.

  5. Главный акцент – на проведение лабораторных опытов, реактивы не игрушка, напомнить основное правило техники безопасности – нельзя ничего экспериментировать без разрешения учителя. (Самое важное – это наше здоровье, о нём надо заботиться).


На экране слайдовой презентации, появляется тема урока, которая записывается в тетрадь.

Учитель: давайте вспомним ребята, что явления, которые мы наблюдаем в природе можно разделить на основные группы – какие? (после ответа учащихся показывается второй слайд).

Учитель: действительно, все явления можно разделить на три группы (проговорить по слайду). Вспомнили? А теперь поговорим о физическом явлении.

Учитель: кто помнит, какие явления называются физическими? (звучит ответ, только после ответа учащегося показывается следующий слайд, учитель делает акцент на том, на сколько что правильно или неправильно учащиеся помнят понятие). Рассмотрим некоторые физические явления, чтобы вы ещё лучше вспомнили и закрепили это понятие – «физическое явление».

Учитель: Еще с детства мы привыкли к таким явлениям природы как красное солнце во время заката, затяжные холодные дожди осенью, кристальный иней или роса на траве. Но порой природа балует нас и довольно необычными природными явлениями: некоторые из них нас пугают, некоторые настораживают, а некоторые просто заставляют любоваться и восхищаться. Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию подборку самых необычных и удивительных явлений природы.


(продолжение слайдовой презентации) учитель поясняет появляющиеся картинки, знакомит учащихся с некоторыми явлениями природы – можно очень кратко, своими словами, а можно и остановиться на некоторых явлениях подробно – это интересно.

1. Полярное (северное) сияние

Полярное (северное) сияние - это одно из самых красивых в мире оптических явлений, которое можно наблюдать исключительно в высоких широтах, недалеко от полюсов. Обычно полярные сияния - голубовато-белые и только в исключительных случаях можно наблюдать многоцветные сияния. Полярные сияния возникают в следствие бомбардировки верхних слоёв атмосферы заряженными частицами, движущимися к Земле вдоль силовых линий геомагнитного поля из области околоземного космического пространства. Северное сияние может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток и поражает своей необычайной красотой.

2. Гало.

Существует много его форм — простых и сложных. Бывает, например, что солнце окружает окрашенное в радужные тона кольцо, иногда даже не одно, а два. В других случаях по обе стороны солнца появляются два светлых пятна; их называют ложными солнцами. На севере нашей страны такая форма гало часто появляется зимой в сильные морозы и никого не удивляет. «Сегодня холодно, недаром солнышко в рукавицах»— говорят в Сибири. Иногда над солнцем появляется третье пятно. Обычно и эта форма гало не вызывает  каких-либо тревог. Однако история сохранила нам любопытный факт... После падения Наполеона во Франции наблюдали, как над солнцем появилось светлое пятно, напоминавшее многим треугольную шляпу императора. И люди расценили это как знак его возвращения из ссылки с острова Святой Елены. Метеорологи   уже  давно   обратили внимание на то, что при появлении гало   солнце   затянуто   дымкой — тонкой пеленой высоких перистых или     перисто-слоистых     облаков. Они плавают в атмосфере на высоте шести-восьми     километров     над землей  и  состоят из  мельчайших кристалликов  льда,  которые  чаще всего имеют форму шестигранных столбиков или пластинок. Атмосфера не знает покоя. И ледяные кристаллики, опускаясь и поднимаясь   в   потоках   воздуха,   то подобно    зеркалу    отражают,    то подобно стеклянной призме преломляют   падающие   на   них   солнечные лучи.  Некоторые из таких — отраженных     и     преломленных лучей — могут   попадать   к   нам   в глаза.   Вот   тогда-то   мы   и   видим гало.

2. Молнии и шаровые молнии

Любая молния - это электрический ток, который в зависимости от условий может принимать различные формы. Особенно удивительны шаровые молнии, которые раньше называли огненными шарами. Природа возникновения шаровых молний до сих пор точно не известна. Иногда их наблюдали даже внутри домов и самолетов. Поведение шаровых молний так же не изучено. Шаровая молния может быть огненно-красной, оранжевой или желтой и парить в воздухе несколько секунд пока не исчезнет. Молнии всегда сопровождаются громом и яркой вспышкой света и чаще всего наблюдаются во время грозы. Каждый из нас неоднократно видел обычную, так называемую линейную молнию. А вот шаровая молния - явление довольно редкое. В природе примерно на тысячу обычных, линейных молний приходится всего 2-3 шаровых.
4. "Огненный" дождь (звездный дождь)

На самом деле с неба падают не звезды, а метеориты, которые входя в земную атмосферу, нагреваются и сгорают. При этом возникает вспышка света, которую видно на довольно большом расстоянии с поверхности Земли. Чаще всего звёздным или метеорным дождём называют метеорный поток большой интенсивности (до тысячи метеоров в час). Мметеорный поток состоит из метеоров, которые сгорают в атмосфере и не достигают земли, а метеоритный дождь - состоит из метеоритов, которые выпадают на землю. Раньше не отличали первые от вторых и оба эти явления называли "огненный дождь". Интересный факт: каждый год от осколков метеоритов и космической пыли масса Земли увеличивается в среднем на 5 миллионов тонн.

5. Миражи

Несмотря на свою распространенность, миражи всегда вызывают почти мистическое чувство удивления. Все мы знаем причину появление большинства миражей - перегретый воздух меняет свои оптические свойства, вызывая световые неоднородности, называемые миражами. Мираж - это явление давно объясненное наукой, но продолжающее поражать воображение людей. В основе оптического эффекта лежит особое распределение плотности воздуха по вертикале. При определенных условиях это приводит к возникновению у горизонта мнимых изображений. Однако все эти скучные объяснения мгновенно забываешь, когда сам становишься свидетелем чуда, рождающегося у тебя на глазах.

6. Двояковыпуклые облака

Двояковыпуклые облака (Lenticular mammatus) - это редкое метеорологическое явление. Этот снимок сделан 24.05.2005 г. в городе Джоплин (Joplin), Миссури. Ранним утром жители Джоплина могли наблюдать эти сумасшедшие облака в небе. Облака, названные "lenticular mammatus", встречаются довольно редко. Последнее подобное появление было зарегистрировано в этой области около 30 лет назад.

7. Огни Святого Эльма

Огни Святого Эльма - это очень красивое и необычное природное явление. Первыми свидетелями этого явления были моряки, наблюдавшие огни Святого Эльма на мачтах и других вертикальных заостренных предметах. Это очень красивые светящиеся шары, которые появляются от большой напряженности электрического поля, например, во время грозы, метели или сильной бури. Иногда случалось, что Огни Святого Эльма выводили из строя электрические и радиоприборы.
8. Глория

Если в горах ночью разжечь костер под низкими облаками, ваша тень появится на облаках и вокруг головы у вас будет светящийся ореол. Это явление называется Глория. Глория - это оптическое явление, которое наблюдается на облаках, расположенных прямо перед наблюдателем или ниже него, в точке, прямо противоположной источнику света. В Китае глорию называют "светом Будды". Цветное гало всегда окружает тень наблюдателя, что часто толковалось как степень его просветления (приближенности к Будде и другими божестам).
9. Огненная радуга

Округло-горизонтальная дуга, которую называют огненной радугой за сходство с пламенем, создана льдом, а не огнем. Чтобы возникла огненная радуга, Солнце должно подняться выше 58 градусов над горизонтом, и на небе должны быть перистые облака. Кроме того, многочисленные плоские шестиугольные кристаллы льда, из которых состоят перистые облака, должны быть расположены горизонтально, чтобы преломлять солнечный свет, как одна гигантская призма. Поэтому огненную радугу можно увидеть очень редко, но такое явление очень завораживающее смотрится на небе.

10. Пояс Венеры

В сумерках, незадолго перед восходом Солнца или сразу после его заката, небо над горизонтом частично бесцветное, а частично имеет розоватый оттенок. Это явление называется поясом Венеры. Бесцветную полосу между уже потемневшим небом и голубым небом можно увидеть повсюду, даже в стороне напротив Солнца. Голубизна неба объясняется отражением солнечного света в атмосфере. Явление пояса Венеры объясняется отражением в атмосфере света заходящего (или восходящего) Солнца, которое кажется покрасневшим. Пояс Венеры виден в любом месте, если горизонт чистый. На снимке вы видите пояс Венеры, сфотографированный в Лунной долине, покрытой утренним туманом.

Явление интерференции, деформации, дождь, снежная буря можно объяснить своими словами или с точки зрения физики.

Учитель: какие явления отличаются от физических?

Учащиеся формулируют свой ответ – учитель не торопит, не перебивает учащегося, выслушивает ответы до конца. Учитель делает вывод, правильно или неправильно учащиеся сделали вывод и показывает следующий слайд, где даётся понятие «химическое явление.

Учиитель: Подскажите мне, пожалуйста, как можно отличить физическое явление от химического. (учитель комментирует правильно или неправильно учащиеся дают ответы – слайд не показывает).

Учитель: а сейчас мы с вами осуществим некоторые химические явления и вспомним признаки химических реакций. Тетради уберите на край стола, пододвиньте поближе лотки с оборудованием и реактивами и начинаем работать очень осторожно.

Лабораторная работа (очень осторожно)

Описание опыта


  1. Возьмите в руки пробирку, вы уже осуществляли химический эксперимент в прошлом году, но напоминаю, что нужно быть предельно осторожными. (показать каким образом).

  2. Среди имеющихся реактивом найдите Соль меди – любая.
  3. Налейте в пробирку 1мл раствора (напомнить– горизонтально – фаланг пальца).


  4. Среди имеющихся реактивов найдите вещество KOH или NaOH, прилейте в первую пробирку 1мл этого раствора, не перемешивайте? Объясните наблюдаемое, определите признак, что вы можете о нём сказать. Какие ещё осадки бывают?


Аналогично рассказываем и проделываем следующие опыты (все под диктовку, внимательно наблюдая за учащимися).

BaCl2 + Na2SO4

Pb(NO3)2 + Na2SO4

Учащиеся должны сами назвать виды осадков.

Учитель: мы с вами вспомнили первый признак химической реакции, напомните мне ещё раз, как он называется?

Учитель: вспомните, где в домашних условиях вы наблюдаете данный признак реакции.

Учитель: рассмотрим следующий признак химической реакции

FeCl3 + KCNS (несколько капель)

KOH (NaOH) + фенолфталеин (несколько капель)

Учитель: какой признак мы с вами вспомнили?

Учитель: вспомните, где в домашних условиях вы наблюдаете данный признак реакции.


Учитель: рассмотрим ещё один из признаков химической реакции

Zn + HCl

Na2CO3 + HCl

CaCO3 + HCl

Учитель: какой мы с вами наблюдали признак химической реакции – как он называется и почему?

Учитель: вспомните, где в домашних условиях вы наблюдаете данный признак реакции.

Учитель: рассмотрим следующий признак химической реакции


Демонстрационный опыт – учитель поджигает лучину – учащиеся наблюдают пламя – это и есть выделение света


Учитель: какой признак мы с вами наблюдали? как он называется?

Учитель: вспомните, где в домашних условиях вы наблюдаете данный признак реакции.

Учитель: рассмотрим ещё один из признаков химической реакции



Демонстрационный опыт (учителей – три, поэтому все одновременно выполняют опыты)


Две колбочки – на дно одной насыпаем несколько гранул гидроксида натрия или калия, а на дно другой несколько капель любой соли аммония, в колбы наливаем воду, аккуратно перемешиваем. Проходим по ряду, подходим к каждому учащемуся и даём возможность потрогать дно колбы (одна будет холодная, другая горячая).


Учитель: какой признак мы с вами наблюдали? как он называется?

Учитель: вспомните, где в домашних условиях вы наблюдаете данный признак реакции.

Учитель: Таким образом, мы вспомнили с вами такие признаки реакций, как (повторяются все признаки).

Учитель: скажите ребята, все ли признаки мы с вами вспомнили (учащиеся называют признаки, если вспомнили все, то хорошо, а если нет, то не страшно), про какой мы с вами забыли?.

На экране слайд, на котором показаны все признаки.

Учитель: шестой признак вам продемонстрирует Оксана Николаевна на следующем уроке.


Учитель: таким образом, давайте с вами ещё раз вспомним все признаки химических реакций.


Учитель: следующее явление – физико-химическое (слайд, записываем определение, демонстрируем различные физико-химичекие явления – три слайда.)


Учитель: А теперь в завершение нашего урока вспомним:


  1. С какие явления происходят в природе?

  2. На слайде показаны явления – вам нужно назвать явление, определить, какое явление изображено на картинке, почему вы сделали такой вывод, обосновать. (показ слайдов)


Д/з §3 (вопросы 10, 13)