litceysel.ru
добавить свой файл
1
Теоретический материал по теме «ДИСГРАФИЯ».



Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Статистические данные показывают, что 55% детей в д/с потенциальные дисграфики. ДИСГРАФИЯ- это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в частых, стойких, специфических, повторяющихся ошибках. Причины дисграфии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные.

Дисграфические ошибки связаны с несформированностью высших психических функций, которые участвуют в процессе письма:


  • дифференциации фонем на слух и в произношении;

  • анализа предложений на слова;

  • слогового и фонематического анализа и синтеза;

  • лексико-грамматического строя речи;

  • оптико-пространственных функций.

Ошибки при ДИСГРАФИИ характеризуются нарушением фонематического принципа письма, т.е. ошибки наблюдаются в сильной фонематической позиции (ЛОПАДА - вместо ЛОПАТА, ДМ – вместо ДОМ), в отличие от орфографических ошибок, которые наблюдаются лишь в слабой фонематической позиции(ВАДЯНОЙ –вместо ВОДЯНОЙ, ДАМА –вместо ДОМА).

Выделяются следующие группы ошибок при дисграфии:


  1. Искажённое написание букв(например, Э-с, С- ).

  2. Замены рукописных букв:

    • Графически сходных ( например, );

    • Обозначающих фонетически сходные звуки (например,




  1. Искажения звукобуквенной структуры слова:

перестановки, пропуски, добавления, персеверации (застревание), контаминации (слияние) букв, слогов( например, ВЕСЕНА-вместо ВЕСНА, СТАНА- вместо СТРАНА, КУЛБОК- вместо КЛУБОК).

  1. Искажения структуры предложения:

Раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов (например, ИСТЁПЛЫХ СТРАНЛЕТЯ ГРАЧИ- вместо ИЗ ТЁПЛЫХ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ ).


  1. Аграмматизмы на письме (например, МНОГО КАРАНДАШОВ, НЕТ КЛЮЧОВ, НА ВЕТКОВ).

Опираясь на современные представления о сущности дисграфии, наиболее важным критерием классификации дисграфии является несформерованность определённых операций процесса письма. Учитывая это выделяют следующие виды дисграфии:


1.Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребёнок пишет слова так, как он их произносит. Этот вид дисграфии проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи.


2.Акустическая дисграфия ( на основе нарушения фонемного распознавания- дифференциации фонем).

Механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным.


3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.


4. Аграмматическая дисграфия.

Это вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.


5.Оптическая дисграфия.

Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций.


Остановимся подробно на одном из видов дисграфии.


АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ.

Это вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-Т, Ц-Т/, Ц-С, С-Ш, З-Ж, Б-П, Д-Т, Г-К, и др.), а также гласные О-У, Е-И.


Это связано с тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховая дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счёт автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причём этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе исследовательской деятельности, по представлению. В других случаях у детей с этой формой дисграфии имеется неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и её соотнесению с буквой.

Неразличение речевых звуков на слух ребёнком дошкольного возраста есть несомненная предпосылка акустической дисграфии.


ВЫЯВНЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК

АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.

Наиболее короткий и безошибочный путь выявления трудностей слуховой дифференциации звуков- это проверка возможности правильного показа ребёнком называемых логопедом картинок, названия которых отличаются друг от друга лишь одним звуком . Например, если необходимо проверить слуховую дифференциацию звуков С и Ш, то логопед в разной последовательности называет лежащую перед ребёнком соответствующую пару картинок, повторяя иногда название одной и той же картинки несколько раз подряд. Такими «парами» в данном примере могут быть следующие: МИСКА и МИШКА, КРЫСА и КРЫША, КАСКА и КАШКА.

Обязательной проверке подлежит состояние слуховой дифференциации наиболее часто не различаемых детьми групп звуков:


  • Мягких и твёрдых ( С-СЬ, Т-ТЬ, Л-ЛЬ и др.);

  • Глухих и звонких (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В, С-З, Ш-Ж);

  • Свистящих и шипящих (С-Ш, З-Ж, Ч-Ц, Ц-Щ и др.)

  • Р-Л и Й (Р-Л, РЬ-ЛЬ, Р-Й, РЬ-Й, ЛЬ-Й).


ВИДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ

РАБОТЫ ПРИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.


  1. Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков.


II. Работа по дифференциации смешиваемых звуков:

  • Формирование навыка дифференциации звуков «…»- «…».

  • Развитие навыка дифференциации звуков «…»- «…».

  • Дифференциация смешиваемых звуков в слогах.

  • Дифференциация смешиваемых звуков в словах.

  • Дифференциация смешиваемых звуков в предложениях.

  • Дифференциация смешиваемых звуков в связной речи.


III. Различные виды фонематического анализа и синтеза.


IV. Выборочный диктант.

  • Устный – поднять букву, если в слове содержится определённый звук (буквы раздаются детям заранее ).

  • Письменный – запись слов, содержащих определённый звук.


V. Графические диктанты.

VI. Списывание с пропущенными буквами.

VII. Слуховые диктанты.


Возьмём для примера звуки [С ] и [Ш] не различаемые каким-то конкретным ребёнком на слух.


КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.


1.Выделение звука [С ] из слова. Выделение звука [Ш] из слова.

КамыШ- Ш-Ш Ш-Ш-Шумит со звуком Ш-Ш-Ш,

А в С- С- Свисте С- С- Слышим мы звук С- С- С.


2. Наблюдение за артикуляцией.





[С ]

[Ш]

Губы

В улыбке

Рупором

Язык

У нижних зубов

«чашечкой»

Воздушная

струя


Холодная

Тёплая


3. Сравнить по артикуляции (подчёркивается различие). Узнать изолированные звуки по беззвучному артикулированию.

- как шипит змея? (картинка-символ) Ш- Ш- Ш.

- как из шарика выходит воздух? (картинка-символ) С- С- С.


4. Соотнести звуки с буквами С и Ш.


5. Дифференциация в слогах различных типов:

-логопед последовательно произносит слоги, а ребёнок должен поднять руку( или хлопнуть в ладоши, или показать лежащую перед ним карточку с буквой Ш (С ) только в том случае, если услышит звук[С ] или [Ш].

-логопед последовательно произносит слоги, а ребёнок должен записать их в 2 столбика, в зависимости от услышанных звуков[С ] и [Ш].

Речевой материал.

1. ША-СА 2. СА-ША 3. ША-СА-ША 4. СА-ША-СА

СО-ШО СО-ШО ШО-СО-ШО СО-ШО-СО

ШУ-СУ СУ-ШУ ШУ-СУ-ШУ СУ-Ш-СУ

ШИ-СЫ СЫ-ШИ ШИ-СЫ-ШИ СЫ-ШИ-СЫ


5. АШ-АС 6. АС-АШ 7. АША-АСА 8.АСА-АША

ОШ-ОС ОС-ОШ ОША-ОСА ОСА-ОША

УШ-УС УС-УШ УША-УСА УСА-УША

ИШ-ИС ИС-ИШ ИША-ИСА ИСА-ИША


9. СТА-ШТА 10. ШВА-СВА 11. СЛА-ШЛА 12. ШКА-СКА

СТО-ШТО ШВО-СВО СЛО-ШЛО ШКО-СКО

СТУ-ШТУ ШВУ-СВУ СЛУ-ШЛУ ШКУ-СКУ

СТЫ-ШТЫ ШВЫ-СВЫ СЛЫ-ШЛЫ ШКИ-СКИ


  1. «Незнайкины стихи».

Логопед читает стихи, которые сочинил Незнайка, дети должны услышать ошибку и исправить.

  • Лежали на улице свежие доски,

На них отдыхали ленивые коски.

  • Миса и Маса лежали в коляске,

Были они, безусловно, двойняски.

  • Двое маленьких мышат

Тоже ходят в детский шад.

7. Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.


Перед каждым учеником ряд цифр (1-9).Сначала дети работают в медленном темпе по команде логопеда: ставят палец под цифрой 1 и вслух произносят 1-ый звук слова; затем одновременно передвигают палец под цифру 2 и называют 2-ой звук и т.д. цифра, соответствующая последнему звуку слова, выдвигается из ряда вверх. Постепенно громкое проговаривание заменяется шёпотом и переходит во внутренний план: ученики молча анализируют и выдвигают нужные цифры, обозначающие общее количество звуков в слове, либо место в нём конкретно заданного звука.

Позиционный анализ звуков в слове.


Задание: указать место звука в слове ( по слуху, с опорой на цифровой ряд); назвать предыдущий звук, последующий. Записать соответству- ющую букву.

С- насос, спасибо, кассир, сосны, спустился, русский, смеялся, пушистый, сосиска, шалости, шустрый, душистый, шоссе, шесть;


Ш- старушка, шелушит, шумишь, смешной, пастушок, слышу, наступишь, шалаши, раскрошит, шишки, шуршит, расшумелся, расшалился.


8. Дифференциация в словах:


-логопед последовательно произносит слова, а ребёнок должен поднять руку( или хлопнуть в ладоши, или показать лежащую перед ним карточку с буквой Ш (С ) только в том случае, если услышит звук[С ] или [Ш].

-логопед последовательно произносит слова, а ребёнок должен записать их в 2 столбика, в зависимости от услышанных звуков[С ] и [Ш];


Речевой материал.

В начале слова: сто, стук, соки, скорый, сушка, стучу, сыр, шалаши, сом, суп, шар, Слава, снежок, шахматы, стул, шапка, салют, шуба, самолёт, шалун, сапоги, шофёр, сарафан, снеговик, шустрый, сок, шорох, соты, стол, шесть, стрекоза, сундук, сумка, шутка, свист, сани, шум, самовар, самокат, сачок, шарф, стужа, столяр, сказка, штора, сова, шмель, слон, скука, скамейка, скобка, шинель, сын, шкатулка, сад, сахар, шило, собака, соска, стадо, стакан, станок, шест, светофор, шина, солнце, скворец, шиповник, станок, стадион, статус, слоги, слова, супница, столица.



В середине слова: машина, кошка, груша, чашка, малыши, куст, игрушки, частый, шалаши, часы, мыши, лапша, мешок, лягушка, Тишка, Пушок, пушинка, пласт, костёр, тишина, песок, мошка, букашка, дедушка, вышка, лиса, тоска, братишка, Настя, хлопушка, оса, мартышка, рыбёшка, пасут, горошки, кастрюля, ладошки, доска, Алиса, ватрушка, пляшут, лист, ослик, коса, крыша, слышу, астра, весна, бабушка, колесо, окошко, восток, пятнышко, окрошка, гармошка, кашка, рубашка, посуда, мясо, миска, киска, каска, крошка, киоск, кошка, матрёшка, подсолнух, неваляшка, блеск, шишка, кувшин, пастух, ушанка, Наташа, кости, галстук, пушинка, кисточка, ромашка, подушка, колбаса, мышонок, бусы, мошка, усы, лошадка, хлопушка, капуста, аист, космонавт, петушок, пылесос, русалка, лестница, мост, пышка, хвост, пешка, невеста, пушок, баскетболист, мешок, ушки, Даша, Маша, таксист, катушка, Паша, пианист, кукушка, танкист, баянист, футболист, опушка, квакушка, записка, занавеска, писатель, душа, всадник.


В конце слова: малыш, автобус, ананас, шалаш, кекс, час, мышь, голос, колос, редис, карандаш, лис, пупс, камыш, троллейбус, нос, ландыш, лес, пылесос, глобус, парус, статус, душ, Денис.


9. Игра «Отгадай слово» (впиши пропущенную букву Ш или С )

*ом *лем ду* анана*

*апка *ова коко* компа*

*умка *айба ква* ланды*

*уба *ад камы* шала*


10. Отобрать картинки, в названии которых содержится определённый согласный звук:



11. Разложить предметные картинки под цифрами 3,4,5 в зависимости от количества звуков в их названии. Примерные картинки:

крыша, сыр, лиса, сушка, аист, сосна, чашка, часы, шапка, шарф, кекс, шар, лес, сани, стол, стул, бусы, груша, слон, доска.


12. «Звуковое лото».

-Ребёнку даётся карточка с картинками и фишки. Задание: закрой фишками лишь те картинки, в названии которых есть звук[С ] ([Ш] )


Образец карточки:


лягушка

слон

рыба

карандаш

башня

бусы


-Задание можно усложнить: закрой синими фишками картинки, в названии которых есть звук[С ]; зелёными- звук [Ш]; красными- оба звука.

Образец карточки:


сушка

мышка

крыша

кошка

крыса

сыр



13. «Волшебные цепочки».Изменить один звук. Записать новые слова.

Если ребёнок затрудняется, то указывать, какой по счёту звук надо заменить (или конкретизировать какой звук заменить и на какой):

-Сом- сок- сук- суп- сух…

-маска-миска-киска-каска…

- пуск- писк- диск…

- доска-тоска…

- соска-сосна…


14. «Превращения»

найди цепочку преобразованных слов. Запиши её. Какими звуками эти слова отличаются? Где стоят звуки, отличающие эти слова?


Мышка в норке.

МЫШКА в норке росла,

Мышка грызла корки,

Только грызла тоска

Мышку в этой норке!

И решила от тоски:

«Я меняю Ы на И!»


Какое получилось слово?

МИШКА в норке живёт,

Мишка лапу сосёт.

Косолапый тужит:

« Очень скудный ужин!

В этой норке тесно,

Жить неинтересно,

Как- то сыро и темно!

Я меняю И на О!»




Какое теперь получилось слово?

МОШКА в норке живёт,

Мошка крошку сосёт:

«Неуютно дома!

Целые хоромы!

От кровати до ворот


Очень длинный перелёт!

Это не годится-

Я ведь вам не птица!

Нет ни в чём моей вины!

Я меняю О на Ы!»

Какое получилось слово?

Мышка в норке сидит.

У неё довольный вид.


15. «Звёздный час»

Составить слова из букв слова ХЛОПУШКА (пол, школа, кол, лук, лак, ухо, ушко, пушка, шок, куш…)


16. «Собери слово»:

  • Рассмотри картинки (или прочитай слова). Из первых звуков (букв) составь слово. Запиши его.

-сыр, ведро, ежевика, червяк, ананас. (свеча)

-брюки, ангел, шишка, нос, ящерица (башня)

-матрёшка, апельсин, шуба, игла, нож, арбуз (машина)

-коза, озеро, лампа, ель, сумка, очки( колесо)

-сарафан, телефон, арбуз, карандаш, апельсин, носорог (стакан)

-лук, игла, самовар, арбуз (лиса)

-сапоги, тигр, озеро, лиса(стол)

-ведро, ель, стакан, ножницы, апельсин (весна)

-носорог, обезьяна, солнце, кит, игла (носки)

- мышь, абрикос, карандаш (мак)

- мишка, апельсин, сом, кошка, ананас (маска)

-шапка, апельсин, шлем, кот, абрикос (шашка)

  • Прочитай слова. Выдели указанный в скобках звук. Из выделенных звуков составь слово и запиши его.


- колесо(4), ослик(1), всадник(2), машина(5), душа(4)…(СОСНА)

- вышка(3), лиса(4), шило(3), пласт(3), пятнышко(6)…(ШАЛАШ)

- тоска(3), пастух(4), лист(2), мошка(3), подсолнух(5), русалка(6)…(СТИШОК)

- глобус(6), пышка(2), лестница(5), ирис(3), кукушка(5), кошка(1),

груша(5)… (СЫНИШКА)

- часы(3), мешок(1), лес(2), крошка(4), столица(5), ландыш(3), гармошка(7), тишина(6) ….(СМЕШИНКА)


  • Прослушай слова. Запомни:

- курс- шорты (общий звук, запиши соответствующую букву) - шар- пар (звуки, которыми слова отличаются, запиши соответствующую букву)

- стон- стан (звуки, которыми слова отличаются, запиши соответствующую букву)

Р Ш П О А

Из полученных букв составь слово (шпора).


  • Перестановка слогов: запиши слова, получившиеся из слогов:

на- ма- ши-

ги- са- по-

ник- пов- ши-

мо- кат- са-

по- да – су-

куш- ка- ку-

ба- ка- буш-

бус- то- ав-

а- нас-на-

ко- о- кош-

ты- ма- шах-

вя- та- со-

туш- ка- ка-

ко- сы- ко-

у- ка- шан-

сту- па- хи-

ши- ка- мы-

пус- ка- та-

та- ша- мы-

душ-ка- по-

ка- о- шиб-

17. Сопоставление слов-паронимов по значению и звучанию. Составление с ними предложений и запись.


Игра «Наоборот» (вместо [Ш] поставь [С] или наоборот). Запиши полученные слова.




Споры-шпоры шины- Машка-

Басня- наш- крыса-

Сумел- вас- сесть-

Уши- Сашка- шок-

Стиль- штык срам- Мишка- сутки- сайка-

Кашка- мыс- шкала-

Масса- касса- штопор-

Сок- суд- Сурик-


18. Записать слова в 3 столбика (1-со звуком [С ], 2- со звуком [Ш], 3-со звуками [С ] и [Ш]) :

шест, шесть, сушка, аист, шоссе, хвост, киоск, смешно, шлем, стишок, сосна, коляска, спутник, кувшин, катушка, ступеньки, сынишка, принёс, пришил, шпалы, спали, краска, крошка, весна, вишня, пушок, песок, выписка, рубашка, смешинка.


19. Игра «Идём в гости». Подумай, какие слова подарим МАШЕ (Ш), какие –СЕРЁЖЕ (С),какие-САШЕ (С И Ш).Запиши.

20. Игра «Эхо»-образуй признаки и запиши:

смех- смешной потеха-

пух- без шума-

уши- успех-


21.Добавь нужный слог, чтобы получилось слово ( - ШКА или –СКА ; -ШНЯ или -СНЯ) и запиши :

соси… чере…

занаве… пе…

поду… па…

кату… ба…

бабу… бары…

вы… коню…

ми… ви…

до…


22. Списать. Изменить глаголы по образцу, отмечая чередование С и Ш (подчёркивая):

Образец: просить - я прошу.

писать- плясать - спросить-

месить- носить - струсить-

расспросить - красить - взвесить

чесать- косить - откусить-


23. Игра «5-1-9-2»- сосновая шишка

пушистая сосна

игра «9-5-2-1»- пушистый хвост

смешной стишок

Образец записи детьми: пять сосновых шишек, одна сосновая шишка, девять сосновых шишек, две сосновых шишки.

24. Проспрягать в настоящем времени: смешить сынишку,


Спешить в лес за сосновыми шишками.


25. Подумай какую букву надо вставить(С и Ш). Запиши полученные словосочетания (вместо букв С и Ш пропуски)

Речевой материал.


*тар*ий в *емье,

по*у*ить *ено,

*пе*ат *еять,

**ить ко*тюм,

на*а *има,

вы*окая кры*а,

*ильный *ум,

по*лу*ный *ын,

боль*ой интере*,

ва*и *анки,

вку*ная ка*а,

вы*окий *каф,

*ирокий *тол,

об*итое кре*ло,

*иние *таны,

*е*ть или *емь лет,

боль*ая *обака,

ла*ковая ко*ка,

А*ины игру*ки,

*енина *апка,

*ильная ло*адь,

во*емь каранда*ей.


Мы*иный хво*т

Гу*тые камы*и

Ле*ная глу*ь

*тепной *акал

*ме*ной *алуни*ка

*покойная ти*ина

Вы*окий *пиль

*моли*тые *о*новые *и*ки

Не*пе*ный *аг

*тальная *пага

Дет*кий *ампунь

Боль*ая отве*ная *кала

Ма*инное ма*ло

*пилька для воло*

Пу*и*тая *апка

Вку*ные *у*ки

*ладкий *околад

Об*ирная пу*тыня

Про*логодний *нег

Проро**ий овё*

*пло*ные *тепные про*торы

*тепная *ирь

*у*ёные гру*и и *ливы

*тиральный поро*ок

*елкови*тая *ер*ть

*ер*тяной *арф




26. Вставь пропущенную букву. Спиши.

  • У ле*а на опу*ке.

Вы*око на *уку

* утра поёт куку*ка:

«Ку- ку, ку- ку, ку-ку!»



  • *а*а- луч*ий па*ту*ок.

Он берёт * *обой рожок,

*умку из рогожки

* ми*кой, *у*кой, ложкой.


27. Графические диктанты.

Методика проведения: перед детьми ставится задача определять по слуху только звуки [С ] и [Ш]. Слова, не содержащие указанных звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука –двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слов. Если один из звуков встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды. В ходе графического диктанта логопед раздельно проговаривает слова фразы. При первом прослушивании ученики загибают пальцы по числу слов. При повторном чтении записывают, сверяя число письменных обозначений с количеством слов в предложении. Каждое предложение записывается с новой строки.

Речевой материал.

У Сони пушистая шапка.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Спешит Саша по шоссе и ест сушки.

Кошка спит, в мышку видит.

Куст шуршит - косой мимо спешит.

Поспешишь –людей насмешишь.

Наш кот у нас, ваш кот у вас.


Шила Саша шапку споро.

Шов строчила шёлком скоро.


Наша большая пушистая кошка спит на окошке.

Ваша маленькая смешная кошка спешит уйти с окошка.

Саша любит сушки, а Соня любит ватрушки.


Шли сорок мышей, нашли сорок грошей.

Две мыши поплоше нашли по два гроша.


Что посеешь, то и пожнёшь.

Снег сошёл- за зимой ушёл.


Мы ели салат на опушке лесной.

Стоял наш шалаш под высокой сосной.


Небольшой у лисоньки рост,

Но роскошен пушистый хвост.


Смешной шут пришёл в суд.

Серый сурок нашёл шнурок.


У собаки на шее кожаный ремешок.

В лесу слышен страшный шум.

Сушат сушки для мышки.

Надо суметь тут не шуметь.

Стал солить- не надо шалить.

Наш посол не туда пошёл.

Вышла мышь на самый мыс.

Шестые сутки шутим шутки.

Мишка ест из миски.

На голове каска, а в миске- кашка.

Смолистые шишки не сушат для мышки.

Вишнёвый сок –из спелых вишен.

Соболья шапка- из меха соболя.

Плюшевая скатерть- из плюша.

Шёлковая скатерть- из шёлка.

Мы шли не спешили и всех насмешили.

Крыса не сидит на крыше.

У нашей Иришки сладкие ириски.

У моря скала, у прибоя- шкала.

У малышки соска, у пахаря- сошка.

В лесной глуши не встретишь ни души.

В лепестках ромашки спрятались букашки.

Косолапый мишка встретил шуструю мартышку.


28. «Исправь Незнайкины ошибки».




Зайчишка – трушишка

Жил в чаще лешной.

Зайчишка – трушишка

Дрожал под шошной.

Под липой, под ёлкой

От штраха дрожал,

От шерого волка

Едва убежал.


А нынче зайчишка

Уже не трушишка.

Артиштом работает

В цирке зайчишка.

Вот марш раздаётшя,

Дивятшя кругом:

Зайчишка нешётшя

На волке верхом!


  • У мыски в норке

Кроски и корки,

В кладовке у мыски

Кусочки коврижки.

У мыски- норуски

Скварки в кружке,

У мыске в кадуске

Грибочки- волнуски.

В миске у мыски

Остатки закваски,

А в погребочке-

Сырки и колбаски.





  • Сколько усек у сести лягусек?

А сколько «усек» у сести подусек?


Шубка у кошки пушиштая,

Мягкая и шелковиштая.


У кошки шешть котят, Крошки крошатся,

У мышки шешть мышат, Сушки шушатся,

У лягушки шешть лягушат, Тушёнка тушится.

И вше куда- то шпешат.


Мыска или миска

Кусает из миски?

Или только киске

Есть дают из миски?

Мыска слусает мыску,

Коска слусает коску.

Коска скусает мыску,

А мыске не скусать коску.


Слусали мы басенку про маленькую басенку

И больсую басню про больсую басню.



  • Любопытные мартышки собирают с ёлок пышки.

Утром кости к нам пришли. Всем подарки принесли.

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.

На виду у детворы крысу красят маляры.


29. Вставь пропущенные буквы (С или Ш). Прочитай (прослушай) текст. Письменно ответь на вопросы.

Речевой материал.

  • *а*ин деду*ка – *ахмати*т.

«Я тоже буду *ахмати*том», - ре*ил *а*а. До*тал он из *кафа *ахматы, а что делать даль*е – не знает.

«*кучная игра,- подумал *а*а. – Нет, не буду я *ахмати*том».

И *а*а по*ёл в другую комнату, чтобы убрать *ахматы в *каф.

Это увидел деду*ка и *казал : «Не *пе*и. *ахматы – интере*ная игра. Давай в неё вме*те играть».

Вопросы: -Кто такой Сашин дедушка?

-Что решил Саша?

-Что он сделал?

-Откуда Саша достал шахматы?


-О чём подумал Саша?

-Куда он пошёл?

-Зачем он пошёл в другую комнату?

-Кто это увидел?

-Что сказал дедушка?


  • Деду*ка расставил *ахматные фигуры, назвал их и показал*а*е, как они ходят.

- Вот это- пе*ки. Они*тоят впереди и как бы защищают другие фигуры.

- А эта ба*енка как называется?-*просил*а*а.

- Я же тебе говорил: это ладья и объяснил, как она ходит, - ответил деду*ка.

После этого деду*ка*нова расставил фигуры и*делал ход пе*кой.

Вопросы: -Кто расставил шахматные фигуры?

-Где стоят пешки?

-Что спросил Саша?

-Кто снова расставил фигуры?

-Что сделал дедушка?

  • - Давай играть в *ахматы, - в*ё время про*ил деду*ку *а*а.

Эта игра нравила*ь *а*е в*ё боль*е и боль*е.

*а*а *тал понимать, как надо дей*твовать, чтобы король деду*ки не мог уйти от «*аха».

И однажды *а*а объявил «мат» королю деду*ки. И деду*ка- *ахмати*т *казал: «*даю*ь!»

- *ахматы- очень хоро*ая игра!- *казал *а*а деду*ке. –Я, когда выра*ту, обязательно буду *ахмати*том.

Вопросы : -О чём всё время просил Саша дедушку?

-Кому нравилась эта игра всё больше и больше?

-Что стал понимать Саша?

-Что сделал однажды Саша?

- Что сказал дедушка- шахматист?

-Кем будет Саша когда вырастет?

  • *еня и Па*а не хотят *егодня гулять.

- Почему не идёте гулять? – *пра*ивает их *тар*ая *е*тра *има.

-*кучно!- в один голо* отвечают *еня и Па*а.- За домом у на* только *нег да лёд, а в *нежки играть надоело.

Тогда *има по*ла в магазин и купила им коньки, клю*ки и *айбу.

И * тех пор каждый день *еня и Па*а играют в хоккей.

Однажды *има по*мотрела на них в окно, потом *казала *ене и Па*е:


- Вы *тали на*тоящими хоккеи*тами!


Вопросы: -Кто не хочет сегодня гулять?

-Что спросила старшая сестра?

-Как звали сестру?

-Что ответили ребята?

-Что сделала Сима?

-Что произошло потом?

- Что сказала Сима?


  • *урик *акуров *пит и видит *он.

Как будто он, *урик,- ко*монавт и *коро полетит в ко*мо*.

Вот *урик надевает *кафандр и идёт по ко*модрому.

*тарт! И ко*миче*кий корабль у*тремляет*я в ко*мо*.

И тут *урик про*нул*я.

Видит- ни *кафандра, ни ко*модрома, ни ко*миче*кого корабля…

«Пу*ть это- *он, -думает *урик.- В*ё равно. Когда выра*ту. Буду ко*монавтом».

Вопросы: -Кто видит сон?

-Что происходит во сне?

-Кто надевает скафандр?

-Куда идёт Шурик?

-Куда устремился космический корабль?

-Что произошло потом?

-Что увидел Шурик, когда проснулся?

-О чём подумал Шурик?

  • Наступили жаркие дни. На полянке выросли ландыши. Саша и бабушка пошли собирать ландыши. Дома они оставили ландыши в вазу.

- Какие дни наступили?

- Что выросло на полянке?

- Кто пошёл собирать ландыши?

- Куда Саша и бабушка поставили цветы?


30. Слуховой диктант.

Рекомендации по проведению: после написания слухового диктанта, логопед отмечает у себя и объявляет количество ошибок каждого из учеников. На несколько минут открывается текст диктанта, записанный на доске, для исправления ошибок. Ученики делают исправления не ручкой, а цветным карандашом( чтобы отличить их от поправок, возможно имевших место в ходе написания диктанта). При проверке работ логопед отмечает количество исправленных ошибок, записывая это число под первым в виде дроби: 5/3, т. е. из 5 допущенных ошибок исправлено 3.



  • Шуршат сухие листья. Пастушок потушил костёр. Слышу свист суслика. Шумят вершины сосен. Пора ворошить душистое сено. Тишину нарушал шелест камыша. Скоро поспеют сливы и груши.




  • Кошка ловит мышей. Собака сторожит дом. Корова даёт молоко. Лошадь возит грузы. Овцы дают шерсть и мясо. Мех кролика идёт на шубы и шапки.




  • Кто как зиму встретил.

Летучие мыши забрались в дупло. Ёж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку и починила гнездо. Лисица в норе себе из листьев постель сделала.


  • Заяц.

К зиме заяц в новой шубке. Летняя шерсть у зайца вылезает, отрастает светлая, пушистая. Трудно различить зайца на снегу. Нет у зайчика норы, нет запасов. Страшны зайцу не мороз и вьюга, а охотники, волки, лисицы и совы. Спасает его от различных врагов сетля шкурка да бойкие прыжки.

31. Списывание:

Рекомендации по проведению: необходимо как можно раньше научить детей при списывании запоминать слог, а не букву, что вытекает из положения о слоге как основной единице произношения и чтения. Специфической задачей письма становится послоговое проговаривание, согласованное с темпом письма.

С первых упражнений в списывании необходимо воспитывать у школьников навыки самопроверки. Педагог, проверяя работы, не исправляет ошибки, а отмечает их на полях соответствующих строк. Ученик сверяет свою запись с текстом учебника, карточки, доски и исправляет ошибки. Несколько позже вводится приём взаимопроверки.

В лесу.

Всё стало тихо, голосов не слышно,

Не вскрикнет сыч, не зашумят листы.

И только ветер с еле слышным свистом

Слегка качает сонные кусты.

И если вдруг лиса хвостом пушистым

Слегка коснётся снежного куста,

То звуков всё равно не будет слышно:


Спокойно спит лесная красота!


Шорохи в тиши.

Тише, тише, не спеши, ты постой, послушай!

В тишине шумит камыш, шум ласкает уши.

Слушай, слушай тишину чуткими ушами.

Много шума в тишине мы услышим с вами.

Где- то шорох слышен, шум, где- то тихий шёпот,

То звук Ш- большой шалун- поднимает ропот.

То бумажкой прошуршит, то шмыгнёт мышонком,

То за кошкой поспешит, что шипит в сторонке.

Тише, тише, не спеши, ты постой, послушай:

Всюду слышится звук Ш, навостри лишь уши!


Колыбельная.


Если сел ты в камыши,

То сиди и не дыши.

В камышах такая тишь,

Словно сыну шепчет мышь:

«Тише, тише, спи, малыш,

Если сам ты зашуршишь,

Перестанет петь камыш.

Тише, тише, спи, малыш!»